Легенда о Полюдовом камне или Полюд-горе

Вершина Полюда

Леге́нда о Полю́довом ка́мне или Полю́д-горе́ — предание о богатыре Полюде, защищавшем Великую Пермь от набегов врагов. Согласно легенде, Полюд стоял на вершине горы и в случае опасности разжигал костёр, передавая сигнал тревоги в Чердынь. Благодаря его бдительности и отваге, жителям Перми Великой долгое время удавалось отражать атаки сибирского царя. Однако, несмотря на героизм Полюда, врагов становилось всё больше, и со временем он был вынужден отступить в свою пещеру, оставив след от своего гигантского следа на вершине Полюдова камня[1].

История происхождения названия

Существует несколько гипотез о происхождении имени «Полюд» в связи с горой и легендами о ней. Во-первых, учитывая историческую роль новгородцев в освоении региона и их значительное присутствие в населении Чердыни, возможно, имя «Полюд» было распространено в их среде и могло быть связано с конкретным человеком, например, известным воином, служившим на сторожевой заставе.

Во-вторых, отмечается фонетическая близость имени «Полюд» к слову «полюдье», обозначающему сбор дани. В этом контексте гора могла служить местом сбора дани с окрестного населения, а имя «Полюд» могло указывать на человека, ответственного за этот сбор.

В-третьих, в местных пермских преданиях Полюд (а также Перя) являются именами наиболее почитаемых богатырей Перми Великой. Они прославились своей необычайной силой и храбростью в защите своего народа. Согласно этим преданиям, гора Полюд представляет собой окаменевшего или спящего богатыря Полюда, скрывающего в своих недрах несметные сокровища, о чём также существует множество легенд[2].

Полное содержание легенды

«В давние времена на высокой горе, что за Колвой, жил богатырь Полюд. Всем сердцем любил он свою землю и зорко следил за тем, чтобы Чердынь и народ её жили спокойно и счастливо. Только завидит богатырь ворога, тотчас подает знак чердынцам, разжигает на вершине горы большой костер. Так одиннадцать набегов выдержала Чердынь. А на двенадцатый раз такая огромная неприятельская рать подошла, что пришлось Полюду самому в бой вступать. Крушил он врага не один день, а орде все конца нет. Осерчал богатырь, бросил копье и палицу, топнул ногой. И выплеснула тогда река Вишера волны на берег, и накрыли они вражеские полчища. С тех пор никто не смел на Чердынь войной ходить.

А Полюд, отслужив службу ратную, ушел в пещеру свою и уснул от усталости тяжелым сном. И до сих пор спит. Говорят, будет спать он до тех пор, пока не нависнет опасность над нашей родной землей»[3][4].

Другие версии легенды

Существует и другое предание, повествующее о временах, когда территория между реками Камой и Вишерой носила название Перми Великой. Согласно этой легенде, на Полюдовом камне обитал великан Полюд, а на Помянённом камне, расположенном за Вишерой, жил великан Пеля. Эти богатыри несли дозорную службу на границах Перми Великой, проходивших вдоль этих гор, и первыми встречали вражеские племена, вторгавшиеся по реке Вишере с востока. Однажды по Вишере прибыла огромная орда. Богатыри сражались с врагом несколько дней, метая с горных вершин огромные камни. Однако, вражеские силы не убывали. Тогда Полюд в гневе топнул ногой по горе, оставив отпечаток своей ступни на вершине камня, который, как говорят, до сих пор виден. От удара земля затряслась, лес повалился, а река Вишера вышла из берегов, затопив окрестности. Вражеское войско обратилось в бегство, но многие погибли от обломков деревьев и в бушующей реке. Оставшиеся в живых поклялись никогда больше не воевать с Пермской землей. После этого Полюд удалился в пещеру в своей горе и уснул богатырским сном, в котором, как гласит легенда, пребывает и по сей день[5][6].

Ещё предание, согласно которому полюбили два богатыря, Полюд и Ветлан, одну красавицу по имени Вишера, и никто не хотел уступать. А девушка не желала выказывать кому-нибудь из богатырей предпочтения. Оба были ей любы. И тогда стали меряться силой богатыри — вышли на поединок. Бились три дня и три ночи, сломали мечи да копья, измочалили щиты. Но никто не мог взять верх. Оставшись без оружия, стали кидаться камнями. Испугалась Вишера, заплакала и стала водой, а вода, как граница, пролегла между богатырями, прекратив навсегда их поединок. Поняли тогда Полюд с Ветланом, что случилось непоправимое, и окаменели от горя. Теперь глядят только друг на друга да на Вишеру сквозь века и тысячелетия[7][8].

Символическое значение легенды

Во всех вариантах легенды прослеживаются важные для традиционной культуры идеи: верность долгу, уважение к природе, ценность мира и предупреждение о последствиях вражды. Легенды помогают передавать важнейшие ценности и мировоззренческие установки народа[9].

Легенда о Полюдовом камне отражает народное мировоззрение. Она содержит в себе символику, связанную с природой, историей и культурой Пермского края.

