Ми-8

Эта статья входит в число готовых статей
Эта статья прошла проверку экспертом
Материал из «Знание.Вики»
Ми-8
Ми-8 в ОдинцовеМи-8 в Одинцове
Тип многоцелевой вертолёт
Разработчик Союз Советских Социалистических Республик ОКБ-329 1-го Управления ГКАТ СССР
Производитель Союз Советских Социалистических РеспубликРоссия КВЗ
Флаг России У-УАЗ
Главный конструктор М. Л. Миль
Первый полёт 24 июня 1961 года
Начало эксплуатации 1965 год
Статус производится, эксплуатируется
Эксплуатанты Россия ВКС России
Flag of Border Troops of Russia.svg Пограничная служба ФСБ России
см. ниже
Годы производства с 1965 года
Единиц произведено

> 7500

(всех модификаций)[1]
Стоимость единицы

около 252 млн руб.[2] или от 14,75 млн $[3] до 17,5 млн $[4] (Ми-17В-5, экспортная)

Ми-8АМТШ (для госзаказчиков): ~200 (на 2010 г.)[5] – 250 млн руб. (на 2012 г.)[6]
Варианты Ми-8МСБ
Ми-14
Ми-171

Ми-8 (по кодификации NATO: Hip — «Бедро») — советский многоцелевой вертолёт, разработанный в московском опытно-конструкторским бюро ОКБ-329 1-го управления Государственного комитета по авиационной технике (ГКАТ) СССР. Главный конструктор ОКБ — М. Л. Миль[7]. Советский и российский вертолёт, который стал одним из самых узнаваемых и широко используемых вертолётов в мире. Разработанный в 1960-х годах, Ми-8 стал настоящей иконой вертолётостроения, сочетая в себе функции транспортного, спасательного и ударного вертолётов[8].

История разработки

Разработка Ми-8 началась в ОКБ Mиля в 1958 году под руководством Михаила Миля. Этот вертолёт был создан как улучшенная версия Ми-4 с целью повышения полезной нагрузки, улучшения лётных характеристик и надёжности. Первый полёт Ми-8 состоялся в 1961 году, и вскоре он был принят на вооружение[9].

С момента своего возникновения Ми-8 адаптировался к различным задачам в разных странах и стал одним из наиболее массовых вертолётов в мире. Он был экспортирован в более чем 80 стран и активно использовался в различных климатических условиях, включая арктические и тропические регионы[10].

Работа над перспективным средним многоцелевым вертолётом, получившим обозначение В-8, стартовала в 1960 году в московском ОКБ-329 под руководством Михаила Леонтьевича Миля. Этот вертолёт был задуман как замена уже существующей модели Ми-4[11].

Первоначальные пять опытных экземпляров В-8 были изготовлены на московском авиационном заводе № 23, который с 1962 года переключился на производство ракетно-космической техники. Окончательная сборка проводилась на заводе № 329, который позже стал Московским вертолётным заводом[12].

Первый собранный экземпляр В-8 сохранил несколько особенностей Ми-4, включая четырёхлопастной несущий и трёхлопастной рулевой винты, автомат перекоса и различные элементы управления, трансмиссии и шасси. Тем не менее, носовая и центральная части фюзеляжа были полностью новыми, использовавшими крупногабаритные дюралюминиевые штамповки и инновационные клеесварные соединения. Вертолёт был представлен в пассажирском варианте с салоном на 18 мест[13].

24 июня 1961 года состоялся первый полёт прототипа В-8, который поднялся в воздух и выполнил короткое висение. Через две недели, 9 июля, он был продемонстрирован на авиационном параде на Тушинском аэродроме, совершив круговой полёт. В декабре 1961 года вертолёт был выставлен на совместные государственные испытания, но быстро был переведён в статус испытательного стенда[14].

В конце 1961 года был изготовлен второй экземпляр однодвигательного В-8, который никогда не поднимался в воздух из-за несоответствия концепции и использовался лишь как наземный стенд[15].

