Ми-8
Ми-8 | |
---|---|
Тип | многоцелевой вертолёт |
Разработчик | ОКБ-329 1-го Управления ГКАТ СССР |
Производитель |
→ КВЗ У-УАЗ |
Главный конструктор | М. Л. Миль |
Первый полёт | 24 июня 1961 года |
Начало эксплуатации | 1965 год |
Статус | производится, эксплуатируется |
Эксплуатанты |
ВКС России Пограничная служба ФСБ России см. ниже |
Годы производства | с 1965 года |
Единиц произведено |
> 7500 (всех модификаций)[1] |
Стоимость единицы |
около 252 млн руб.[2] или от 14,75 млн $[3] до 17,5 млн $[4] (Ми-17В-5, экспортная) Ми-8АМТШ (для госзаказчиков): ~200 (на 2010 г.)[5] – 250 млн руб. (на 2012 г.)[6] |
Варианты |
Ми-8МСБ Ми-14 Ми-171 |
Ми-8 (по кодификации NATO: Hip — «Бедро») — советский многоцелевой вертолёт, разработанный в московском опытно-конструкторским бюро ОКБ-329 1-го управления Государственного комитета по авиационной технике (ГКАТ) СССР. Главный конструктор ОКБ — М. Л. Миль[7]. Советский и российский вертолёт, который стал одним из самых узнаваемых и широко используемых вертолётов в мире. Разработанный в 1960-х годах, Ми-8 стал настоящей иконой вертолётостроения, сочетая в себе функции транспортного, спасательного и ударного вертолётов[8].
История разработки
Разработка Ми-8 началась в ОКБ Mиля в 1958 году под руководством Михаила Миля. Этот вертолёт был создан как улучшенная версия Ми-4 с целью повышения полезной нагрузки, улучшения лётных характеристик и надёжности. Первый полёт Ми-8 состоялся в 1961 году, и вскоре он был принят на вооружение[9].
С момента своего возникновения Ми-8 адаптировался к различным задачам в разных странах и стал одним из наиболее массовых вертолётов в мире. Он был экспортирован в более чем 80 стран и активно использовался в различных климатических условиях, включая арктические и тропические регионы[10].
Работа над перспективным средним многоцелевым вертолётом, получившим обозначение В-8, стартовала в 1960 году в московском ОКБ-329 под руководством Михаила Леонтьевича Миля. Этот вертолёт был задуман как замена уже существующей модели Ми-4[11].
Первоначальные пять опытных экземпляров В-8 были изготовлены на московском авиационном заводе № 23, который с 1962 года переключился на производство ракетно-космической техники. Окончательная сборка проводилась на заводе № 329, который позже стал Московским вертолётным заводом[12].
Первый собранный экземпляр В-8 сохранил несколько особенностей Ми-4, включая четырёхлопастной несущий и трёхлопастной рулевой винты, автомат перекоса и различные элементы управления, трансмиссии и шасси. Тем не менее, носовая и центральная части фюзеляжа были полностью новыми, использовавшими крупногабаритные дюралюминиевые штамповки и инновационные клеесварные соединения. Вертолёт был представлен в пассажирском варианте с салоном на 18 мест[13].
24 июня 1961 года состоялся первый полёт прототипа В-8, который поднялся в воздух и выполнил короткое висение. Через две недели, 9 июля, он был продемонстрирован на авиационном параде на Тушинском аэродроме, совершив круговой полёт. В декабре 1961 года вертолёт был выставлен на совместные государственные испытания, но быстро был переведён в статус испытательного стенда[14].
В конце 1961 года был изготовлен второй экземпляр однодвигательного В-8, который никогда не поднимался в воздух из-за несоответствия концепции и использовался лишь как наземный стенд[15].
Двухдвигательный прототип В-8А поднялся в воздух 17 сентября 1962 года. Впервые для этого вертолёта были специально разработаны турбовальные двигатели ТВ2-117. В марте 1963 года вертолёт, покрашенный в жёлтый цвет и с надписью «Аэрофлот», был передан на первый этап совместных государственных испытаний. На протяжении испытаний В-8А underwent significant design modifications, включая замену четырёхлопастного несущего винта Ми-4 на новый пятилопастной аналог, а также модификацию рулевого винта, стоек шасси и установку системы автоматической регулировки двигателей вместе с автопилотом АП-34[14].
