Макьюэн, Иэн

Иэн Макьюэн
Ian McEwan
И. Макьюэн на Международной книжной ярмарке в Париже (2011)
И. Макьюэн на Международной книжной ярмарке в Париже (2011)
Дата рождения 21 июня 1948
Место рождения Олдершот, Англия
Гражданство (подданство) Великобритания
Род деятельности прозаик, новеллист
Жанр роман, новелла
Язык произведений английский
Дебют «Первая любовь, последнее помазание» (First Love, Last Rites, 1975)
Премии

Премия Сомерсета Моэма (1976)

Уитбредовская премия (1987)
Букеровская премия (1998)
Литературная премия У. Смита (2002)

И́эн Ра́ссел Макью́эн (англ. Ian McEwan, 21 июня 1948, Олдершот, Гэмпшир, Англия) — представитель «правящего триумвирата» современной британской литературы, наряду с Джулианом Барнсом и Мартином Эмисом[1]. Лауреат премии Сомерсета Моэма (1976), обладатель Букеровской премии[2]. Автор романов «Амстердам» (англ. Amsterdam, 1998), «Искупление» (англ. Atonement, 2002), «Машины как я» (англ. Machines Like Me, 2019) и другие[2].

Биография

Иэн Рассел Макьюэн родился 21 июня 1948 года в военном городке Олдершот (графство Гэмпшир). Его родителями были Роза Лиллиан Вайолет и Дэвид Макьюэн. Отец будущего писателя — шотландский кадровый офицер — служил на различных военных базах, поэтому значительную часть детства Иэн провёл в Восточной Азии, Германии и Северной Африке. Хотя у его матери были двое детей от предыдущего брака, значительно старше Иэна, он с детства воспринимал себя как единственного ребёнка в семье. Лишь в 2007 году он неожиданно узнал о существовании родного брата[3].

В двенадцать лет Иэн Макьюэн вернулся с семьёй в Англию и поступил в интернат Woolverstone Hall School в Саффолке, где учился с 1959 по 1966 год. У него появился интерес к английской романтической поэзии и современной фантастике. Перед поступлением в университет Макьюэн некоторое время работал мусорщиком в Лондоне. В 1970 году окончил Сассекский университет с отличием по специальности «английская литература», а затем стал одним из первых студентов курса творческого письма при Университете Восточной Англии под руководством Малькольма Брэдбери и Энгуса Уилсона, получив степень магистра в 1971 году[4].

Список обязательной литературы на университетском курсе креативного письма был основан на послевоенном американском каноне и включал произведения Филипа Рота, Нормана Мейлера, Джона Барта и других авторов. Макьюэн начал сдавать Брэдбери вместе с учебными заданиями свои собственные рассказы. Позднее, в статье для газеты The Guardian (2000 год), он вспоминал[4]:

На фоне амбициозности, социального размаха и выразительной свободы американской прозы английская литература казалась тесной и серой. Я должен был найти смелые и яркие краски

Макьюэн был дважды женат: с 1982 по 1995 год — на Пенни Аллен, с которой у него двое сыновей. Его вторая жена — Анналена Макафи, бывший редактор газеты The Guardian. В 1999 году Пенни Аллен похитила их 13-летнего сына после решения суда о передаче опеки отцу[5].

В 2002 году Макьюэн узнал, что у него есть старший брат, которого отдали на усыновление во время Второй мировой войны. Их мать родила Дэвида до официального брака с отцом Иэна и скрыла этот факт, чтобы избежать скандала. После гибели первого мужа она вышла замуж за отца Иэна. История стала публичной в 2007 году. Братья поддерживают связь, и Макьюэн написал предисловие к мемуарам брата, Дэвида Шарпа[5].

