Легенда о сватовстве Кудым-Оша
| Легенда о сватовстве Кудым-Оша | |
|---|---|
| Легенда о сватовстве Кудым-Оша | |
| Памятник Кудым-Оша | |
| Жанр | Легенда |
| Автор | Устное народное творчество |
| Язык оригинала | Коми-пермяцкий |
| Дата написания | XIV―XV века |
Леге́нда о сватовстве́ Куды́м-О́ша — часть коми-пермяцкого национального эпоса, в котором рассказывается о сватовстве богатыря к мансийской княжне Костэ (Костö). В легенде заложены глубокие культурные и моральные нормы своего времени, она служит отражением социальных реалий архаичного общества коми-пермяков. Через образ Кудым-Оша можно увидеть, как фольклор становится средством передачи ценностей, формирующих идентичность народа. Сватовство в этой легенде подчеркивает важность единства и сотрудничества между племенами, что особенно актуально в условиях исторических конфликтов и соперничества[1].
История появления легенды
История Кудым-Оше, как и другие сказания чудского народа, окутана тайной и неясностями. Передаваясь из уст в уста, рассказчики с каждым повествование что-то изменяли, в результате часть информации терялась, что-то дополнялось. В документах первое свидетельство о людском жилье на территории нынешнего Кудымкара датируется 1579 годом, но заселение этих земель началось значительно раньше. Об этом свидетельствует археологическая находка — древнее поселение Кудымкарское городище[1].
Точную дату появления легенды о сватовстве Кудым-Оша назвать невозможно, так как фольклористы начали собирать коми-пермяцкие легенды сравнительно недавно. Однако есть предположение, что история о богатыре Кудым-Оше и его сватовстве к мансийской княжне Костэ могла начать складываться в XIV—XV веках близ Кудымкарского городища. Об этом периоде говорят исторические события и биографии современников Кудым-Оша, жизнь которых была задокументирована более подробно[2][3].
Богатырь Кудым-Ош
Легенды по-разному описывают происхождение Кудым-Оша. Одни говорят, что он был сыном колдуньи и медведя, другие — что его отцом был вождь коми-пермяцкого рода. Версия о медведе, как о реальном отце, кажется маловероятной. Скорее всего, медведь был тотемом рода, символом силы и покровительства. После смерти отца Кудым-Ош стал вождём, получив символы власти: жезл и нагрудное изображение медведя[4].
Этот воин отличался от коми-пермяков силой. Предания гласят, что его не брал топор, а раны заживали, если он прижимался к земле. Он мог вызвать бурю на реке, чтобы защитить свой народ от врагов. Однако, в отличие от отца, Кудым-Ош больше интересовался торговлей, чем войной. Он привозил из дальних стран товары, обменивая их на пушнину. Кудым-Оша научил своих соплеменников выращивать хлеб, привез для этого семена различных злаков. Ему приписывают создание первых железных орудий и лодок, заменивших неудобные плоты. Он был своего рода реформатором Прикамья.
Легенда гласит, что Кудым-Ош прожил 150 лет, обманув смерть, когда был нужен своему народу. Перед смертью он завещал похоронить себя в кедровом гробу, окованном железом, обещая вернуться[4].
Сюжет легенды о сватовстве Кудым-Оша
Кудым-Ош отправился добиваться руки княжны по настоянию местной ведуньи, которая мечтала погубить его. Она знала, что ни один из предыдущих женихов Костэ не возвращался живым домой — их всех казнил мансийский правитель. Причина была проста: увидев уродливую невесту, они отказывались от свадьбы, пугаясь её отталкивающей внешностью.[3]
В пути слуга Кудым-Оша случайно услышал предание о том, что скрывается за безобразным обликом Костэ. Он предупредил хозяина[5]:
«Когда предстанешь перед княжной, тебя охватит страх от увиденного. Но не доверяй своим глазам, прислушайся к своему сердцу – только оно укажет верный путь».
Войдя в шатёр к Костэ, Кудым-Ош увидел существо с хрупкой фигурой, с паучьими конечностями, покрытыми густой чёрной шерстью, и огромными мочками ушей, свисающими до плеч. Богатырь испугался, но тут же вспомнил слова слуги и заглянул в глаза Костэ, полные глубокой печали из-завечнойго одиночества. Его сердце дрогнуло, он заключил княжну в объятия, и в тот же миг злые чары рассеялись, а перед ним стояла прекрасная девушка. Кудым-Ош заверил князя в своей готовности стать его зятем, мать Костэ сняла с её лица магическую оболочку, и вскоре состоялась свадьба[5].
Герои легенды
Кудым-Ош — главный герой, по одной из версий, был сыном колдуньи и медведя, по другой — сыном вождя рода иньвенских коми-пермяков.
Костэ — невеста Кудым-Оша, представлялась чудищем, на самом деле была красавицей, но её мать, чтобы дать дочери возможность самой выбрать жениха, обклеила лицо Костэ кусочками телячьей шкуры.
