Моррисон, Джим

Материал из «Знание.Вики»
Джим Моррисон
англ. Jim Morrison
Фотография Моррисона из рекламной фотосессии во время шоу Smothers Brothers Show, 15 декабря 1968 года
Фотография Моррисона из рекламной фотосессии во время шоу Smothers Brothers Show, 15 декабря 1968 года
Имя при рождении Джеймс Дуглас Моррисон
Дата рождения 8 декабря 1943(1943-12-08)
Место рождения Мелборн, штат Флорида, США
Дата смерти 3 июля 1971(1971-07-03) (27 лет)
Место смерти Париж, Франция
Страна Флаг США США
Профессии певец, композитор, поэт, эссеист
Годы активности 1965—1971
Инструменты клавишные, перкуссия, маракасы, губная гармоника
Жанры психоделический рок, ритм-н-блюз, блюз-рок, эйсид-рок, хард-рок, художественная декламация
Коллективы

Rick & the Ravens[en]

Лейблы Elektra Records, Columbia Records
thedoors.com

Джим Мо́ррисон (Джеймс Ду́глас Мо́ррисон, англ. James Douglas Morrison; 08.12.1943 г., Мелборн, Флорида-03.07.1971 г., Париж) — американский литератор, музыкант, композитор, основатель и солист музыкального коллектива The Doors.

Моррисон признан одной из наиболее магнетических личностей в летописи рок-индустрии[1]. Его выделяют как обладателя узнаваемого тембра и неординарного сценического образа. Известность Моррисона также связана с его саморазрушительным образом существования и литературными произведениями. Издание Rolling Stone присвоило ему место в перечне ста выдающихся вокалистов всех эпох.

Биографические сведения

Родился Моррисон в Мелборне, штат Флорида. В его родословной прослеживаются шотландские, английские и ирландские корни[2].

Часть ранних лет Моррисон провёл в Сан-Диего, Калифорния. В 1962 г. он стал студентом Университета штата Флорида в Таллахасси. С января 1964 г. Моррисон обосновался в Лос-Анджелесе, где поступил на факультет кинематографии UCLA. За период обучения он создал две кинокартины. Среди музыкальных предпочтений Моррисона значились The Beach Boys, Фрэнк Синатра, Элвис Пресли, Love, Kinks.

Университетское образование

В университете Моррисон углублялся в изучение истории Ренессанса, уделяя особое внимание творчеству Иеронима Босха. Параллельно он осваивал актёрское мастерство, принимая участие в студенческих театральных постановках. Впоследствии Моррисон продолжил обучение на факультете кинематографии Калифорнийского университета, однако его отношение к учебному процессу характеризовалось недостаточной серьёзностью — приоритет отдавался развлечениям и алкоголю[3].

Рождественские праздники 1964 г. ознаменовались последней встречей Моррисона с родителями. Спустя непродолжительное время он уведомил их письмом о намерении сформировать рок-коллектив. Отцовская реакция была негативной, что послужило причиной разрыва отношений. С этого момента на вопросы о родителях Моррисон неизменно отвечал об их кончине. Примечательно, что и родители впоследствии отказывались от комментариев относительно творчества сына.

Дипломная кинолента Моррисона не получила одобрения ни у преподавательского состава, ни у студенчества. Эта неудача глубоко повлияла на него, вызвав желание прервать обучение за две недели до его завершения. Однако педагоги сумели убедить Моррисона отказаться от этого решения.

Формирование The Doors

В период обучения в UCLA Моррисон установил дружеские отношения с Рэем Манзареком. Их сотрудничество привело к созданию группы The Doors. Позже к группе присоединились ударник Джон Денсмор и гитарист Робби Кригер, друг Моррисона. Название коллектива было заимствовано из заглавия книги Хаксли «The Doors of Perception», которое, в свою очередь, восходит к строке английского поэта Уильяма Блейка[3].

Первые выступления группы в местных заведениях характеризовались низким качеством исполнения, обусловленным как неопытностью музыкантов, так и неуверенностью Моррисона на сцене. Спустя полгода коллектив получил возможность выступать в престижном клубе Whisky a Go Go на Сансет Стрип.

Продюсер Пол Ротшильд с лейбла Elektra Records предложил группе контракт. Дебютный сингл «Break On Through» занял 126 позицию в чарте Billboard, однако следующий релиз — «Light My Fire» — возглавил хит-парады. Первый альбом, выпущенный в начале 1967 г., также достиг вершины чартов, положив начало феномену «дорзомании».

Творческая эволюция

Употребление психоактивных веществ оказало значительное влияние на творчество Моррисона и The Doors, привнеся элементы мистицизма и шаманизма в их сценические выступления. Группа стала не только музыкальным, но и культурным явлением, во многом благодаря харизме и поэтическому таланту Моррисона.

