Махачкалинский маяк

Махачкалинский маяк
Махачкалинский маяк
Makhachkala lighthouse.jpg
Страна  Россия
Море Каспийское море
Город Махачкала, улица Амирханова, 20
Дата основания 1852
Статус
Герб

Культурное наследие народов
Российской Федерации

Регионального значения
рег. № 051710905850005

Махачкалинский (Петровский) маяк — первый маяк в городе Махачкала, Республика Дагестан. В 1852 году был возведён на Тарковской горе, но в 1866 перенесён на гору Анжи-арка. Петровский маяк признан объектом культурного наследия народов Российской Федерации.

История

В 1852 году на Тарковской горе был возведён световой маяк, расположенный между двумя башнями Петровской крепости. Это сооружение представляло собой белую каменную башню с восемью лампами и рефлекторами наверху. Вершина маяка находилась на высоте 75 метров над уровнем моря и обеспечивала видимость на расстоянии до 18 миль. Идея построить маяк принадлежала князю Михаилу Семёновичу Воронцову, наместнику Кавказа, придававшему большое значение строительству и благоустройству Каспийских портов[1]. Однако проект оказался неудачным: маяк был трудноразличим как в темноте, так и в светлое время суток. Его конструкция была неудачной, а расположение — неудобным. Огни были слабыми и к тому же закрывались с некоторых сторон башнями Петровской крепости[2].

В 1866 году на горе Анжи-арка был возведён новый маяк под контролем Гидрографической части Каспийской флотилии[1]. Это сооружение представляло собой восьмиугольную каменную башню высотой 27 метров. Он излучал постоянный белый свет, который был виден на расстоянии до 15 миль. Рядом был построен дом для персонала. Чтобы добраться до смотровой площадки, необходимо было преодолеть 117 ступенек по крутой винтовой лестнице[3].

Зимой маяк работал нерегулярно, включаясь только в дни прибытия и отправления почтовых судов, а также при появлении любых кораблей на горизонте. С 1882 года, когда количество судоходных операций возросло, маяк начал функционировать круглый год. Город стремительно развивался, и к концу XIX века его огни начали перекрывать свет маяка. В 1895 году на верхнем этаже маяка был установлен дополнительный фонарь, чтобы его свет был виден со всех точек. Это улучшало навигацию для моряков в Каспийском море и защищало корабли от мелей к северо-западу от порта.

В красный цвет маяк перекрасили, чтобы его было лучше видно днём. Теперь белая башня с красными горизонтальными полосами хорошо выделялась и летом, и зимой на белом фоне заснеженных гор.

Проблемы с подключением маяка к городской электросети остались нерешёнными. Поэтому в 1912 году обычные масляные лампы в осветительном аппарате заменили на керосинокалильные горелки для увеличения яркости. В 1928 году керосиновое освещение было заменено на ацетиленовое.

Во время Второй мировой войны через Махачкалу на судах осуществлялись перевозки нефти и нефтепродуктов из Баку. Маячники играли важную роль в обеспечении безопасности этих перевозок. Когда маяк был отключён для маскировки, безопасность обеспечивала манипуляторный отряд под руководством старшего лейтенанта Теплинского. В 1944 году маяк вновь начал выполнять свои мирные функции[2][3].

Текущее состояние

К концу XX века здание стало приходить в негодность, в связи с чем была предпринята его полная реставрация. В 2008 году на маяке была установлена система, которая освещала территорию белым проблесковым светом на расстоянии до 24 миль. Сегодня маяк продолжает помогать кораблям ориентироваться в Каспийском море[4].

Галерея

Примечания

  1. 1,0 1,1 Буклет о порте 145 лет. АО «Махачкалинский морской торговый порт». Дата обращения: 18 октября 2024.
  2. 2,0 2,1 Махачкалинский маяк. Культура.РФ. Дата обращения: 18 октября 2024.
  3. 3,0 3,1 Петровский маяк. Некоммерческий информационный историко-просветительский проект. Дата обращения: 18 октября 2024.
  4. Махачкалинский маяк. визитдагестан.рф. Дата обращения: 18 октября 2024.