Творчество

В 1975 году вышел дебютный сборник рассказов Иэна Макьюэна — «Первая любовь, последнее помазание» (англ. First Love, Last Rites). Уже через три года он опубликовал второй сборник короткой прозы — «Меж сбитых простыней» (англ. In Between the Sheets) — и свой первый роман «Цементный сад» (англ. The Cement Garden). Именно этот роман принёс ему репутацию смелого литературного нонконформиста. В центре сюжета — четверо осиротевших детей, вынужденных выживать в изоляции; повествование включает провокационные и шокирующие сцены, в том числе инцест и захоронение умершей матери в цементном саркофаге прямо в доме[4].

Первые два произведения автора построены вокруг интереса к описанию сексуальных и психических извращений, за что Макьюэн получил прозвище «Макабр» (Macabre — тёмный, мрачный)[6]. Период с 1981 по 1987 год, завершившийся выходом романа «Дитя во времени» (англ. The Child in Time), стал поворотным этапом в творчестве Макьюэна: именно тогда он постепенно отошёл от изображения крайних, патологических состояний и начал обращаться к более «нормативным», социально узнаваемым темам и персонажам. Романы, опубликованные после 1990 года, сделали его одним из самых успешных, влиятельных и виртуозных писателей современной Великобритании. Роман «Амстердам» (англ. Amsterdam, 1998), принёсший автору Букеровскую премию, повествует о двух друзьях, композиторе Клайве Линли и журналисте Верноне Холле, которые после смерти общей возлюбленной заключают соглашение об эвтаназии: если один из них окажется в состоянии, лишающем его достоинства, другой поможет ему умереть. Произведение поднимает сложные этические вопросы, связанные с правом на достойную смерть, а его стройная, почти музыкальная композиция отражает внутренний мир героя-композитора. Ироничный сюжет раскрывает, как благие намерения перерастают в эгоизм и трагикомическое предательство[7].

Опубликованный в 2001 году роман «Искупление» (англ. Atonement) рассказывает историю ложного обвинения в изнасиловании, выдвинутого тринадцатилетней Бриони Таллис против возлюбленного её старшей сестры, Робби Тёрнера, что разрушает жизни всех участников драмы на фоне событий Второй мировой войны[1]. Макьюэн сочетает традиционные черты исторического романа с постмодернистской рефлексией: в финале выясняется, что ключевые события — продукт художественного воображения самой Бриони, уже пожилой писательницы, стремящейся через сочинённый ею роман искупить свою вину. Такой приём не только ставит под сомнение надёжность повествования, но и расширяет границы жанра, исследуя природу правды, памяти и ответственности художника.

Роман «В скорлупе» (англ. Nutshell, 2016) представляет собой постмодернистскую интерпретацию шекспировской трагедии «Гамлет» (англ. Hamlet, 1599—1601), перенесённую в современную Англию. Повествование ведётся от лица нерождённого младенца, находящегося в утробе матери — интеллектуалки, замышляющей убийство своего мужа вместе с его братом. Через сознание ещё не рождённого ребёнка раскрываются темы предательства, морального выбора и экзистенциального кризиса, параллельно обыгрываются ключевые мотивы шекспировского оригинала. Стилистика произведения сочетает ироничную эрудицию, философскую рефлексию и драматическую напряжённость[8].

