МС-21

Материал из «Знание.Вики»
МС-21
МС-21 в ливрее России
МС-21 в ливрее России
Тип среднемагистральный узкофюзеляжный пассажирский самолёт
Разработчик Россия ПАО «Корпорация „Яковлев“»
Россия ОАО «ОКБ им. А. С. Яковлева»
Производитель Россия Иркутский авиационный завод
Главный конструктор Нарышкин Виталий Юрьевич
Первый полёт 28 мая 2017 года
Начало эксплуатации ожидается в 2025-2026 году[1]
Статус мелкосерийное производство, лётные испытания и сертификация
Годы производства 2017 – н.в.
Единиц произведено 8 в апреле 2023[2]
Стоимость программы разработки 4,54 млрд USD[3][4]
Стоимость единицы

МС-21-200 (72 млн USD)
МС-21-300 (≈96 млн USD[5], ≈50 млн USD лизинг на ~10 лет

[6])
Базовая модель Як-242

МС-21 — современный российский магистральный пассажирский самолёт, разработанный корпорацией «Иркут» в рамках программы создания новых воздушных судов для гражданской авиации. Он предназначен для выполнения курсовых рейсов на средние и дальние расстояния, а также обеспечивания перевозок пассажиров и грузов. Самолёт является важной частью программы по обновлению российского авиастроения и повышения конкурентоспособности российской авиации на международном рынке[7].

История разработки

Работы над проектом МС-21 начались в начале 2000-х годов с целью создания нового магистрального самолёта, который мог бы конкурировать с зарубежными аналогами, такими как Boeing 737 и Airbus A320. Первый полёт МС-21 состоялся 28 декабря 2016 года. Разработка самолёта включает в себя использование современных технологий и материалов, что позволяет значительно улучшить его характеристики в сравнении с предшественниками[8].

Разработка самолёта МС-21 является значимым шагом для российской авиационной промышленности. Этот проект начался в начале 2000-х годов в ОКБ имени А. С. Яковлева, где использовались идеи и технологические наработки, созданные при разработке предыдущего проекта — Як-242. Этот самолёт был представлен в 1995 году и стал основой для некоторых концепций, которые были адаптированы и доработаны в ходе работы над МС-21[9].

Вхождение в состав Корпорации «Иркут»

В 2004 году ОКБ имени А. С. Яковлева стало частью Корпорации «Иркут», что позволило объединить усилия в рамках единой структуры. Это в свою очередь дало возможность более успешно реализовывать проекты, повышая уровень кооперации между различными подразделениями и научными организациями[10].

Создание Инженерного центра

МС-21 в полёте

В 2009 году на базе конструкторского коллектива ОКБ было создано проектно-конструкторское подразделение — Инженерный центр имени А. С. Яковлева. Этот центр стал ключевым для разработки МС-21, так как обеспечивал координацию работ между различными участниками проекта. Он сосредоточил в себе команды из Центрального аэрогидродинамического института имени профессора Николая Егоровича Жуковского (ЦАГИ), а также ведущих научных институтов России и центров компетенции, созданных в рамках Объединённой авиационной корпорации (ОАК)[11].

Это сотрудничество позволило внести в проект ряд принципиально новых технологий и решений. Использование современных цифровых технологий, которые повышают безопасность и удобство эксплуатации. Применение композитных материалов для уменьшения веса самолёта и повышения его энергоэффективности. Разработка и установка более экономичных и экологически чистых двигателей, что позволяет сократить расход топлива и выбросы вредных веществ[12].

МС-21 рассматривается не только как современный узкофюзеляжный самолёт для внутреннего российского рынка, но и как продукт, способный успешно конкурировать на международной арене, включая сегменты авиаперевозок, состоящих из региональных и недалёких маршрутов. Он рассчитан на пассажировместимость от 150 до 211 человек, что делает его универсальным для различных авиакомпаний[13].

Проект МС-21 знаменует собой значительный шаг вперёд для российской авиационной промышленности, обеспечивая интеграцию передовых технологий и продуктов, способных конкурировать на международном рынке и удовлетворять потребности внутри страны[13].

Конструкция

  • Корпус и крылья

МС-21 имеет композитный корпус, что позволяет снизить вес самолёта и улучшить аэродинамические характеристики. Крылья с высоким удлинением и стреловидной формой обеспечивают отличную манёвренность и экономию топлива[14].

  • Двигатели

Самолёт может устанавливаться как с двигателями Pratt & Whitney PW1000G, так и с новыми российскими двигателями ПД-14, что подчёркивает гибкость конструкции[15].

