Нахарин, Охад

Оха́д Нахари́н (22 июня 1952, кибуц Мирза) — израильский хореограф, современный танцор, создатель и преподаватель уникальной системы/языка/педагогики танца под названием Гага. С 1990 года он был художественным руководителем танцевальной компании «Батшева»[1].

Охад Нахарин
ивр. אוהד נהרין
Охад Нахарин
Охад Нахарин
Дата рождения 22 июня 1952 год
Место рождения Кибуц Мизра, Израиль
Гражданство  Израиль,  США
Род деятельности Хореограф, танцор, художественный руководитель танцевальной труппы

Биография

Охад Нахарин появился на свет в 1952 году в Мизре, Израиль. Его мать занималась хореографией, преподавала танцы и была инструктором по методу Фельденкрайза[2], а отец работал актером и психологом. В 1974 году он стал частью танцевальной труппы «Батшева», несмотря на отсутствие формального танцевального образования. В течение первого года обучения его пригласила присоединиться к своей труппе в Нью-Йорке знаменитая хореограф Марта Грэм. С 1975 по 1976 год Нахарин обучался в Школе американского балета, Джульярдской школе, а также у Мэгги Блэк и Дэвида Ховарда. После этого он провел один сезон в Балете XX века Мориса Бежара в Брюсселе.

В 1980 году Охад Нахарин вернулся в Нью-Йорк и впервые выступил в роли хореографа на студии Kazuko Hirabayshi . С 1980 по 1990 годы он представлял свои работы в Нью-Йорке и создавал балеты для различных трупп. В это время он также сотрудничал с первой женой Мари Кадзивара; их совместная творческая деятельность продолжалась до её смерти от рака в 2001 году[3].

В 1990 году Нахарин стал художественным руководителем танцевальной компании «Батшева» и в том же году основал её молодёжное подразделение — Молодой ансамбль. С тех пор он создал более тридцати произведений для обеих трупп. После почти тридцати лет работы в «Батшеве» Нахарин покинул пост художественного руководителя в 2018 году, но продолжает сотрудничать с компанией в качестве основного хореографа[4].

В настоящее время он женат на Эри Накамура, танцовщице и дизайнере костюмов из труппы «Батшева». С Эри Накамура у него есть дочь[5].

Танцевальная компания «Батшева»

«Батшева» — старейшая в Израиле (основана в 1964 году) танцевальная компания, с 1974 года это государственный театр танца, его история тесно переплетена с историей государства Израиль. «Батшева Данc Компани»[6] признана как критиками, так и широкой аудиторией одним из самых уникальных танцевальных коллективов в мире. В состав труппы, а также её младшего подразделения «Батшева Ансамбль», входят 40 танцовщиков из Израиля и других стран. Обе труппы активно гастролируют как в Израиле, так и за его пределами, проводя до 250 выступлений в год.

Название «Батшева Данс Компани» связано с баронессой Батшевой де Ротшильд, которая в 1964 году совместно с выдающейся американской танцовщицей и хореографом Мартой Грэм основала эту репертуарную труппу и стала её покровительницей[7].

Большинство танцоров начали свой путь в искусстве танца, обучаясь в «Батшева Ансамбле», который предлагает образовательные программы для молодых людей в возрасте от 18 до 24 лет. Кроме выступлений для молодежной аудитории по всей стране, «Батшева Ансамбль» организует открытые репетиции и мастер-классы для студентов различных танцевальных школ, где они знакомятся с основами стиля «Гага».

Танцевальный язык Гага

Помимо своей работы на сцене, Нахарин создал Гагу — уникальный язык движений, который основывается на исследованиях, направленных на развитие ощущений и воображения, осознание форм, поиск новых движений и преодоление привычных границ[8].

Охад Нахарин инструктирует танцоров

Гага служит основой для развития движения как формы телесного мышления. Телесные движения возникают в результате образного мышления. Эта практика возникла из личного опыта реабилитации после травмы спины. Успех этой новой техники способствовал её принятию и превращению в ключевой элемент методик, применяемых в компании.

Гага запрещает зеркала в танцевальных классах, чтобы защитить танцоров от внешних сравнений. Танцоры могут исследовать разнообразие движений с помощью словесных подсказок, а не визуальных примеров, что позволяет им находить внутреннюю выразительность и эмоциональную глубину в своем исполнении[9].

Танцевальный язык Гага рассматривается как форма психоанализа для тела. Важно иметь возможность испытывать чувства неловкости, неуклюжести и даже некрасивости, чтобы найти пути их преодоления. Отсутствие критического взгляда является ключевой чертой Гаги и создает её терапевтический эффект.

В отличие от классического балета, в Гаге тело воспринимается как асимметричное, что отражается и на движениях. Основной принцип Гаги заключается в стремлении ощущать тело на молекулярном уровне. Танцоры должны углубляться в свои ощущения, как внутренние, так и внешние.

Признание и награды

Охад Нахари. Балет «Минус 16»

Примечания

  1. Полина Пендина. 10 имен современной хореографии. Культура.РФ. Дата обращения: 24 апреля 2025.
  2. Метод Фельденкрайз — современная методика лечения. НейроСпектр. Дата обращения: 24 апреля 2025.
  3. Охад Нахарин. Департамент культуры города Москвы. Дата обращения: 24 апреля 2025.
  4. Охад Нахарин, хореограф (неопр.). Дата обращения: 24 апреля 2025.
  5. Рахель Муслеа. Чувство – это вера (март 2015). Дата обращения: 24 апреля 2025.
  6. Официальный сайт «Батшева». Дата обращения: 24 апреля 2025.
  7. Батшева Данс Компани (The Batsheva Dance Company). Belcanto.ru. Дата обращения: 24 апреля 2025.
  8. Тимошенко О. Е. Язык движения Гага: практическое применение в балетном театре // Вестник Академии Русского балета им. А. Я. Вагановой : журнал. — 2019. — № 2 (61). — С. 40—59.
  9. Рыжанкова О. В. От Марты Грэм к Охаду Нахарину: от модерна к постмодерну // Вестник Академии русского балета им. А. Я. Вагановой : журнал. — 2017. — № 5 (52). — С. 37—38.