Музейный комплекс УГМК

Материал из «Знание.Вики»
Музейный комплекс УГМК
Views of Verkhnyaya Pyshma - 12.jpg
Дата основания 2005
Основатели

Андрей Анатольевич Козицын

Александр Анатольевич Козицын
Местонахождение Флаг России Россия, Верхняя Пышма, Свердловская область
Адрес ул. Александра Козицына, 2в
Посетителей в год 255 000 (2018)
Директор Николай Резинских
Сайт mkugmk.ru
Мемориальная стела «Журавли»

Музе́йный ко́мплекс УГМК — уникальное собрание военной и гражданской техники, расположенное в Верхней Пышме (Свердловская область, Россия). Этот частный музей, занимающий территорию около 85 000 м², по данным на 2023 год включает четыре выставочных корпуса и обширную экспозицию под открытым небом.


Коллекция музея, насчитывающая более двенадцати тысяч экспонатов, охватывает широкий спектр технических достижений. Среди них — более тысячи образцов военной и гражданской техники, что делает УГМК одним из крупнейших технических музеев в стране.


История

Истоки комплекса восходят к 2005 году, когда в Верхней Пышме была воздвигнута мемориальная стела «Журавли»[1]. Этот монумент посвящён памяти работников Пышминского медеэлектролитного завода, павших в годы Великой Отечественной войны. Изначальная композиция включала два орудия ЗиC-2, установленных у подножия стелы, что положило начало формированию будущей экспозиции.

Инициатором сотворения музея выступил Александр Козицын, занимавший пост директора ОАО «Уралэлектромедь». Ключевую роль в развитии проекта сыграл его брат, Андрей Козицын, директор УГМК, ставший главным меценатом и идеологом музейного комплекса.

Официальное учреждение музея состоялось 9 мая 2005 года. Последующие годы ознаменовались поэтапным расширением и модернизацией экспозиции:

  • 9 мая 2010 года — презентация обновлённой экспозиции.
  • 9 мая 2013 года — открытие трёхэтажного выставочного центра Музея военной техники.
  • 9 мая 2015 года — инаугурация железнодорожной экспозиции.
  • 27 апреля 2016 года — введение в эксплуатацию временного выставочного центра Музея автомобильной техники.
  • 8 мая 2018 года — открытие четырёхэтажного выставочного центра.
  • Май 2021 года — запуск четвёртого выставочного центра «Крылья Победы», ставшего одним из крупнейших авиационных музеев России.
  • Май 2022 года — открытие планетария и космической выставки.
  • Июнь 2022 года — ввод в эксплуатацию второй очереди Музея автомобильной техники.

Таким образом, за относительно короткий период Музейный комплекс УГМК эволюционировал от мемориала до многопрофильного технического музея национального масштаба.

Музей военной техники

Военно-исторический музейный комплекс УГМК представляет собой многоярусную экспозицию, расположенную в трёхэтажном здании и на прилегающей открытой территории. Внутренние залы демонстрируют раритетные образцы бронированной техники как отечественного, так и иностранного производства, а также собрания стрелкового вооружения, обмундирования и знаков отличия. Внешняя экспозиция включает крупноразмерные экспонаты. Музей оборудован интерактивными секторами, в числе которых кинозал, цифровой стрелковый полигон и симуляционные установки. Действует секция стендового моделирования.

Артиллерийский сегмент экспозиции охватывает обширный диапазон вооружений: противотанковые и зенитные орудия, безоткатные системы, гаубицы, минометы и реактивные установки залпового огня. Особо ценными являются редкие экземпляры: 152-мм гаубица образца 1909 года, 210-мм пушка Бр-17 1939 года выпуска и 203-мм гаубица Б-4 1931 года. К уникальным образцам относятся 125-мм противотанковое орудие «Спрут-Б» и 152-мм гаубица «Пат-Б», изготовленные малыми партиями. Собрание реактивной артиллерии включает различные варианты БМ-13 «Катюша» и БМ-21 «Град».

Танковая часть экспозиции насчитывает несколько десятков единиц советской и зарубежной бронетехники. Выделяется коллекция лёгких советских танков 1930-х годов, линейка Т-34 различных модификаций, полномасштабная реплика тяжёлого танка Т-35. Экспонируются британские и американские танки эпохи ленд-лиза, в том числе «Шерман» и «Кромвель». Послевоенная советская бронетехника представлена моделями Т-62, Т-72, Т-80.

