МС-21
МС-21 | |
---|---|
Тип | среднемагистральный узкофюзеляжный пассажирский самолёт |
Разработчик |
ПАО «Корпорация „Яковлев“» ОАО «ОКБ им. А. С. Яковлева» |
Производитель | Иркутский авиационный завод |
Главный конструктор | Нарышкин Виталий Юрьевич |
Первый полёт | 28 мая 2017 года |
Начало эксплуатации | ожидается в 2025-2026 году[1] |
Статус | мелкосерийное производство, лётные испытания и сертификация |
Годы производства | 2017 – н.в. |
Единиц произведено | 8 в апреле 2023[2] |
Стоимость программы разработки | 4,54 млрд USD[3][4] |
Стоимость единицы |
МС-21-200 (72 млн USD) |
Базовая модель | Як-242 |
МС-21 — современный российский магистральный пассажирский самолёт, разработанный корпорацией «Иркут» в рамках программы создания новых воздушных судов для гражданской авиации. Он предназначен для выполнения курсовых рейсов на средние и дальние расстояния, а также обеспечивания перевозок пассажиров и грузов. Самолёт является важной частью программы по обновлению российского авиастроения и повышения конкурентоспособности российской авиации на международном рынке[7].
История разработки
Работы над проектом МС-21 начались в начале 2000-х годов с целью создания нового магистрального самолёта, который мог бы конкурировать с зарубежными аналогами, такими как Boeing 737 и Airbus A320. Первый полёт МС-21 состоялся 28 декабря 2016 года. Разработка самолёта включает в себя использование современных технологий и материалов, что позволяет значительно улучшить его характеристики в сравнении с предшественниками[8].
Разработка самолёта МС-21 является значимым шагом для российской авиационной промышленности. Этот проект начался в начале 2000-х годов в ОКБ имени А. С. Яковлева, где использовались идеи и технологические наработки, созданные при разработке предыдущего проекта — Як-242. Этот самолёт был представлен в 1995 году и стал основой для некоторых концепций, которые были адаптированы и доработаны в ходе работы над МС-21[9].
Вхождение в состав Корпорации «Иркут»
В 2004 году ОКБ имени А. С. Яковлева стало частью Корпорации «Иркут», что позволило объединить усилия в рамках единой структуры. Это в свою очередь дало возможность более успешно реализовывать проекты, повышая уровень кооперации между различными подразделениями и научными организациями[10].
Создание Инженерного центра
В 2009 году на базе конструкторского коллектива ОКБ было создано проектно-конструкторское подразделение — Инженерный центр имени А. С. Яковлева. Этот центр стал ключевым для разработки МС-21, так как обеспечивал координацию работ между различными участниками проекта. Он сосредоточил в себе команды из Центрального аэрогидродинамического института имени профессора Николая Егоровича Жуковского (ЦАГИ), а также ведущих научных институтов России и центров компетенции, созданных в рамках Объединённой авиационной корпорации (ОАК)[11].
Это сотрудничество позволило внести в проект ряд принципиально новых технологий и решений. Использование современных цифровых технологий, которые повышают безопасность и удобство эксплуатации. Применение композитных материалов для уменьшения веса самолёта и повышения его энергоэффективности. Разработка и установка более экономичных и экологически чистых двигателей, что позволяет сократить расход топлива и выбросы вредных веществ[12].
МС-21 рассматривается не только как современный узкофюзеляжный самолёт для внутреннего российского рынка, но и как продукт, способный успешно конкурировать на международной арене, включая сегменты авиаперевозок, состоящих из региональных и недалёких маршрутов. Он рассчитан на пассажировместимость от 150 до 211 человек, что делает его универсальным для различных авиакомпаний[13].
Проект МС-21 знаменует собой значительный шаг вперёд для российской авиационной промышленности, обеспечивая интеграцию передовых технологий и продуктов, способных конкурировать на международном рынке и удовлетворять потребности внутри страны[13].
Конструкция
- Корпус и крылья
МС-21 имеет композитный корпус, что позволяет снизить вес самолёта и улучшить аэродинамические характеристики. Крылья с высоким удлинением и стреловидной формой обеспечивают отличную манёвренность и экономию топлива[14].
- Двигатели
Самолёт может устанавливаться как с двигателями Pratt & Whitney PW1000G, так и с новыми российскими двигателями ПД-14, что подчёркивает гибкость конструкции[15].
- Кабина и системы управления
Современная авионика и мультимедийные системы управления делают полёт более безопасным и комфортным. Кабина самолёта оснащена цифровыми приборами и системой автоматического управления.
