Луна-16

Эта статья прошла проверку экспертом
Материал из «Знание.Вики»
Луна-16
Автоматическая межпланетная станция Е-8-5 № 406
Модель автоматической межпланетной станции «Луна-16»Модель автоматической межпланетной станции «Луна-16»
Производитель НПО им. Лавочкина
Спутник Луна
Стартовая площадка Байконур Площадка 81
Ракета-носитель Протон-К / Блок ДМ
Запуск 12 сентября 1970
Выход на орбиту 17 сентября 1970
Технические характеристики
Масса 5600 кг
Элементы орбиты
Посадка на небесное тело 20 сентября 1970
Взлёт с небесного тела 21 сентября 1970
Возвращение на Землю 24 сентября 1970

Луна 16 — советская автоматическая межпланетная станция для исследования Луны и космоса. Автоматические межпланетные станции были видом космического аппарата, предназначенного для работы в космическом пространстве и атмосфере планеты. «Луна 16» была запущена 12 сентября 1970 года и стала первым космическим аппаратом, доставившим на Землю образцы лунных грунтов[1].

Предыстория

12 сентября 1970 года в космос запущена космическая миссия «Луна 16», предназначенная для изучения Луны и космоса. Этот космический аппарат был первым, кто доставил на Землю образцы лунных грунтов[1].

До запуска автоматической космической станции (АМС) «Луна-16» в 1970 году, были реализованы несколько проектов в рамках советской космической программы. С 1959 года была организована серия автоматических станций «Луна», для сбора данных и фотографий. Исследования Луны с орбит искусственных спутников были продолжены советскими станциями «Луна-11,-12,-14, −15»[2]. Эти проекты подготовили почву для успешной миссии «Луна-16», которая стала первым автоматическим аппаратом, доставившим лунный грунт на Землю для дальнейшего исследования.

Создатели

Проектная группа Научно-производственного объединения имени С. А. Лавочкина под руководством советского инженера и конструктора Георгия Николаевича Бабкина приступила к разработке автоматической межпланетной станции «Луна-16» в 1969 после серии неудачных запусков ракетоносителя «Протон-К»[3].

НПО им. С. А. Лавочкина было создано в апреле 1937 года как авиационный завод № 293 Народного комиссариата оборонной промышленности СССР. НПО им. С. А. Лавочкина на сегодняшний день — научно-производственное объединение, которое занимается разработкой и производством космических аппаратов и разгонных блоков. Оно расположено в городе Химки Московской области и входит в состав госкорпорации «Роскосмос»[4].

В 1965 году Георгий  Бабкин становится главным конструктором НПО им. С. А. Лавочкина. До этого он участвовал в разработке межконтинентальной крылатой ракеты «Буря» и зенитно-ракетного комплекса В-300[5].

Схема полета

Схема полета станции «Луна-16» от момента старта с Земли и до посадки на Луну полностью повторяла схему полета станций с самоходными аппаратами за исключением того, что существовали жесткие ограничения по выбору мест посадки. Эти ограничения диктовались условиями прямого старта возвратной ракеты к Земле после забора грунта. При этом время старта ВР также имело жесткие временные рамки.

Возможности ракеты–носителя «Протон–К» позволяли доставить на поверхность Луны возвратную ракету массой не более 5 кг — этого было явно недостаточно для обеспечения перелета Луна–Земля, учитывая необходимость проведения коррекций траектории. В этой критической ситуации было найдено совершенно оригинальное решение: посадку на Луну надо было осуществить в ограниченный район восточной части экваториальной зоны Луны — в этом случае вертикальный старт с Луны в строго заданное время обеспечивал попадание на Землю без коррекций траектории!

Выбранные траектории перелета существенно сужали возможные даты запуска аппаратов и районы посадок на поверхности Луны, но задача доставки грунта с Луны была принципиально решена при существующих весовых ограничениях и возможностях бортовой аппаратуры.

После забора грунта и определения лунной вертикали в заданное время возвратная ракета стартовала с поверхности Луны строго вертикально (допустимое первоначальное отклонение продольной оси аппарата от лунной вертикали не должно было превышать 25°). В процессе работы двигателя строго выдерживалось направление вектора скорости по лунной вертикали. Отсечка двигателя производилась при достижении заданной скорости (~2700м/с) в направлении местной вертикали. После окончания работы ДУ отделялась.

