Максимова, Мария Ивановна
Максимова Мария Ивановна | |
---|---|
Дата рождения | 17 апреля 1885 |
Место рождения |
Санкт-Петербург, Российская империя |
Дата смерти | 23 марта 1973 (87 лет) |
Место смерти | Ленинград, СССР |
Страна | Российская империя СССР |
Место работы |
Институт археологии РАН, Государственный Эрмитаж, ЛГУ |
Учёная степень | доктор исторических наук |
Учёное звание | профессор |
Мария Ивановна Максимова (17 апреля 1885, Санкт-Петербург — 23 марта 1973, Ленинград) — советский учёный-археолог, доктор исторических наук, профессор[1].
Биография
Мария Ивановна родилась 17 апреля 1885 года в Петербурге. Отец, Иван Максимович Максимов был купцом 2-й гильдии, имел дом в Петербурге на Спасской улице (ныне ул. Рылеева), д. 29, а также дачу в Ораниенбауме. Мария Ивановна получила хорошее воспитание и училась в гимназии М. Н. Стоюниной, которую закончила в 1903 году. В 1909 году закончила Историко-филологического факультета Высших женских (Бестужевских) курсов и была отправлена за границу для дальнейшего обучения. До 1914 года М. И. Максимова училась в ведущих университетах Европы. Тогда же ею была подготовлена диссертация на соискание степени доктора философии, защиту которой пришлось отложить из-за начавшейся войны. Вернувшись в Россию в первые дни войны, М. И. Максимова сразу же активно включилась в научную работу. С 1914 года она была научным сотрудником Эрмитажа и работала с его фондами там до конца жизни[2].
В 1916—1917 годы Мария Ивановна сдала магистерские экзамены, а в 1918 годы защитила диссертацию на степень магистра по истории и теории искусства. Её диссертационная работа «Античные фигурные вазы», опубликованная в 1916 году, была в 1927 году переиздана в Париже во французском переводе и до сих пор остается основным трудом по этой теме.
Начиная с 1925 года с некоторыми перерывами научная деятельность М. И. Максимовой была связана с Институтом археологии Академии наук СССР, старшим научным сотрудником которого она была до выхода на пенсию в 1967 году. Была в составе Учёного совета Института археологии.
В 1928 году по командировке Народного комиссариата просвещения Мария Ивановна ездила с научными докладами в Париж и Берлин. В 1939—1941 годы она была научным сотрудником Академии наук Грузинской ССР и Государственного музея Грузии, участвуя в изучении и публикации замечательных находок из раскопок Мцхеты и Армази.
Работа в период Великой Отечественной войны
В 1941—1942 годы она находилась в блокадном Ленинграде. Возглавила Сектор Древнего Причерноморья Института истории материальной культуры, которым руководила в течение ряда лет. 10 июля 1942 года была эвакуирована в город Елабугу, где находилась до июня 1945 года. В Елабуге в 1943—1944 годы она трудилась над переводом «Анабасиса» Ксенофонта (вышел из печати в 1951 году) и над комментариями к нему. 6 июня 1945 году Мария Ивановна была награждена медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне».
Научная деятельность в 1950—1960 годы
В июне Мария Ивановна вернулась из эвакуации в Ленинград, и началась обычная жизнь в мирной обстановке. Правда, в то трудное время приходилось бороться за, казалось бы, самые простые вещи — предоставление «литерного питания» (Там же: л. 18), дополнительного лимита на электроэнергию (Там же, л. 21), восстановление телефона в квартире (Там же, л. 25), дополнительной жилплощади (Там же, л. 22) и т. д. Стоит отметить, что она возвратилась в бывший дом своего отца на ул. Рылеева, где проживала в комнате площадью 22 м2Научная работа тоже постепенно входила в привычное русло. В октябре 1945 г. М. И. Максимова была назначена зав. Кафедрой искусства Древнего Мира Всероссийской академии художеств
Много внимания М. И. Максимова уделяла педагогической работе. Ещё в 1918 году она стала работать преподавателем, а затем профессором Ленинградского университета. Она читала курсы лекций в Археологическом институте и Институте истории искусств, а в 1945—1947 году заведовала кафедрой искусства древнего мира в Институте им. И. Е. Репина Академии художеств СССР[3].
