Национальные цели развития России

Материал из «Знание.Вики»

Национальные цели развития России — стратегические цели, определяющие основные направления прорывного развития страны в среднесрочной и долгосрочной перспективах. Определены указом Президента России Владимира Путина в июле 2020 года и являют собой главные цели развития Российской Федерации до 2030 года[1]. Инструмент реализации национальных целей — Национальные проекты России[2].

Согласно указу президента, в число национальных целей вошли[3]:

  • сохранение населения, здоровье и благополучие людей;
  • возможности для самореализации и развития талантов;
  • комфортная и безопасная среда для жизни;
  • достойный, эффективный труд и успешное предпринимательство;
  • цифровая трансформация.

По каждой из указанных целей были установлены целевые показатели, характеризующие достижение национальных целей к 2030 году. Данный подход является важным шагом в направлении создания эффективной системы стратегического управления государством. К октябрю 2020 года Правительство РФ скорректировало уже реализуемые национальные проекты России, а также создало единый план по достижению национальных целей развития до 2024 и 2030 года[1].

Предпосылки формирования целей

В 2020 году Российская Федерация, как и весь мир, оказались перед лицом глобального вызова, связанного с распространением новой коронавирусной инфекции. Жесткие карантинные ограничения привели к беспрецедентному падению мировой экономики (-3,5 %, по оценке МВФ). В крупнейших развитых странах снижение ВВП в 2020 году было существенно больше, чем в период мирового финансового кризиса 2008—2013 годов, а в ряде стран стало рекордным за всю послевоенную историю (США −3,5 %, Испания −11,0 %, Италия −9,2 %, Франция −8,3 %, Германия −5,0 %, Япония −4,8 %). Темпы роста ВВП Китая, хотя и остались в положительной области (+2,3 %), достигли минимальных более чем за 40 лет значений[4].

Высокий уровень неопределенности, связанной с эпидемиологической ситуацией, привел к волатильности мировых сырьевых и финансовых рынков. Распространение коронавирусной инфекции наложилось на структурные изменения и проблемы в мировой экономике, сформировавшиеся до пандемии[5].

К 2020 году фаза глобального экономического подъёма и роста цен на финансовые активы продолжалась уже более 10 лет. При этом до эпидемии во многих странах процентные ставки находились на минимальных уровнях, а расширение мер бюджетной поддержки происходило на фоне высокого уровня долговой нагрузки. Экономическое развитие России, как и мировой экономики, в 2020 году определялось, прежде всего, эпидемиологической ситуацией. В условиях ухудшения внешнеэкономической конъюнктуры и введения карантинных ограничений внутри страны ВВП в 2020 году снизился на −3,1 %. Вместе с тем российская экономика прошла 2020 год лучше, чем ожидалось, и лучше, чем другие крупные страны, где были введены жесткие карантинные ограничения[6].

Распространение новой коронавирусной инфекции объективно отклонило Российскую Федерацию от траектории развития, направленной на достижение национальных целей, установленных в 2018 году. Реализация Единого плана обеспечило возврат к экономическому росту и росту доходов населения, а также достижение национальных целей развития, которые уточнены и конкретизированы Указом «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года» — с учётом новых положений Конституции Российской Федерации, накопленного опыта работы, а также более долгосрочного горизонта планирования (до 2030 года)[7].

Обоснование постановки целей

Важнейшим фактором развития России в 2020-е годы станут демографические вызовы. В силу объективных демографических трендов в ближайшие десятилетие население Российской Федерации будет сокращаться. Необходимо переломить эту тенденцию и обеспечить к 2030 году рост численности населения за счет стабилизации рождаемости, снижения смертности и обеспечения качественного миграционного прироста[8].

С учётом общемирового тренда на снижение рождаемости с ростом благосостояния стабилизация рождаемости потребует дальнейшего улучшения инфраструктуры для семей с детьми. Помимо традиционной инфраструктуры — детские сады, школы, медицина — возрастет спрос на качественную досуговую и туристическую инфраструктуру, а также инфраструктуру дополнительного образования, развития и выявления талантов.

Для обеспечения роста продолжительности жизни в здравоохранении необходимо обеспечить сочетание доступности (в том числе территориальной) базовой медицинской помощи, повышения качества диагностики (в том числе за счет развития телемедицины) и доступности высокотехнологичной помощи. Но проблема не решается исключительно медицинскими методами — необходимо продвижение здорового образа жизни, в том числе создание условий и стимулов для занятия спортом всех возрастных категорий[9].

