Макьюэн, Иэн
И́эн Ра́ссел Макью́эн (англ. Ian McEwan, 21 июня 1948, Олдершот, Гэмпшир, Англия) — представитель «правящего триумвирата» современной британской литературы, наряду с Джулианом Барнсом и Мартином Эмисом[1]. Лауреат премии Сомерсета Моэма (1976), обладатель Букеровской премии[2]. Автор романов «Амстердам» (англ. Amsterdam, 1998), «Искупление» (англ. Atonement, 2002), «Машины как я» (англ. Machines Like Me, 2019) и другие[2].
Биография
Иэн Рассел Макьюэн родился 21 июня 1948 года в военном городке Олдершот (графство Гэмпшир). Его родителями были Роза Лиллиан Вайолет и Дэвид Макьюэн. Отец будущего писателя — шотландский кадровый офицер — служил на различных военных базах, поэтому значительную часть детства Иэн провёл в Восточной Азии, Германии и Северной Африке. Хотя у его матери были двое детей от предыдущего брака, значительно старше Иэна, он с детства воспринимал себя как единственного ребёнка в семье. Лишь в 2007 году он неожиданно узнал о существовании родного брата[3].
В двенадцать лет Иэн Макьюэн вернулся с семьёй в Англию и поступил в интернат Woolverstone Hall School в Саффолке, где учился с 1959 по 1966 год. У него появился интерес к английской романтической поэзии и современной фантастике. Перед поступлением в университет Макьюэн некоторое время работал мусорщиком в Лондоне. В 1970 году окончил Сассекский университет с отличием по специальности «английская литература», а затем стал одним из первых студентов курса творческого письма при Университете Восточной Англии под руководством Малькольма Брэдбери и Энгуса Уилсона, получив степень магистра в 1971 году[4].
Список обязательной литературы на университетском курсе креативного письма был основан на послевоенном американском каноне и включал произведения Филипа Рота, Нормана Мейлера, Джона Барта и других авторов. Макьюэн начал сдавать Брэдбери вместе с учебными заданиями свои собственные рассказы. Позднее, в статье для газеты The Guardian (2000 год), он вспоминал[4]:
На фоне амбициозности, социального размаха и выразительной свободы американской прозы английская литература казалась тесной и серой. Я должен был найти смелые и яркие краски
Макьюэн был дважды женат: с 1982 по 1995 год — на Пенни Аллен, с которой у него двое сыновей. Его вторая жена — Анналена Макафи, бывший редактор газеты The Guardian. В 1999 году Пенни Аллен похитила их 13-летнего сына после решения суда о передаче опеки отцу[5].
В 2002 году Макьюэн узнал, что у него есть старший брат, которого отдали на усыновление во время Второй мировой войны. Их мать родила Дэвида до официального брака с отцом Иэна и скрыла этот факт, чтобы избежать скандала. После гибели первого мужа она вышла замуж за отца Иэна. История стала публичной в 2007 году. Братья поддерживают связь, и Макьюэн написал предисловие к мемуарам брата, Дэвида Шарпа[5].
Творчество
В 1975 году вышел дебютный сборник рассказов Иэна Макьюэна — «Первая любовь, последнее помазание» (англ. First Love, Last Rites). Уже через три года он опубликовал второй сборник короткой прозы — «Меж сбитых простыней» (англ. In Between the Sheets) — и свой первый роман «Цементный сад» (англ. The Cement Garden). Именно этот роман принёс ему репутацию смелого литературного нонконформиста. В центре сюжета — четверо осиротевших детей, вынужденных выживать в изоляции; повествование включает провокационные и шокирующие сцены, в том числе инцест и захоронение умершей матери в цементном саркофаге прямо в доме[4].
