К-141 «Курск»

Материал из «Знание.Вики»

К-141 «Курск»российский атомный подводный ракетоносный крейсер проекта 949А «Антей». Был заложен на «Севмаше» в 1990 году и принят на вооружение 30 декабря 1994 года. С 1995 по 2000 год входил в состав 7-й дивизии подводных лодок Северного флота России, пункт базирования на Ура-губаЗАТО Видяево Мурманской области.

Погиб 12 августа 2000 года в результате катастрофы в Баренцевом море, в 176 километров от Североморска (69°40′00″ с. ш. 37°35′00″ в. д. / 69.66667° с. ш. 37.58333° в. д. / 69.66667; 37.58333 (G) (O) (Я)) на глубине 108 метров. Все 118 членов экипажа, находившиеся на борту, погибли и Указом Президента России были награждены государственными наградами[1]. По количеству погибших это крупнейшая трагедия в послевоенной истории подводного флота России[2][3].

История

Проект атомного подводного ракетного крейсера проекта 949А «Антей» был разработан в Центральном конструкторском бюро «Рубин» в Ленинграде в конце 1970-х — начале 1980-х годов. 22 марта 1990 года на Северном машиностроительном предприятии в городе Северодвинске была заложена атомная ракетная подводная лодка 3-го поколения К‑141 проекта «Антей» (заводской номер 662; по кодификации НАТОOscar-II). Вооружение включало крылатые ракеты 3М45 (П-700). Главными конструкторами были П. П. Пустынцев и И. Л. Баранов[4][5][3].

31 января 1991 года атомная подводная лодка была зачислена в состав Военно-морского флота СССР, а уже 18 марта, за три года до спуска на воду, был сформирован экипаж новой субмарины: это было обычной практикой, поскольку до передачи лодки флоту члены её экипажа должны были пройти обучение в Учебном центре атомного подводного флота в Обнинске. 6 апреля 1993 года директивой главнокомандующего ВМФ России адмирала Ф. Н. Громова, лодке было присвоено наименование «Курск» в честь в честь пятидесятилетия победы на Курской дуге в годы Великой Отечественной войны. 16 мая 1994 года атомная подводная лодка «Курск» была спущена на воду, а 30 декабря того же года принята в эксплуатацию. 20 января 1995 года на ней торжественно подняли Андреевский флаг[4][5][3].

1 марта 1995 года атомная подводная лодка «Курск» была зачислена в списки Северного флота и вошла в состав 7-й дивизии 1‑й флотилии атомных подводных лодок с пунктом базирования на Ура-губеЗАТО Видяево Мурманской области. В декабре 1996 года командиром АПЛ «Курск» был назначен капитан 1 ранга Геннадий Петрович Лячин. В январе 1998 года в плавучим доке «Сухона» производственного объединения Севмаш в Северодвинске лодка прошла плановый доковый осмотр. Здесь же была проведена модернизация оружия субмарины. В июне‑сентябре 1999 года АПЛ «Курск» совершил поход в Средиземное море. В последнее воскресенье июля 2000 года АПЛ «Курск» участвовал в военно‑морском параде в честь Дня ВМФ. После празднования Дня флота АПЛ «Курск» должен был принять участие во флотских учениях, где отрабатывалось взаимодействие авианосно‑маневренной группы. Непосредственно АПЛ «Курск» должен был выполнить: 11 августа — учебную ракетную стрельбу, 12 августа - учебную стрельбу торпедой. После этого корабль должен был вернуться в базу и заниматься уже непосредственно подготовкой к предстоящей боевой службе[4][5][3].

