Орлов, Михаил Яковлевич

Михаил Яковлевич Орлов
Орлов Михаил Яковлевич.jpg
Дата рождения 8 мая (21 мая) 1916(1916-05-21)
Место рождения Голубинкский, Верхнекундрюченская, 1-й Донской округ, Область Войска Донского, Российская империя
Дата смерти 15 мая 1968(1968-05-15) (51 год)
Место смерти Черновцы, Черновицкая область, Украинская ССР, СССР
Принадлежность  Российская империя
 РСФСР
 СССР
Род войск авиация
Годы службы 1937-1955
Звание Майор
майор
Командовал штурман авиаэскадрильи 336-го бомбардировочного авиационного полка (53-я Сталинградская бомбардировочная авиационная дивизия, 4-й гвардейский бомбардировочный авиационный корпус, 18-я воздушная армия
Сражения/войны Великая Отечественная война
Награды и премии

Михаил Яковлевич Орлов (8 (21) мая 1916, Голубинский, станица Верхне-Кундрючинская, 1-й Донской округ, Область Войска Донского, Российская империя — 15 мая 1968 (по другим данным 16 мая 1966)[1], Черновцы, Черновицкая область, Украинская ССР, СССР) — советский военнослужащий, майор, штурман авиаэскадрильи 336-го бомбардировочного авиационного полка (53-я Сталинградская бомбардировочная авиационная дивизия, 4-й гвардейский бомбардировочный авиационный корпус, 18-я воздушная армия). Участник Великой Отечественной войны. Герой Советского Союза(1946)[2].

Биография

Михаил Яковлевич Орлов родился 21 мая 1916 года в хутоpе Голубинкский, входившем в станицу Верхне-Кундрюченскую 1-го Донского округа Области войска Донского (сегодня это хутор Голубинка Белокалитвинского района Ростовской области). В юном возрасте его семья перебралась в город Шахты. Образование получал в средних школах № 4 и № 13. В 1936 году, завершив обучение в горном училище, начал трудовую деятельность врубмашинистом на шахте имени Петровского[3].

В 1937 году был призван в ряды Красной армии Шахтинским РВК. В 1940 году завершил обучение в Харьковском военном авиационном училище штурманов. Орлов принимал участие в боевых действиях вплоть до Дня Победы[3].

После окончания войны продолжил службу в Военно-Воздушных Силах. В 1955 году майор Орлов уволился в запас. Последние годы жизни проживал в городе Черновцы[4]. Умер 16 мая 1966 года. Похоронен в городе Шахты Ростовской области[1].

Боевой путь

С первых дней Великой Отечественной войны принимал непосредственное участие в боевых действиях. Служба Михаила Орлова началась в составе 1-го тяжелобомбардировочного авиационного полка, дислоцированного в Ростове-на-Дону. Полк, в котором он служил, начало войны встретил, находясь на территории Калужской области, а именно на военном аэродроме Шайковка. С начала военных действий это подразделение, перебазировавшееся в район Подмосковья, осуществляло бомбардировки наступающих войск противника на участке Западного фронта. Он совершил более 60 боевых вылетов, направляя свой самолёт на вражеские цели, расположенные к западу от Москвы[1].

Младший лейтенант Орлов, занимавший должность стрелка-бомбардира в 1-м тяжелобомбардировочном авиационном полку (23-я авиационная дивизия), был удостоен ордена Красной Звезды за храбрость и отвагу, проявленные им в сражениях с немецкими захватчиками. Награждён приказом Военного Совета Западного фронта от 5 декабря 1941 года[1].

С января по июнь 1942 года подразделения полка оказывали поддержку 1-му гвардейскому кавалерийскому корпусу, действующему в тылу врага. Кроме того, личный состав полка участвовал в Вяземской воздушно-десантной операции, осуществляя доставку необходимых ресурсов для десантных частей. В ходе этих операций полк отвечал за поставку боеприпасов, топлива, провизии, медикаментов советским войскам, а также за эвакуацию раненых солдат[1].

