Маринкина башня (Коломенский кремль)

Эта статья прошла проверку экспертом
Маринкина (Коломенская) башня
Маринкина башня Коломенского кремляМаринкина башня Коломенского кремля
Местоположение Коломна
Кремль Коломенский кремль
Год постройки 15251531
Форма основания башни многогранник
Количество граней 20
Диаметр башни 11 метр
Высота башни 31 метр
Толщина стен башни от 3 до 4,55 м
Герб

Культурное наследие народов
Российской Федерации

Федерального значения
рег. № 501410644720066

Мари́нкина (Коло́менская, Кру́глая науго́льня) ба́шня — самая высокая башня Коломенского кремля, расположенная с западной его стороны. Защищала Астраханский тракт (Московско-Рязанскую дорогу), который был одной из старейших дорог в стране. Одна из семи сохранившихся башен кремля[1].

Происхождение названия

Первоначальное название стрельницы — так башни называли в древние времена — Коломенская. Это связано с её расположением. Башня была расположена на берегу реки Коломенки. Позднее русло реки было отведено севернее, и башня оказалась в стороне от воды[2].

Башня имеет двадцать граней. Однако при взгляде на неё на расстоянии она кажется круглой. Именно поэтому её называли Круглой. Под таким названием башня значилась в Росписном списке кремля 1678 года. Свиблову башню также называли Круглой, но для Коломенской было уточнение — угольная, так как она располагалась на углу[1][3].

В первой четверти XIX века за башней стало закрепляться современное её название — Маринкина. Оно связано с именем Марины Мнишек, жены Лжедмитрия I и, позднее, Лжедмитрия II. В период Смутного времени она, вместе со своим сыном Иваном, проживала в Коломне, обладая статусом, равным царскому. Название стало закрепляться в связи с легендами, связанными с заточением и последующей смертью в этой башне Марины Мнишек. При этом источники XVII и XVIII веков такое название башни не подтверждают[1][4].

Архитектура

Башня опирается на расширяющийся к основанию цоколь из белого камня, который отделён от кирпичной кладки профилированным поясом (известняковым валиком). Сердцевиной башни является девятнадцатигранный столб. Его высота достигает 31 метра, а поперечник — 11 метров. Венчает башню своеобразная корона: зубцы покоятся на часто расположенных машикулях (происходит от старофранцузского слова «mashcol» — ударять в голову). Это белокаменные, изящно декорированные консоли, выступающие за пределы стен. Они служили опорой для боевых галерей, имевших проёмы в полу для ведения огня, сбрасывания камней и выливания кипящей смолы — для защиты основания стены[2].

На верхней галерее находится сторожевая вышка, несколько смещённая от центра сооружения. На рисунке Адама Олеария 1636 года видно, что на Маринкиной башне существовала ещё третья, совсем небольшая, цилиндрическая надстройка, также предназначенная для сторожевых целей. Эти вышки использовались для наблюдения за стратегически важным сухопутным московским трактом (улица Астраханская, по состоянию на 2025 год — улица Октябрьской Революции). Рисунок Корнелиса де Брюина 1703 года свидетельствует, что изначальная верхняя смотровая площадка в это время уже исчезла. Причиной разрушения стали природные факторы (дождь, снег, влага, просачивавшаяся в швы кладки, а затем замерзавшая), а также долгое отсутствие деревянных кровель над стенами и башнями Коломенского кремля в XVII веке. Таким образом, с XVIII—XIX столетий Маринкина башня практически не изменила свой внешний вид[5].

Внутреннее пространство башни разделено на семь уровней, а верхняя смотровая площадка служит восьмым. К вершине стены становятся тоньше: у основания их толщина достигает 4,55 метра, а наверху — всего 3 метра. Оборонительная система башни была тщательно продумана. Подобно донжону в средневековой крепости, она могла длительное время защищаться самостоятельно[6].

Доступ на нижний этаж осуществлялся через обитую железом деревянную дверь, расположенную на уровне земли с тыльной стороны башни. На второй и пятый этажи можно было попасть через галереи, соединяющиеся с башней от прилегающей стены. Внутри оборонительного сооружения лестницы, встроенные в толщу стен, обеспечивали сообщение между первым и вторым, а также шестым и седьмым этажами. Между остальными уровнями использовались деревянные переносные лестницы и люки в деревянных перекрытиях. В случае вторжения противника лестницы поднимались, люки закрывались, делая большую часть уровней недоступными для врагов[7].

