Негритюд
Негритю́д (фр. Négritude «негритянство») — культурное и политическое движение, основанное в 1930-е годы выходцами из различных колоний Франции. Представители движения продвигали идею общеафриканского единства[1] и пытались объяснить особенности африканской истории и культуры не отсталостью, а инаковостью (соучастие в произведении, особая роль ритма и танцев, коллективизм, чувствительность восприятия и т. д.) за пределами европоцентристского подхода предшественников.
Основным идеологом негритюда стал сенегалец Леопольд Седар Сенгор (впоследствии первый президент независимого Сенегала), название принадлежит мартиниканцу Эме Сезеру, заметен вклад гвианца Леон-Гонтрана Дамаса и других, по преимуществу франкофонных, мыслителей. Жан-Поль Сартр анализирует негритюд в своём эссе «Чёрный Орфей» (предисловие к «Антологии новой негритянской и мальгашской поэзии» на французском языке, составленной Сенгором) и называет его «антирасистским расизмом» (фр. racisme antiraciste) с конечной целью расового единства.
В своей речи на открытии коллоквиума по африканской литературе в Дакарском университете 26 марта 1963 года Сенгор подчеркнул, что негритюд — не расизм чёрного цвета как антитеза «расизму белого человека», а сумма ценностей цивилизации чёрного мира, причём не только его прошлой истории, но и настоящей, современной[2].
Негритюд повлиял на возникновение и дальнейшее развитие ряда других течений, в том числе культурного движения Black is beautiful в США 1960-х и литературного направление креолитэ (фр. Créolité) на французских Карибских островах.
Негритюду посвящены девять работ Леопольда Седара Сенгора:
- «О негритюде: психология негроафриканца» (1962);
- «Негроафриканская эстетика» (1956);
- «Памяти Тейяра» (1965);
- «Дух цивилизации или законы негроафриканской культуры» (1956);
- «Негритюд и всемирная цивилизация» (1963);
- «Нация и африканский путь к социализму» (1961);
- «Латинство и негритюд» (1964);
- «Основы африканства или негритюд и арабизм» (1967);
- «То, что я думаю» (1988).
Последнюю работу он написал уже после ухода в отставку с поста президента Сенегала. В столице Сенегала Дакаре в 2018 году открылся Музей чёрных цивилизаций (Musée des civilisations noires), воплощение идей Леопольда Седара Сенгора, который планировал строительство такого музея с 1966 года.
Примечания
- ↑ Хабенская Е. О. Федерация Мали: факторы консолидации и причины распада. // Конфликтология Nota Bene. 3(8), 2016.
- ↑ Экзистенциальная философия Леопольда Седара Сенгора между экзистенциализмом Сартра и феноменологией Хайдеггера // Корнеев М. Я. Хайдеггер и восточная философия: поиски взаимодополнительности культур.
Литература
- Корнеев М. Я. Метафизика, эстетика и компаративистика Леопольда Седара Сенгора // Размышления о философии на перекрёстке второго и третьего тысячелетий. Сборник к 75-летию профессора М. Я. Корнеева. Серия «Мыслители». Выпуск 11. СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2002. С.256—277
- Владимир Мейстер. Идеология и проблема «Восток — Запад» // Скепсис
- Негритюд // Энциклопедии социологии
- Wilder, Gary. The French Imperial Nation-State: Negritude & Colonial Humanism Between the Two World Wars (University of Chicago Press, 2005) ISBN 0-226-89772-9