Основные усилия М. И. Максимовой в1950 годы были сосредоточены на подготовке фундаментального исследования по истории античных городов Юго-Восточного Причерноморья. Эта работа требовала основательного изучения сохранившейся письменной традиции и имеющихся археологических материалов. Результатом её стала монография, вышедшая в 1956 году. В 1950-е гг. Мария Ивановна работает над изучением отдельных произведений древнего искусства из курганов Скифии и Боспора: зеркало и ритон из Келермеса, камнерезная мастерская Пантикапея, феодосийские серьги[2].
Публикации
- Максимова М. И. Три фаянсовых арибалла. Из коллекции В. С. Голенищева // Памятники Музея изящных искусств им. Императора Александра III в Москве. 1913. Вып. 4. C. 129—137.
- Максимова М. И. Античные фигурные вазы. Т. 1: Кипр, Троя, Киклады, Крит. Геометрический и архаический периоды Греции. М.: Художественная печатня, 1916. 146 с.
- Максимова М. И. Античная камея с изображением Ликурга // Записки Классического отделения Русского Археологического Общества. 1917. Т. 9. C. 274—295.
- Максимова М. И. Одиссей у Кирки по чашам Бостонского музея // Известия РАИМК. 1922. Т. 2. C. 145—158.
- Максимова М. И. Камея Гонзага. Л.: Российская Гос. академическая типография, 1924. 23 с.
- Максимова М. И. Античные резные камни Эрмитажа: Путеводитель по выставке. Л.: Изд-во ГЭ, 1926. 107 с.
- Максимова М. И. Этрусский скарабей с изображением скифа // Сообщения ГАИМК. 1926. Вып. 1. С. 267—271.
- Максимова М. И. Сказка о потерпевшем кораблекрушение и скарабей VI-го века // Seminarium Kondakovianum. Prague, 1927. 1. С. 115—119.
- Максимова М. И. Античные архитектурные сады Италии // СА. 1941. Т. 7. C. 199—219.
- Максимова М. И. Стеклянные многогранные печати, найденные на территории Грузии // Известия Института языка, истории и материальной культуры Грузинской АН. 1941. Вып. 10. С. 75-92. Максимова М. И. К «Анабасису» Ксенофонта // ВДИ. 1947. № 3. С. 211—212.
- Максимова М. И. Геммы из некрополя Мцхеты — Самтавро (раскопки 1938/39 гг.) // Вестник Государственного музея Грузии. 1950. Вып. 16-В. С. 221—274.
- Максимова М. И. Местное население юго-восточного Причерноморья по «Анабасису» Ксенофонта: дрилы и моссиники // ВДИ. 1951. № 1. С. 250—262.
- Максимова М. И. Серебряное зеркало из Келермеса // СА. 1954. Т. 21. C. 281—305.
- Максимова М. И. Античные города Юго-Восточного Причерноморья. Синопа, Амис, Трапезунт. М.; Л.: Изд-во АН СССР, 1956. 472 с.
- Максимова М. И. Искусство Древней Греции // Струве В. В., Каллистов Д. П. (отв. ред.). Древняя Греция. М.: Изд-во АН СССР, 1956. С. 479—543.
- Максимова М. И. Ритон из Келермеса // СА. 1956. T. 25. С. 215—235.
- Максимова М. И. Боспорская камнерезная мастерская // СА. 1957. № 4. С. 75-82.
- Максимова М. И. Миниатюрная группа на феодосийских серьгах // ТГЭ. 1958. Т. 2. C. 62-66.
- Максимова М. И. Панафинейская амфора из Зеленского кургана // КСИА. 1961. Вып. 83. С. 15-20.
- Максимова М. И. Амулет из Горгиппии и так называемые «шарикиподвески» // СА. 1962. № 2. С. 226—230.
- Максимова М. И. Львиные псевдоскарабеи // ТГЭ. 1962. Т. 7. С. 122—132.
- Максимова М. И. Заметка об Ахтанизовском кладе // КСИА. 1969. Вып. 116. С. 55-58.
- Максимова М. И. Артюховский курган. Л.: Искусство, 1979. 152 с.
Примечания
- ↑ МАКСИМОВА Мария Ивановна . Дата обращения: 1 сентября 2020. Архивировано 10 марта 2018 года.
- ↑ 2,0 2,1 Виноградов Ю.А. М.И. Максимова. Путь русского ученого // Записки ИИМК РАН. — 2016. — № 14. — С. 7—23.
- ↑ Максимова М.И. // Институт истории материальной культуры РАН.
Данная статья имеет статус «проверенной». Это говорит о том, что статья была проверена экспертом |