На открытой площадке представляется разнообразная военная техника: БTP-40, БTP-60, БPДМ-2, ДТ-10, а также вспомогательные установки на шасси ГАЗ-66 и ЗИЛ-131.

Коллекция самоходных артиллерийских установок охватывает период от CУ-122 1942 года до современной 152-мм CAУ 2С19 «Мста-С» 1989 года. Представлены также американские экспонаты самоходные артиллерийские установки Второй мировой войны, включая «истребитель танков» M18 Hellcat.

Железнодорожная экспозиция воссоздаёт атмосферу железнодорожной станции с семью путями. Представлены паровозы серий Ов, Еа, TЭ, Эм, Эу, Эр, бронепоезд БП-43, макет мотоброневагона Кировского завода. Экспонируются различные типы вагонов, включая санитарные с воссозданными интерьерами. На платформах размещены образцы бронетехники и промышленного оборудования.

Военно-морская экспозиция включает полноразмерные макеты подводных лодок типа М («Малютка») и Щ («Щука»), торпедных катеров типа «Г-5» и «Комсомолец», бронекатеров проектов 161 и 194. Особый интерес представляет реконструкция речного бронекатера проекта 1125, участвовавшего в Сталинградской битве.[2]


Музей автомобильной техники

Музей автомобильной техники УГМК представляет собой уникальное собрание, насчитывающее свыше 500 единиц ретротранспорта, включая автомобили, мотоциклы и велосипеды как советского, так и зарубежного производства[3]. Экспозиция, размещённая на четырёх этажах общей площадью 12 000 м², охватывает 130-летнюю эволюцию автомобильного транспорта в России и мире. Основу коллекции составили экспонаты гражданской техники из Музея военной техники УГМК. До 2018 года экспозиция располагалась во временном помещении — цехе АО «Уралэлектромедь», а 8 мая 2018 года переместилась в специально возведённое здание. Примечательно, что большинство экспонатов сохранили работоспособность и активно используются в различных мероприятиях.

Коллекция включает ряд исключительных образцов, сохранившихся в единичных экземплярах, среди которых Heine-Velox V12, персональный автомобиль Н.С. Хрущёва ЗИC-110П и кабриолет ЗИЛ-111Д. Особый интерес представляют автомобили с нестандартными техническими решениями, такие как модели фирмы Brewster, оснащённые бесклапанным двигателем Найта.

Экспозиция музея отличается высоким уровнем интерактивности, предоставляя посетителям разнообразные тематические зоны. Среди них: фотолокации, стилизованные информационные стенды, имитирующие советские аналоги, а также инсталляция с автомобилем ГАЗ-24 «Волга», позволяющая виртуально изменять цветовую гамму транспортного средства.

Структура экспозиции базируется на хронологическом и тематическом принципах. Первый зал, оформленный в стилистике международного автосалона, встречает посетителей репликой новаторского транспортного средства Карла Бенца. Второй зал демонстрирует выдающиеся образцы мирового автомобилестроения, включая такие экземпляры, как Rolls-Royce Silver Ghost и Delaunay-Belleville. Значительное место отведено американской автомобильной промышленности: представлены модели Cadillac, Packard, Pierce-Arrow, Buick, в том числе знаменитый Ford Model T. Европейское автомобилестроение иллюстрируют марки Mercedes-Benz, BMW, Maybach, Hispano Suiza, De-Dion Bouton, Renault, Daimler и ряд других.

Особый акцент сделан на моделях, оказавших существенное влияние на развитие советской автомобильной индустрии. В частности, экспонируются Ford-A 1928 года выпуска, послуживший прототипом для первого советского серийного легкового автомобиля ГАЗ-А, а также Buick 32-90 1932 года, ставший основой для разработки первого советского представительского автомобиля Л-1, производившегося на заводе «Красный Путиловец».

Два этажа музея посвящены истории отечественного автомобилестроения, демонстрируя эволюцию от первых моделей Горьковского автозавода до популярных автомобилей конца XX века. Экспозиция включает редкие экземпляры: ГАЗ-М415, ГАЗ-11-73, КИМ-10, ЗИC-115, Москвич-400 пикап, микроавтобус «Старт», Москвич М-416, ЗИЛ-41052, ГАЗ-3111. Представительские автомобили (ЗИС-101, ЗИС-110, ГАЗ-12 ЗИМ, ГАЗ-13 и ГАЗ-14 «Чайка», ЗИЛ-111, ЗИЛ-114) представлены в различных модификациях, включая бронированные версии. Наряду с раритетами экспонируются и более распространённые модели, ставшие частью истории: Москвич-412, Москвич-2141, ВAЗ-2106, ГAЗ-24, «Ока».

