Нахарин, Охад
Оха́д Нахари́н (22 июня 1952, кибуц Мирза) — израильский хореограф, современный танцор, создатель и преподаватель уникальной системы/языка/педагогики танца под названием Гага. С 1990 года он был художественным руководителем танцевальной компании «Батшева»[1].
| Охад Нахарин | |
|---|---|
| ивр. אוהד נהרין | |
| Охад Нахарин | |
| Дата рождения | 22 июня 1952 год |
| Место рождения | Кибуц Мизра, Израиль |
| Гражданство |
|
| Род деятельности | Хореограф, танцор, художественный руководитель танцевальной труппы |
Биография
Охад Нахарин появился на свет в 1952 году в Мизре, Израиль. Его мать занималась хореографией, преподавала танцы и была инструктором по методу Фельденкрайза[2], а отец работал актером и психологом. В 1974 году он стал частью танцевальной труппы «Батшева», несмотря на отсутствие формального танцевального образования. В течение первого года обучения его пригласила присоединиться к своей труппе в Нью-Йорке знаменитая хореограф Марта Грэм. С 1975 по 1976 год Нахарин обучался в Школе американского балета, Джульярдской школе, а также у Мэгги Блэк и Дэвида Ховарда. После этого он провел один сезон в Балете XX века Мориса Бежара в Брюсселе.
В 1980 году Охад Нахарин вернулся в Нью-Йорк и впервые выступил в роли хореографа на студии Kazuko Hirabayshi . С 1980 по 1990 годы он представлял свои работы в Нью-Йорке и создавал балеты для различных трупп. В это время он также сотрудничал с первой женой Мари Кадзивара; их совместная творческая деятельность продолжалась до её смерти от рака в 2001 году[3].
В 1990 году Нахарин стал художественным руководителем танцевальной компании «Батшева» и в том же году основал её молодёжное подразделение — Молодой ансамбль. С тех пор он создал более тридцати произведений для обеих трупп. После почти тридцати лет работы в «Батшеве» Нахарин покинул пост художественного руководителя в 2018 году, но продолжает сотрудничать с компанией в качестве основного хореографа[4].
В настоящее время он женат на Эри Накамура, танцовщице и дизайнере костюмов из труппы «Батшева». С Эри Накамура у него есть дочь[5].
Танцевальная компания «Батшева»
«Батшева» — старейшая в Израиле (основана в 1964 году) танцевальная компания, с 1974 года это государственный театр танца, его история тесно переплетена с историей государства Израиль. «Батшева Данc Компани»[6] признана как критиками, так и широкой аудиторией одним из самых уникальных танцевальных коллективов в мире. В состав труппы, а также её младшего подразделения «Батшева Ансамбль», входят 40 танцовщиков из Израиля и других стран. Обе труппы активно гастролируют как в Израиле, так и за его пределами, проводя до 250 выступлений в год.
Название «Батшева Данс Компани» связано с баронессой Батшевой де Ротшильд, которая в 1964 году совместно с выдающейся американской танцовщицей и хореографом Мартой Грэм основала эту репертуарную труппу и стала её покровительницей[7].
Большинство танцоров начали свой путь в искусстве танца, обучаясь в «Батшева Ансамбле», который предлагает образовательные программы для молодых людей в возрасте от 18 до 24 лет. Кроме выступлений для молодежной аудитории по всей стране, «Батшева Ансамбль» организует открытые репетиции и мастер-классы для студентов различных танцевальных школ, где они знакомятся с основами стиля «Гага».
Танцевальный язык Гага
Помимо своей работы на сцене, Нахарин создал Гагу — уникальный язык движений, который основывается на исследованиях, направленных на развитие ощущений и воображения, осознание форм, поиск новых движений и преодоление привычных границ[8].
Гага служит основой для развития движения как формы телесного мышления. Телесные движения возникают в результате образного мышления. Эта практика возникла из личного опыта реабилитации после травмы спины. Успех этой новой техники способствовал её принятию и превращению в ключевой элемент методик, применяемых в компании.
Гага запрещает зеркала в танцевальных классах, чтобы защитить танцоров от внешних сравнений. Танцоры могут исследовать разнообразие движений с помощью словесных подсказок, а не визуальных примеров, что позволяет им находить внутреннюю выразительность и эмоциональную глубину в своем исполнении[9].
Танцевальный язык Гага рассматривается как форма психоанализа для тела. Важно иметь возможность испытывать чувства неловкости, неуклюжести и даже некрасивости, чтобы найти пути их преодоления. Отсутствие критического взгляда является ключевой чертой Гаги и создает её терапевтический эффект.
В отличие от классического балета, в Гаге тело воспринимается как асимметричное, что отражается и на движениях. Основной принцип Гаги заключается в стремлении ощущать тело на молекулярном уровне. Танцоры должны углубляться в свои ощущения, как внутренние, так и внешние.
Признание и награды
- Звание кавалера Ордена искусств и литературы от правительства Франции (1998)
- Почётное звание доктора философии Института Вейцмана (2004)
- Израильская премия в области танца (2005)
- Почётное звание доктора философии Еврейского университета (2008)
- Премия EMET в категории «Искусство и культура» (совместно с Яиром Варди, 2009)
- Премия Американского танцевального фестиваля имени Сэмюэля Х. Скриппса за выдающиеся достижения (2009)
- Звание «Почётный доктор искусств» Джульярдской школы в Нью-Йорке (2013)
- Премия Министерства культуры Израиля за выдающиеся достижения (2016)
- Премия за выдающиеся достижения в области искусства Израиля (2016)
- Премия Рут Пейдж (2017)
- Почётная докторская степень Университета Бен-Гуриона в Негеве (2019)
Примечания
- ↑ Полина Пендина. 10 имен современной хореографии. Культура.РФ. Дата обращения: 24 апреля 2025.
- ↑ Метод Фельденкрайз — современная методика лечения. НейроСпектр. Дата обращения: 24 апреля 2025.
- ↑ Охад Нахарин. Департамент культуры города Москвы. Дата обращения: 24 апреля 2025.
- ↑ Охад Нахарин, хореограф (неопр.). Дата обращения: 24 апреля 2025.
- ↑ Рахель Муслеа. Чувство – это вера (март 2015). Дата обращения: 24 апреля 2025.
- ↑ Официальный сайт «Батшева». Дата обращения: 24 апреля 2025.
- ↑ Батшева Данс Компани (The Batsheva Dance Company). Belcanto.ru. Дата обращения: 24 апреля 2025.
- ↑ Тимошенко О. Е. Язык движения Гага: практическое применение в балетном театре // Вестник Академии Русского балета им. А. Я. Вагановой : журнал. — 2019. — № 2 (61). — С. 40—59.
- ↑ Рыжанкова О. В. От Марты Грэм к Охаду Нахарину: от модерна к постмодерну // Вестник Академии русского балета им. А. Я. Вагановой : журнал. — 2017. — № 5 (52). — С. 37—38.