Технические характеристики

  • Длина лодки — 154 метра;
  • Ширина лодки — 18.2 метра;
  • Атомная энергоустановка типа ОК-650;
  • Осадка — 9 метров;
  • Водоизмещение — 13400/18000 тонн;
  • Скорость в надводном положении — 30 узлов (под водой — 28 узлов);
  • Максимальная глубина погружения — 500 метров (до 600 метров);
  • Корпус — прочная сталь;
  • Количество отсеков — 10;
  • Экипаж — 130 человек (107 человек, из них 52 офицера);
  • Автономность — более 120 дней;
  • Ракетное вооружение — 24 пусковые установки крылатых ракет комплекса П-700 «Гранит»; 4 торпедных аппарата (калибр 533 мм); 2 крупнокалиберные глубинные бомбы; 18 торпед[5]

Гибель

Интервью В. Путина РТР в связи с трагедией на АПЛ «Курск»
В. Путин на встрече с родственниками погибших в Видяеве. 22 августа 2000 года

12 августа 2000 года АПЛ «Курск» участвовал в военно-морских учениях в Баренцевом море. На борту находился штатный экипаж, группа офицеров штаба дивизии и гражданские специалисты машиностроительного завода «Дагдизель» — в общей сложности 118 человек. в ходе комплексных учений Северного флота АПЛ «Курск» произвел условную атаку своим главным оружием — крылатыми ракетами П-700 «Гранит», а в середине дня корабль должен был осуществить ещё одну учебную атаку, на этот раз торпедами. АПЛ «Курск» должен был условно атаковать эскадру во главе с тяжёлым авианесущим крейсером «Адмирал Кузнецов» и флагманом флота атомным крейсером «Пётр Великий». Но ни этой атаки, ни лодки, которая должна была всплыть после этого, наблюдатели на надводных кораблях так и не дождались, как и доклада с лодки о выполнении учебной задачи. Около 11 утра в районе маневров было зафиксировано два подводных взрыва. Согласно флотскому регламенту, через полчаса после того, как в одиннадцать часов вечера того же дня командир АПЛ «Курск» не вышел на связь, лодку объявили аварийной. И после этого началась поисково-спасательная операция[4][5][3][6]

13 августа гидроакустическая аппаратура крейсера «Петр Великий» обнаружила на дне К-141, лежащую на глубине 108 метров. Началась спасательная операция, однако подводные аппараты так и не смогли пристыковаться к затонувшей АПЛ «Курск». Проведение операции осложнял шторм в Баренцевом море, сильное подводное течение и плохая видимость. Спасательные работы велись в течение одиннадцати суток — с 13 по 24 августа, но результатов не дали. 19 августа операция стала международной к ней присоединились норвежские суда Seaway Eagle и Normand Pioneer с британским спасательным аппаратом. 21 августа норвежские водолазы вскрыли нижний люк девятого отсека и установили, что все находившиеся на борту лодки погибли. Как выяснилось позднее, практически весь экипаж подлодки погиб в первые минуты катастрофы, и только в кормовом девятом отсеке (в турбинном зале) 24 моряка оставались живыми ещё несколько часов. Но и их спасти не было никаких шансов, поскольку спасательный шлюз оказался затопленным[7][3].

Президент Владимир Путин с руководителями и участниками операции по подъему атомной подводной лодки «Курск», 28 ноября 2001

В октябре-ноябре 2000 года были подняты на поверхность тела 12 членов экипажа. В дальнейшем из лодки были извлечены тела 103 моряков, останки трёх человек обнаружить не удалось. 28 августа 2000 года Правительство России приняло решение о подъеме лодки. На разработку и проведение этой операции ушло больше года: официальный акт об окончании работ был подписан 22 октября 2001 года. Сама операция стала первой в мировой истории: никогда до сих пор никто не пытался поднимать атомные подводные лодки, да ещё такого крупного водоизмещения — 23 860 тонн. Когда лодку удалось оторвать от дна и поднять к поверхности, её закрепили под днищем баржи Giant 4. В таком виде этот тандем дошел до порта Росляково и вошел в плавучий док ПД-50 — крупнейший в России. Именно там на её борт и взошли представители следственной группы и военные эксперты, по результатам работы которых и была выдвинута версия о взрыве торпеды в первом отсеке лодки, ставшей официальной[3][7][4].

