Мурадова, Наталья Владимировна

Материал из «Знание.Вики»
Наталья Владимировна Мурадова
Дата рождения 10 октября 1946(1946-10-10) (77 лет)
Место рождения Лодзь, Польша
Гражданство  СССРФлаг России Россия
Жанр декоративно-прикладное искусство
Учёба Московский текстильный институт (1971)
Награды Золотая медаль РАХ (2018)

Наталья Владимировна Мурадова (род. 10 октября 1946, Лодзь, Польша) — советский и российский художник в области декоративного искусства (художественный текстиль); академик Российской академии художеств (2020; член-корреспондент с 2010 года).

Народный художник Российской Федерации (2008) и Заслуженный художник Российской Федерации (1999). Член Союза художников СССР и Московского союза художников1982). Автор произведений для интерьеров культурных и государственных учреждений особой важностиПерейти к разделу «#Звание».

Биография

Родилась 10 октября 1946 года в городе Лодзь, в Польше[1].

В 1966 году поступила в Московский государственный текстильный университет имени А. Н. Косыгина, где училась у Вячеслава Козлова. В 1971 году преддипломную защиту осуществляла в Московском шёлковом комбинате имени Розы Люксембург под руководством Натальи Жовтис[2].

С 1970 по 1980 год Мурадова создавала рисунки для оформления тканей в текстильной промышленности Советского Союза. В 1984 году создала роспись «Огни новостроек» для собрания Всероссийского музея декоративного искусства. В 1987 году создала для оформление сцены Дома культуры завода «Прогресс» в Куйбышеве. В 1988 году работала над занавесью открытого Русского драматического театра в Бельцах Молдавской ССР. В 1989 году работала над большой антрактно–раздвижной занавесью «Жар-птица» для Брянской областной филармонии[2]. С 1978 года Мурадова является постоянной участницей московских, всероссийских, всесоюзных и международных художественных выставок. Основные персональные выставки проводились в таких странах как США, Австралия, Норвегия, Корея и Япония, Польша. В России персональные выставки Мурадовой проводились во Всероссийском музее декоративно-прикладного искусства, в музее Государственного историко-архитектурного, художественного и ландшафтного музея-заповедника «Царицыно», в Школе драматического искусства, в художественных залах Российской академии художеств и усадьбы Муравьёвых-Апостолов[2].

Основную часть своей творческой деятельности, Мурадова посвятила художественному оформлению произведениями текстильного искусства важнейших культурных и государственных объектов, музеев и театров, в том числе для таких как: Государственная Третьяковская галерея (серия гобеленов «Три века русской культуры»). Более двадцати лет Наталья Мурадова в творческом содружестве с ведущими мастерами современного монументально-декоративного искусства Тимуром Сажиным и Людмилой Фоминой работала над такими знаковыми проектами, как Посольство СССР в Париже и Олимпийская деревня[1][3]. С 1995 по 1996 год занималась оформлением рабочей резиденции Президента России в Московском Кремле (гобелены «Сияние Москвы»)[4], настенное панно для Приемной Президента России в авторской росписи по ткани и для зала Совета Безопасности Российской Федерации в Сенатском дворце (гобелен «Герб»)[2]. Пятидесяти метровый гобелен «Сияние Москвы» выполнялся на знаменитой французской фабрике в Обюссоне под наблюдением автора. Мурадова является единственным русским художником, когда-либо работавшим в этом уникальном месте. Ее эскизы и картоны хранятся в музее Обюссона рядом с рисунками Антуана Ватто, Франсуа Буше и Жана Люрса[3]. Для оформление сцены в Верховном суде Российской Федерации серию произведений: «Время», «Равновесие», «Москва — столица культурных событий» и серия из восьми гобеленов «Россия». Для здания Министерства иностранных дел России она создала настенное панно «Отдых (Парк)». Серия из четырёх гобеленов — «Венецианский карнавал», композиции из текстиля — «В остатках сна рождалась явь», «Книга не умрёт. Роман будет прочитан», «Ужас и восторг Великого Города» для Музея искусств и дизайна в Нью-Йорке (США)[2].

С 1978 года Мурадова была постоянной участницей московских, всероссийских, всесоюзных и международных художественных выставок проходивших в — США, Австралии, Норвегии, Корее и Японии. Персональные выставки Н. В. Мурадовой на конкурсах по современного текстилю проводились в Музее текстиля в Польше, два раза в музее Государственного историко-архитектурного, художественного и ландшафтного музея-заповедника «Цари́цыно», в 2011 году — в Школе драматического искусства, в 2013 году — в художественных залах Российской академии художеств под названием — «Свет и цвет. Текстильные истории и фантазии в стекле», в 2014 году — во Всероссийском музее декоративно-прикладного искусства под названием — «Блеск стекла и мягкость ткани», в 2016 году — в московской усадьбе Муравьёвых-Апостолов под названием — «Зрелище и Звуки»[2].