Третий лётный прототип, В-8АТ, был создан как транспортно-боевой вариант для вооружённых сил, учитывающий все изменения, проведённые в процессе испытаний В-8А. В-8АТ был собран и поступил на испытания в 1963 году. В ходе полевых испытаний, 19 апреля 1964 года, экипаж под руководством лётчика-испытателя В. Колошенко установил два мировых рекорда: по дальности полёта по замкнутому маршруту (2465,7 км) и по скорости на дистанции 2000 км (201,8 км/ч)[16].
Четвёртый опытный экземпляр, В-8АП, разрабатывался как правительственный вертолёт и практически не отличался от В-8АТ. Он был использован для тестирования автопилота АП-34Б и синхронизатора оборотов несущего винта. После завершения испытательной программы В-8АП был переоборудован в весной 1965 года для перевозки 28 пассажиров[17].
Позднее оба варианта прошли государственные испытания второго этапа. В ноябре 1964 года комиссия по совместным испытаниям рекомендовала запуск вертолёта в серийное производство, а десантно-транспортную модификацию — к принятию на вооружение. В-8АТ начал массовое производство на заводе № 387 в 1965 году под новым наименованием Ми-8Т и вскоре вытеснил с конвейера Ми-4. После завершения войсковых испытаний в 1968 году Ми-8Т был принят на вооружение[15][18].
Конструкция
Ми-8 имеет классическую схему с одним главным ротором и хвостовым ротором, что обеспечивает хорошую манёвренность и устойчивость. Фюзеляж вертолёта выполнен из прочного алюминиевого сплава, что позитивно сказывается на его весе и прочности[19].
- Экипаж — 3 человека.
- Максимальная взлётная масса — 13 000 кг.
- Двигатель ГТД Климов ТВ3-117 — 2.
- Мощность — 2 на 1620 кВт.
- Длина — 18,424/25,352 м.
- Высота — 4,756/5,552 м.
- Максимальная скорость — 250 км/ч.
- Практическая дальность полёта — 950 км.
- Практический потолок — 5000 м.
- Полезная нагрузка — до 24 пассажиров или 12 носилок с сопровождающими или 4000 кг груза[19].
Вооружение и модификации
Помимо транспортировки, Ми-8 может быть вооружён для выполнения боевых задач. Существуют различные модификации, такие как Ми-8МТ, которые могут нести[19]:
7,62-мм или 12,7-мм пулемёты.
Противотанковые ракеты.
Неуправляемые ракеты.
Бортовое оборудование
Ми-8 оборудован современными навигационными и радиоэлектронными системами, которые позволяют ему выполнять задачи как в дневное, так и в ночное время[10].
Модификации
- Ми-8 имеет множество модификаций, соответствующих различным требованиям. Основные из них:
- Ми-8Т — базовая модификация для транспортных задач.
- Ми-8МТ — модификация с улучшенными лётными характеристиками и возможностью вооружения.
- Ми-8МТВ — поисково-спасательный вариант.
- Ми-17 — экспортный вариант, который стал очень популярным за границей[19].
Применение
В армии Ми-8 применяется для транспортировки войск, эвакуации раненых, а также для поддержки наземных сил. Он часто используется в конфликтах и военных операциях благодаря своей надёжности[20].
В гражданской авиации Ми-8 используется для перевозки грузов и пассажиров, выполнения медицинских эвакуаций, лесных пожаров и других гуманитарных операций[20].
Ми-8 активно применяют для поисково-спасательных операций в труднодоступных районах. Эта функция делает его незаменимым для спасательных служб, особенно в условиях сложного рельефа[20].
На вооружении
- Азербайджан — 8 Ми-8 и 28 Ми-17-1В , по состоянию на 2023 год.
- Алжир — 74 Ми-8/Ми-17, по состоянию на 2023 год.
- Ангола — 27 Ми-8/Ми-17 и 8 Ми-171Ш, по состоянию на 2023 год.
- Аргентина — 2 Ми-171Е, по состоянию на 2023 год.
- Армения — 10 Ми-8МТ, 4 Ми-8 МТВ и 2 Ми-9, по состоянию на 2023 год.
- Афганистан — 6 Ми-17, по состоянию на 2023 год.
- Бангладеш.
- СВ Бангладеш — 3 Ми-171Ш по состоянию на 2023 год.
