Октябрьский мост (Красноярск)
Октябрьский мост | |
---|---|
Официальное название | Мост имени П. С. Федирко |
Область применения | автомобильный, пешеходный |
Пересекает | реку Енисей |
Место расположения | Красноярск |
Конструкция | |
Основной пролёт | 200,2 м |
Над пересекаемой преградой | 900 м + 300 м (протока) |
Общая длина | 2600 метров |
Ширина моста | 35,8 метра |
Высота конструкции | 25 метров |
Полос движения | 4 + 4 |
Эксплуатация | |
Начало строительства | 7 ноября 1977 |
Открытие | 29 августа 1986 |
Медиафайлы на Викискладе | |
56°01′38″ с. ш. 92°56′29″ в. д. / 56.027353° с. ш. 92.94146° в. д. (G) (O) (Я) |
Октябрьский мост — мост в Красноярске, соединяющий Советский и Ленинский районы города, расположенные по обоим берегам реки Енисей. Мост предназначен для движения как транспорта, так и пешеходов. Первоначально по мосту можно было передвигаться на автобусах и трамваях, но в ходе реконструкции в 2006 году трамвайные пути убрали. Строительство моста началось в 1977 году, закончилась в 1986 году. Мост восьмиполосный, по четыре полосы в каждую сторону[1].
История строительства
Строительство
Первый камень в строительство моста был заложен 7 ноября 1977 года. Перед началом возведения моста были произведены изыскательские работы, в ходе которых изучали грунт, течение, глубину Енисея. Наиболее удачным оказалось место рядом с улицей Мичурина.
Для разработки проекта сооружения были приглашены архитекторы из ленинградского проектного треста «Трансмост». Строительные работы выполняла бригада Мостоотряда № 7 под руководством Сергея Виноградова[2], чьим именем впоследствии назвали один из мостов Красноярска — пешеходный вантовый мост от центра города к острову Татышев.
В работах было задействовано 300 человек, которые за восемь лет возведения моста сварили 20 тысяч тонн металлических конструкций и залили 50 тысяч тонн бетона и железобетона. Строительство шло с использованием современных технологий, позволивших сэкономить до 8 миллионов рублей.
При строительстве моста конструкции впервые в Советском союзе были скреплены не дорогими высокопрочными болтами, а электросваркой. Также впервые в СССР мост был облицован железобетонными блоками высокой прочности, стойкими к деформациям и изменениям. В феврале 1986 года начались работы по смычке пролётов моста. Изначально мост имел по три автомобильных полосы в каждом направлении и трамвайные пути[3].
Открытие моста
Открытие моста состоялось 29 августа 1986 года, а за 10 дней до этого ему решением исполнительного комитета Красноярского Краевого совета № 276 было дано официальное название «Октябрьский». В первый день открытия моста по нему были запущены автомобильный транспорт и трамваи, на острове Татышев состоялся праздничный митинг и народное гуляние.
В праздничной программе был концерт, выступали парашютисты, прошло авиашоу с использованием лёгких самолётов, демонстрирующих различные пилотажные фигуры. Во время митинга начальник строительства Сергей Виноградов вручил председателю Красноярского горисполкома Евгению Лобачёву символический ключ от моста[4].
История названия
Название моста «Октябрьский» связано с тем, что начало его возведения было положено в день шестидесятой годовщины Великой Октябрьской Социалистической революции 1917 года — 7 ноября 1977 года. Имя мосту присвоили в честь Павла Стефановича Федирко, первого секретаря Краевого комитета КПСС, руководившего Красноярским краем с 1972 по 1987 год. При нём в крае и в краевом центре — Красноярске — были построены и пущены в действие многие предприятия и сооружения. При Федирко же был построен Октябрьский мост. В день похорон Павла Стефановича 13 августа 2019 года губернатор края Александр Усс предложил переименовать Октябрьский мост в память о нём.
17 сентября 2019 года на очередной сессии Городского совета депутатов было принято постановление о присвоении Октябрьскому мосту имени Павла Стефановича Федирко. С этой даты Октябрьский мост официально называется «Мост имени П. С. Федирко». Несмотря на переименование, красноярцы его по-прежнему называют Октябрьским мостом[5].