Художественные работы Мурадовой находятся в различных музеях России и мира в том числе: Всероссийском музее декоративно-прикладного и народного искусства, Обюссонском музее фабрики гобеленов во Франции, музеях — Museum of Arts & Design и Two Columbus Circle в США. Мурадова «За лучшую работу года» в 1987, 1988 и в 1989 годах удостаивалась Премии Московского Союза художников[2].

С 1982 года Мурадова была выбрана членом Московского союза художников и Союза художников ССР. С 1994 года является — членом Европейской Ассоциации художников текстиля. С 1996 года Мурадова является консультанткой от России на смотре современного художественного текстиля «Триеннале Гобелена» в Музее текстильной промышленности в городе Лодзь. Помимо творчества Мурадова занимается и педагогической деятельностью в Московской художественно-промышленной академии имени С. Г. Строганова, где читает курс о русском искусстве[2].

В 2010 году Мурадова была избрана член-корреспондентом, а в 2020 году является академиком Российской академии художеств по Отделению декоративных искусств[2].

В 1999 году Указом Президента России Бориса Ельцина за заслуги в области искусства Наталье Мурадовой было присвоено почётное звание Заслуженный художник Российской Федерации[5], а в 2008 году Указом Президента России Владимира Путина за большие заслуги в области искусства Наталье Мурадовой было присвоено почётное звание Народный художник Российской Федерации[6].

О своем творчестве Наталья Мурадова говорит:

...Я люблю случайность, необузданную, но организованную в новую реальность предметного мира с помощью тканей, нитей, красок, бумаги... схватывая мгновенье в состоянии природы, нанизываю впечатления, следуя за мыслью, настроением и материалом...[3]

Награды

Другие

Оценка и мнения

Искусствовед Ада Сафонова из журнала «Декоративное искусство» так оценивала творчество народного художника России Мурадовой:

Гобелены Мурадовой неизменно появляются на выставках, поэтому может показаться, что ее творчество на виду. Красивые, богатые по цвету и фактуре панно всегда задают даже большим выставкам высокий уровень мастерства, профессиональной культуры... За пределами экспозиции остаются гобелены, созданные для интерьеров Государственной Третьяковской Галереи, Резиденции Президента Российской Федерации в Московском Кремле, Верховного суда РФ на Поварской. Ее работы хранятся во Всероссийском музее декоративно-прикладного искусства в Москве, музее знаменитой французской фабрики гобеленов в Обюсоне, «Нихон Вог» в Японии. Большая программная работа «В остатках сна рождалась явь» включена в постоянную экспозицию музея «Arts and Design» в Нью-Йорке. И тем не менее благодаря ей открылся художник такой индивидуальной эстетики и, что особенно привлекает, этики творчества, таких художнических устремлений, далеких от стратегий мейнстрима и в то же время таких насущных для искусства, что выдвигает ее в число творцов, которые программируют художественную практику, предвидят новые запросы общества. Для тех кто любит живопись, автор дает радость встречи с тончайшими градациями цвета, любители рукодельного петчворка оценят сложность текстильных инкрустаций, знатоков графики привлечет изысканность рисунка, театральный зритель, возможно, узнает руку, создавшую 17 театральных занавесей. Сложная поверхность панно-это уплотненная структура из многих составляющих, она подобна поэтической речи, которая из общеупотребительных слов творит образную концепцию. Фрагменты живописи, реальные предметы, буквенная графика, вышивка, гобеленовое ткачество, стеклярус, кружева впаяны в поверхность панно так тесно, что переход от одного материала к другому обнаруживается только как ритмика строф. То есть сложная фактура панно — продукт не только художнического творчества, но и ремесленного упорного труда с необходимостью преобразовывать, преодолевать вещество материала, с радостями делания, неожиданными импровизациями, тактильным произволом руки. И этот процесс увлекает Мурадову не менее, чем поиск идеи образа, композиционных решений. Ремесленная рукодельная работа также входит смыслообразующим компонентом в произведение благодаря высочайшему мастерству.[2]

Примечания

Литература

  • Кто есть кто. Статусная элита Российской Федерации: справочник / под рук. С. В. Волкова, сост: А. В. Мендюков, С. Г. Шилова, Е. Н. Шматов. Изд.: Русский фонд содействия образованию и науке М.: 2017 г. — 592 с. — ISBN 978-5-91244-215-5
WLW Checked Off icon.svg Данная статья имеет статус «готовой». Это не говорит о качестве статьи, однако в ней уже в достаточной степени раскрыта основная тема. Если вы хотите улучшить статью — правьте смело!