- ВВС Бангладеш — 12 Ми-17, 2 Ми-17-1В и 11 Ми-171Ш по состоянию на 2023 год.
- Пограничная полиция Бангладеш — 2 Ми-171Е.
- Белоруссия — 8 Ми-8, 12 Ми-8МТВ-5, по состоянию на 2023 год.
- Болгария — 5 Ми-17 по состоянию на 2024 год.
- Босния и Герцеговина — 8 Ми-8, 4 Ми-8МТВ и 1 Ми-17, по состоянию на 2023 год.
- Буркина-Фасо — 1 Ми-8 и 2 Ми-17, по состоянию на 2023 год.
- Венесуэла.
- Сухопутные войска Венесуэлы — 19 Ми-17-В5, по состоянию на 2023 год.
- ВМС Венесуэлы —6 Ми-17В-5, по состоянию на 2023 год.
- Военно-воздушные силы Венесуэлы — 8 Ми-17ВС и 2 Ми-172 (VIP), по состоянию на 2023 год.
- Национальная гвардия Венесуэлы — 5 Ми-17В-5, по состоянию на 2023 год.
- Вьетнам — 14 Ми-8, 6 Ми-17 и 3 Ми-171, по состоянию на 2023 год.
- Гана — 3 Ми-17-В5 и 4 Ми-171Ш, по состоянию на 2023 год.
- Гвинея — 2 Ми-17-1В, по состоянию на 2023 год.
- Грузия — 17 Ми-8Т, по состоянию на 2023 год.
- Джибути — 1 Ми-8Т и 1 Ми-17, по состоянию на 2023 год.
- Демократическая Республика Конго — 2 Ми-8, по состоянию на 2023 год.
- Замбия — 4 Ми-17, по состоянию на 2023 год.
- Египет — 40 Ми-8Т, по состоянию на 2023 год.
- Индия — 35 Ми-17, 45 Ми-17-1В и 148 Ми-17-В5 по состоянию на 2023 год.
- Индонезия — 16 Ми-17-В5 по состоянию на 2023 год.
- Ирак — 19 Ми-8/Ми-171Ш, по состоянию на 2023 год.
- Иран — 25 Ми-171, по состоянию на 2023 год.
- Йемен
- Хуситы — 1 Ми-8 и 1 Ми-17, по состоянию на 2023 год.
- Казахстан — 20 Ми-17В5 и 6 Ми-171, по состоянию на 2023 год.
- Камбоджа — 3 Ми-17, по состоянию на 2023 год.
- Камерун — 2 Ми-17 по состоянию на 2023 год.
- Кения — 1 Ми-171Е, по состоянию на 2023 год.
- Киргизия — 8 Ми-8 и 4 Ми-8МТ, по состоянию на 2023 год.
- Китай.
- Народно-освободительная армия Китая — 22 Ми-17, 3 Ми-17-1В, 38 Ми-17-В5, 25 Ми-17-В7 и 140 Ми-171 по состоянию на 2023 год.
- Военно-морские силы Китайской Народной Республики — 8 Ми-8, по состоянию на 2023 год.
- Военно-воздушные силы Китая — 2 Ми-17-В5 и более 4 Ми-171 по состоянию на 2023 год.
- КНДР — 15 Ми-8/Ми-17, по состоянию на 2023 год.
- Колумбия — 8 Ми-17-1В, 6 Ми-17МД и 5 Ми-17В-5, по состоянию на 2023 год.
- Кот-д`Ивуар — 2 Ми-8П, по состоянию на 2023 год.
- Куба — 2 Ми-8П и 8 Ми-17 (ещё 12 Ми-17 на хранении), по состоянию на 2023 год.
- Лаос — 6 Ми-17 5 Ми-17В-5, по состоянию на 2023 год.
- Ливия — более 5 единиц Ми-8Т/Ми-17, по состоянию на 2016 год[21][22].
- Литва — 3 Ми-8 по состоянию на 2024 год.
- Северная Македония — 4 Ми-8МТВ, 1 Ми-171 и 2 Ми-17, по состоянию на 2023 год.
- Мали — 1 Ми-8 и 4 Ми-171Ш, по состоянию на 2023 год.
- Мексика — 20 Ми-17, 19 Ми-17-1В и 4 Ми-17-В5, по состоянию на 2023 год.