«Машины как я» (англ. Machines Like Me, 2019) — пятнадцатый роман Макьюэна, относящийся к жанру постмодернистской альтернативной истории. Действие происходит в 1980-х годах в Лондоне. Великобритания проиграла Фолклендскую войну, а учёный Алан Тьюринг добился прорыва в области искусственного интеллекта, создав человекоподобных роботов — андроидов. Сюжет строится вокруг отношений главного героя Чарли, его возлюбленной Миранды и купленного Чарли андроида по имени Адам, между которыми возникает любовный треугольник. Роман поднимает сложные этические проблемы сознания, морального выбора и природы человеческого. Постмодернистская стилистика проявляется не только в игривом переосмыслении истории, но и в активном использовании шекспировского интертекста — от прямых цитат и аллюзий до прецедентных имён. Эти отсылки углубляют характеры персонажей и создают дополнительные культурные пласты, проводя параллели между вечными дилеммами шекспировских пьес и современными проблемами сосуществования человека и машины[9]. Роман «Упражнения» (англ. Lessons, 2022) во многом основан на биографии самого писателя. Детство Роланда Бейнса, как и детство его создателя, было кочевым: из-за службы отца в армии ему довелось жить в военных гарнизонах в Германии и Ливии, прежде чем он оказался в Англии и был определён в школу-интернат. Ещё один глубоко личный мотив — неожиданное для самого героя обнаружение родного брата, который в своё время был отдан на усыновление, — также находит прямые параллели в судьбе Макьюэна. Преломляется в сюжете и болезненный опыт личной жизни писателя: уход его первой жены и борьба за опеку над детьми трансформировались в образ британско-немецкой писательницы Алисы Эберхардт, которая оставляет Роланда с маленьким сыном[6]. Автор исследует своё прошлое и судьбу своего поколения[9].

Романы

  • 1978 — «Цементный сад» (англ. The Cement Garden)
  • 1981 — «Утешение странников» (англ. The Comfort of Strangers)
  • 1987 — «Дитя во времени» (англ. The Child in Time)
  • 1990 — «Невинный, или Oсобые отношения» (англ. The Innocent)
  • 1992 — «Чёрные псы» (англ. Black Dogs)
  • 1997 — «Невыносимая любовь» (англ. Enduring Love)
  • 1998 — «Амстердам» (англ. Amsterdam)
  • 2001 — «Искупление» (англ. Atonement)
  • 2005 — «Суббота» (англ. Saturday)
  • 2007 — «На берегу» (англ. On Chesil Beach)
  • 2010 — «Солнечная» (англ. Solar)
  • 2012 — «Сластёна» (англ. Sweet tooth)
  • 2014 — «Закон о детях» (англ. The Children Act)
  • 2016 — «В скорлупе» (англ. Nutshell)
  • 2019 — «Машины как я» (англ. Machines Like Me)
  • 2022 — «Упражнения» (англ. Lessons)[7].

Сборники рассказов

  • 1975 — «Первая любовь, последнее помазание» (англ. First Love, Last Rites)
  • 1978 — «Меж сбитых простыней» (англ. In Between the Sheets)[9].

Экранизации



Примечания

  1. 1,0 1,1 О романе И. Макьюэна «Искупление». Интернет-магазин книг «Читай-Город». Дата обращения: 30 сентября 2025.
  2. 2,0 2,1 Ian McEwan. The Booker Prizes. Дата обращения: 30 сентября 2025.
  3. Иэн Рассел Макьюэн. Литературный онлайн-портал «Литературный век». Дата обращения: 30 сентября 2025.
  4. 4,0 4,1 4,2 Ian McEwan Biography. Encyclopedia of World Biography. Дата обращения: 30 сентября 2025.
  5. 5,0 5,1 Court orders McEwan's wife to give up their son. The Independent (2 сентября 1999). Дата обращения: 30 сентября 2025.
  6. 6,0 6,1 Савиковская Ю. Затянувшийся урок. О романе Иэна Макьюэна «Упражнения». Литературный портал «Ujhmrbq». Дата обращения: 30 сентября 2025.
  7. 7,0 7,1 Jordison S. Booker club: Amsterdam by Ian McEwan. The Guardian. Дата обращения: 30 сентября 2025.
  8. 8,0 8,1 Clunchy, K. Nutshell by Ian McEwan – an elegiac masterpiece. The Guardian. Дата обращения: 30 сентября 2025.
  9. 9,0 9,1 9,2 Сохарева Т. «Машины как я»: новый роман Иэна Макьюэна. Портал о чтении, книгах и писателях «Литературно» (9 ноября 2019). Дата обращения: 1 октября 2025.