Технические характеристики
- Длина: 38,5 метра.
- Размах крыла: 35,9 метра.
- Максимальная вместимость: до 211 пассажиров в одноклассной компоновке.
- Дальность полёта: до 6 000 километров.
- Максимальная скорость: 840 км/ч.
- Экипаж: 2 человека[9].
Рынок и конкуренция
МС-21 нацелен на международный рынок гражданской авиации, где его главными конкурентами являются Boeing 737 и Airbus A320. Комплексные характеристики, низкие затраты на эксплуатацию и конкурентоспособные цены делают МС-21 привлекательным выбором для авиакомпаний, стремящихся обновить свой флот и улучшить экономику перевозок[16].
Перспективы
Ожидается, что МС-21 станет основой нового поколения магистральных самолётов в России. Включение в программу серийного производства планируется на ближайшие годы, а также предполагается расширение линейки моделей, включая более узкие и широкий варианты, что позволит закрепить позиции МС-21 на рынке[17].
МС-21 представляет собой значительный шаг вперёд в развитии российского авиастроения. Этот самолёт символизирует возрождение отечественного производства воздушных судов и стремление России занять свою нишу на мировом рынке. Успех МС-21 во многом зависит от реализации амбициозных планов по его серийному производству и экспорту, а также готовности авиакомпаний адаптировать его для различных нужд[18].
Примечания
- ↑ Котляр, Михаил «С 2025-го начнем поставлять». Когда россияне увидят новый отечественный авиалайнер . Газета.ru (30 декабря 2022). — «Мантуров заявил, что серийное производство самолета МС-21 запустят в 2025 году». Дата обращения: 15 марта 2023. Архивировано 2 февраля 2023 года.
- ↑ Самолёты Иркут МС-21 . russianplanes.net. Дата обращения: 25 декабря 2020. Архивировано 16 января 2021 года.
- ↑ Екатерина Соболь. Количество заказов на МС-21 уменьшилось . Ведомости (11 июля 2012). Дата обращения: 11 апреля 2013. Архивировано 30 октября 2014 года.
- ↑ Минпромторг выделит в 2014—2015 гг. 31,7 млрд руб. на разработку самолёта МС-21-200/300 (недоступная ссылка). РБК (20 января 2014). Дата обращения: 17 января 2014. Архивировано 21 января 2014 года.
- ↑ МС-21. Последние новости и статус программы . Авиация России. Дата обращения: 8 ноября 2020. Архивировано 10 ноября 2020 года.
- ↑ Стала известна сумма всех контрактов на 175 самолётов МС-21 . РБК (18 ноября 2019). — Рубрика «Политика». Дата обращения: 18 ноября 2019. Архивировано 18 ноября 2019 года.
- ↑ Латышев А.; Медведева А. На финишной прямой: как реализуется программа по созданию российского лайнера МС-21 . Russian.rt.com (28 января 2023). Дата обращения: 12 сентября 2024.
- ↑ Про самолёт МС-21: разбор, что это вообще . habr.com (15 декабря 2022). Дата обращения: 12 сентября 2024.
- ↑ 9,0 9,1 Самолет МС-21: летно-технические характеристики . РИА новости (28 мая 2017). Дата обращения: 12 сентября 2024.
- ↑ Корпорация "Иркут" завершила переименование . РИА новости (15 августа 2023). Дата обращения: 12 сентября 2024.
- ↑ МС-21 — краткая хронология . sdelanounas.ru. Дата обращения: 12 сентября 2024.
- ↑ В России создали композитный материал для импортозамещения в авиастроении . Рамблер (15 сентября 2022). Дата обращения: 12 сентября 2024.
- ↑ 13,0 13,1 Злобин А. В правительстве вернулись к идее создать укороченную версию самолета МС-21 . forbes.ru. Дата обращения: 12 сентября 2024.
- ↑ Светлое будущее «черного крыла» . Ростех (8 августа 2022). Дата обращения: 12 сентября 2024.
- ↑ Нерсисян Л. МС-21 полетел: сможет ли надежда авиастроения России достичь успеха? . Регнум. Дата обращения: 12 сентября 2024.
- ↑ Грачев И. Нашему новому суперсамолету «Боинг» и «Аэрбас» в подкрылки не годятся . Комсомольская правда. Дата обращения: 12 сентября 2024.
- ↑ Поставку первых шести самолетов МС-21 запланировали на конец 2024 года . РИА новости (29 декабря 2022). Дата обращения: 12 сентября 2024.
- ↑ МС-21: инженерный триумф российского авиастроения . Хабр. Дата обращения: 12 сентября 2024.