Первые два произведения автора построены вокруг интереса к описанию сексуальных и психических извращений, за что Макьюэн получил прозвище «Макабр» (Macabre — тёмный, мрачный)[6]. Период с 1981 по 1987 год, завершившийся выходом романа «Дитя во времени» (англ. The Child in Time), стал поворотным этапом в творчестве Макьюэна: именно тогда он постепенно отошёл от изображения крайних, патологических состояний и начал обращаться к более «нормативным», социально узнаваемым темам и персонажам. Романы, опубликованные после 1990 года, сделали его одним из самых успешных, влиятельных и виртуозных писателей современной Великобритании. Роман «Амстердам» (англ. Amsterdam, 1998), принёсший автору Букеровскую премию, повествует о двух друзьях, композиторе Клайве Линли и журналисте Верноне Холле, которые после смерти общей возлюбленной заключают соглашение об эвтаназии: если один из них окажется в состоянии, лишающем его достоинства, другой поможет ему умереть. Произведение поднимает сложные этические вопросы, связанные с правом на достойную смерть, а его стройная, почти музыкальная композиция отражает внутренний мир героя-композитора. Ироничный сюжет раскрывает, как благие намерения перерастают в эгоизм и трагикомическое предательство[7].
Опубликованный в 2001 году роман «Искупление» (англ. Atonement) рассказывает историю ложного обвинения в изнасиловании, выдвинутого тринадцатилетней Бриони Таллис против возлюбленного её старшей сестры, Робби Тёрнера, что разрушает жизни всех участников драмы на фоне событий Второй мировой войны[1]. Макьюэн сочетает традиционные черты исторического романа с постмодернистской рефлексией: в финале выясняется, что ключевые события — продукт художественного воображения самой Бриони, уже пожилой писательницы, стремящейся через сочинённый ею роман искупить свою вину. Такой приём не только ставит под сомнение надёжность повествования, но и расширяет границы жанра, исследуя природу правды, памяти и ответственности художника.
Роман «В скорлупе» (англ. Nutshell, 2016) представляет собой постмодернистскую интерпретацию шекспировской трагедии «Гамлет» (англ. Hamlet, 1599—1601), перенесённую в современную Англию. Повествование ведётся от лица нерождённого младенца, находящегося в утробе матери — интеллектуалки, замышляющей убийство своего мужа вместе с его братом. Через сознание ещё не рождённого ребёнка раскрываются темы предательства, морального выбора и экзистенциального кризиса, параллельно обыгрываются ключевые мотивы шекспировского оригинала. Стилистика произведения сочетает ироничную эрудицию, философскую рефлексию и драматическую напряжённость[8].
«Машины как я» (англ. Machines Like Me, 2019) — пятнадцатый роман Макьюэна, относящийся к жанру постмодернистской альтернативной истории. Действие происходит в 1980-х годах в Лондоне. Великобритания проиграла Фолклендскую войну, а учёный Алан Тьюринг добился прорыва в области искусственного интеллекта, создав человекоподобных роботов — андроидов. Сюжет строится вокруг отношений главного героя Чарли, его возлюбленной Миранды и купленного Чарли андроида по имени Адам, между которыми возникает любовный треугольник. Роман поднимает сложные этические проблемы сознания, морального выбора и природы человеческого. Постмодернистская стилистика проявляется не только в игривом переосмыслении истории, но и в активном использовании шекспировского интертекста — от прямых цитат и аллюзий до прецедентных имён. Эти отсылки углубляют характеры персонажей и создают дополнительные культурные пласты, проводя параллели между вечными дилеммами шекспировских пьес и современными проблемами сосуществования человека и машины[9]. Роман «Упражнения» (англ. Lessons, 2022) во многом основан на биографии самого писателя. Детство Роланда Бейнса, как и детство его создателя, было кочевым: из-за службы отца в армии ему довелось жить в военных гарнизонах в Германии и Ливии, прежде чем он оказался в Англии и был определён в школу-интернат. Ещё один глубоко личный мотив — неожиданное для самого героя обнаружение родного брата, который в своё время был отдан на усыновление, — также находит прямые параллели в судьбе Макьюэна. Преломляется в сюжете и болезненный опыт личной жизни писателя: уход его первой жены и борьба за опеку над детьми трансформировались в образ британско-немецкой писательницы Алисы Эберхардт, которая оставляет Роланда с маленьким сыном[6]. Автор исследует своё прошлое и судьбу своего поколения[9].