Продолжительность жизни — один из важнейших индикаторов качества жизни людей. В России продолжит расти доля населения старших возрастов, в том числе за счет увеличения продолжительности жизни. Соответственно, расширится потребность в инфраструктуре, соответствующей потребностям населения старших возрастов. Это как традиционная инфраструктура для этого поколения — здравоохранения и социального обеспечения, так и прежде не востребованная в таких масштабах — досуговая, образовательная, туристическая. Сокращение в долгосрочной перспективе населения в трудоспособном возрасте — в результате объективных демографических трендов, создает новые требования к рынку труда, а также потребность в миграционной политике, ориентированной на качественный миграционный прирост и успешную социально-культурную адаптацию мигрантов[9].

Серьёзный вызов дальнейшего развития Российской Федеарции — технологический. Переход предприятий и организаций на удаленную работу, требования по самоизоляции в 2020 году привели к ускоренной цифровизации как в государственном, так и в частном секторе. Сложившаяся ситуация показала прямую зависимость широкого внедрения цифровых технологий в экономике и социальной сфере и скорости адаптации к новым вызовам как системы управления, так и реального сектора. Цифровизация должна стать драйвером улучшения качества жизни каждого человека, технологического прорыва, роста производительности труда в экономике, повышения эффективности государственного сектора, обеспечения сервисного характера государства. Помимо цифровизации критически необходимым является развитие сквозных технологий, а также инфраструктурное обеспечение технологического развития. Обеспечение технологического развития — условие принципиально нового качества устойчивого экономического роста за пределами периода восстановления. Развитие фундаментальной и прикладной науки, кадрового потенциала сферы научных исследований и разработок, повышение результативности научной деятельности — необходимое условие долгосрочного технологического развития[9].

Технологическое развитие в свою очередь формирует новые требования к условиям для раскрытия таланта каждого человека. Спрос на доступное и качественное образование всех уровней формируется как со стороны экономики, так и со стороны граждан. Это касается как традиционного образования, так и различных форм дистанционного и смешанного. С учётом скорости технологических изменений критичным является развитие дополнительного образования в разных формах и разных уровней для людей всех возрастов[9].

Важным вызовом является повышение требований к комфорту и безопасности среды для жизни. Технологическое развитие, создающее возможности для гибкой и удаленной занятости, общий рост благосостояния формирует новые требования к качеству и комфортности жилья, качеству городской среды, экологии, развитию культурной и досуговой среды. Экологические вызовы как в глобальном масштабе, в том числе климатическая повестка, «углеродный налог», так и в национальном, включая потребность в эффективной системе обращения с твердыми бытовыми отходами, определяют необходимый набор действий не только собственно в экологической, но и в экономической, социальной, образовательной сферах.

Ещё одни вызов — запрос на социальную справедливость, снижение уровня бедности. Экономический рост должен приносить видимые результаты для всех групп населения — увеличение доходов, повышение качества жизни. Повышение адресности социальной помощи, в том числе за счет цифровизации, целенаправленная политика по ускоренному росту доходов низкодоходных групп населения являются необходимыми условиями для ответа на этот вызов[9].

Цели и метрики

«Сохранение населения, здоровье и благополучие людей»

В частности, в рамках национальной цели «Сохранение населения, здоровье и благополучие людей» обозначены следующие целевые показатели[3]:

«Возможности для самореализации и развития талантов»

В рамках национальной цели «Возможности для самореализации и развития талантов» обозначены следующие целевые показатели[3]:

  • вхождение Российской Федерации в число десяти ведущих стран мира по качеству общего образования;
  • формирование эффективной системы выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи, основанной на принципах справедливости, всеобщности и направленной на самоопределение и профессиональную ориентацию всех обучающихся;
  • обеспечение присутствия Российской Федерации в числе десяти ведущих стран мира по объёму научных исследований и разработок, в том числе за счет создания эффективной системы высшего образования;
  • создание условий для воспитания гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей народов Российской Федерации, исторических и национально-культурных традиций;
  • увеличение доли граждан, занимающихся волонтерской (добровольческой) деятельностью или вовлеченных в деятельность волонтерских (добровольческих) организаций, до 15 процентов;
  • увеличение числа посещений культурных мероприятий в три раза по сравнению с показателем 2019 года.