Интеллектуальный багаж Моррисона включал философию Ницше, культуру коренных американцев, европейский символизм. В 1970 г. он заключил брак с Патрицией Кеннили по кельтскому ритуалу[4]. Творчество Моррисона нередко сравнивают с произведениями Уильяма Блейка и Артюра Рембо.

Последующая карьера Моррисона характеризовалась деструктивным поведением, злоупотреблением алкоголем и конфликтами с законом. Его творческая активность снизилась, уступив место работам Робби Кригера. Поздние концерты The Doors зачастую сопровождались конфронтацией нетрезвого Моррисона с аудиторией.

Весной 1971 г. Моррисон отправился в Париж в сопровождении Памелы Курсон с целью отдыха и работы над поэтическим сборником.

Смерть Джима Моррисона

В сентябре 1970 года Моррисон был арестован за непристойное поведение во время концерта
Джим Моррисон похоронен в Париже на кладбище Пер-Лашез

Официальная версия

Согласно официальным данным, Моррисон скончался приблизительно в 05:00 03.07.1971 г. в IV округе Парижа. Место смерти — ванная комната арендованного жилища по адресу улица Ботрейи (фр. rue Beautreillis), дом 17. Причиной летального исхода официально назван сердечный приступ.

Ален Роне (фр. Alain Ronay), давний приятель музыканта, специально прибывший в Париж для встречи с ним, свидетельствовал, что за сутки до трагического события Моррисон имел нездоровый вид и жаловался на плохое самочувствие. 02.07.1971 г. Моррисон и Роне осуществили прогулку по городу, в ходе которой приобрели кулон для Памелы Курсон, пообедали в кафе, посетили специализированный магазин киноплёнки. Во время прогулки у Моррисона неоднократно наблюдались эпизоды сильного головокружения и приступы икоты.

Около 17:00 они вернулись в квартиру музыканта. Спустя час Роне покинул Моррисона, оставив его в одном из парижских кафе. Моррисон заказал три бутылки пива, после чего примерно в 19:00 отправился в кинотеатр с Памелой Курсон. В районе 22:00 пара вернулась домой.

Приблизительно в 01:00 03.07.1971 г. Курсон и Моррисон употребили героин. В 03:30 у спящего Моррисона начались интенсивные конвульсии и рвотные позывы, вызванные, предположительно, передозировкой наркотического вещества. Курсон удалось привести его в сознание, и она предложила вызвать бригаду скорой медицинской помощи, однако Моррисон категорически отказался. После этого Курсон удалилась в спальню.

Около 05:00 она обнаружила Моррисона без признаков жизни в наполненной горячей водой ванне. Прибывшие на место происшествия медицинские работники и сотрудники правоохранительных органов зафиксировали следы кровавой рвоты на полу ванной комнаты и следы носового кровотечения на лице музыканта[5].

Альтернативные версии

Существует ряд альтернативных версий смерти Джима Моррисона. Среди них фигурируют следующие:

  1. Передозировка героина в мужском туалете парижского клуба Rock-n-Roll Circus или в соседнем кабаре Alcazar. Данная версия была выдвинута Джерри Хопкинсом и Дэнни Шугерманом.
  2. Суицид или инсценировка самоубийства агентами Федерального бюро расследований США, которое в тот период вело активную борьбу с участниками движения хиппи.
  3. В 2014 г. британская рок-исполнительница Марианна Фейтфулл выступила с заявлением, согласно которому ответственность за смерть Моррисона несёт наркоторговец Жан де Бретей, ранее состоявший с ней в романтических отношениях. По утверждению Фейтфулл, де Бретей предоставил певцу чрезмерно концентрированный героин, действие которого оказалось фатальным для Моррисона. Она охарактеризовала произошедшее как несчастный случай.

Единственным непосредственным свидетелем смерти певца являлась его спутница Памела Курсон. Она скончалась от передозировки наркотических веществ спустя три года после смерти Моррисона[6].

Джим Моррисон был захоронен на парижском кладбище Пер-Лашез. Его могила превратилась в место паломничества поклонников, которые оставляют многочисленные надписи на соседних надгробиях, выражая свою любовь к кумиру и цитируя строки из песен The Doors.

В 1978 г. был выпущен альбом An American Prayer, в котором на стихи Моррисона, надиктованные им на магнитофон незадолго до смерти, музыканты The Doors наложили инструментальное сопровождение.

Композиция «The End» была использована в кинокартине Фрэнсиса Форда Копполы «Апокалипсис сегодня» (1979 г.).

