Октябрьский мост (Красноярск)

Материал из «Знание.Вики»
Октябрьский мост
Oktyabrsky bridge, Krasnoyarsk, view from left bank.jpg
Официальное название Мост имени П. С. Федирко
Область применения автомобильный, пешеходный
Пересекает реку Енисей
Место расположения  Красноярск
Конструкция
Основной пролёт 200,2 м
Над пересекаемой преградой 900 м + 300 м (протока)
Общая длина 2600 метров
Ширина моста 35,8 метра
Высота конструкции 25 метров
Полос движения 4 + 4
Эксплуатация
Начало строительства 7 ноября 1977
Открытие 29 августа 1986
Commons-logo.svg Медиафайлы на Викискладе
56°01′38″ с. ш. 92°56′29″ в. д. / 56.027353° с. ш. 92.94146° в. д. / 56.027353; 92.94146 (G) (O) (Я)

Октябрьский мост — мост в Красноярске, соединяющий Советский и Ленинский районы города, расположенные по обоим берегам реки Енисей. Мост предназначен для движения как транспорта, так и пешеходов. Первоначально по мосту можно было передвигаться на автобусах и трамваях, но в ходе реконструкции в 2006 году трамвайные пути убрали. Строительство моста началось в 1977 году, закончилась в 1986 году. Мост восьмиполосный, по четыре полосы в каждую сторону[1].

История строительства

Строительство

Первый камень в строительство моста был заложен 7 ноября 1977 года. Перед началом возведения моста были произведены изыскательские работы, в ходе которых изучали грунт, течение, глубину Енисея. Наиболее удачным оказалось место рядом с улицей Мичурина.

Для разработки проекта сооружения были приглашены архитекторы из ленинградского проектного треста «Трансмост». Строительные работы выполняла бригада Мостоотряда № 7 под руководством Сергея Виноградова[2], чьим именем впоследствии назвали один из мостов Красноярска — пешеходный вантовый мост от центра города к острову Татышев.

В работах было задействовано 300 человек, которые за восемь лет возведения моста сварили 20 тысяч тонн металлических конструкций и залили 50 тысяч тонн бетона и железобетона. Строительство шло с использованием современных технологий, позволивших сэкономить до 8 миллионов рублей.

При строительстве моста конструкции впервые в Советском союзе были скреплены не дорогими высокопрочными болтами, а электросваркой. Также впервые в СССР мост был облицован железобетонными блоками высокой прочности, стойкими к деформациям и изменениям. В феврале 1986 года начались работы по смычке пролётов моста. Изначально мост имел по три автомобильных полосы в каждом направлении и трамвайные пути[3].

Открытие моста

Открытие моста состоялось 29 августа 1986 года, а за 10 дней до этого ему решением исполнительного комитета Красноярского Краевого совета № 276 было дано официальное название «Октябрьский». В первый день открытия моста по нему были запущены автомобильный транспорт и трамваи, на острове Татышев состоялся праздничный митинг и народное гуляние.

В праздничной программе был концерт, выступали парашютисты, прошло авиашоу с использованием лёгких самолётов, демонстрирующих различные пилотажные фигуры. Во время митинга начальник строительства Сергей Виноградов вручил председателю Красноярского горисполкома Евгению Лобачёву символический ключ от моста[4].

История названия

Название моста «Октябрьский» связано с тем, что начало его возведения было положено в день шестидесятой годовщины Великой Октябрьской Социалистической революции 1917 года — 7 ноября 1977 года. Имя мосту присвоили в честь Павла Стефановича Федирко, первого секретаря Краевого комитета КПСС, руководившего Красноярским краем с 1972 по 1987 год. При нём в крае и в краевом центре — Красноярске — были построены и пущены в действие многие предприятия и сооружения. При Федирко же был построен Октябрьский мост. В день похорон Павла Стефановича 13 августа 2019 года губернатор края Александр Усс предложил переименовать Октябрьский мост в память о нём.

17 сентября 2019 года на очередной сессии Городского совета депутатов было принято постановление о присвоении Октябрьскому мосту имени Павла Стефановича Федирко. С этой даты Октябрьский мост официально называется «Мост имени П. С. Федирко». Несмотря на переименование, красноярцы его по-прежнему называют Октябрьским мостом[5].