«Комфортная и безопасная среда для жизни»

В рамках национальной цели «Комфортная и безопасная среда для жизни» обозначены следующие целевые показатели[3]:

  • улучшение жилищных условий не менее 5 миллионов семей ежегодно и увеличение объёма жилищного строительства не менее чем до 120 миллионов квадратных метров в год;
  • улучшение качества городской среды в полтора раза; обеспечение доли дорожной сети в крупнейших городских агломерациях соответствующей нормативным требованиям, на уровне не менее 85 процентов;
  • создание устойчивой системы обращения с твердыми коммунальными отходами, обеспечивающей сортировку отходов в объёме 100 процентов и снижение объёма отходов, направляемых на полигоны, в два раза;
  • снижение выбросов опасных загрязняющих веществ, оказывающих наибольшее негативное воздействие на окружающую среду и здоровье человека, в два раза;
  • ликвидация наиболее опасных объектов накопленного вреда окружающей среде и экологическое оздоровление водных объектов, включая реку Волгу, озера Байкал и Телецкое.

«Достойный, эффективный труд и успешное предпринимательство»

В рамках национальной цели «Достойный, эффективный труд и успешное предпринимательство» обозначены следующие целевые показатели[3]:

«Цифровая трансформация»

В рамках национальной цели «Цифровая трансформация» обозначены следующие целевые показатели[3]:

  • достижение «цифровой зрелости» ключевых отраслей экономики и социальной сферы, в том числе здравоохранения и образования, а также государственного управления;
  • увеличение доли массовых социально значимых услуг, доступных в электронном виде, до 95 процентов;
  • рост доли домохозяйств, которым обеспечена возможность широкополосного доступа к информационно-телекоммуникационной сети Интернет, до 97 процентов;
  • увеличение вложений в отечественные решения в сфере информационных технологий в четыре раза по сравнению с показателем 2019 года.

Реализация на практике

Владимир Путин поручил Правительству РФ разработать и представить на рассмотрение Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам «единый план по достижению национальных целей развития Российской Федерации на период до 2024 года и на плановый период до 2030 года». В августе 2020 года Правительство РФ подготовило проект указанного плана и в конце декабря 2020 года представило его на обсуждение совместного заседания Государственного Совета и Совета при Президенте по стратегическому развитию и национальным проектам[10].

По итогам обсуждения Президент РФ В. В. Путин предложил на основе подготовленного Единого плана по каждой национальной цели разработать и сформулировать конкретные задачи и результаты, которые будут достигнуты за ближайший трёхлетний период, по итогам 2023 года. При этом обозначенные задачи и результаты должны быть предельно конкретными и вести к ощутимому развитию страны, к повышению качества жизни граждан. Показатели должны демонстрировать не «бумажный», а реальный прогресс по достижению каждой национальной цели, отражать качественные изменения в жизни людей[10].

Доработанный проект Единого плана по достижению национальных целей развития РФ на период до 2024 года и на плановый период до 2030 года 1 марта 2021 года был внесен в администрацию президента. На реализацию плана было запланировано выделение 39 трлн рублей[11].

Управление процессом достижения национальных целей развития осуществляется профильными заместителями Председателя Правительства Российской Федерации, обеспечивая координацию всех действий по достижению соответствующей национальной цели, в том числе в территориальном разрезе. При реализации мероприятий по достижению национальных целей осуществляется взаимодействие с широким кругом заинтересованных сторон — людьми, бизнесом, экспертным сообществом, общественными организациями и др. Эффективная коммуникация со всеми участниками и заинтересованными лицами, получение обратной связи и управление по ожиданиям граждан, своевременное реагирование на проблемы людей, необходимая корректировка инструментов и методов достижения целей — важнейшая задача в процессе управления достижением национальных целей[12].

В работе по достижению национальных целей важнейшую роль играют субъекты Российской Федерации. Комиссии Государственного совета Российской Федерации во взаимодействии с профильными заместителями Председателя Правительства Российской Федерации определяют приоритетные комплексы мероприятий по достижению национальных целей, осуществляют мониторинг, координацию деятельности на региональном уровне, учитывают региональные особенности, которые имеет достижение национальных целей развития, обеспечивают сбор обратной связи от людей о реализации задач и достижении целей. Высшие должностные лица субъектов Российской Федерации несут персональную ответственность за реализацию национальных целей развития на своей территории. Аналогичную ответственность несут главы органов местного самоуправления. Показатели достижения национальных целей для субъектов Российской Федерации устанавливаются в Едином плане[13].

