Авиадвигатель (компания)

Эта статья входит в число готовых статей
Эта статья прошла проверку экспертом
Материал из «Знание.Вики»
АО «ОДК Авиадвигатель»
Логотип Объединённой двигателестроительной корпорацииЛоготип Объединённой двигателестроительной корпорации
Тип Акционерное общество
Год основания 1939 год
Расположение  Россия: Пермь (Пермский край)
Ключевые фигуры Александр Александрович Иноземцев
Отрасль машиностроение
Продукция авиационные двигатели, промышленные газотурбинные установки и электростанции
Материнская компания Госкорпорация Ростех
Награды Орден Ленина Орден Октябрьской Революции
Сайт www.avid.ru
Логотип Государственной корпорации «Ростех»

Компа́ния «Авиадви́гатель» (АО «ОДК-Авиадвигатель») — конструкторское бюро, расположенное в Перми. Разработчик газотурбинных двигателей для авиации, промышленных газотурбинных установок мощностью 4-34 МВт для транспорта газа, электростанций мощностью 2,5-25 МВт[1].

Конструкторское бюро по разработке газотурбинных двигателей для авиации и промышленных газотурбинных установок АО «ОДК-Авиадвигатель», является частью Объёдиненной Двигателестроительной Корпорации (ОДК). Серийное производство двигателей для гражданской авиации, промышленных газотурбинных установок и транспортировки газа осуществляется АО «ОДК-Пермские моторы». АО «ОДК-Пермские моторы» и АО «ОДК-Авиадвигатель» интегрированы в структуру ОДК, которая в свою очередь реализует программы промышленного назначения для нефтегазовой промышленности и энергетики. Госкорпорация Ростех является головной структурой, в которую входит АО «ОДК». Авиастроение, радиоэлектроника, медицинские технологии, инновационные материалы — это только некоторые из ключевых направлений деятельности Госкорпорации Ростех. Компания сотрудничает с более чем 800 научными и производственными организациями, расположенными в 60 регионах России. Ростех — одна из самых крупных промышленных компаний в стране[2].

История

История Пермских моторов

Благодаря многолетнему опыту в крупносерийном производстве и модернизации двигателей Д-30 и ПС-90А, предприятие находится на передовых позициях в освоении двигателя пятого поколения ПД-14 для самолета МС-21. АО «ОДК-Пермские моторы» продолжает традиции и славу Пермского моторостроительного завода № 19, укрепляя свою позицию в индустрии. АО «ОДК-Пермские моторы» занимает лидирующее положение в отрасли авиационного газотурбинного двигателестроения в России в 21 веке[3].

Начиная с 1932 года, на строящемся заводе начали осваивать производство авиационных моторов. Однако настоящий прорыв произошел с 1 июня 1934 года, когда было окончательно принято решение о запуске производства звездообразного поршневого мотора М-25 «Циклон» в Перми. Этот мотор выпускался по лицензии американской фирмы «Кёртис Райт». Освоение производства данного мотора было выполнено в рекордно короткие сроки. Коллектив был отмечен первой наградой уже в декабре 1936 года — орденом Ленина «за высокое качество мотора М-25 и досрочное выполнение государственных программ». В годы Великой Отечественной войны производственные мощности предприятия увеличились вдвое, а объемы производства выросли в три раза. Благодаря переводу производства моторов на серийный поток за 4 года войны пяти самолетным заводам было передано почти 32 тысячи моторов. За образцовое выполнение заданий Государственного комитета обороны, завод был удостоен ордена Красного Знамени. Их моторы оснащали боевые самолеты, включая знаменитые Ла-5, Ла-7, Су-2 и Ту-2.[4].

В 1950-х и 1960-х годах Пермский моторостроительный завод добился значительных успехов, став местом разработки новых продукций, включая жидкостные ракетные двигатели, редукторы для вертолетов и товары народного потребления. Благодаря этому заводу до 60 % потребности страны в гражданских авиационных двигателях было обеспечено. За свои заслуги завод был награжден вторым орденом Ленина в 1970 году и орденом Октябрьской революции в 1984 году[4].

История Авиадвигателя

11 декабря 1939 года по решению Центрального Комитета ВКП(б) и Совета Народных Комиссаров СССР при заводе № 19 было опытно-конструкторский цех, подчиненный главному конструктору. В состав цеха входило опытно-конструкторское бюро, опытно-механический цех, опытно-испытательная станция и другие подразделения[5]. В рамках своей деятельности бюро имеет собственную школу, где осуществляется обучение проектированию, доводке и конструкторскому сопровождению изделий для серийного производства и эксплуатации.

Под руководством выдающегося советского конструктора авиационных двигателей Аркадия Дмитриевича Швецова с 1939 по 1953 год было разработано семейство мощных звездообразных поршневых двигателей воздушного охлаждения (М-63, АШ-82, АШ-82ФН, АШ-73ТК, АШ-82Т, АШ-82В и другие). Эти двигатели были установлены на самолеты таких известных конструкторов, как Поликарпов, Туполев, Лавочкин, Сухой, Ильюшин, а также на вертолеты Миля и Яковлева, что содействовало победе Великой Отечественной войне. В начале 1950-х годов коллектив предприятия приступил к разработке новой газотурбинной техники. Авиационные двигатели этого периода устанавливались на таких самолета как как Ту-134 с двигателем Д-30, а также на самых экономичных моделях, например, Ту-154М с двигателем Д-30КУ-154[6].