При детальном рассмотрении отверстий для стрельбы в Маринкиной башне становится заметным их специфическое расположение — до пяти штук на каждой стороне. Но при этом иногда их нет совсем. Они располагаются последовательно, образуя своего рода вертикальную линию, перемещаясь вверх или вниз по этажам. Такая конструкция давала возможность полного огневого контроля над окружающей башню зоной и существенно повышала её оборонительные качества[8].

Легенды, связанные с названием башни

Осенью 1614 года Марина Мнишек была доставлена в Коломну в качестве пленницы. Ряд легенд гласит, что там она и умерла. Согласно одной из версий, Марину заточили в башню, которая теперь носит её имя. Не выдержав тоски, она выбросилась оттуда, превратилась в ворону и улетела. При этом якобы в башне остался клад, на который наложено заклятье и поэтому он светится по ночам. По другой версии Марина Мнишек умерла в этой башне своей смертью. Согласно третьей версии коломенский народ выбросил авантюристку с башни, а потом её телом выстрелил из пушки. Последняя версия утверждает, что Марину Мнишек заживо замуровали в одной из стен. Кратковременное содержание Марины Мнишек под арестом в Коломне вполне вероятно. Однако остальное можно считать мистификацией, поскольку умерла она, согласно источникам, в Москве[9][10].

Источником обмана, вероятно, служит другая история, произошедшая в Коломне в XVIII веке. Первым упомянул содержание в Коломенской башне Марины Мнишек писатель Николай Дмитриевич Иванчин-Писарев, которому местные жители Коломны рассказали о некоей «Маринкиной башне». В условиях отсутствия возможности изучения древних документов им было высказано такое предположение[11].

Писатель ошибся, запутавшись во времени событий, услышав от старожилов историю, относящуюся к первой половине XVIII века. 12 июля 1732 года в Тульскую провинциальную канцелярию доставили некую беглую Марину Поликарпову. С ней была женщина, которую Марина называла женой. На допросах выяснилось, что Марина обладала редкой природной аномалией — являлась гермафродитом, в связи с чем получила прозвище «мерзкая женка». Признав супружество Марины с женщиной преступлением против веры, обеих отправили на суд в Коломну, поскольку Тула в то время входила в Коломенскую епархию. После разбирательств Марине было назначено наказание — быть замурованной в специальной башне-столпе, построенной для этих целей. Вскоре из Москвы от Святейшего Синода пришло распоряжение изъять «мерзкую женку» из столпа. После вскрытия башни выяснилось, что Марина лишилась рассудка, и её решили отправить в один из московских монастырей[11].

Башня-столп была полностью разобрана, но местное население помнило о «Маринкиной башне». Рассказы о ней передавались следующим поколениям. С течением времени детали размылись, повествования о налёте Марины Мнишек и Ивана Заруцкого на город, разбоях и зарытых богатствах переплелись и слились с легендой о столпе, где была заточена Марина. Неудивительно, что Николай Иванчин-Писарев, не осведомлённый о «мерзкой женке», перенёс предания о её башне на Марину Мнишек. Подкрепляют эту версию хорошо сохранившиеся в архивах Святейшего Синода материалы, опубликованные в «Собрании описания дел Святейшего Синода», доклады Ведомства православного исповедания и государственные бумаги тех лет[11].

Литература

Примечания

  1. 1,0 1,1 1,2 Стены и башни Коломенского кремля - Коломенский Кремль. НП Культурный центр «Лига». Дата обращения: 19 сентября 2025.
  2. 2,0 2,1 Мазуров, 2015, с. 80.
  3. Мазуров, 2015, с. 115—116.
  4. Мазуров, 2015, с. 116.
  5. Мазуров, 2015, с. 80—81.
  6. Мазуров, 2015, с. 81.
  7. Мазуров, 2015, с. 81—82.
  8. Мазуров, 2015, с. 82.
  9. Михайлина Е. Загадки Маринкиной башни. АO «Редакция газеты «Московский Комсомолец» (25 февраля 2002). Дата обращения: 19 сентября 2025.
  10. Мазуров, 2015, с. 84.
  11. 11,0 11,1 11,2 Ярхо В. Башня // Огонёк : журнал. — 2004. — 25 июля (№ 29). — С. 26.