  • Образ защитника. Богатырь Полюд — воплощает воина-покровителя, символ стойкости и преданности. Это показывает, как люди представляли себе идеального защитника родной земли. Его вечный сон означает, что сила народа «дремлет», но готова пробудиться в час опасности[10].
  • Природа как живое существо. В легенде реки и горы ведут себя как разумные существа — помогают людям или становятся участниками событий. Это отражает древнее представление о том, что природа живая человек един с ней[11].
  • Историческая память. Разные версии легенды сохраняют воспоминания о событиях прошлого — войнах с соседями, важности охраны границ[12].
  • Жизненные уроки. Через историю Полюда, Ветлана и Вишеры передаются простые, но важные истины: о силе чувств, любви и о разрушительной силе конфликтов, которые приносят только горе[13].

Эти предания помогали людям сохранять свои традиции и передавать их детям. Даже сегодня легенды напоминают нам о важных ценностях — любви к родному краю, уважении к природе и необходимости жить в мире.

Полюдова гора

Полюд-камень (Полюдова гора) сохраняет статус одной из наиболее узнаваемых природных достопримечательностей северного Прикамья. Этот массивный известняковый останец высотой 527 метров расположен на правом берегу реки Вишеры и является характерным элементом местного ландшафта. Гора представляет собой типичный для Урала геологический объект, сформированный в результате карстовых процессов. Её склоны покрыты темнохвойной тайгой, а на вершине находятся скальные обнажения и природное углубление, известное как «след богатыря», которое стало объектом местных легенд и преданий[14][15].

В настоящее время гора входит в перечень особо охраняемых природных территорий (ООПТ) Пермского края как геоморфологический и историко-культурный памятник[16]. На её склонах проложены экологические тропы, а у подножья оборудованы места для отдыха туристов. Сохранению природного комплекса способствуют меры охраны, ограничивающие хозяйственную деятельность в этом районе.

Литература

  • Володина С. Ю. Легенды и сказания Чердынской земли. — П: Книжное издательство, 2004. — 174 с.
  • Геологические памятники Пермского края: Энциклопедия / Под общ. ред. И. И. Чайковского; Горный институт УрО РАН. — Пермь, 2009. — 616 с.
  • Приказ Министерства природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края № СЭД-30-01-02-1576 от 01.08.2019 «Об утверждении перечня памятников природы регионального значения».
  • Пермский край в истории Урала: энциклопедический справочник / гл. ред. А. В. Шилов. — Пермь: Пушка, 2015. — 480 с.
  • Чагин Г. Н. Сакральные ландшафты Урала. — Екатеринбург: УрО РАН, 2014. — 320 с.
  • Ширинкин П. С. Туристское легендирование: региональные аспекты (Пермский край): учебное пособие. — Пермь: Перм. гос. акад. искусства и культуры, 2014. — 260 с.

Примечания

  1. Древняя Парма: мифы и легенды Пермского края. РЕН ТВ (11 октября 2022). Дата обращения: 25 апреля 2025.
  2. Чердынь: история основания, интересные факты, происхождение названия, город на картах. Снегирь. Азбука легендарных славянских городов (6 января 2024). Дата обращения: 25 апреля 2025.
  3. Мифы и легенды Чердынской земли. Чердынский Музей. Дата обращения: 25 апреля 2025.
  4. Русакова Г. Ю. Легенды Чердынской земли. — Чердынь, 2018. — 105 с.
  5. Володина С. Ю. Сказки древней Чердыни. — П: Литер-А, 2012. — С. 16.
  6. Легенда о Полюде (Полюдовом камне). МБУК «Объединение муниципальных библиотек». Дата обращения: 25 апреля 2025.
  7. Ширинкин П. С. Книга легенд. Туристские легенды Пермского края. — Уральский рабочий, 2016. — 403 с.
  8. Легенды. О Вишере и богатырях Полюде и Ветлане. Дирекция ООПТ Пермского края. Дата обращения: 25 апреля 2025.
  9. Мелетинский Е. М. Поэтика мифа. — М.: Наука, 1976. — 408 с.
  10. Власова В. В. Этнокультурные образы Пермского края. — Пермь: ПГНИУ, 2017. — 178 с.
  11. Черных А. В. Традиционное мировоззрение коми-пермяков: символы и архетипы. — Кудымкар: Коми-Перм. кн. изд-во, 2008. — 192 с.
  12. Чагин Г. Н. Сакральные ландшафты Урала. — Екатеринбург: УрО РАН, 2014. — 320 с.
  13. Байбурин А. К. Ритуал в традиционной культуре. — СПб.: Наука, 1993. — 240 с.
  14. Полюд (Полюдов камень). Дирекция ООПТ Пермского края. Дата обращения: 26 апреля 2025.
  15. Полюдов камень. Министерство по туризму Пермского края. Дата обращения: 26 апреля 2025.
  16. Особо охраняемые природные территории. Министерство природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края. Дата обращения: 26 апреля 2025.

Ссылки