- Молдавия — 2 Ми-8ПС и 4 Ми-8-МТВ-1, по состоянию на 2023 год.
- Монголия — 10 Ми-8 и 2 Ми-171, по состоянию на 2023 год.
- Мьянма — 11 Ми-17, по состоянию на 2023 год.
- Намибия — 1 Ми-8, по состоянию на 2023 год.
- Непал — 3 Ми-17-1В и 2 Ми-17-В5, по состоянию на 2023 год.
- Нигер — 2 Ми-17, по состоянию на 2023 год.
- Нигерия — 1 Ми-171Ш и 2 Ми-171Е, по состоянию на 2023 год.
- Никарагуа — 2 Ми-171Е (и ещё 7 Ми-17 в небоеспособном состоянии), по состоянию на 2023 год.
- Пакистан — Более 38 Ми-17, 2 Ми-171Е, 4 Ми-171, 4 Ми-171Ш и 1 Ми-172 по состоянию на 2023 год.
- Перу — 11 Ми-17, 10 Ми-17-1В и 24 Ми-171Ш, по состоянию на 2023 год.
- Польша.
- Сухопутные войска Польши — 7 Ми-8МТ, 3 Ми-17, 1 Ми-17АЕ, 5 Ми-17-1В и 6 Ми-8Т по состоянию на 2024 год.
- Воздушные силы Польши — 8 Ми-17 и 9 Ми-8 по состоянию на 2024 год.
- Шаблон:ROK — Ми-8 МТВ2 под обозначением Mi-172 используются спецподразделениями полиции K-SWAT[23].
- Россия.
- Военно-воздушные силы Российской Федерации — 274 Ми-8/Ми-8Т/Ми-8МТ/Ми-8АМТШ//Ми-8АМТШ-ВА/Ми-8МТВ-5/Ми-8МТВ-5-1 и около 16 Ми-8МТПР-1 по состоянию на 2024 год.
- Авиация Военно-Морского Флота Российской Федерации — 8 Ми-8, 4 Ми-8Т и 4 Ми-8МТ по состоянию на 2024 год.
- Пограничная служба Федеральной службы безопасности Российской Федерации — некоторое количество Ми-8, по состоянию на 2016 год[24].
- Войска национальной гвардии России — 60 единиц Ми-8 и несколько Ми-8АМТШ, по состоянию на 2023 год[25].
- Руанда — 4 Ми-17, 1 Ми-17МД, 1 Ми-17-В5 и 5 Ми-17-1В, по состоянию на 2023 год.
- Румыния — 5 Ми-17 у Министерства внутренних дел.
- Сирия — 10 Ми-8 и 20 Ми-17, по состоянию на 2023 год.
- Сенегал — 2 Ми-171Ш, по состоянию на 2023 год.
- Сербия — 1 Ми-17, 5 Ми-17В-5 и 8 Ми-8Т по состоянию на 2024 год.
- Шаблон:SLK — 13 Ми-17 по состоянию на 2024 год.
- Судан — 20 Ми-8, 3 Ми-17 и 2 Ми-171, по состоянию на 2023 год[26].
- Таджикистан — 11 Ми-8/Ми-17ТМ, по состоянию на 2023 год.
- Таиланд — 10 Ми-17-В5, по состоянию на 2023 год.
- Того — 2 Ми-8Т, по состоянию на 2023 год.
- Туркменистан — 6 Ми-17 и 2 Ми-17В, по состоянию на 2023 год.
- Турция — 19 Ми-17 у Авиакорпуса Жандармерии по состоянию на 2024 год. Турецкие вертолёты получили авионику фирмы Aselsan.
- Уганда — 5 Ми-17/171Е и 1 Ми-172 (VIP), по состоянию на 2023 год.
- Узбекистан — около 15 Ми-8, по состоянию на 2024 год.
- Украина
- Сухопутные войска Украины — 15 Ми-8 по состоянию на 2024 год.
- Воздушные силы Украины — 18 Ми-8, 10 Ми-8МТВ и 22 Ми-17/-17-В-5, по состоянию на 2024 год.
- Национальная гвардия Украины — 7 Ми-8, по состоянию на 2016 год[27][28].
- В начале июня 2022 года Пентагон предоставил Украине 20 вертолётов Ми-17, первоначально предназначенных для Афганской армии[29]
- В августе 2023 российский военный пилот Максим Кузьминов перегнал вертолёт Ми-8АМТШ из России на Украину.