Ремонт моста

Первоначально мост использовали для движения и автомобилей, и трамваев, для этого были проложены трамвайные рельсы. При движении трамваи создавали вибрацию, которая приводила к деформации моста: расходились межплиточные швы. В связи с этим в 2004 году движение трамваев на мосту было прекращено, рельсы демонтированы в 2006 году[6].

В 2006 году был произведён ремонт части Октябрьского моста на участке от улицы Мичурина и улицы Крайней до острова Татышев по левой стороне движения. В ремонтных работах участвовала бригада из 45 человек. В ходе работ были отремонтированы дорожные плиты и отреставрированы швы. В период ремонта движение по мосту было только встречным, по правой стороне.

После окончания ремонта проезжей части, который завершился 31 августа 2006 года, приступили к благоустройству пешеходных тротуаров. Ремонтные работы закончились в октябре. Следующий ремонт моста был проведён в 2015 году, когда было заменено асфальтовое покрытие, нанесена дорожная разметка, установлены бортовые камни, отремонтированы пешеходные дорожки. Летом 2023 года на Октябрьском мосту были проведены ремонтные работы — заменено асфальтовое покрытие. Мост полностью не закрывали, ремонт производили по полосам[7].

Мост в 2020-е годы

После реконструкции 2006 — 2009 годов на мосту было увеличено количество полос за счёт демонтажа трамвайных линий, в одну и вторую сторону — по четыре полосы. Скорость движения на мосту — 90 километров в час, в зимний период 60 километров в час.

Мост освещается подсветкой, на нём установлено более 13 тысяч светильников, мощность которых 200 киловатт.

В 2023 году появилось предложение о пуске по мосту скоростных трамваем и троллейбусов.

Скалолазы группы «На грани» устраивают на мосту экстремальные мероприятия для красноярцев — прыжки с моста[8].

Характеристики моста

Мост имеет цельнометаллическую конструкцию, состоит из части, проходящей по острову Татышев, и двух сегментов, которые стоят на буронабивных сваях диаметром 1,6 метра. Часть моста, которая расположена над водой, имеет высоту с восьмиэтажный дом — 25 метров, подводная часть равна 24 метрам конструкции.

Основная часть моста имеет длину около 900 метров, длина части моста над протокой между островом Татышев и левобережьем около 300 метров. Общая длина Октябрьского моста 2600 метров, в ширину мост имеет протяжённость в 35,8 метров. Рекордной признана длина главного балочного пролёта, она составляет 200 метров. За этот показатель Октябрьский мост включён в список 30 мостов мира из сборника ЮНЕСКО «Мостостроение мира», где также упоминается Коммунальный мост Красноярска[9].

Галерея

Примечания

  1. Октябрьский мост в Красноярске. Архитектурные сооружения мира. Дата обращения: 19 марта 2024.
  2. Виноградов Сергей Николаевич. Герои страны. Дата обращения: 19 марта 2024.
  3. Фотоистория: показываем, как строился и менялся Октябрьский мост. 7 канал Мой Красноярск (29 августа 2017). Дата обращения: 19 марта 2024.
  4. День рождения Октябрьского моста:показываем старые фото и вспоминаем, как он строился. ngs24.ru (29 августа 2022). Дата обращения: 19 марта 2024.
  5. Октябрьскому мосту в Красноярске присвоили имя Федирко. newslab.ru (17 сентября 2019). Дата обращения: 19 марта 2024.
  6. На Октябрьском мосту в Красноярске могут организовать движение троллейбусов. Сибирские новости (27 февраля 2020). Дата обращения: 19 марта 2024.
  7. В Красноярске закончился ремонт Октябрьского моста. Проспект Мира (17 июля 2023). Дата обращения: 19 марта 2024.
  8. Октябрьский мост в Красноярске - важнейшая трасса местного значения и украшение города. Архитектурные сооружения мира. Дата обращения: 19 марта 2024.
  9. Октябрьский мост. КрасКомпас. Дата обращения: 18 марта 2024.

Ссылки

WLW Checked Off icon.svg Данная статья имеет статус «готовой». Это не говорит о качестве статьи, однако в ней уже в достаточной степени раскрыта основная тема. Если вы хотите улучшить статью — правьте смело!