Пермская школа сделала значительный вклад в теорию и практику мирового двигателестроения. Несколько классических образцов проектирования, разработанных в Перми, входят в учебники по конструкции авиационных двигателей. Кроме того, пермские конструкторы внесли вклад в разработку первой электронной системы управления двигателем, высоконапорного компрессора и высокотемпературных турбин[6].

В начале 1990-х годов, в период структурного кризиса в авиационной промышленности, компания занималась разработкой газотурбинного оборудования, предназначенного для предприятий газодобывающей и топливно-энергетической отраслей России. За последние 25 лет было создано и внедрено в серийное производство два семейства газотурбинных установок предназначенных для использования в газоперекачивающих агрегатах и электростанциях. По заказам крупнейших нефтегазовых и энергетических компаний, таких как «Газпром», «Лукойл», «Башкирэнерго», «Сургутнефтегаз» и других, было произведено и успешно эксплуатируется более тысячи газотурбинных установок для промышленного использования[7].

Производимая продукция

С 2008 года компания «ОДК-Авиадвигатель» активно работает над созданием семейства перспективных двигателей с тягой от 9 до 18 тонн, предназначенных для использования на ближнем и среднемагистральных самолетах, , а также в промышленных газотурбинных установках. В 2018 году базовый двигатель этого семейства, ПД-14, успешно прошел сертификацию в Авиарегистре РФ. В декабре 2020 года на аэродроме Иркутского авиационного завода, который является филиалом ПАО Корпорации «Иркут», состоялся первый полет самолета «МС-21-310», оснащенного новыми российскими двигателями ПД-14[6].

На данный момент «ОДК-Авиадвигатель» активно осуществляет программу создания двигателей на основе газогенератора ПД-35, разрабатывает газотурбинные установки на базе двигателя ПД-14 для перевозки газа, а также занимается разработкой экологически чистых камер сгорания для промышленных газотурбинных двигателей[7].

Основными направлениями деятельности являются[8]:

  • разработка газотурбинных двигателей для авиации;
  • разработка и сопровождение газопоршневых электростанций, газотурбинных установок;
  • ремонт и сервисное облуживание изделий собственной разработки;
  • инжиниринговые услуги в области механики, вибраций, процессов горения, аэродинамики, компьютерного проектирования, разработки частей и узлов газотурбинных двигателей, установок и стендов для их испытаний.

Структура

Управляющим директором и генеральным конструктором АО «ОДК-Авиадвигатель» является Александр Александрович Иноземцев, академик РАН, Герой труда Российской Федерации[9]. В структуру предприятия входит конструкторское бюро, чьей задачей является разработка, сертификация и производство газотурбинных двигателей для авиации, а также промышленных газотурбинных установок и электростанций, использующих передовые авиационные технологии[10]. Опытное производство ориентируется на проведение испытаний и сертификации газотурбинных двигателей, используемых в авиации, а также промышленных газотурбинных установок и электростанций, основанных на авиационных технологиях. Кроме того в составе компании действует серийный завод. Производство двигателей для гражданской авиации, промышленных газотурбинных установок для электростанций и транспортировки газа — это основные направления деятельности компании, специализирующейся на производстве высокотехнологичного оборудования для различных отраслей промышленности[10][11]. В планах АО «ОДК-Авиадвигатель» к 2030 году сделать более 300 больших двигателей[12].

Примечания

  1. О корпорации. Официальный сайт АО «Объединённая двигателестроительная корпорация». Дата обращения: 26 мая 2024.
  2. Общие сведения. Официальный сайт АО "ОДК-Авиадвигатель", АО "ОДК-Пермские моторы" (9 февраля 2023). Дата обращения: 26 мая 2024.
  3. Молотовский завод №19 имени И.В. Сталина. Прикамье - край трудовой доблести. Дата обращения: 26 мая 2024.
  4. 4,0 4,1 История компании. Официальный сайт АО «ОДК-Авиадвигатель», АО «ОДК-Пермские моторы». Дата обращения: 26 мая 2024.
  5. Об опытном производстве моторов на заводе № 19: постановление Центрального комитета ВКП (б) и Совета Народных Комиссаров Союза ССР от 11 декабря 1939 года. Дата обращения: 27 мая 2024.
  6. 6,0 6,1 6,2 История компании. АО «ОДК-Авиадвигатель»: официальный сайт. Дата обращения: 27 мая 2024.
  7. 7,0 7,1 История предприятия. Официальный сайт АО "ОДК-Авиадвигатель", АО "ОДК-Пермские моторы" (15 марта 2023). Дата обращения: 26 мая 2024.
  8. Направления деятельности. АО «ОДК-Авиадвигатель»: официальный сайт. Дата обращения: 27 мая 2024.
  9. Легенда авиастроения. Кто такой Герой Труда Александр Иноземцев?. Аргументы и факты. Дата обращения: 30 мая 2024.
  10. 10,0 10,1 Структура компании. Официальный сайт АО «ОДК-Авиадвигатель», АО «ОДК-Пермские моторы». Дата обращения: 26 мая 2025.
  11. Кимерлинг М. Пермский разработчик двигателей за 2023 год увеличил чистую прибыль в 2,7 раз. Коммерсантъ (6 февраля 2024). Дата обращения: 26 мая 2024.
  12. Катаева А., Филатова Т. Планы огромные: «ОДК-Авиадвигатель» планирует в 2023 году испытать ПД-35. РБК Пермь (3 июля 2022). Дата обращения: 26 мая 2024.