Негритюд

Материал из «Знание.Вики»

Негритю́д (фр. Négritude «негритянство») — культурное и политическое движение, основанное в 1930-е годы выходцами из различных колоний Франции. Представители движения продвигали идею общеафриканского единства[1] и пытались объяснить особенности африканской истории и культуры не отсталостью, а инаковостью (соучастие в произведении, особая роль ритма и танцев, коллективизм, чувствительность восприятия и т. д.) за пределами европоцентристского подхода предшественников.

Основным идеологом негритюда стал сенегалец Леопольд Седар Сенгор (впоследствии первый президент независимого Сенегала), название принадлежит мартиниканцу Эме Сезеру, заметен вклад гвианца Леон-Гонтрана Дамаса и других, по преимуществу франкофонных, мыслителей. Жан-Поль Сартр анализирует негритюд в своём эссе «Чёрный Орфей» (предисловие к «Антологии новой негритянской и мальгашской поэзии» на французском языке, составленной Сенгором) и называет его «антирасистским расизмом» (фр. racisme antiraciste) с конечной целью расового единства.

В своей речи на открытии коллоквиума по африканской литературе в Дакарском университете 26 марта 1963 года Сенгор подчеркнул, что негритюд — не расизм чёрного цвета как антитеза «расизму белого человека», а сумма ценностей цивилизации чёрного мира, причём не только его прошлой истории, но и настоящей, современной[2].

Негритюд повлиял на возникновение и дальнейшее развитие ряда других течений, в том числе культурного движения Black is beautiful в США 1960-х и литературного направление креолитэ (фр. Créolité) на французских Карибских островах.

Негритюду посвящены девять работ Леопольда Седара Сенгора:

  1. «О негритюде: психология негроафриканца» (1962);
  2. «Негроафриканская эстетика» (1956);
  3. «Памяти Тейяра» (1965);
  4. «Дух цивилизации или законы негроафриканской культуры» (1956);
  5. «Негритюд и всемирная цивилизация» (1963);
  6. «Нация и африканский путь к социализму» (1961);
  7. «Латинство и негритюд» (1964);
  8. «Основы африканства или негритюд и арабизм» (1967);
  9. «То, что я думаю» (1988).

Последнюю работу он написал уже после ухода в отставку с поста президента Сенегала. В столице Сенегала Дакаре в 2018 году открылся Музей чёрных цивилизаций (Musée des civilisations noires), воплощение идей Леопольда Седара Сенгора, который планировал строительство такого музея с 1966 года.

Примечания

  1. Хабенская Е. О. Федерация Мали: факторы консолидации и причины распада. // Конфликтология Nota Bene. 3(8), 2016.
  2. Экзистенциальная философия Леопольда Седара Сенгора между экзистенциализмом Сартра и феноменологией Хайдеггера // Корнеев М. Я. Хайдеггер и восточная философия: поиски взаимодополнительности культур.

Литература