Лаверецкий, Николай Акимович

Материал из «Знание.Вики»
Николай Акимович Лаверецкий
Lavereckij, Nikolaj Akimovich.jpg
Дата рождения 13 февраля 1837(1837-02-13)
Место рождения Москва, Российская империя
Дата смерти 2 ноября 1907(1907-11-02) (70 лет)
Место смерти Санкт-Петербург, Российская империя
Жанр Скульптор
Учёба Императорская Академия художеств
Стиль неоклассицизм

Никола́й Аки́мович Лавере́цкий (13 февраля 1837, Москва — 23 октября 1907) — русский скульптор, академик Императорской Академии Художеств. Преподавал скульптуру в Императорской Академии художеств в 18701894 годах. Сын скульптора Акима Панфиловича Лаверецкого (1805—1888). Старший брат скульптора Ивана Акимовича Лаверецкого (1840—1911)[1].

Биография

Скульптор родился в Москве в 1837 году, вскоре семья переселилась в Санкт-Петербург. В семье считали, что дети должны заниматься художественной деятельностью. В начале он учился в рисовальной школе для приходящих (была переименована в Императорское общество поощрения художеств), а затем поступил в ученики в Академию художеств. Его учителями были: И. П. Витали, П. К. Клодт, Н. С. Пименов. Ещё обучаясь в Академии, Н. А. Лаверецкий принимал участие в создании «Памятника Тысячелетию России» в Новгороде по проекту М. О. Микешина. Его работе принадлежит восточная часть фриза, состоящая из 26 фигур, называемая «Государственные люди». В 1859 году он получил малую золотую медаль за барельеф «Цинцинат принимает послов из Рима, возвещающих ему об его избрании в диктаторы», и большую золотую медаль за барельеф «Возвращение регула из Карфагена», приобретя вместе с последней из этих наград право на поездку за границу в качестве пенсионера академии. В 1863 году Лаверецкий воспользовался этим правом, побывав в Германии и Австрии, он остановился в Италии и жил там до 1870 года. За присланную оттуда в 1868 году скульптуру: «Мальчик и девочка, кормящие птичку», он был возведён в звание академика. В 1870 году он вернулся в Санкт-Петербург и представил свои работы, выполненные в Италии: статуи «Мальчик-неаполитанец с обезьяной», «Первая роза» и «Купальщица», группы «Дети, смотрящиеся в зеркало» (находится в Эрмитаже) и другие. Николаю Акимовичу присвоили звание профессора. С того времени он не пропускал ни одной академической выставки. Независимо от собственных скульптурных работ, Лаверецкий преподавал в художественных классах академии, должность профессора он занимал с 1870 года по 1894 год[2]. В 1897 году был уволен «по прошению». Скончался Николай Акимович Лаверецкий 23 октября 1907 года в Санкт-Петербурге, похоронен на Смоленском православном кладбище[3].

Творчество

В разное время он выполнил статуи «Торговля» и «Промышленность», «Мефистофель», «Стыдливость», «Родопа», «Амур у дверей Психеи», «Голова старика-еврея», горельеф «Ангел», скульптурные группы «Материнская любовь», «Венера и Амур», проекты памятников композитору М. И. Глинке в Смоленске и императрице Екатерине II в Симферополе. Скульптор стал автором бюстов генерала Н. И. Евдокимова, певца О. А. Петрова, историка Н. И. Костомарова, великого князя Владимира Александровича и императора Александра II. В 1873 году на Всемирной выставке в Вене Лаверецкий был награждён медалью «За искусство». По проекту скульптора выполнен надгробный памятник Ф. М. Достоевскому, установленный на могиле писателя в Некрополе мастеров искусств Александро-Невской лавры в 1883 году. В 1886 году в Кронштадте был открыт памятник мореплавателю П. К. Пахтусову, отлитый по модели Лаверецкого[4].

Статуя «Россия»

Николай Акимович успешно сотрудничал с Каслинским заводом художественного литья. Для этого предприятия он создал миниатюрные модели своих произведений. Также отливки с форм скульптора изготавливались в бронзолитейных мастерских Ф. Ю. Шопена и К. Ф. Верфеля. В 1896 году по модели скульптора для Всероссийской выставки в Нижнем Новгороде была изготовлена колоссальная чугунная аллегорическая статуя «Россия». В 1900 году в Париже монумент «Россия» стал сенсацией Всемирной выставки, где каслинские мастера представили также чугунный павильон. Россия предстает как Защитница Отечества и Мать. По формовке и чеканке скульптура «Россия» является одним из самых трудоёмких в изготовлении изделий. Высота скульптуры — 90 сантиметров, вес — 80 килограммов. Как сувенирный вариант сегодня отливаются уменьшенные копии этой скульптуры.

Небольшую, высотой 30 см кабинетную копию «России», в 1994 году приобрёл для своего кабинета первый президент РФ Б. Н. Ельцин. Екатерининский зал Кремля также украшает монументальная двухметровая копия «России»[5].

Примечания

  1. Скульптор Лаверецкий Николай Акимович. ЯВАРДА. Дата обращения: 18 сентября 2023.
  2. Сомов А. И. Лаверецкий, Николай Акимович. — Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  3. Лаверецкий. Энциклопедия Брокгауза Ф.А. и Ефрона И.А. (1890 - 1916гг.). Дата обращения: 18 сентября 2023.
  4. Лаверецкий Николай Акимович. Национальная энциклопедическая служба. Дата обращения: 18 сентября 2023.
  5. «Россия не продаётся!» Как русский скульптор отказал Президенту Франции. Аргументы и факты. Дата обращения: 18 сентября 2023.
WLW Checked Off icon.svg Данная статья имеет статус «готовой». Это не говорит о качестве статьи, однако в ней уже в достаточной степени раскрыта основная тема. Если вы хотите улучшить статью — правьте смело!