Мостовщина

Материал из «Знание.Вики»
Мост-руина 1890-е гг.

Мостовщина — пошлина, налог за проезд или провоз грузов через мост. Натуральная повинность по строительству и содержанию дорог и мостов или сбор мостовых денег на эти нужды существовала в Древней Руси с XI века («Устав Ярослава о мостех»). Отменена в 1754 году[1].

Понятие о мостовщине

Мостовщиной называлась феодальная повинность или торговый налог, пошлина за право провоза товара через мосты, которую платили сами проезжающие. Плата отдавалась строителю, владельцу моста. Пошлина взималась с торговых людей с товаром и делилась на вещную — оплата за товар и личную — оплата за лицо, то есть за проезд по мосту самого торгового человека[2].

Древний долг всех землевладельцев и дворовладельцев строить и исправлять дороги и мосты или уплачивать этот долг деньгами. Мостовщина была обязательна даже для лиц, освобождённых специальными грамотами от всех налогов и пошлин[1]. Иногда правительство помогало подданным, беря на себя часть налога. Мостовщина взималась со двора или с земли, где находился мост, или же с земельных владений, описание которых заносилось в кадастровую систему Древней Руси XV-XVII веков. Единицей измерения в таком кадастре служило орудие для вспахивания земли — соха[3].

Особенности взимания мостовщины

Мостовщина, как налог, составляла особый род пошлин за проезд, провоз между берегами реки. Пошлина шла на устройство и издержки, связанные с переправами. Впервые мостовщина упоминается в ханских грамотах[4]. Затем упоминание о мостовщине появляется в XI веке в «Уставе Ярослава о мостех».

Во времена правления Алексея Михайловича эта пошлина отдавалась человеку, которому государственная власть поручала сбор налогов и пошлин на условиях гарантированного внесения в казну заранее оговоренной суммы. При Елизавете Петровне, в 1754 году мостовщина была уничтожена как вид налога. Мосты отданы были в вольное содержание с тем, что если не найдется желающих взять их, то ремонт поручать местному начальству. На содержание мостов во всем государстве было ассигновано 25000 рублей.

Собиратели мостовщины назывались мостовщиками. Свобода от оплаты пошлины за проезд по казённым мостам давалась специальными грамотами. Служилые люди, то есть те, кто несли военную или административную службу в пользу государства, гонцы, дети боярские, дворяне и иноземцы освобождались от мостовщины[5]. Право не платить пошлину распространялось также и на лиц, которые могли сопровождать дворян, иноземцев, боярских детей, на провоз вещей для личных нужд. Но было строго запрещено тем, кто стоит на военной или административной службе, а также иноземцам провозить с собой людей с товаром. Если запрет нарушался, то нужно было оплатить штраф в размере пошлины за проезд. Также применялось телесное наказание. Если же торговые люди пытались выдать себя за иную категорию: военных или состоящих на административной службе, то применялось телесное наказание и штраф в размере пяти рублей с человека[4].

Кроме мостовщины на Руси с конца X века также были известны такие торговые пошлины как мыт (он, видимо, был торговой пошлиной не только проезжей, но и со сделки), весчее, торговое, перемер и перевоз[6].

Литература

  • Лаппо-Данилевский А. С. и Миклашевский И. Н. Материалы и исследования по истории мостовых и решеточных денег в Московском государстве XVII века // Записки Академии Наук. — 1902. — Т. 5, вып. серия 8, № 4.
  • Осокин Е. Г. Внутренние таможенные пошлины в России. — Казань, 1850.

Примечания

  1. 1,0 1,1 Мостовщина // Большая советская энциклопедия: [в 51т.] Т.4 / под ред. Вавилова С.И.. — Москва: Советская энциклопедия, 1949—1958. — С. 295. — 308 с.
  2. Ключевский В.О. Сочинения в 9 томах, Т.3 / под ред. члена-корреспондента АН СССР Янина В.Л.. — Москва: Мысль, 1989. — С. 22,23,44. — 511 с.
  3. Мостовщина // Большой российский энциклопедический словарь / под ред. Осипова Ю.С.. — Большая Российская энциклопедия, 2003. — 1887 с.
  4. 4,0 4,1 Осокин Е.Г. Внутренние таможенные пошлины в России. — Казань: Губернская типография, 1850. — С. 34, 43, 45, 48, 112. — 184 с.
  5. Мостовщина // Словарь Брокгауза и Ефрона: [в 86 т.] (82 т. и 4 доп.) Т.47. — Санкт-Петербург: АО «Ф. А. Брокгауз — И. А. Ефрон», 1890—1907. — С. 60. — 114 с.
  6. В. Д. Назаров. Таможенные Пошлины. Советская историческая энциклопедия. Дата обращения: 1 октября 2023.

Ссылки

WLW Checked Off icon.svg Данная статья имеет статус «готовой». Это не говорит о качестве статьи, однако в ней уже в достаточной степени раскрыта основная тема. Если вы хотите улучшить статью — правьте смело!