НАМИ

Материал из «Знание.Вики»
Государственный научный центр Российской Федерации Федеральное государственное унитарное предприятие «Центральный ордена Трудового Красного Знамени научно-исследовательский автомобильный и автомоторный институт „НАМИ“»
(ГНЦ РФ ФГУП «НАМИ»)
Логотип НАМИ.png
Оригинальное название НАМИ
Прежнее название Научный автотракторный институт (НАТИ) (1931—1946)
Основан 1918
Директор Назаров Федор Леонидович
Аспирантура есть
Докторантура есть
Расположение  Россия: Москва
Юридический адрес Автомоторная улица, 2
Сайт nami.ru
Награды Орден Трудового Красного Знамени

Государственный научный центр Российской Федерации Федеральное государственное унитарное предприятие «Центра́льный нау́чно-иссле́довательский автомоби́льный и автомото́рный институ́т „НАМИ“» (ГНЦ РФ ФГУП «НАМИ») — ведущая научная организация Российской Федерации в области развития автомобилестроения.

Институт награждён орденом Трудового Красного Знамени.

История

Научный автомоторный институт был образован 14 марта 1920 года на базе Научной автомобильной лаборатории (НАЛ) при научно-техническом отделе ВСНХ, которая была создана 16 октября 1918 года. С 1924 года институт санкционировал закупки импортной автомобильной техники. К 1927 году был разработан первый самостоятельный автомобиль НАМИ-1 (первый легковой автомобиль в СССР).

В 1930-е годы институт стал ведущим конструкторским подразделением советской автомобильной промышленности. В это время были разработаны и запущены в производство первые советские троллейбусы, созданы несколько моделей тракторов и грузовых автомобилей. Для нужд РККА активно разрабатывались полугусеничные модели, бронеавтомобили[1].

С 1931 по 1946 год носил название Научный автотракторный институт (НАТИ).

В начале 1946 года в связи с передачей тракторной промышленности в ведение Министерства сельскохозяйственного машиностроения НАТИ был разделён на две части. Автомобильная часть осталась в ведении Минавтопрома и была преобразована в Научно-исследовательский автомобильный и автомоторный институт (НАМИ). Тракторная часть передана Минсельхозмашу и на её базе организован союзный Научно-исследовательский тракторный институт (НАТИ).

В институте было сконструировано несколько двигателей, послуживших основой для серийных моделей. Однако многие перспективные конструкторские решения не могли быть быстро освоены советской промышленностью. Например, разработки переднего привода в НАМИ начались в 1966—1967 годах, а первый переднеприводной автомобиль массово начал выпускаться в СССР только в 1980-е годы. В тот же период начались и разработки автоматической коробки передач для легковых автомобилей.

Учёные и конструкторы института активно участвовали в создании, испытаниях и запуске в производство практически всех советских автомобилей, ряда двигателей и тракторов.

В 1994 году институт НАМИ получил статус Государственного научного центра Российской Федерации.[2]

В 2003 году Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии России аккредитовало НАМИ в качестве Испытательного центра продукции автомобилестроения (ИЦАИ), который стал являться технической службой с правом проведения испытаний по Правилам ЕЭК ООН.

НАМИ является представителем Российской Федерации в Техническом комитете 22 «Дорожный транспорт» Международной организации по стандартизации.

В 2014 году НАМИ приобрёл за 1 евро у группы ОНЭКСИМ технологии, конструкторскую документацию и исключительные права на ноу-хау по разработке кузова и шасси гибридного автомобиля «Ё-мобиль»[3].

13 июня 2023 года ФГУП «НАМИ» заключил сделку по приобретению 100 % долей расположенного в Самарской области ООО «Роберт Бош Самара», занимавшегося производством систем рулевого управления, антиблокировочной системы (ABS) и системы динамической стабилизации (ESP).[4]

Полигон

В 1964 году[5] при институте был организован испытательный полигон (Научный испытательный центр автомобильной и мотоциклетной техники, НИЦИАМТ), расположенный неподалёку от Дмитрова. Сейчас это подразделение носит название Научно-исследовательский центр по испытаниям и доводке автомототехники ФГУП «НАМИ» (НИЦИАМТ ФГУП «НАМИ»).

Издания

С 1923 года институт начал выпускать «Бюллетень Научно-автомоторного института». В настоящее время сборник «Труды НАМИ» включён в перечень изданий, рекомендованных Высшей аттестационной комиссией (ВАК), для публикаций материалов диссертаций.

Проекты 1920-х — 1930-х годов

Проекты НАМИ

За исключением 19201930-х годов, НАМИ производила только разработку концепт-каров:

Предприятие участвовало в создании нового российского семейства автомобилей представительского класса «Аурус» для первых лиц государства[6].

Примечания

  1. Евгений Дмитриевич Кочнев. НАМИ/НАТИ (недоступная ссылка с 14-06-2016 [2929 дней]) // Энциклопедия военных автомобилей 1769—2006 гг.. — 2-е изд., доп. и перераб.. — М.: ООО «Книжное издательство „За рулём“», 2008. — 640 с. — 3000 экз. — ISBN 978-5-9698-0152-3.
  2. 25 лет назад ФГУП «НАМИ» был присвоен статус Государственного научного центра Российской Федерации. www.aluminas.ru. Дата обращения: 11 июня 2023.
  3. Прохоров продал права на «Ё-мобиль» за 1 евро. Дата обращения: 7 апреля 2014. Архивировано 12 апреля 2014 года.
  4. ФГУП «НАМИ» заключил сделку по приобретению ООО «Роберт Бош Самара». nami.ru. Дата обращения: 14 июня 2023.
  5. Большая советская энциклопедия : [в 30 т.] / гл. ред. А. М. Прохоров. — 3-е изд. — М. : Советская энциклопедия, 1969—1978.
  6. Владимир Путин приехал на инаугурацию на автомобиле «Аурус». Дата обращения: 11 мая 2018. Архивировано 12 мая 2018 года.

Ссылки