Потöсь (Чикыш) — колдунья, антагонист, имела тайной целью погубить Кудым-Оша, так как знала, что никто из потенциальных женихов Костэ не вернулся назад живым.
Ваяси — слуга Кудым-Оша, подслушал историю манси о том, почему у Костэ безобразный лик, и предупредил хозяина об этом.
Купра и Мая — братья Кудым-Оша, советовали ему не жениться на чужестранке, но Кудым-Ош их не послушал[6].
Легенда
Давным-давно, когда река Иньва текла иным путем, чем сейчас, на её берегах жил могучий народ — чудь. Не знали чудины ни хлеба, ни топора, обитали в дремучих лесах, в землянках, подобно кротам или мышам. Тайга с чистыми реками и светлыми озёрами кормила и одевала их. Солнце дарило тепло, а добрый бог Войпель оберегал от болезней и бед. Жили чудины по сто лет, были крепки и сильны, словно медведи в их лесах.
Самые могучие в роду — увтыре — были три брата: Купра, Мая и Ош, сыновья чудского вождя — пама — и мудрой женщины по имени Пэвсин. Младший из братьев, Ош, превосходил всех ловкостью и удачей. Глаза его были зорки, как у ястреба, в чёрной ночи он видел лучше совы, ростом — три аршина, а силы и разума ему было дано втрое больше, чем другим людям. Зимой и летом ходил он с непокрытой головой, не страшась ни дождя, ни снега, ни зноя, ни ледяных ветров. За это и прозвали его Ош — что значит «медведь».
Мать Оша, Пэвсин, мудрая и проворная женщина, находилась под покровительством самого Войпеля. Весь род почитал её и слушался. Трудилась она наравне с мужчинами, и когда носила воду в тяжелой корчаге, не искала пологого спуска — поднималась по крутому берегу.
Отец Оша, пам чудского племени, погиб в походе на Курэгкар и Круточой. После его смерти чудины последовали за Ошем и основали селение на Изъюре. Сначала поставили шалаши, затем вырыли землянки, обнесли их сосновым заплотом и назвали поселение «Куд дым кар» — «город на реке Куд». А молодого пама стали звать Кудым-Ошем.
Пришло время Кудым-Ошу жениться. Старая ведунья Чыкыш сказала ему:
— На далекой быстрой реке живут вогулы. Правит ими великий князь, а у князя есть дочь Костэ, прекрасная, как золотой цветок горадзуль-купава. Тот, кто возьмет её в жены, получит сына-богатыря.
Захотел Кудым-Ош жениться на вогульской княжне. Нагрузил лодку собольими и горностаевыми шкурами в подарок князю, выбрал спутников и отправился вниз по Иньве. Лодка плыла легко, словно гусь, но Кудым-Ошу казалось — слишком медленно. Будь у него крылья, он бы полетел к невесте птицей.
Доплыли до Анюшкара, где правил пам Анюш. Кудым-Ош спросил дорогу к вогулам.
— Плыви вверх по Каме целый день, — ответил Анюш. — К вечеру достигнешь крепости, где правит женщина-пам. Она укажет путь дальше.
Когда Кудым-Ош прибыл к женщине-паме, та, зная, что его ждет гибель у вогулов, попыталась отговорить его:
— Не ходи, Кудым-Ош. Ты чужак, языка не знаешь, кто тебе поможет? Пропадешь!
Но Кудым-Ош ответил:
— Я ничего не боюсь и с полпути не возвращаюсь.
Тогда женщина-пам сказала:
— Запомни: если князь согласится отдать дочь — женись, что бы ни случилось. Откажешься — погибнешь. Даю тебе проводника — Ваякси. Он знает дорогу и говорит по-вогульски.
Поблагодарив её, Кудым-Ош отправился дальше, туда, где мерцал холодный свет полуночи. Долго плыли чудины, пока не достигли вогульского городища.
Князь, гордый и надменный, дважды отказывался принять гостей, и те ночевали под стенами, терпя укусы гнуса. Но когда Кудым-Ош послал Ваякси в третий раз, князь сдался.
— Чего тебе надо? — спросил он.
— Я хочу взять в жены твою дочь, красавицу Костэ, — ответил Кудым-Ош.
Князь усмехнулся:
— У меня нет даже пустого кола для твоей головы. Убирайся.
— Не уйду, — сказал Кудым-Ош. — Счастье найдет лишь тот, кто не боится потерять голову.
— Многие сватались к Костэ, но, увидев её, отказывались, — сказал князь. — Она — страшное чудище, ни человек, ни зверь.
Кудым-Ош смутился, но вспомнил наказ женщины-пама:
— Я пришел за твоей дочерью и без неё не уйду.
— Как знаешь, — ответил князь. — Проведите гостя в девичий чум.
Чум был покрыт оленьими шкурами, а внутри стоял ещё один.