- Филиппины — 4 Ми-171Ш, по состоянию на 2023 год.
- Хорватия — 10 Ми-171Ш, по состоянию на 2024 год.
- ЦАР — 1 Ми-8Т, по состоянию на 2023 год.
- Чад — 3 Ми-17 и 2 Ми-171, по состоянию на 2023 год.
- Чехия — 5 Ми-17 и 15 Ми-171Ш по состоянию на 2024 год.
- Шри-Ланка — 10 Ми-17 и 4 Ми-171Ш, по состоянию на 2023 год.
- Эквадор — 3 Ми-17-1В и 2 Ми-171Е, по состоянию на 2023 год.
- Экваториальная Гвинея — 1 Ми-17, по состоянию на 2023 год.
- Эритрея — 4 Ми-17, по состоянию на 2023 год.
- Эфиопия — 12 Ми-8/Ми-17, по состоянию на 2023 год.
Бывшие военные операторы
- Аргентина — 2 Ми-171Е, по состоянию на 2023 год. Передала в 2023 году Украине.
- Бурунди — 2 Ми-8 в нерабочем состоянии, по состоянию на 2023 год.
- Венгрия — 13 Ми-8 и 7 Ми-17, по состоянию на 2016 год[22].
- Латвия — 4 Ми-17, по состоянию на 2022 год. Переданы Украине в 2023 году и заменены на UH-60M.
- Литва — 3 Ми-8, по состоянию на 2022 год[30]. Переданы Украине в 2023 году и заменены на UH-60M.
- Мозамбик — 2 Ми-8 в нерабочем состоянии, по состоянию на 2016 год[31].
- Республика Конго — 3 Ми-8 на хранении, по состоянию на 2016 год[32].
- Румыния — в 1968 году поставлено 25 шт. Ми-8Т и 14 шт. Ми-8ПС, в 1985 году — ещё 3 шт. Ми-17; в 1990-е годы для полиции закуплены ещё два Ми-17, один Ми-17-1В и один Ми-17-1ВА; в 2001 году сняты с вооружения армии (поставлены на хранение и переданы в МВД)[33].
- СССР — перешли к образовавшимя после распада государствам.
- США — некоторое количество Ми-8, по состоянию на 2013 годШаблон:Источник:Military Balance 2013. 21 поставлено и 12 шт Ми-17В5 заказано для миссий в Афганистане[34].
- Сьерра-Леоне — 2 Ми-8/Ми-17 в нерабочем состоянии, по состоянию на 2016 год[35].
- Финляндия.
- Черногория — 1 Ми-8Т в нерабочем состоянии, по состоянию на 2013 годШаблон:Источник:Military Balance 2013.
- Эстония — последний в Эстонии советский вертолёт Ми-8 стал музейным экспонатом[36].
- Шаблон:YUG — 120 Ми-8Т поставлено в 1968—1982 годы[37].
Гражданские операторы
- МЧС РФ — 1 Ми-8Т и 33 Ми-8МТ/МТВ-1/МТВ-2[38].
- ОАО «ЮТэйр — Вертолётные услуги» (бывш. «Нефтеюганский объединённый авиаотряд») — крупнейший в стране гражданский эксплуатант вертолётов фирмы Миль (на 2021 год флот компании включает 326 вертолётов различных типов, из них 167 вертолётов МИ-8 различных модификаций и 6 вертолётов МИ-26[39])[40][41].
- ООО АК «Ямал» — 58 вертолётов (МИ-8МТВ, МИ-8П, МИ-8ПС, МИ-8Т)[39][42].
- АО «Авиакомпания «Ямал»[43].
- ООО «ГазпромАвиа» — 68 вертолётов МИ-8[39][44].
- 2-й Архангельский объединённый авиаотряд — 11 вертолётов МИ-8[45].
- ГП ЧАО «ЧукотАВИА» — 10 вертолётов МИ-8[45].
- АК «Турухан».
- ГУП «Камчатское авиационное предприятие» — 8 вертолётов МИ-8[45].
- ещё несколько мелких авиапредприятий, не поглощённых «ЮТэйр».