Романы
- 1978 — «Цементный сад» (англ. The Cement Garden)
- 1981 — «Утешение странников» (англ. The Comfort of Strangers)
- 1987 — «Дитя во времени» (англ. The Child in Time)
- 1990 — «Невинный, или Oсобые отношения» (англ. The Innocent)
- 1992 — «Чёрные псы» (англ. Black Dogs)
- 1997 — «Невыносимая любовь» (англ. Enduring Love)
- 1998 — «Амстердам» (англ. Amsterdam)
- 2001 — «Искупление» (англ. Atonement)
- 2005 — «Суббота» (англ. Saturday)
- 2007 — «На берегу» (англ. On Chesil Beach)
- 2010 — «Солнечная» (англ. Solar)
- 2012 — «Сластёна» (англ. Sweet tooth)
- 2014 — «Закон о детях» (англ. The Children Act)
- 2016 — «В скорлупе» (англ. Nutshell)
- 2019 — «Машины как я» (англ. Machines Like Me)
- 2022 — «Упражнения» (англ. Lessons)[7].
Сборники рассказов
- 1975 — «Первая любовь, последнее помазание» (англ. First Love, Last Rites)
- 1978 — «Меж сбитых простыней» (англ. In Between the Sheets)[9].
Экранизации
- 1990 — «Утешение странников» (режиссёр — Пол Шредер, сценарий — Гарольд Пинтер, в главных ролях — Наташа Ричардсон, Кристофер Уокен, Руперт Эверетт, Хелен Миррен)
- 1993 — «Цементный садик» (режиссёр — Эндрю Биркин, в главных ролях — Шарлотта Генсбур, Эндрю Робертсон)
- 1993 — «Невинный» (режиссёр — Джон Шлезингер, в главных ролях — Энтони Хопкинс, Изабелла Росселлини)
- 2004 — «Терпеливая любовь» (режиссёр — Роджер Мичелл, в главных ролях — Дэниэл Крейг, Рис Айфанс, Саманта Мортон, Билл Найи)
- 2007 — «Искупление» (режиссёр — Джо Райт, в главных ролях — Кира Найтли, Джеймс Макэвой, Сирша Ронан, Рамола Гарай, Ванесса Рэдгрейв)[8].
Примечания
- ↑ 1,0 1,1 О романе И. Макьюэна «Искупление». Интернет-магазин книг «Читай-Город». Дата обращения: 30 сентября 2025.
- ↑ 2,0 2,1 Ian McEwan. The Booker Prizes. Дата обращения: 30 сентября 2025.
- ↑ Иэн Рассел Макьюэн. Литературный онлайн-портал «Литературный век». Дата обращения: 30 сентября 2025.
- ↑ 4,0 4,1 4,2 Ian McEwan Biography. Encyclopedia of World Biography. Дата обращения: 30 сентября 2025.
- ↑ 5,0 5,1 Court orders McEwan's wife to give up their son. The Independent (2 сентября 1999). Дата обращения: 30 сентября 2025.
- ↑ 6,0 6,1 Савиковская Ю. Затянувшийся урок. О романе Иэна Макьюэна «Упражнения». Литературный портал «Ujhmrbq». Дата обращения: 30 сентября 2025.
- ↑ 7,0 7,1 Jordison S. Booker club: Amsterdam by Ian McEwan. The Guardian. Дата обращения: 30 сентября 2025.
- ↑ 8,0 8,1 Clunchy, K. Nutshell by Ian McEwan – an elegiac masterpiece. The Guardian. Дата обращения: 30 сентября 2025.
- ↑ 9,0 9,1 9,2 Сохарева Т. «Машины как я»: новый роман Иэна Макьюэна. Портал о чтении, книгах и писателях «Литературно» (9 ноября 2019). Дата обращения: 1 октября 2025.