Весь обратный перелет до Земли возвратная ракета проводила в неориентируемом состоянии с закруткой вокруг любой из осей для равномерного прогрева аппарата от Солнца. Перелет по трассе Луна–Земля, длившийся ~84 часа, проходил без коррекций траектории движения ВР[5].

За ~ 3 часа до входа в атмосферу по команде с Земли производилось отделение спасаемого аппарата с образцами грунта от возвратной ракеты. Спасаемый аппарат входил в атмосферу со скоростью ~11 км/с и совершал баллистический спуск. В процессе аэродинамического торможения перегрузки достигали 315 единиц. При снижении вертикальной скорости до ~3 м/с на высоте 15 км вводилась в действие парашютная система, и спускаемый аппарат совершал мягкую посадку.

Устройство космического аппарата

Автоматический комплекс «Луна-16», состоял из корректирующе–тормозного модуля (КТ), возвратной ракеты и спасаемого аппарата.

Изначально корректирующе–тормозной модуль КТ создавался для доставки самоходного аппарата на поверхность Луны. Но, к сожалению, первая попытка запуска КА с луноходом на борту — 19 февраля 1969 года — закончилась неудачей.

В это же время в США шла усиленная подготовка экспедиции по высадке человека на Луну и, соответственно, доставке на Землю образцов лунного грунта — перед предприятием жестко была поставлена задача доставки образцов лунного грунта на Землю с помощью автоматического КА. Руководством было принято решение при создании этого аппарата максимально использовать все конструктивные решения, полученные при подготовке полета самоходного аппарата[5].

Для размещения бортовой аппаратуры, которая должна была разместиться в гермоотсеке лунохода, дополнительно был разработан торовый приборный отсек. Были исключены трапы для съезда с посадочной платформы лунохода и остронаправленная антенна.

На посадочном модуле было установлено грунтозаборное устройство (ГЗУ), которое состоит из бурового станка с системой электрических приводов и бурового снаряда, механизма выноса ГЗУ — штанги, на которой укреплен буровой станок, и приводов, перемещающих штангу в вертикальной и горизонтальной плоскостях (по азимуту и углу места).

Для выбора места бурения — азимута разворота ГЗУ — на посадочной платформе были установлены два телефотометра, аналогичные установленным на «Луноходе». Для освещения зоны работы ГЗУ параллельно телефотометрам были установлены светильники. Приборный отсек, имеющий форму тора, служил стартовой площадкой для возвратной ракеты.

Возвратная ракета представляет собой самостоятельный ракетный блок с однокамерным жидкостным реактивным двигателем тягой 1850 кг и системой из трех сферических баков с компонентами топлива тетроксид азота и несимметричный диметилгидразин. Диаметр центрального бака 67 см, диаметр каждого из периферийных баков 53 см. Система подачи топлива — вытеснительная. Для стабилизации ВР на активном участке служили рулевые сопла общей тягой 70 кг. На центральном баке укреплен цилиндрический приборный отсек диаметром 56 см, внутри которого установлены электронные счетно–решающие и гироскопические приборы системы управления ракетой, приборы бортового радиокомплекса метрового диапазона (101,965 МГц по линии Земля — борт и 183,537 МГц по линии борт — Земля) с телеметрической системой, аккумуляторные батареи и приборы бортовой автоматики.

В состав системы управления, обеспечивавшей построение и запоминание системы координат в момент старта, стабилизацию аппарата при работе двигательной установки, входили курсовой гироприбор, состоящий из двух свободных гироскопов, гироскопический интегратор продольных ускорений, автомат стабилизации и автомат отключения двигателя. В качестве исполнительных органов системы стабилизации на активном участке использовались рулевые сопла двигательной установки. Учитывая малое время полета возвратной ракеты, в системе энергопитания были использованы одноразовые серебряно–цинковые батареи емкостью 14 Ампер–часов. На внешней поверхности приборного отсека ВР установлены четыре штыревые приемно–передающие антенны[6].

В верхней части приборного отсека с помощью металлических стяжных лент прикреплен спасаемый аппарат сферической формы массой 36 кг, который отделяется от ракеты по радиокоманде с Земли.