Для результативной работы по достижению национальных целей развития важно соблюдение принципа единства управления в соответствии разделением полномочий между Российской Федерацией, субъектами Российской Федерации, органами местного самоуправления.

Механизм управления достижением национальных целей развития предполагает сочетание стратегического видения и достаточной оперативной гибкости. Единый план содержит только верхнеуровневую систему показателей и основные комплексы мероприятий. Детализация задач, мероприятий, инструментов, а также индикаторов содержится в национальных проектах и государственных программах. Более долгосрочные меры по достижению национальных целей определяются в рамках отраслевых стратегий, которые затем в рамках бюджетного цикла конкретизируются в национальных проектах и государственных программах[14].

Для обеспечения оперативной гибкости Единый план корректируется один раз в год. В обязательном порядке при корректировке Единого плана учитываются параметры социального самочувствия — социальные мотивы и реакции, социальные оценки, социальные настроения, намерения граждан, доверие к осуществляемым действиям, ценности людей. В 2020 году конкретные целевые показатели установлены на 2020—2024 годы, бюджетное обеспечение в полном объёме — на 2021—2023 годы. Ежегодно детализация целевых показателей и финансового обеспечения сдвигается на 1 год вперед. Одновременно с учётом результатов работы и оценки эффективности возможна корректировка основных комплексов мероприятий[9].

Примечания

  1. 1,0 1,1 Путин определил национальные цели развития России до 2030 года. Interfax.ru (21 июля 2020). Дата обращения: 19 апреля 2024.
  2. Национальные цели развития России. rspp.ru. Дата обращения: 19 апреля 2024.
  3. 3,0 3,1 3,2 3,3 3,4 3,5 Указ о национальных целях развития России до 2030 года. Президент России (21 июля 2020). Дата обращения: 19 апреля 2024.
  4. ПРОЕКТ ЕДИНОГО ПЛАНА ПО ДОСТИЖЕНИЮ НАЦИОНАЛЬНЫХ ЦЕЛЕЙ РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА ПЕРИОД ДО 2024 ГОДА И НА ПЛАНОВЫЙ ПЕРИОД ДО 2030 ГОДА. Стратегия 24. Дата обращения: 19 апреля 2024.
  5. ВЛИЯНИЕ ПАНДЕМИИ НА КРУПНЫЕ МИРОВЫЕ ЭКОНОМИКИ - Вестник Алтайской академии экономики и права (научный журнал) (рус.) ?. vaael.ru. Дата обращения: 19 апреля 2024.
  6. Блоги профессионалов на «Ведомостях». Ведомости (3 декабря 2019). Дата обращения: 19 апреля 2024.
  7. Ожидаемая продолжительность жизни в России в пандемию снизилась на 2 года. РБК (11 марта 2021). Дата обращения: 19 апреля 2024.
  8. Голикова заявила о тенденции к снижению населения в России. Коммерсантъ (2 апреля 2021). Дата обращения: 19 апреля 2024.
  9. 9,0 9,1 9,2 9,3 9,4 9,5 Единый план по достижению национальных целей развития Российской Федерации на период до 2024 года и на плановый период до 2030 года (Правительство РФ, 1 октября 2021 г.) (с изменениями и дополнениями) | ГАРАНТ. base.garant.ru. Дата обращения: 19 апреля 2024.
  10. 10,0 10,1 Андрианов В.д. НАЦИОНАЛЬНЫЕ ЦЕЛИ РАЗВИТИЯ РОССИИ ДО 2030 г. И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ СТРАТЕГИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ // Россия: тенденции и перспективы развития. — 2021. — Вып. 16—2. — С. 17–30.
  11. Правительство представило план национальных целей до 2030 года. rusbankrot.ru. Дата обращения: 19 апреля 2024.
  12. О реализации единого плана деятельности Правительства Российской Федерации по достижению национальных целей в области экономики. Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации (23 июля 2019). Дата обращения: 19 апреля 2024.
  13. Перечень поручений по итогам совместного заседания Госсовета и Совета по стратегическому развитию и нацпроектам. Президент России (16 января 2021). Дата обращения: 19 апреля 2024.
  14. Бурцева Татьяна Александровна, Зуева Ирина Анатольевна. Направления совершенствования методик мониторинга реализации стратегий развития регионов в условиях цифровой информационной среды // Вестник Московского университета имени С. Ю. Витте. Серия 1: Экономика и управление. — 2018. — Вып. 4 (27). — С. 43–50.