Маяк Чеченский
Чеченский маяк | ||
---|---|---|
Маяк Чеченский | ||
Страна | Россия | |
Остров | Чечень | |
Дата основания | XVII век | |
Дата строительства | 1863 | |
Высота маяка | 41,1 м | |
Расстояние | 30 М | |
Автоматический | да (с 1970-х гг.) | |
Действующий | да | |
|
Маяк «Чеченский» — маяк на острове Чечень, расположен в северно-западной части Каспийского моря, был построен английскими строителями в 1863 году. Единственная историческая достопримечательность острова Чечень. Маяк имеет статус стратегического объекта.
История
На западной оконечности острова Чечень у западного побережья Каспийского моря в трех милях к северу от Аграханского полуострова установлен Чеченский маяк[1][2].
Сведения о первом маяке на острове Чечень упоминаются в «Описании путешествия в Московию» немецкого путешественника Адама Олеария побывавшего в России и участвовавшего в Шлезвиг-Голштинском посольстве в Персию в 1636—1638 гг[3]. Адам Олеарий сообщал, что на одной из оконечностей этого острова стояли четыре шеста, связанные вместе и покрытые кореньями и ветвями; там же были две большие ямы, где раскладывался по ночам огонь[4]. Известно, что огонь на острове «для проходу мореходных судов» жгли ещё в 1723 году «кои изображали род маяков»[3][5].
На месте действующего маяка согласно краеведам существовал небольшой деревянный маяк. Маяк — единственная достопримечательность острова Чечень. Высота — 41,1 метра.
В 1855 году командир Астраханского порта, капитан 1-го ранга Р. Г. Машин, осмотрев берега Каспийского моря, предложил «оградить мореплавателей от косы, тянущейся по параллели от острова к востоку». Р. Г. Машин сам разработал план строительства и предоставил его управляющему Морским министерством и в Гидрографический департамент. Строительство маяка началось в 1859 году. Руководил строительством поручик Козловский, были привлечены английские строители. Сначала была произведена закладка фундамента, однако вовремя бури бушевавшей с 22 февраля по 4 марта 1860 года, выбранное место покрылось водой, а плавающим льдом сорвало и прибило к берегу большую часть пристани, устроенной на сваях для выгрузки строительных материалов. Это заставило командира Астраханского порта, выбрать другое место для строительства, более возвышенное — на западной стороне острова, куда летом 1860 года начали перевозить строительные материалы и рабочих. В этом же году из Франции доставили диоптрический аппарат 2-го разряда. Устанавливал и регулировал его мастер маячной мастерской Дирекции маяков Балтийского моря Ян Ильвес.
Описание
11 октября 1863 года маяк начал светить. Он представляет собой каменную круглую башню, выкрашенную в красный цвет, крыша зелёная. Высота огня составляет 41,1 метра над уровнем моря и 38 метров от основания. Башня маяка имеет 5-оконных проема, изнутри 196 ступеней. Светит маяк белым постоянным огнем с проблесками, освещающим весь горизонт. Вблизи башни были построены из камня одноэтажный дом для служителей, баня и кладовая[6].
Маяк хотя и обезопасил существенно мореплавание в этом районе, крушения судов у Чеченской косы все же случались. Поэтому на маяке служили люди, способные оказать помощь экипажу тонущего судна. При маяке была спасательная лодка и усиленная команда из военных моряков, назначаемая командиром Бакинского порта.
В 1959 году маяк перестроили. Сама башня маяка сохранилась в неизменном виде[7].
В 1970-х годах на маяке установили специальный светооптический аппарат, с этого времени Чеченский маяк работает в автоматическом режиме.
На Чеченском маяке 36 лет работают потомственные смотрители семья Воржаковых. Маяк является стратегическим объектом, доступ к нему ограничен[8][9].
Галерея
Маяк на карте гидрографического управления. Измерение глубин в 1870-е годы
Крушение парохода «Геок-Тепе» возле Чеченского острова. Рисунок худ. А. Н. Шильдера (1889)
Примечания
- ↑ Начал действовать маяк Чеченский (недоступная ссылка — история ). 95.31.135.131. Морская Энциклопедия. Дата обращения: 23 июля 2020.
- ↑ Чеченский, маяк . mayaki-sssr.spb.ru. Дата обращения: 23 июля 2020. Архивировано 20 февраля 2020 года.
- ↑ 3,0 3,1 Ю. Шухин. Общие сведения | Маяки СССР историко-технические справки . mayaki-sssr.spb.ru. Дата обращения: 23 июля 2020. Архивировано 21 октября 2020 года.
- ↑ Адам Олеарий. Описание путешествия в Московию / Пер. с нем. А. М. Ловягина. — Смоленск: Русич, 2003. — С. 369.
- ↑ Лист карты K-38-12 Остров Чечень. Масштаб: 1 : 100 000. Издание 1985 г.
- ↑ Маяки Дагестана . ГБУ РД «Республиканский центр охраны памятников истории, культуры и архитектуры». Дата обращения: 23 июля 2020. Архивировано 23 июля 2020 года.
- ↑ Маяк Чеченский » Фотоальбомы » Сайт регионального отделения Союза радиолюбителей России по Ростовской области "Региональная Федерация радиоспорта" . radiodon.ru. Дата обращения: 23 июля 2020. Архивировано 23 июля 2020 года.
- ↑ Чечень, маяк и Воржаковы . Дата обращения: 23 июля 2020. Архивировано 23 июля 2020 года.
- ↑ Чечень, маяк и Воржаковы . Дата обращения: 23 июля 2020. Архивировано 23 июля 2020 года.
Литература
- Комарицин А. А., Корякин В. И., Романов В. Г. Маяки побережья Каспийского моря // Маяки России. Исторические очерки. — СПб.: ГУНиО МО РФ, 2001. — С. 472. — 474 с. — 500 экз. — ISBN 978-9955-488-64-4.
- Корякин В. И., Романов В. Г., Сысоев Ю. П. Маяки Каспийского моря // Атлас маяков России. — СПб.: ЦКП ВМФ, 2006. — 500 экз.
- Описание маяков, башен и знаков Российской Империи по берегам Каспийского моря : исправленное по 1 января 1905 года. — Издание Главного Гидрографического Управления Морского Министерства. — С.-Петербург : Тип. Мор. Мин-ва, 1905.— С. 6—7 — 35 с.
- Обзор деятельности морского управления в России в первое двадцатипятилетие благополучного царствования государя императора Александра Николаевича, 1855-1880 / сост. на основании офиц. сведений под руководством К. А. Манна. - Санкт-Петербург : тип. Мор. М-ва, 1880. Ч. 2. - 2, XI. — С. 540 — 995 с.
- Зеленой Н. Спасательные станции // Морской сборник. СПб., 1870, № 11. — С.111.
Ссылки
- Маяки СССР Историко-технические справки
- Энциклопедия . Каспийский морской научно-исследовательский центр. Дата обращения: 5 марта 2021.