Спасаемый аппарат представляет собой металлический шар диаметром 50 см, на внешней поверхности которого нанесено теплозащитное покрытие из асботекстолитового наружного слоя и наполнителя из стеклотекстолитовых сот, предохраняющее аппарат с установленным внутри него оборудованием от воздействия высоких температур при входе в атмосферу Земли.

Внутренний объем возвращаемого аппарата разделен на три изолированных отсека. В одном из них расположены радиопеленгационные передатчики УКВ–диапазона (121,5 и 114,167МГц), обеспечивающие возможность обнаружения возвращаемого аппарата при спуске на парашюте на Землю, серебряно–цинковая аккумуляторная батарея емкостью 4,8 Ампер–часа, элементы автоматики и программно–временное устройство, управляющее вводом в действие парашютной системы.

Во втором отсеке расположены в сложенном виде парашют, четыре упругие антенны пеленгационных передатчиков, два наполненных газом эластичных баллона, обеспечивающих необходимое положение возвращаемого аппарата на поверхности Земли после посадки. Площадь купола тормозного парашюта — 1,5 м² основного парашюта — 10 м²..

Третьим отсеком является цилиндрический контейнер для образцов грунта, взятого с поверхности Луны. В контейнере с одной стороны есть приемное отверстие, герметично закрываемое специальной крышкой после помещения в него лунной породы. На посадочной ступени «Луны-16» был установлен вымпел, а на спасаемом аппарате — государственный знак[7].

Основные этапы запуска и посадки

Автоматическая станция «Луна-16» была запущена с космодрома Байконур 12 сентября 1970 года с помощью четырехступенчатой ракеты–носителя «Протон–К». На трассе перелета к Луне 14 сентября была проведена коррекция траектории. От проведения второй коррекции отказались.

17 сентября в 2 часа 38 минут 14 секунд было произведено включение двигателя, который, отработав 236 секунд, обеспечил торможение и выход автоматической станции «Луна-16» на селеноцентрическую орбиту с высотой в апоселении 118,6 км, в периселении 102,6 км, наклонением относительно плоскости лунного экватора 70° и периодом орбиты 1 час 58 минут 53 секунды.

Первая коррекция орбиты, проведенная 18 сентября, обеспечила прохождение аппарата над выбранным районом посадки с одновременным понижением высоты периселения до 20,8 км. С помощью второй коррекции (19 сентября) перицентр был понижен до 11,86 км.

20 сентября была вновь включена двигательная установка, которая обеспечила торможение и сход с орбиты станции «Луна-16». Высота над поверхностью Луны на начало торможения составила 13,28 км, а на момент выключения двигателя — 2,45 км. После выключения двигателя аппарат в течение 43 секунд совершал свободное падение. На высоте 600 метров от поверхности вновь начал работать основной двигатель станции в режиме регулируемой тяги в соответствии с выбранной программой управления и поступающей информацией от допплеровского измерителя скорости ДА-018 и радиовысотомера «Вега».

На высоте 20 метров скорость станции была снижена примерно до 2 м/сек. Здесь основной ЖРД был выключен и дальнейшее торможение происходило с помощью двигателей малой тяги. На высоте около 2 метров по команде от гамма–высотомера «Квант» они были выключены, и 20 сентября в 8 часов 18 минут автоматическая станция «Луна-16» совершила мягкую посадку на поверхность Луны в районе Моря Изобилия. При этом вертикальная скорость аппарата в момент касания поверхности составила 4,8 м/с. Селенографические координаты места прилунения: 0°41' ю. ш. и 56°18' в. д. Отклонение от расчетной точки посадки составило 1,5 км. Протяженность трассы полета от точки схода с орбиты до точки посадки составила 250 км. Масса станции при посадке на Луну составила 1880 кг.

После посадки было определено положение станции на лунной поверхности, а с помощью телефотометров были предприняты попытки получить изображения места бурения. Всего были три включения телефотометров. Из-за недостаточной освещенности изображения места бурения получено не было. На двух изображениях видна Земля в виде светлого пятна.

Затем по команде с Земли было включено грунтозаборное устройство, и начались операции по забору грунта, включая бурение грунта до глубины 35 см, причем без разворота ГЗУ по азимуту. Взятые образцы грунта были помещены в контейнер возвратной ракеты и загерметизированы.

