Михайличенко, Иван Харлампович

Эта статья прошла проверку экспертом
Материал из «Знание.Вики»
Иван Харлампович Михайличенко
Дата рождения 2 сентября 1920(1920-09-02)
Место рождения посёлок Алмазная, ныне в черте города Стаханов, Луганская Народная Республика
Дата смерти 2 июня 1982(1982-06-02) (61 год)
Место смерти Москва
Принадлежность  СССР
Годы службы 19401962
Звание Подполковник ВВС СССР
Сражения/войны Великая Отечественная война
Награды и премии

Иван Харлампович Михайличенко (19201982) — подполковник Советской Армии, участник Великой Отечественной войны, дважды Герой Советского Союза (1944, 1945).

Биография

Иван Харлампович Михайличенко родился 2 сентября 1920 года в посёлке Алмазная (ныне — в черте города Стаханова Луганской Народной Республики). После окончания семи классов школы освоил специальность электрослесаря и трудился на шахтах в городе Серго (ныне — Стаханов). В 1938 году окончил горнопромышленное училище в Серго, в 1939 году — местный аэроклуб. В апреле 1940 года Михайличенко был призван на службу в Рабоче-Крестьянскую Красную Армию и направлен на учёбу в Ворошиловградскую военную авиационную школу лётчиков. С началом Великой Отечественной войны вместе с этой школой был эвакуирован в город Уральск Казахской ССР. В январе 1943 года завершил обучение и получил назначение на должность пилота в 10-й запасной авиационный полк Приволжского военного округа, расквартированный в селе Каменка Пензенской области. В этот период за дисциплинарный проступок был разжалован в рядовые, и лишь осенью 1943 года офицерское звание было ему возвращено[1].

В июне 1943 года Михайличенко был направлен на фронт Великой Отечественной войны. Вплоть до самого её завершения сражался в составе 667-го штурмового авиационного полка, в феврале 1944 года за массовый героизм, проявленный его личным составом, преобразованный в 141-й гвардейский. Воевал на Воронежском, Степном, 2-м и 1-м Украинских фронтах. Участвовал в битве на Курской дуге, освобождении Украинской и Молдавской ССР, в том числе в битве за Днепр, боях в Карпатах, освобождении Польши, форсировании Прута, Серета, Вислы, Одера, Берлинской и Пражской операциях. Летал на штурмовике Ил-2. Совершал боевые вылеты на штурмовку и бомбардировку скоплений боевой техники и живой силы противника, его оборонительных сооружений, прочих важных объектов. Много раз водил штурмовые группы, нанося врагу значительный урон. Не раз при выполнении боевых задач попадал под обстрел зенитной артиллерии и истребительной авиации противника. но неизменно выходил победителем. За отличную боевую работу неоднократно удостаивался благодарностей от командования.

По состоянию на 17 января 1944 года, Михайличенко совершил 87 боевых вылетов, уничтожив: 112 автомашин с живой силой и военным имуществом, 27 танков, 8 зенитных и артиллерийских батарей, 6 дзотов, 11 железнодорожных вагонов, 1 крупный склад с боеприпасами, 2 склада с горючим и до 500 солдат и офицеров противника. Кроме того, он принял участие в 22 воздушных боях, сбив 1 вражеский истребитель лично и ещё 5 — в составе группы. За эти заслуги Указом Президиума Верховного Совета СССР от 1 июля 1944 года лейтенант Иван Харлампович Михайличенко был удостоен звания Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» за номером 1980[2].

Всего же за время своего участия в Великой Отечественной войне Михайличенко совершил 187 боевых вылетов, уничтожив огромное количество единиц боевой техники и живой силы противника. В воздушных боях он сбил 3 вражеских самолёта лично и ещё несколько — в составе группы. За это гвардии капитан Иван Харлампович Михайличенко был вторично удостоен звания Героя Советского Союза с вручением медали «Золотая Звезда» за номером 69[3].

После окончания войны продолжал службу в Советской Армии. Командовал эскадрильей 101-го гвардейского истребительного авиационного полка, дислоцировавшегося в городе Айзенштадте в Австрии. Учился в Военно-воздушной академии, но вскоре прервал обучение и получил новое название — в 100-й гвардейский истребительный авиационный полк, дислоцировавшийся всё в том же Айзенштадте. Вернувшись в СССР в июле 1947 года, служил заместителем командира эскадрильи 28-го гвардейского истребительного авиационного полка, размещавшегося сначала в Калининграде, затем в Калинине (ныне — Тверь). В 19501955 годах служил в 145-м гвардейском истребительном авиационном полку ПВО, дислоцировавшемся в селе Добрынском Суздальского района Владимирской области, был в нём командиром звена, заместителем командира эскадрильи, командиром эскадрильи, помощником командира полка по огневой и тактической подготовке, заместителем командира по лётной подготовке. С января 1955 года являлся заместителем по лётной подготовке командира 147-го гвардейского истребительного авиационного полка ПВО в Ярославле. В 1958 году окончил Центральные лётно-тактические курсы усовершенствования офицерского состава ВВС в Липецке, после чего вернулся на ту же должность в 147-й истребительный авиационный полк ПВО. В 19601962 годах являлся старшим лётчиком-инструктором отдела боевой подготовки авиации 3-го корпуса ПВО в Ярославле. Освоил самолёты «Аэрокобра» и «Кингкобра», Як-15, МиГ-9, МиГ-15, МиГ-17Ф, МиГ-17ПФ, Як-25. В феврале 1962 года в звании подполковника Михайличенко был уволен в запас. Проживал в Москве, до 1974 года трудился механиком опытного завода «Фотон» Всесоюзного научно-исследовательского института источников тока. Скончался 2 июня 1982 года, похоронен на Востряковском кладбище Москвы[1].

Награды

Память

  • Как дважды Герою Советского Союза, Михайличенко установлен бюст в городе Стаханове Луганской Народной Республики;
  • Мемориальная доска в память о Михайличенко установлена на доме в Ярославле, где он жил.

Примечания

Литература

  • Герои Советского Союза: краткий биографический словарь. Т. 2. — М.: Воениздат, 1988.
  • Люди бессмертного подвига. Кн. 2. — М., 1975.
  • Симонов А. А., Бодрихин Н. Г. Боевые лётчики — дважды и трижды Герои Советского Союза. — М., 2017.
  • Воробьёв В. П., Ефимов Н. В. Герои Советского Союза: справочник. — СПб., 2010.
WLW Checked Off icon.svg Данная статья имеет статус «готовой». Это не говорит о качестве статьи, однако в ней уже в достаточной степени раскрыта основная тема. Если вы хотите улучшить статью — правьте смело!