В июле и августе 1942 года основные усилия полка были направлены на нарушение работы ключевых железнодорожных узлов, таких как Брянск, Карачев, Орёл, Курск, Харьков и Ржев, а также на поддержку сталинградского направления. В марте 1942 года Дальнебомбардировочная авиация (ДБА) была реорганизована и стала Авиацией дальнего действия (АДД). Задачи, стоявшие перед АДД в ходе боевых действий, определялись лично Верховным главнокомандующим Иосифом Виссарионовичем Сталиным. Лётные экипажи дальних бомбардировщиков внесли свой вклад в сражения под Москвой и Сталинградом, в Курской битве, в операциях по прорыву блокадного кольца Ленинграда, в Белорусской наступательной операции, в освобождении Крымского полуострова, при взятии Кёнигсберга и в Берлинской операции[1].

Самолёты АДД осуществляли бомбардировки индустриальных и политически значимых центров Германии. Наносили мощные удары по резервным силам и передовым позициям противника, по мостам и железнодорожным развязкам. Принимали активное участие во всех наступательных операциях фронтов, особенно при нанесении первого, сокрушительного удара. Занимались транспортировкой грузов, необходимых для нужд фронта. Обеспечивали партизанские отряды вооружением, продовольствием и медикаментами[1].

В 1942 году, 336-й авиационный полк, возглавляемый подполковником Равичем и входящий в состав 53-й авиационной дивизии АДД, успешно осуществлял боевые вылеты, главным образом, в зоне ответственности Западного фронта. С августа 1942 года 53-я авиадивизия приняла активное участие в сражениях на Сталинградском направлении. Подразделение внесло значимый вклад в исход Сталинградской битвы, что впоследствии было отмечено присвоением почётного звания «Сталинградская». В этот период полк активно препятствовал действиям вражеской транспортной авиации и участвовал в воздушной изоляции окружённой группировки немецких войск. Михаилу Орлову разрешались вылеты даже в ситуациях, когда остальным лётчикам полка полёты были запрещены[1].

30 апреля 1943 года, согласно постановлению Государственного Комитета Обороны, 53-я авиадивизия АДД была включена в состав 5-го авиационного корпуса АДД под командованием генерала И. В. Георгиева. 5-му авиакорпусу АДД, совместно с другими соединениями АДД и ночными бомбардировщиками фронтовой авиации, выпала задача открыть второй этап Курской битвы. В ночь на 12 июля 5-й авиакорпус АДД нанёс бомбовые удары по опорным пунктам противника на орловском направлении. Утром 12 июля, после интенсивной артиллерийской и авиационной подготовки, войска Брянского и Западного фронтов перешли в контрнаступление. За успешное освобождение Орла и Белгорода 5-му авиакорпусу АДД генерал-майора Георгиева приказом народного комиссара обороны было присвоено почётное наименование «Орловский»[1].

Подвиг

К 23 апреля 1945 года капитан Орлов выполнил 408 боевых заданий, осуществляя бомбардировки важных военно-промышленных центров в глубоком тылу неприятеля, а также мест сосредоточения войск. Он обеспечивал переброску необходимых ресурсов и десантных групп для продвигающихся подразделений армии и партизанских отрядов. Общее время, проведённое в ночных боевых вылетах, составило 2450 часов. Будучи штурманом эскадрильи, он эффективно организовывал навигационную работу и лично обучил 12 штурманов[1].

За образцовое выполнение заданий командования, героизм и отвагу, проявленные в борьбе с врагом, гвардии капитану Орлову Михаилу Яковлевичу, занимавшему должность штурмана в 336-м бомбардировочном авиаполку, было присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда». Указ Президиума Верховного Совета СССР от 15 мая 1946 года[1].

Награды и звания

Память

  • Именем Михаила Яковлевича Орлова названа улица в городе Шахты[3].
  • На доме, где жил до войны Михаил Яковлевич Орлов, установлена мемориальная доска[3].

Примечания

  1. 1,00 1,01 1,02 1,03 1,04 1,05 1,06 1,07 1,08 1,09 1,10 Орлов Михаил Яковлевич. Международный патриотический интернет-проект «Герои страны». Дата обращения: 7 мая 2025.
  2. 2,0 2,1 2,2 2,3 2,4 2,5 2,6 Орлов Михаил Яковлевич. Министерство обороны Российской Федерации. Дата обращения: 6 мая 2025.
  3. 3,0 3,1 3,2 3,3 Орлов Михаил Яковлевич. ГБУК РО «Донская государственная публичная библиотека». Дата обращения: 6 мая 2025.
  4. Орлов Михаил Яковлевич. Федеральное государственное бюджетное учреждение культуры «Центральный музей Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.». Дата обращения: 7 мая 2025.

Ссылки