Старт возвратной ракеты с поверхности Луны с образцами лунного грунта состоялся 21 сентября в 10 часов 43 минуты 21 секунду. Продолжительность обратного перелета составила 84 часа.

24 сентября за 8 часов до входа спасаемого аппарата в атмосферу Земли произошло его отделение от возвратной ракеты. Скорость входа в атмосферу составила 10 950 м/с, а максимальные перегрузки, действующие на спускаемый аппарат в процессе аэродинамического торможения, достигали 315 единиц. При снижении вертикальной скорости до 250 м/с на высоте 14,5 км была введена в действие парашютная система, и спускаемый аппарат совершил мягкую посадку в 80 км юго–восточнее Джезказгана. Программа полета станции «Луна-16» была выполнена полностью[8].

Результаты полета

Главным результатом полета «Луны-16» стала первая в мире доставка автоматическим аппаратом на Землю образцов лунного грунта. Общая масса колонки грунта, доставленного «Луной-16», составила 101 грамм.

После вскрытия капсулы в Институте геохимии и аналитической химии АН СССР имени В. И. Вернадского (ГЕОХИ) выяснилось, что бур заполнен сыпучим лунным грунтом — реголитом, представляющим собой разнозернистый темно–серый (черноватый) порошок, который легко формуется и слипается в отдельные рыхлые комки. Эта особенность существенно отличает грунт (реголит) от земной бесструктурной пыли; по этому свойству он напоминает влажный песок или комковатую структуру земных почв. При этом зернистость реголита увеличивается с глубиной. По химическому составу вещество лунного грунта представляет размельченную горную породу базальтового типа[5].

Достижение

В результате успешного полета АМС «Луна-16» подтвердилось правильность пути исследования Луны с помощью межпланетных аппаратов.

По результатам полета «Луны-16» Международная авиационная федерация (FAI) зарегистрировала приоритетные научно–технические достижения станции[4]:

  • возвращение на Землю после посадки на поверхность Луны;
  • доставка на поверхность Луны космической ракеты «Луна–Земля» с возвращаемым аппаратом;
  • автоматический старт с Луны и доставка лунного грунта на Землю.

Станцией «Луна-16» были установлены рекорды, зарегистрированные и подтвержденные дипломами FAI:

  • мировой рекорд максимальной массы, доставленной на лунную поверхность в классе «С»;
  • мировой рекорд максимальной массы, возвращенной на Землю с поверхности Луны в классе «С»;
  • мировой рекорд максимальной массы лунных пород, доставленной на Землю автоматической станцией в классе «С»[9].

Примечания

  1. 1,0 1,1 Андреянов В.В., Артамонов В.В., Атаманов И.Т. и др. Автоматические планетные станции. — Москва: НАУКА, 1973. — С. 159. — 283 с.
  2. История исследования Луны. РИА-новости (02.01.2024). Дата обращения: 26 июля 2024.
  3. 50 лет со дня запуска межпланетной станции «Луна-16». Роскосмос (12 сентября 2020). Дата обращения: 23 июля 2024.
  4. 4,0 4,1 Научно-производственное объединение имени Лавочкина. РИА-новости (01.06.2022). Дата обращения: 26 июля 2024.
  5. 5,0 5,1 5,2 5,3 Автоматическая станция «Луна-16». АО «НПО Лавочкина». Дата обращения: 25 июля 2024.
  6. Первый лунный грунт. Российский государственный архив научно-технической документации. Дата обращения: 24 июля 2024.
  7. Первов М.А. От «Спутника» до «Глонасса». — Москва: Столичная энциклопедия, 2022. — 408 с. — ISBN 978-5-903989-60-7.
  8. Ибрагимова А. Советский аппарат «Луна16» — полёт до Луны и обратно. Научная Россия (24 сентября 2022). Дата обращения: 23 июля 2024.
  9. Освоение космического пространства СССР: выдержки из газеты «Правда» за 1968-1970 гг.. Эпизоды космонавтики. Дата обращения: 24 июля 2024.
WLW Checked Off icon.svg Данная статья имеет статус «готовой». Это не говорит о качестве статьи, однако в ней уже в достаточной степени раскрыта основная тема. Если вы хотите улучшить статью — правьте смело!