Ремонт моста
Первоначально мост использовали для движения и автомобилей, и трамваев, для этого были проложены трамвайные рельсы. При движении трамваи создавали вибрацию, которая приводила к деформации моста: расходились межплиточные швы. В связи с этим в 2004 году движение трамваев на мосту было прекращено, рельсы демонтированы в 2006 году[6].
В 2006 году был произведён ремонт части Октябрьского моста на участке от улицы Мичурина и улицы Крайней до острова Татышев по левой стороне движения. В ремонтных работах участвовала бригада из 45 человек. В ходе работ были отремонтированы дорожные плиты и отреставрированы швы. В период ремонта движение по мосту было только встречным, по правой стороне.
После окончания ремонта проезжей части, который завершился 31 августа 2006 года, приступили к благоустройству пешеходных тротуаров. Ремонтные работы закончились в октябре. Следующий ремонт моста был проведён в 2015 году, когда было заменено асфальтовое покрытие, нанесена дорожная разметка, установлены бортовые камни, отремонтированы пешеходные дорожки. Летом 2023 года на Октябрьском мосту были проведены ремонтные работы — заменено асфальтовое покрытие. Мост полностью не закрывали, ремонт производили по полосам[7].
Мост в 2020-е годы
После реконструкции 2006 — 2009 годов на мосту было увеличено количество полос за счёт демонтажа трамвайных линий, в одну и вторую сторону — по четыре полосы. Скорость движения на мосту — 90 километров в час, в зимний период 60 километров в час.
Мост освещается подсветкой, на нём установлено более 13 тысяч светильников, мощность которых 200 киловатт.
В 2023 году появилось предложение о пуске по мосту скоростных трамваем и троллейбусов.
Скалолазы группы «На грани» устраивают на мосту экстремальные мероприятия для красноярцев — прыжки с моста[8].
Характеристики моста
Мост имеет цельнометаллическую конструкцию, состоит из части, проходящей по острову Татышев, и двух сегментов, которые стоят на буронабивных сваях диаметром 1,6 метра. Часть моста, которая расположена над водой, имеет высоту с восьмиэтажный дом — 25 метров, подводная часть равна 24 метрам конструкции.
Основная часть моста имеет длину около 900 метров, длина части моста над протокой между островом Татышев и левобережьем около 300 метров. Общая длина Октябрьского моста 2600 метров, в ширину мост имеет протяжённость в 35,8 метров. Рекордной признана длина главного балочного пролёта, она составляет 200 метров. За этот показатель Октябрьский мост включён в список 30 мостов мира из сборника ЮНЕСКО «Мостостроение мира», где также упоминается Коммунальный мост Красноярска[9].
Галерея
Примечания
- ↑ Октябрьский мост в Красноярске . Архитектурные сооружения мира. Дата обращения: 19 марта 2024.
- ↑ Виноградов Сергей Николаевич . Герои страны. Дата обращения: 19 марта 2024.
- ↑ Фотоистория: показываем, как строился и менялся Октябрьский мост . 7 канал Мой Красноярск (29 августа 2017). Дата обращения: 19 марта 2024.
- ↑ День рождения Октябрьского моста:показываем старые фото и вспоминаем, как он строился . ngs24.ru (29 августа 2022). Дата обращения: 19 марта 2024.
- ↑ Октябрьскому мосту в Красноярске присвоили имя Федирко . newslab.ru (17 сентября 2019). Дата обращения: 19 марта 2024.
- ↑ На Октябрьском мосту в Красноярске могут организовать движение троллейбусов . Сибирские новости (27 февраля 2020). Дата обращения: 19 марта 2024.
- ↑ В Красноярске закончился ремонт Октябрьского моста . Проспект Мира (17 июля 2023). Дата обращения: 19 марта 2024.
- ↑ Октябрьский мост в Красноярске - важнейшая трасса местного значения и украшение города . Архитектурные сооружения мира. Дата обращения: 19 марта 2024.
- ↑ Октябрьский мост . КрасКомпас. Дата обращения: 18 марта 2024.
Ссылки
- Репортаж о строительстве Октябрьского моста
- Открытие Октябрьского моста 1986
- Октябрьский мост, вид сверху 2013
Данная статья имеет статус «готовой». Это не говорит о качестве статьи, однако в ней уже в достаточной степени раскрыта основная тема. Если вы хотите улучшить статью — правьте смело! |