26 июля 2002 года Генеральный прокурор Российской Федерации Владимир Устинов на пресс-конференции объявил о результатах расследования причин катастрофы. Следствие установило, взрыв произошёл в торпедном аппарате №4 из-за утечки перекиси водорода — компонента топлива торпеды калибра 650 миллиметров, вследствие микротрещин в корпусе самой торпеды; Это привело к пожару, который через две минуты вызвал взрыв остальных находившихся в отсеке торпед, что привело к почти мгновенному уничтожению первых четырех отсеков лодки и буквально бросило «Курск» на дно. Выжить удалось только тем членам экипажа, кто находился в пяти кормовых отсеках. Они успели надежно заглушить реактор лодки, но не сумели остановить проникновение воды из носовых отсеков и постепенно отступили в последний, девятый, где и умерли в ночь на 13 августа от удушья[3][7][4].

Последствия

После гибели АПЛ «Курск» были понижены в должностях и затем ушли в отставку командующий Северным флотом адмирал Вячеслав Попов, начальник штаба флота вице-адмирал Михаил Моцак, командующий флотилией подводных лодок вице-адмирал Олег Бурцев. Всего по итогам расследования были уволены или понижены в должности четырнадцать высокопоставленных офицеров ВМФ[4].

Награждение экипажа

26 августа 2000 года Указом Президента России Владимира Путина «За мужество и героизм, проявленные при исполнении воинского долга» все 118 членов экипажа посмертно были награждены государственными наградами. Командир атомной подводной лодки «Курск» капитан 1 ранга Геннадий Петрович Лячин был удостоен звания Герой Российской Федерации, остальные члены экипажа удостоены ордена Мужества[1].

Память

Примечания

  1. 1,0 1,1 Указ Президента Российской Федерации от 26.08.2000 г. № 1578 «О награждении государственными наградами Российской Федерации военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации и гражданских лиц». Кremlin.ru. Дата обращения: 26 августа 2024.
  2. Костриченко В. В., Айзенберг Б. А. Подводные лодки ВМФ СССР и России. Аварии и катастрофы. — Приложение к военно-морскому историческому обозрению, специальный выпуск № 1. — Харьков, 1997
  3. 3,0 3,1 3,2 3,3 3,4 3,5 3,6 3,7 Гибель «Курска»: без права на забвение. Российской военно-историческое общество. Дата обращения: 26 августа 2024.
  4. 4,0 4,1 4,2 4,3 4,4 4,5 4,6 4,7 4,8 "Курск": 15 лет со дня гибели. ТАСС. Дата обращения: 26 августа 2024.
  5. 5,0 5,1 5,2 5,3 5,4 Атомная подводная лодка "Курск": от создания до трагедии. РИА Новости. Дата обращения: 27 августа 2024.
  6. Шигин В. В. АПРК «Курск»: Послесловие к трагедии. — М.: ОЛМА—ПРЕСС, 2002. — 447 с. — ISBN 5-224-03308-X.
  7. 7,0 7,1 7,2 Спасский И. Д. «Курск». После 12 августа 2000 года: [Об истории подготовки и проведения операции по подъёму АПК «Курск»]. — М.: Русь, 2003. — 285 с. — ISBN 5-8090-0024-X.

Литература

  • Шигин В. В. АПРК «Курск»: Послесловие к трагедии. — М.: ОЛМА—ПРЕСС, 2002. — 447 с. — ISBN 5-224-03308-X.
  • Спасский И. Д. «Курск». После 12 августа 2000 года: [Об истории подготовки и проведения операции по подъёму АПК «Курск»]. — М.: Русь, 2003. — 285 с. — ISBN 5-8090-0024-X.
  • Рязанцев В. Д. «В кильватерном строю за смертью. Почему погиб „Курск“». Издательство «Яуза», 2019. — 384 c. ISBN 978-5-00-155104-1

Ссылки