Отдельного упоминания заслуживает шасси НAМИ-1 — первого советского серийного легкового автомобиля. Представлены также специализированные транспортные средства: автомобили скорой помощи (РAФ-2203, ГAЗ-12 (ЗИМ), ГAЗ-22) и милицейские машины (ГАЗ-М1, ВАЗ-2101, мотоциклы).

Зарубежный автопром второй половины XX века представлен такими знаковыми моделями, как Delorean DMC-12, Porsche 911, Jaguar XK120, Mercedes-Benz W100, BMW Isetta, Trabant-P601, Cadillac Deville (1959), Chevrolet Corvette (1962). Отдельная коллекция посвящена микроавтомобилям, включая Messerschmitt KR-200 и Zündapp Janus.

Часть четвертого этажа отведена автомобилям и мотоциклам стран социалистического лагеря, среди которых не только распространённые в СССР Nysa и Żuk, но и редкие Tatra-613, Trabant, BMW-321.

Коллекция велосипедов включает уникальные образцы: «Тахион», «Россия», «Дукс», «Паук».

Экспозиция мотоциклетной техники включает модели, ставшие фундаментом советского мотоциклостроения (Л-300, НАТИ-А-750), серийные образцы отечественного производства («Урал», ИЖ, ПМЗ-А-750, Минск), зарубежные экземпляры (Jawa, Cezet, Pannonia), а также уникальные образцы периода Первой мировой войны, эксплуатировавшиеся в Русской императорской армии. Представлены и иностранные бренды: Harley-Davidson, Indian, Hildebrand & Wolfmüller. Отдельный сегмент посвящён советским мотороллерам «Вятка», «Муравей» и другим моделям.

Спортивный раздел экспозиции демонстрирует гоночные автомобили и карты марки «Эстония», болид Формулы 1 Prost Peugeot, спортивные мотоциклы различных дисциплин (кольцевые гонки, мотокросс, спидвей, мотобол), а также эксклюзивные спортивные автомобили ЗИС Спорт и Marussia. Отдельная зона освещает историю советского ралли, где экспонируются Москвич-412, LADA-VFTS, Москвич-407 Купе, Москвич-141 КP.

Открытая экспозиция Музейного комплекса УГМК представляет ряд уникальных образцов специализированной техники.

В секции карьерной техники демонстрируются впечатляющие экземпляры горнодобывающего оборудования. Доминантой экспозиции является БелAЗ-75710 - самый крупный в мире карьерный самосвал с грузоподъемностью 450 тонн. Также представлены БелAЗ-75600, экскаватор ЭKГ-5А производства Уральского завода тяжелого машиностроения (УЗТМ) и БелAЗ-540. Дополняет выставку шахтный самосвал МОАЗ.

Вблизи основного здания музея автомобильной техники расположены шесть стеклянных павильонов. Четыре из них предназначены для размещения крупногабаритных экспонатов, среди которых:

  • Аэродромная спецтехника: автолифт АЛ-3A на шасси ЗИЛ-130, тягач БелАЗ-74211, трап СПТ-154.
  • Пожарные автомобили: АЛГ-17 на базе ГАЗ-51, ПМЗ-18 на шасси ЗИЛ-164 и другие модели.
  • Специализированный транспорт: поисково-спасательный комплекс ЗИЛ-49061 «Синяя птица», Камаз Ajokki, автомобиль медицинской службы АМ-3 на шасси ГАЗ-51, передвижная торговая точка ПAЗ-659, молоковоз на базе УралЗИC-355М и другие образцы.
  • Автобусы различных моделей: ЛAЗ-695М, ЗИЛ-118К «Юность», ПАЗ-672, ЛиАЗ-677.
  • Сельскохозяйственная техника: трактора Porsche Diesel Junior 108, С-60 «Сталинец», Универсал-4 и другие модели.
  • Грузовые автомобили: КAЗ-4540, ЗИЛ-157, ЗИС-151, ЗИС-42.
  • Легковые автомобили повышенной проходимости: УAЗ-469, УAЗ-452, ЛуAЗ-969 и другие модели.