Моррисон входит в так называемый «Клуб 27» — неформальное объединение знаменитых музыкантов, умерших в возрасте 27 лет. Согласно свидетельству Робби Кригера и Джона Денсмора, во время обсуждения смертей Джими Хендрикса и Дженис Джоплин Моррисон произнёс фразу: «Возможно, вы пьёте с «номером три», что впоследствии было интерпретировано как предчувствие собственной скорой кончины[7].

Фильмы

Джим Моррисон выступил режиссёром и исполнителем главной роли в авторской короткометражной ленте «Американская пастораль» (HWY: An American Pastoral, 1969 г.). В сотрудничестве с Фрэнком Лисиандро он также создал документальный фильм о группе The Doors под названием Feast of Friends (1970 г.).

Режиссёр Оливер Стоун в 1991 г. представил художественный фильм «Дорз», где образ Джима воплотил актёр Вэл Килмер.

В 2010 г. режиссёр Том Дичилло выпустил документальную картину When You're Strange, позиционируемую как «Подлинная история The Doors» и «анти-Оливер Стоун»[8].

Отражение в культуре

Сборник стихов "Американская молитва" Умбельга Джима Моррисона (1970)

Литературное наследие Стивена Кинга включает упоминания о Моррисоне. В рассказе «Рок-н-ролльные небеса» он фигурирует как Лизард Кинг (англ. Lizard king). В романе «Противостояние» один из центральных персонажей повествует о встрече с Джимом Моррисоном после его смерти во время работы на автозаправочной станции.

Палеонтолог Рассел Сайокон (США) в 1970-х гг. совершил научное открытие в Мьянме, обнаружив останки гигантской ящерицы длиной 180 см и массой около 30 кг. Это крупнейшее травоядное пресмыкающееся получило название Barbaturex morrisoni в честь Джима Моррисона и его строк: «Я король ящериц. Я могу всё»[9].

На языческой церемонии бракосочетания Джим Моррисон и Патриция Кеннили-Моррисон обменялись кольцами Кладда. Изображение этих колец присутствует на обложке мемуаров Кеннили-Моррисон «Strange Days: My Life With and Without Jim Morrison» и видно на многих её фотографиях.

В литературных произведениях Моррисон часто выступает ключевым персонажем. Саймон Грин в книге «Город, где умирают тени» изображает его воскресшим и обладающим магическим воздействием музыки. Мик Фаррен в «Джим Моррисон после смерти» делает его главным героем, исследующим загробный мир. Паоло Ди Ред и Флавия Эрметес в «Лабиринте тайных книг» также отводят ему значительную роль.

В антологии «Дикие Карты» под редакцией Дж. Р. Р. Мартина новелла Виктора Милана «Преображения» содержит аллюзии на группу The Doors и Джеймса Дугласа Моррисона, представленных как Destiny и Том Мэрион Дуглас. Инопланетный вирус наделяет Моррисона-Дугласа аурой, усиливающей его эмоциональное воздействие на аудиторию и периодически трансформирующей его облик в человека со змеиной головой («Короля Ящериц»).

Кинематографические отсылки включают появление Моррисона среди бессмертных клиентов Лизл в фильме «Смерть ей к лицу» и сцену на его могиле в «Американском оборотне в Париже».

Компьютерные игры также содержат аллюзии на Моррисона. В World of Warcraft босс Lord Serpentis произносит фразу «I am the Serpent King, I can do anything». В Postal 2 главный герой под воздействием кошачьей мяты восклицает «Yes, baby, I'm the Lizard King!».

Музыкальные отсылки включают композицию «I'm Jim Morrison, I'm Dead» шотландской пост-рок-группы Mogwai, упоминание в песне Radiohead «Anyone Can Play Guitar» — «Grow my hair I am Jim Morrison», в песне The 69 Eyes «Wasting The Dawn» — «Where the lizard lingers long under the sun Forgetting the night darkest july paris '71», в песне группы 5'nizza «Ушедшим слишком рано» и в композиции Tracktor Bowling «Outside».

В 1967 г. Моррисон едва не принял участие в съёмках порнографического фильма Энди Уорхола «Я, мужчина», но его отговорил менеджмент The Doors[10].

В кинокартине «Мир Уэйна 2» Джим Моррисон является главному герою в пустыне в роли духовного наставника во время его бессознательного состояния.