  • Кабина и системы управления

Современная авионика и мультимедийные системы управления делают полёт более безопасным и комфортным. Кабина самолёта оснащена цифровыми приборами и системой автоматического управления.

Технические характеристики

  • Длина: 38,5 метра.
  • Размах крыла: 35,9 метра.
  • Максимальная вместимость: до 211 пассажиров в одноклассной компоновке.
  • Дальность полёта: до 6 000 километров.
  • Максимальная скорость: 840 км/ч.
  • Экипаж: 2 человека[9].

Рынок и конкуренция

МС-21 нацелен на международный рынок гражданской авиации, где его главными конкурентами являются Boeing 737 и Airbus A320. Комплексные характеристики, низкие затраты на эксплуатацию и конкурентоспособные цены делают МС-21 привлекательным выбором для авиакомпаний, стремящихся обновить свой флот и улучшить экономику перевозок[16].

Перспективы

МС-21 на выставке МАКС

Ожидается, что МС-21 станет основой нового поколения магистральных самолётов в России. Включение в программу серийного производства планируется на ближайшие годы, а также предполагается расширение линейки моделей, включая более узкие и широкий варианты, что позволит закрепить позиции МС-21 на рынке[17].

МС-21 представляет собой значительный шаг вперёд в развитии российского авиастроения. Этот самолёт символизирует возрождение отечественного производства воздушных судов и стремление России занять свою нишу на мировом рынке. Успех МС-21 во многом зависит от реализации амбициозных планов по его серийному производству и экспорту, а также готовности авиакомпаний адаптировать его для различных нужд[18].

Примечания

  1. Котляр, Михаил «С 2025-го начнем поставлять». Когда россияне увидят новый отечественный авиалайнер. Газета.ru (30 декабря 2022). — «Мантуров заявил, что серийное производство самолета МС-21 запустят в 2025 году». Дата обращения: 15 марта 2023. Архивировано 2 февраля 2023 года.
  2. Самолёты Иркут МС-21. russianplanes.net. Дата обращения: 25 декабря 2020. Архивировано 16 января 2021 года.
  3. Екатерина Соболь. Количество заказов на МС-21 уменьшилось. Ведомости (11 июля 2012). Дата обращения: 11 апреля 2013. Архивировано 30 октября 2014 года.
  4. Минпромторг выделит в 2014—2015 гг. 31,7 млрд руб. на разработку самолёта МС-21-200/300 (недоступная ссылка). РБК (20 января 2014). Дата обращения: 17 января 2014. Архивировано 21 января 2014 года.
  5. МС-21. Последние новости и статус программы. Авиация России. Дата обращения: 8 ноября 2020. Архивировано 10 ноября 2020 года.
  6. Стала известна сумма всех контрактов на 175 самолётов МС-21. РБК (18 ноября 2019). — Рубрика «Политика». Дата обращения: 18 ноября 2019. Архивировано 18 ноября 2019 года.
  7. Латышев А.; Медведева А. На финишной прямой: как реализуется программа по созданию российского лайнера МС-21. Russian.rt.com (28 января 2023). Дата обращения: 12 сентября 2024.
  8. Про самолёт МС-21: разбор, что это вообще. habr.com (15 декабря 2022). Дата обращения: 12 сентября 2024.
  9. 9,0 9,1 Самолет МС-21: летно-технические характеристики. РИА новости (28 мая 2017). Дата обращения: 12 сентября 2024.
  10. Корпорация "Иркут" завершила переименование. РИА новости (15 августа 2023). Дата обращения: 12 сентября 2024.
  11. МС-21 — краткая хронология. sdelanounas.ru. Дата обращения: 12 сентября 2024.
  12. В России создали композитный материал для импортозамещения в авиастроении. Рамблер (15 сентября 2022). Дата обращения: 12 сентября 2024.
  13. 13,0 13,1 Злобин А. В правительстве вернулись к идее создать укороченную версию самолета МС-21. forbes.ru. Дата обращения: 12 сентября 2024.
  14. Светлое будущее «черного крыла». Ростех (8 августа 2022). Дата обращения: 12 сентября 2024.
  15. Нерсисян Л. МС-21 полетел: сможет ли надежда авиастроения России достичь успеха?. Регнум. Дата обращения: 12 сентября 2024.
  16. Грачев И. Нашему новому суперсамолету «Боинг» и «Аэрбас» в подкрылки не годятся. Комсомольская правда. Дата обращения: 12 сентября 2024.
  17. Поставку первых шести самолетов МС-21 запланировали на конец 2024 года. РИА новости (29 декабря 2022). Дата обращения: 12 сентября 2024.
  18. МС-21: инженерный триумф российского авиастроения. Хабр. Дата обращения: 12 сентября 2024.