Достижения и рекорды
Ми-8 стал первым вертолётом, который преодолел барьер в тысячу часов безаварийного налёта. Он также неоднократно устанавливал рекорды по высоте и грузоподъёмности. Ми-8 — это не просто боевой вертолёт, а многофункциональная машина, способная выполнять широкий спектр задач. Его надёжность, простота в эксплуатации и эффективность сделали его одним из самых популярных вертолётов в истории авиации. За годы службы он заслужил признание как в Советском Союзе, так и за его пределами, оставаясь актуальным и востребованным средством воздушного транспорта по сей день[46].
Примечания
- ↑ Казанский вертолётный завод выпустил 7500-й вертолёт семейства Ми-8/17 . Aviation Explorer (23 мая 2014). Дата обращения: 23 мая 2014. Архивировано 24 мая 2014 года.
- ↑ Сведения заказа . Дата обращения: 29 апреля 2020. Архивировано 4 марта 2016 года.
- ↑ 80 новых вертолётов Ми-17В-5 постепенно должны заменить вертолёты Ми-8 в ВВС Индии . Дата обращения: 6 марта 2009. Архивировано 11 апреля 2009 года.
- ↑ ВВС Афганистана переданы первые 9 вертолётов Ми-17В-5 . Дата обращения: 18 января 2012. Архивировано 7 ноября 2013 года.
- ↑ Поставка Ми-8АМТШ и «Ансат-У» — лёгких многоцелевых вертолётов Архивная копия от 27 октября 2020 на Wayback Machine :: Subscribe.Ru
- ↑ Сведения заказа Архивная копия от 26 мая 2021 на Wayback Machine на zakupki.gov.ru
- ↑ От Ми-1 до Ми-35: Михаил Миль и его вертолеты . РИА новости (22 ноября 2009). Дата обращения: 13 сентября 2024.
- ↑ Юферев С. Ми-8. Вертолёт сотни профессий . Военное обозрение (21 октября 2021). Дата обращения: 13 сентября 2024.
- ↑ Вертолет Ми-8. Летно-технические характеристики . РИА новости (4 сентября 2014). Дата обращения: 13 сентября 2024.
- ↑ 10,0 10,1 Вертолет Ми-8: тактико-технические характеристики . РИА новости (3 июня 2023). Дата обращения: 13 сентября 2024.
- ↑ Вертолеты семейства Ми-8. История и характеристики . ТАСС (25 декабря 2019). Дата обращения: 13 сентября 2024.
- ↑ Егоршин В. Эволюция Ми-8 . tass.ru (2 августа 2022). Дата обращения: 13 сентября 2024.
- ↑ Ружицкий Е. И. ОКБ Миля, Ми-4 . aviastar.org. Дата обращения: 13 сентября 2024.
- ↑ 14,0 14,1 Деловой авиационный портал. 60 лет первому полету вертолета Ми-8 . www.ato.ru (24 июня 2021). Дата обращения: 13 сентября 2024.
- ↑ 15,0 15,1 «Восьмёрка» – королева вертолётов . Красная звезда (20 июля 2011). Дата обращения: 13 сентября 2024.
- ↑ Незаменимая «восьмёрка» . Моделист-конструктор (16 января 2017). Дата обращения: 13 сентября 2024.
- ↑ Вертолет Ми-8. История легенды . Наука и техника (4 декабря 2018). Дата обращения: 13 сентября 2024.
- ↑ Вертолёт десантно-транспортный Ми-8 МТ. СССР . Музей Победы. Дата обращения: 13 сентября 2024.
- ↑ 19,0 19,1 19,2 19,3 Вертолет Ми-8: тактико-технические характеристики . РИА новости (27 июля 2023). Дата обращения: 13 сентября 2024.
- ↑ 20,0 20,1 20,2 МИ-8 . osnmedia.ru. Дата обращения: 13 сентября 2024.
- ↑ International Institute for Strategic Studies. The Military Balance 2016 / James Hackett. — London: Taylor&Francis, 2016. — С. 342. — 504 с. — ISBN 9781857438352.
- ↑ 22,0 22,1 International Institute for Strategic Studies. The Military Balance 2016 / James Hackett. — London: Taylor&Francis, 2016. — 504 с. — ISBN 9781857438352.
- ↑ Nam Dohyun. 밀 Mi-17 다목적 헬리콥터 (неопр.). Bemil (1 декабря 2017). Дата обращения: 13 сентября 2024. Архивировано 16 марта 2024 года.