Двухдвигательный прототип В-8А поднялся в воздух 17 сентября 1962 года. Впервые для этого вертолёта были специально разработаны турбовальные двигатели ТВ2-117. В марте 1963 года вертолёт, покрашенный в жёлтый цвет и с надписью «Аэрофлот», был передан на первый этап совместных государственных испытаний. На протяжении испытаний В-8А underwent significant design modifications, включая замену четырёхлопастного несущего винта Ми-4 на новый пятилопастной аналог, а также модификацию рулевого винта, стоек шасси и установку системы автоматической регулировки двигателей вместе с автопилотом АП-34[14].

Третий лётный прототип, В-8АТ, был создан как транспортно-боевой вариант для вооружённых сил, учитывающий все изменения, проведённые в процессе испытаний В-8А. В-8АТ был собран и поступил на испытания в 1963 году. В ходе полевых испытаний, 19 апреля 1964 года, экипаж под руководством лётчика-испытателя В. Колошенко установил два мировых рекорда: по дальности полёта по замкнутому маршруту (2465,7 км) и по скорости на дистанции 2000 км (201,8 км/ч)[16].

Четвёртый опытный экземпляр, В-8АП, разрабатывался как правительственный вертолёт и практически не отличался от В-8АТ. Он был использован для тестирования автопилота АП-34Б и синхронизатора оборотов несущего винта. После завершения испытательной программы В-8АП был переоборудован в весной 1965 года для перевозки 28 пассажиров[17].

Позднее оба варианта прошли государственные испытания второго этапа. В ноябре 1964 года комиссия по совместным испытаниям рекомендовала запуск вертолёта в серийное производство, а десантно-транспортную модификацию — к принятию на вооружение. В-8АТ начал массовое производство на заводе № 387 в 1965 году под новым наименованием Ми-8Т и вскоре вытеснил с конвейера Ми-4. После завершения войсковых испытаний в 1968 году Ми-8Т был принят на вооружение[15][18].

Конструкция

Ми-8 имеет классическую схему с одним главным ротором и хвостовым ротором, что обеспечивает хорошую манёвренность и устойчивость. Фюзеляж вертолёта выполнен из прочного алюминиевого сплава, что позитивно сказывается на его весе и прочности[19].

  • Экипаж — 3 человека.
  • Максимальная взлётная масса — 13 000 кг.
  • Двигатель ГТД Климов ТВ3-117 — 2.
  • Мощность — 2 на 1620 кВт.
  • Длина — 18,424/25,352 м.
  • Высота — 4,756/5,552 м.
  • Максимальная скорость — 250 км/ч.
  • Практическая дальность полёта — 950 км.
  • Практический потолок — 5000 м.
  • Полезная нагрузка — до 24 пассажиров или 12 носилок с сопровождающими или 4000 кг груза[19].

Вооружение и модификации

Помимо транспортировки, Ми-8 может быть вооружён для выполнения боевых задач. Существуют различные модификации, такие как Ми-8МТ, которые могут нести[19]:

7,62-мм или 12,7-мм пулемёты.

Противотанковые ракеты.

Неуправляемые ракеты.

Бортовое оборудование

Ми-8 оборудован современными навигационными и радиоэлектронными системами, которые позволяют ему выполнять задачи как в дневное, так и в ночное время[10].

Модификации

  • Ми-8 имеет множество модификаций, соответствующих различным требованиям. Основные из них:
  • Ми-8Т — базовая модификация для транспортных задач.
  • Ми-8МТ — модификация с улучшенными лётными характеристиками и возможностью вооружения.
  • Ми-8МТВ — поисково-спасательный вариант.
  • Ми-17 — экспортный вариант, который стал очень популярным за границей[19].

Применение

В армии Ми-8 применяется для транспортировки войск, эвакуации раненых, а также для поддержки наземных сил. Он часто используется в конфликтах и военных операциях благодаря своей надёжности[20].

В гражданской авиации Ми-8 используется для перевозки грузов и пассажиров, выполнения медицинских эвакуаций, лесных пожаров и других гуманитарных операций[20].