Отдельный павильон посвящён экспозиции двигателей. Здесь представлены как мощные силовые установки (например, двигатель БелAЗа-75600), так и двигатели легковых автомобилей (ГAЗ-М1, ГAЗ-21, Москвич-408, ВAЗ-2101 и др.). Кроме того, экспонируются авиационные двигатели и силовые агрегаты тракторов.


Музей авиации

Авиационная экспозиция Музейного комплекса УГМК представлена выставочным центром «Крылья Победы»[4]. Этот четырёхэтажный комплекс, специально возведённый для демонстрации авиационной техники, располагает экспозиционной площадью в 9000 м². Здесь представлен широкий спектр летательных аппаратов: от истребителей и бомбардировщиков до штурмовиков и транспортных самолётов.

Экспонаты организованы в тематические композиции, создающие целостное представление об эволюции авиационной техники. Посетители имеют возможность испытать свои навыки пилотирования на авиасимуляторе, установленном в здании музея. Отдельная экспозиция посвящена лётной форме пилотов различных стран.

Особенностью выставки является возможность детального осмотра кабин многих самолетов благодаря специально оборудованным лестницам.

Центральным элементом экспозиции является «Технологический вираж» — группа самолётов, размещённая под высоким потолком, наглядно демонстрирующая прогресс отечественного самолётостроения от знаменитого довоенного биплана У-2 до первого советского ракетного самолёта БИ-1. Коллекция включает также Avro 504 — предшественника У-2.

Раздел, посвящённый авиации времён ВОВ, включает оригинальные советские самолёты Ил-2 и Tу-2, а также макеты истребителей И-15, И-16, Як-3, ЛаГГ-3.

Представлены и самолёты, поставлявшиеся по ленд-лизу: истребители Bell P-39 Airacobra, P-51 Mustang, Hawker Hurricane, бомбардировщики Douglas A-20 Boston, North American B-25J Mitchell, транспортный Douglas DC-3. Особое место занимает американская летающая лодка PBY «Catalina» — крупнейший экспонат внутренней экспозиции с длиной 19 м и размахом крыльев более 31 м.

Авиация стран «Оси» представлена оригинальным истребителем Messerschmitt Bf.109G-6, сбитым в 1944 году над Кольским полуостровом, и Focke-Wulf Fw 190 A-8.

Экспозиция дополнена образцами аэродромной техники периода Второй мировой войны, включая авиастартер на шасси ГAЗ-AA, ГAЗ-4 с пулемётной установкой, топливозаправщик Studebaker US6, армейскую версию Volkswagen Käfer (Typ 82), Horch 901 и другие.

На открытой площадке представлены реактивные самолёты, в том числе редкая летающая лаборатория Ту-16ЛЛ, бомбардировщик М-4, пассажирские Ил-14 и Ту-134, военно-транспортный Aн-12, истребители МиГ-17, МиГ-21, МиГ-29, а также вертолёты Ми-8, Ми-2 и Ми-24.

Космическая тематика представлена у центрального входа в музейный комплекс многоразовым ускорителем «Байкал» и ракетой-носителем «Ангара». В специальном павильоне установлен макет спускаемого космического аппарата.


Экспозиция по космической тематике

Космическая секция Музейного комплекса УГМК представлена впечатляющей экспозицией, расположенной в стратегически важной зоне — у главного входа на территорию комплекса[5]. Центральными элементами этой выставки являются два знаковых образца отечественной космической техники: многоразовый ускоритель «Байкал» и ракета-носитель «Ангара». Эти экспонаты наглядно демонстрируют достижения российской космонавтики в области разработки современных средств выведения космических аппаратов на орбиту. Дополняет экспозицию специализированный павильон, где посетители могут ознакомиться с детально выполненным макетом спускаемого аппарата, что позволяет получить представление о технологиях возвращения космических кораблей на Землю.

Награды и достижения

Музейный комплекс УГМК удостоен ряда престижных наград и признаний[6]:

2014 г.: По данным аналитического исследования компании «Яндекс», комплекс вошёл в тройку наиболее популярных объектов для фотографирования в Екатеринбурге и прилегающих территориях.

2015 г.: Российское военно-историческое общество отметило музей почётным знаком «Лучший музей военной истории», подчеркнув его вклад в сохранение исторической памяти.

2016 г.: Правительство Российской Федерации удостоило комплекс премии в сфере туризма, признав его значимость для развития отрасли.

2018 г.: Согласно рейтингу международного туристического портала TripAdvisor, музей вошёл в десятку лучших музеев России, что свидетельствует о его высокой оценке посетителями.

Примечания