- ↑ International Institute for Strategic Studies. The Military Balance 2016 / James Hackett. — London: Taylor&Francis, 2016. — С. 200. — 504 с. — ISBN 9781857438352.
- ↑ International Institute for Strategic Studies, issuing body. The military balance 2023. — ISBN 978-1-003-40022-6, 1-003-40022-1, 978-1-000-91073-5, 1-000-91073-3, 978-1-000-91070-4, 1-000-91070-9.
- ↑ Oryx Khartoum Kaputt: Aircraft Losses During The 2023 Sudan Crisis . Oryx. Дата обращения: 13 сентября 2024. Архивировано 24 сентября 2023 года.
- ↑ International Institute for Strategic Studies. The Military Balance 2016 / James Hackett. — London: Taylor&Francis, 2016. — С. 206. — 504 с. — ISBN 9781857438352.
- ↑ International Institute for Strategic Studies. The Military Balance 2016 / James Hackett. — London: Taylor&Francis, 2016. — С. 284. — 504 с. — ISBN 9781857438352.
- ↑ Stavros Atlamazoglou. Putin Will Be Angry: America Is Sending HIMARS Rockets Weapons to Ukraine (неопр.). 19FortyFive (2 июня 2022). Дата обращения: 13 сентября 2024. Архивировано 3 июня 2022 года.
- ↑ The Military Balance 2022, p. 125
- ↑ International Institute for Strategic Studies. The Military Balance 2016 / James Hackett. — London: Taylor&Francis, 2016. — С. 458. — 504 с. — ISBN 9781857438352.
- ↑ International Institute for Strategic Studies. The Military Balance 2016 / James Hackett. — London: Taylor&Francis, 2016. — С. 438. — 504 с. — ISBN 9781857438352.
- ↑ Йоканович, Светозар Ми-8/14/17/171 на Балканах // журнал «Авиация и космонавтика», № 1, 2013. стр. 21—33
- ↑ США заказали очередную партию вертолётов Ми-17 . Дата обращения: 13 сентября 2024. Архивировано 14 июля 2018 года.
- ↑ International Institute for Strategic Studies. The Military Balance 2016 / James Hackett. — London: Taylor&Francis, 2016. — С. 465. — 504 с. — ISBN 9781857438352.
- ↑ Последний в Эстонии советский вертолёт Ми-8 стал музейным экспонатом . Дата обращения: 13 сентября 2014. Архивировано 5 марта 2016 года.
- ↑ Stockholm Internation Peace Research Institute — Arms Transfers Database . Дата обращения: 29 октября 2016. Архивировано 29 декабря 2017 года.
- ↑ Russia - Ministry of Emergency Situations (EMERCOM) (неопр.). OneSpotter.com (24 января 2024). Дата обращения: 13 сентября 2024.
- ↑ 39,0 39,1 39,2 Реестр эксплуатантов . favt.gov.ru. Дата обращения: 13 сентября 2024. Архивировано 8 июля 2021 года.
- ↑ О компании . heli.utair.ru. Дата обращения: 13 сентября 2024. Архивировано 16 августа 2022 года.
- ↑ Ми-8Т . heli.utair.ru. Дата обращения: 30 июля 2022. Архивировано 30 июля 2022 года.
- ↑ О компании . akyamal.ru. Дата обращения: 30 июля 2022. Архивировано 6 июля 2022 года.
- ↑ Авиакомпания «Ямал» . yamal.aero. Дата обращения: 30 июля 2022. Архивировано 30 июля 2022 года.
- ↑ Вертолеты . avia.gazprom.ru. Дата обращения: 30 июля 2022. Архивировано 30 июля 2022 года.
- ↑ 45,0 45,1 45,2 Реестр . Дата обращения: 30 июля 2022. Архивировано 8 июля 2021 года.
- ↑ Ми-8. Вертолет сотни профессий . Военное обозрение (25 октября 2021). Дата обращения: 13 сентября 2024.
- Знание.Вики:Cite web (не указан язык)
- Знание.Вики:Cite web (неверный код языка)
- Страницы, использующие волшебные ссылки ISBN
- Воздушные суда по алфавиту
- Воздушные суда, осуществившие первый полёт в 1961 году
- Знание.Вики:Готовые статьи о технологиях
- Все статьи
- Летательные аппараты по алфавиту
- Летательные аппараты по странам
- Вертолёты двойного назначения