Ми-8 активно применяют для поисково-спасательных операций в труднодоступных районах. Эта функция делает его незаменимым для спасательных служб, особенно в условиях сложного рельефа[20].

Страны пользователи вертолёта Ми-8      — Военные пользователи       — Гражданские пользователи       — Военные и гражданские пользователи
ВКС России. Высадка десанта в Псковской области
Ми-17 ВВС Болгарии, 2007 год
Ми-8 ВВС Украины, 2018 год
Ми-8т. 138-я смешанная транспортная авиационная эскадрилья. 204-я авиабаза ВВС Сербии
Ми-8Т с символикой ООН
Ми-8Т АК ЮТэйр

На вооружении

Бывшие военные операторы

  •  Аргентина — 2 Ми-171Е, по состоянию на 2023 год. Передала в 2023 году Украине.
  •  Бурунди — 2 Ми-8 в нерабочем состоянии, по состоянию на 2023 год.
  •  Венгрия — 13 Ми-8 и 7 Ми-17, по состоянию на 2016 год[22].
  •  Латвия — 4 Ми-17, по состоянию на 2022 год. Переданы Украине в 2023 году и заменены на UH-60M.
  • Флаг Литвы Литва — 3 Ми-8, по состоянию на 2022 год[30]. Переданы Украине в 2023 году и заменены на UH-60M.
  •  Мозамбик — 2 Ми-8 в нерабочем состоянии, по состоянию на 2016 год[31].
  •  Республика Конго — 3 Ми-8 на хранении, по состоянию на 2016 год[32].
  •  Румыния — в 1968 году поставлено 25 шт. Ми-8Т и 14 шт. Ми-8ПС, в 1985 году — ещё 3 шт. Ми-17; в 1990-е годы для полиции закуплены ещё два Ми-17, один Ми-17-1В и один Ми-17-1ВА; в 2001 году сняты с вооружения армии (поставлены на хранение и переданы в МВД)[33].
  •  СССР — перешли к образовавшимя после распада государствам.
  • Флаг США США — некоторое количество Ми-8, по состоянию на 2013 годШаблон:Источник:Military Balance 2013. 21 поставлено и 12 шт Ми-17В5 заказано для миссий в Афганистане[34].
  •  Сьерра-Леоне — 2 Ми-8/Ми-17 в нерабочем состоянии, по состоянию на 2016 год[35].
  •  Финляндия.
  •  Черногория — 1 Ми-8Т в нерабочем состоянии, по состоянию на 2013 годШаблон:Источник:Military Balance 2013.
  •  Эстония — последний в Эстонии советский вертолёт Ми-8 стал музейным экспонатом[36].
  • Шаблон:YUG — 120 Ми-8Т поставлено в 1968—1982 годы[37].

Гражданские операторы

Россия Россия

  • МЧС РФ — 1 Ми-8Т и 33 Ми-8МТ/МТВ-1/МТВ-2[38].
  • ОАО «ЮТэйр — Вертолётные услуги» (бывш. «Нефтеюганский объединённый авиаотряд») — крупнейший в стране гражданский эксплуатант вертолётов фирмы Миль (на 2021 год флот компании включает 326 вертолётов различных типов, из них 167 вертолётов МИ-8 различных модификаций и 6 вертолётов МИ-26[39])[40][41].
  • ООО АК «Ямал» — 58 вертолётов (МИ-8МТВ, МИ-8П, МИ-8ПС, МИ-8Т)[39][42].
  • АО «Авиакомпания «Ямал»[43].
  • ООО «ГазпромАвиа» — 68 вертолётов МИ-8[39][44].
  • 2-й Архангельский объединённый авиаотряд — 11 вертолётов МИ-8[45].
  • ГП ЧАО «ЧукотАВИА» — 10 вертолётов МИ-8[45].
  • АК «Турухан».
  • ГУП «Камчатское авиационное предприятие» — 8 вертолётов МИ-8[45].
  • ещё несколько мелких авиапредприятий, не поглощённых «ЮТэйр».