Когда Кудым-Ош вошел, он остолбенел: на шкурах лежало нечто чёрное и волосатое, лишь глаза светились печалью.
Костэ заговорила, и Ваякси перевел:
— Не бойся меня, Кудым-Ош, я не та, какой кажусь.
— Поедешь со мной в чудские земли, прекрасная Костэ? — спросил он.
— Я поеду с тобой куда угодно.
Князь, видя его решимость, велел готовить свадьбу. Два дня резали оленей, ловили рыбу, пекли и варили.
А мать Костэ тем временем сняла с дочери коровью шкуру, под которой та скрывала свою красоту, умыла и нарядила её. На третий день гости собрались. Когда невесту вывели, она шла, словно лебедь, лицо её было закрыто покрывалом.
— Покажись жениху, — приказал князь.
Мать торжественно произнесла:
— Пусть чары рассеются, и Костэ станет красавицей!
Она сняла покрывало, и все ахнули.
— Это ты, Костэ? — воскликнул князь.
— Чары разрушены, отец, — ответила она. — Теперь я прекраснее своих сестёр.
Начался пир.
После свадьбы Кудым-Ошу дали богатые дары, лодки и слуг, и молодые отправились в обратный путь. На родине Пэвсин и весь увтыр встретили их на берегу.
А когда на небе взошёл молодой месяц, на Изъюре сыграли пышную свадьбу. На лугу расстелили узорные шкуры, выставили угощение: мясо, рыбу, травы, ягоды, мёд. Гостей было много — пам Анюш, братья Паль и Кэч, князь Юкся. Три дня длилось веселье, а затем все разъехались по домам[5].
Кудымкар: искусство по мотивам легенды
Кудымкар — единственный город в Пермском крае, населённый коми-пермяками. История этого города уходит корнями в глубокую древность, к временам каменного века, когда на его территории появились первые поселения.
Памятник Кудым-Ошу, легендарному герою коми-пермяцкого эпоса, был установлен в 2008 году. По преданиям, он являлся вождём племени, от которого ведут своё происхождение жители Кудымкара. Кудым-Ош прожил 150 лет, оберегая и защищая коми-пермяцкий народ, а перед смертью завещал похоронить себя в кедровом долблёном гробу, стянутом железными обручами, пообещав однажды вернуться на родную землю, чтобы помочь своим потомкам[6].
Скульптурная композиция выполнена в виде раскрытой книги, из которой появляется фигура Кудым-Оша. В руке он держит жезл пама — символ власти, объединяющий управление, военное дело и духовные обряды рода. На его левом плече восседает сова, олицетворяющая мудрость, а рядом шагает медведь — хозяин тайги, воплощение силы и могущества[7].
В 2011 году образ Кудым-Оша был увековечен на стене одного из городских домов. Это изображение, созданное с использованием техники оптической иллюзии, представляет собой поле колосьев, которые при взгляде с определённого угла складываются в портрет богатыря. Кроме того, по мотивам пьесы «Легенда о Кудым-Оше» коми-пермяцкого писателя Василия Климова режиссёр Сергей Андреев поставил спектакль в Коми-Пермяцком национальном драматическом театре[8][9].
Примечания
- ↑ 1,0 1,1 Елена Сергеева. Кудым-Ош: коми-пермяцкий богатырь // Комсомольская Правда : газета. — 2019. — 12 января.
- ↑ Ожегова М. Н. Коми-пермяцкие предания о Кудым-Оше и Пере-богатыре. — Пермь, 1971.
- ↑ 3,0 3,1 Петрухин В. Я.. Мифы финно-угров / В. Я. Петрухин. — Москва: АСТ (издательство), 2003. — 465 с. — ISBN 5-17-019005-0.
- ↑ 4,0 4,1 Варвара Гусева. Сын ведьмы и медведя: легенда о Кудым-Оше // Наш Урал и весь мир : сайт. — 2020. — 25 мая.
- ↑ 5,0 5,1 5,2 Климов В. В. Богатырь Кудым-Ош / пер. с коми-пермяцкого В. Б. Муравьев. — Кудымкар: Коми-Пермяцкое книжное издательство, 2002.
- ↑ 6,0 6,1 Коми-пермяцкий эпос: Кудым-Ош // Русский дом в Брюсселе : сайт. — 2024. — 26 марта.
- ↑ Гусева В. Кудымкар – город Кудым-Оша: достопримечательности и фото. Наш Урал и весь мир (сайт) (5 марта 2020). Дата обращения: 6 мая 2025.
- ↑ Татьяна Чернова. В Кудымкаре состоялась премьера спектакля "Легенда о Кудым-Оше". Российская газета (28.02.2008).
- ↑ В Кудымкаре появился портрет героя национальных эпосов Кудым-Оша // Аргументы и факты : газета. — 2011. — 30 августа.
Данная статья имеет статус «проверенной». Это говорит о том, что статья была проверена экспертом |