Американские и британские публикации Моррисона

  • The New Creatures (1969 г.) — издание за счёт автора. Тираж 100 экземпляров.
  • The Lords (1969 г.) — поэзия, заметки. Издание за счёт автора. Тираж 100 экземпляров.
  • An American Prayer (1970 г.) — издание за счёт автора. Тираж 500 экземпляров[11].
  • The Lords and The New Creatures. — Simon & Schuster, 1970 г. — объединённое издание первых двух книг.
  • The Lords and The New Creatures. — Simon & Schuster, 1971 г. — посмертное переиздание первых двух книг.
  • The Lords and The new Creatures. — Omnibus Press: London, 1985 г. — переиздание.
  • Wilderness: The lost writings of Jim Morrison. Vol. 1. — Villard Books: New York, 1988 г. — первая публикация посмертно обнаруженных стихотворений Джима Моррисона.
  • An American Prayer and other notes (1987 г.) — компиляция всех песен The Doors, авторства Джима Моррисона. Включает также поэтические произведения «Американская молитва» и «Ода Лос-Анджелесу в свете размышлений о покойном Брайане Джонсе», а также эссе «Глаз».
  • Lyrics and Poem. — Stampa Alternativa, 1989 г. — тексты песен Моррисона, «Американская молитва». Переиздание.
  • An American Night. The lost writings of Jim Morrison. Vol. 2. — Villard Books: New York, 1990 г. — публикация оставшихся посмертно обнаруженных стихотворений (не вошедших в первый том).

Издания Моррисона на русском языке

  • Архивы The Doors, том 2: Джим Моррисон. Американская ночь = The Writings of Jim Morrison. The American Night / Пер. с англ. Д. Эпштейна ; Под ред. И. Завалишина и А. Галина ; Коммент. А. Галина. — М.: Летний сад, 2001 г. — 223 с.: ил.
  • Архивы The Doors, том 1: Джим Моррисон & The Doors. Когда музыка смолкнет… / Сост., коммент. А. Галин ; Пер. с англ. Д. Эпштейна, М. Пушкиной. — М.: Сокол, 1998 г. — 319 с.: ил.
  • Моррисон Дж. Д. Стихотворения: сборник[12] / Пер. с англ. А. Кудрявицкого и М. Миронова, составл. А. Кудрявицкого. — Москва — Париж — Нью-Йорк: Третья волна, 1999 г. — 96 с.
  • Архивы The Doors, том 3: Джим Моррисон. Пустыня / Пер. с англ. К. Быстровой, А. Скорых ; Под ред. И. Завалишина и А. Галина; коммент. А. Галина. — М.: Мерлон, 2004 г. — 256 с — Наблюдения Джеймса Дугласа Моррисона ; Дискография.
  • Послушай, парень, объяви нас как нужно. Мы — «Дорз»! Джеймс Дуглас Моррисон. — 2-е изд., перераб / Ред. колл. Ю. М. Каблучко, О. В. Черниенко, В. В. Авилов. — М.: Янус, 1996 г. — 158 с.: ил. — Непостижимая тайна Джима Моррисона; «Боги».
  • Последний проклятый поэт: Джим Дуглас Моррисон / Пер. с англ. Д. Борисова, Ю. Санаевой. — Ультра Культура, 2005 г. — 287 c.
  • Джим Моррисон. Стихи. Песни. Заметки. — 1-е изд., / Джим Моррисон; автор.сборник [Перевод], изд. Суперсистема, 1992 г. — 211 с.; тираж 6500 экз., твердый переплет, Предисл. С. Климовицкого.
  • Моррисон Дж. Д. Избранные стихотворения: сборник / Составл., предисл. и пер. с англ. А. Кудрявицкого. — Дублин, изд-во Lynx, 2012 г. — 152 с.

Примечания

  1. Morrison poem backs climate plea. news.bbc (31 января 2007). Архивировано 16 марта 2020 года.
  2. Dead Famous: Jim Morrison. The Biography Channel.
  3. 3,0 3,1 Биография Джима Моррисона. GQ (20 декабря 2010).
  4. Последний проклятый поэт: Джим Дуглас Моррисон / сост. А. Матвеев, Д. Борисов; пер. с англ. Д. Борисова и Ю. Сараевой. — М.: Ультра. Культура, 2004. — С. 28.
  5. Jim Morrison — Final 24 (RUS). YouTube.
  6. Кто убил Джима Моррисона. Live journal.
  7. Хьюз Р. The Doors (англ.) // Арс Лонга Classic Rock : magazine. — 2015. — Iss. 131, no. 1.
  8. The Doors. When you`re strange. Кинопоиск. Дата обращения: 29 июля 2024.
  9. Хлюстова Я. Король ящериц имени Джима Моррисона. Газета.ру, (5 июня 2013).
  10. I, a Man (1967) — Trivia. imdb.
  11. Morrison J. Jim Morrison's an American Prayer. — B of a Communications Co, 1983.
  12. Стихотворения Джима Моррисона / пер. с англ., составл. А. Кудрявицкого. — М., Париж, Нью-Йорк: Третья волна, 1999.

Ссылки