Достижения и рекорды

Ми-8 стал первым вертолётом, который преодолел барьер в тысячу часов безаварийного налёта. Он также неоднократно устанавливал рекорды по высоте и грузоподъёмности. Ми-8 — это не просто боевой вертолёт, а многофункциональная машина, способная выполнять широкий спектр задач. Его надёжность, простота в эксплуатации и эффективность сделали его одним из самых популярных вертолётов в истории авиации. За годы службы он заслужил признание как в Советском Союзе, так и за его пределами, оставаясь актуальным и востребованным средством воздушного транспорта по сей день[46].

Примечания

  1. Казанский вертолётный завод выпустил 7500-й вертолёт семейства Ми-8/17. Aviation Explorer (23 мая 2014). Дата обращения: 23 мая 2014. Архивировано 24 мая 2014 года.
  2. Сведения заказа. Дата обращения: 29 апреля 2020. Архивировано 4 марта 2016 года.
  3. 80 новых вертолётов Ми-17В-5 постепенно должны заменить вертолёты Ми-8 в ВВС Индии. Дата обращения: 6 марта 2009. Архивировано 11 апреля 2009 года.
  4. ВВС Афганистана переданы первые 9 вертолётов Ми-17В-5. Дата обращения: 18 января 2012. Архивировано 7 ноября 2013 года.
  5. Поставка Ми-8АМТШ и «Ансат-У» — лёгких многоцелевых вертолётов Архивная копия от 27 октября 2020 на Wayback Machine :: Subscribe.Ru
  6. Сведения заказа Архивная копия от 26 мая 2021 на Wayback Machine на zakupki.gov.ru
  7. От Ми-1 до Ми-35: Михаил Миль и его вертолеты. РИА новости (22 ноября 2009). Дата обращения: 13 сентября 2024.
  8. Юферев С. Ми-8. Вертолёт сотни профессий. Военное обозрение (21 октября 2021). Дата обращения: 13 сентября 2024.
  9. Вертолет Ми-8. Летно-технические характеристики. РИА новости (4 сентября 2014). Дата обращения: 13 сентября 2024.
  10. 10,0 10,1 Вертолет Ми-8: тактико-технические характеристики. РИА новости (3 июня 2023). Дата обращения: 13 сентября 2024.
  11. Вертолеты семейства Ми-8. История и характеристики. ТАСС (25 декабря 2019). Дата обращения: 13 сентября 2024.
  12. Егоршин В. Эволюция Ми-8. tass.ru (2 августа 2022). Дата обращения: 13 сентября 2024.
  13. Ружицкий Е. И. ОКБ Миля, Ми-4. aviastar.org. Дата обращения: 13 сентября 2024.
  14. 14,0 14,1 Деловой авиационный портал. 60 лет первому полету вертолета Ми-8. www.ato.ru (24 июня 2021). Дата обращения: 13 сентября 2024.
  15. 15,0 15,1 «Восьмёрка» – королева вертолётов. Красная звезда (20 июля 2011). Дата обращения: 13 сентября 2024.
  16. Незаменимая «восьмёрка». Моделист-конструктор (16 января 2017). Дата обращения: 13 сентября 2024.
  17. Вертолет Ми-8. История легенды. Наука и техника (4 декабря 2018). Дата обращения: 13 сентября 2024.
  18. Вертолёт десантно-транспортный Ми-8 МТ. СССР. Музей Победы. Дата обращения: 13 сентября 2024.
  19. 19,0 19,1 19,2 19,3 Вертолет Ми-8: тактико-технические характеристики. РИА новости (27 июля 2023). Дата обращения: 13 сентября 2024.
  20. 20,0 20,1 20,2 МИ-8. osnmedia.ru. Дата обращения: 13 сентября 2024.
  21. International Institute for Strategic Studies. The Military Balance 2016 / James Hackett. — London: Taylor&Francis, 2016. — С. 342. — 504 с. — ISBN 9781857438352.
  22. 22,0 22,1 International Institute for Strategic Studies. The Military Balance 2016 / James Hackett. — London: Taylor&Francis, 2016. — 504 с. — ISBN 9781857438352.
  23. Nam Dohyun. 밀 Mi-17 다목적 헬리콥터 (неопр.). Bemil (1 декабря 2017). Дата обращения: 13 сентября 2024. Архивировано 16 марта 2024 года.
  24. International Institute for Strategic Studies. The Military Balance 2016 / James Hackett. — London: Taylor&Francis, 2016. — С. 200. — 504 с. — ISBN 9781857438352.
  25. International Institute for Strategic Studies, issuing body. The military balance 2023. — ISBN 978-1-003-40022-6, 1-003-40022-1, 978-1-000-91073-5, 1-000-91073-3, 978-1-000-91070-4, 1-000-91070-9.
  26. Oryx Khartoum Kaputt: Aircraft Losses During The 2023 Sudan Crisis. Oryx. Дата обращения: 13 сентября 2024. Архивировано 24 сентября 2023 года.
  27. International Institute for Strategic Studies. The Military Balance 2016 / James Hackett. — London: Taylor&Francis, 2016. — С. 206. — 504 с. — ISBN 9781857438352.
  28. International Institute for Strategic Studies. The Military Balance 2016 / James Hackett. — London: Taylor&Francis, 2016. — С. 284. — 504 с. — ISBN 9781857438352.
  29. Stavros Atlamazoglou. Putin Will Be Angry: America Is Sending HIMARS Rockets Weapons to Ukraine (неопр.). 19FortyFive (2 июня 2022). Дата обращения: 13 сентября 2024. Архивировано 3 июня 2022 года.
  30. The Military Balance 2022, p. 125
  31. International Institute for Strategic Studies. The Military Balance 2016 / James Hackett. — London: Taylor&Francis, 2016. — С. 458. — 504 с. — ISBN 9781857438352.
  32. International Institute for Strategic Studies. The Military Balance 2016 / James Hackett. — London: Taylor&Francis, 2016. — С. 438. — 504 с. — ISBN 9781857438352.
  33. Йоканович, Светозар Ми-8/14/17/171 на Балканах // журнал «Авиация и космонавтика», № 1, 2013. стр. 21—33
  34. США заказали очередную партию вертолётов Ми-17. Дата обращения: 13 сентября 2024. Архивировано 14 июля 2018 года.
  35. International Institute for Strategic Studies. The Military Balance 2016 / James Hackett. — London: Taylor&Francis, 2016. — С. 465. — 504 с. — ISBN 9781857438352.
  36. Последний в Эстонии советский вертолёт Ми-8 стал музейным экспонатом. Дата обращения: 13 сентября 2014. Архивировано 5 марта 2016 года.
  37. Stockholm Internation Peace Research Institute — Arms Transfers Database. Дата обращения: 29 октября 2016. Архивировано 29 декабря 2017 года.
  38. Russia - Ministry of Emergency Situations (EMERCOM) (неопр.). OneSpotter.com (24 января 2024). Дата обращения: 13 сентября 2024.
  39. 39,0 39,1 39,2 Реестр эксплуатантов. favt.gov.ru. Дата обращения: 13 сентября 2024. Архивировано 8 июля 2021 года.
  40. О компании. heli.utair.ru. Дата обращения: 13 сентября 2024. Архивировано 16 августа 2022 года.
  41. Ми-8Т. heli.utair.ru. Дата обращения: 30 июля 2022. Архивировано 30 июля 2022 года.
  42. О компании. akyamal.ru. Дата обращения: 30 июля 2022. Архивировано 6 июля 2022 года.
  43. Авиакомпания «Ямал». yamal.aero. Дата обращения: 30 июля 2022. Архивировано 30 июля 2022 года.
  44. Вертолеты. avia.gazprom.ru. Дата обращения: 30 июля 2022. Архивировано 30 июля 2022 года.
  45. 45,0 45,1 45,2 Реестр. Дата обращения: 30 июля 2022. Архивировано 8 июля 2021 года.
  46. Ми-8. Вертолет сотни профессий. Военное обозрение (25 октября 2021). Дата обращения: 13 сентября 2024.