Северодвинск
В статье есть список источников, но не хватает сносок. |
Город | |||||
Северодвинск | |||||
---|---|---|---|---|---|
|
|||||
64°34′ с. ш. 39°51′ в. д. / 64.567° с. ш. 39.850° в. д. (G) (O) (Я) | |||||
Страна | Россия | ||||
Субъект Федерации | Архангельская область | ||||
Городской округ | Муниципальное образование «Северодвинск» | ||||
Глава | Игорь Арсентьев | ||||
История и география | |||||
Основание | 1936 год | ||||
Прежние названия |
до 1921 — Николо-Корельский монастырь до 1938 — посёлок Судострой до 1957 — город Мо́лотовск |
||||
Город с | 1938 | ||||
Площадь | 120,51 км² | ||||
Часовой пояс | UTC+3:00 | ||||
Население | |||||
Население | ↘155 647[1] человек (2024) | ||||
Плотность | 1304,13 чел./км² | ||||
Агломерация | Архангельская | ||||
Население агломерации | 598 255 чел. (2020) | ||||
Национальности | русские (в том числе поморы), украинцы, белорусы, татары, и другие национальности | ||||
Конфессии | православие и другие конфессии | ||||
Катойконим | северодви́нцы, северодви́нец, северодви́нка[2] | ||||
Цифровые идентификаторы | |||||
Телефонный код | +7 8184 | ||||
Почтовые индексы | 164500—164502, 164504, 164505, 164507, 164509, 164510, 164512, 164514, 164515, 164520—164529 | ||||
Код ОКАТО | 11430 | ||||
Код ОКТМО | 11730000001 | ||||
|
|||||
|
Северодвинск — город областного значения в Архангельской области. С 16 апреля 2015 года является «моногородом», специализирующемся на строительстве атомных подводных кораблей. Северодвинск является относительно небольшим городом (по состоянию на 2021 год в нём проживало 157 тыс. человек). Официально он был основан в 1936 году, однако он возник не на пустом месте; территория современного Северодвинска ещё в XII веке стала частью владений Великого Новгорода. Первое упоминание Николо-Корельского монастыря, вокруг которого сформировался современный город, относится к 1419 году.
История
До XX века
Река Северная Двина с глубины веков является важнейшей водной артерией северной Руси. За всю многовековую историю английские и нормандские купеческие корабли заходили в устье Северной Двины для установления контактов с поморами, которые были расселены вокруг поднявшегося в дельте реки монастыря — северного форпоста России. В 1419 году эта монашеская обитель впервые стала известна в исторических летописях Руси под именем Николо-Корельского монастыря. В XVI веке на острове Ягры напротив монастыря оборудуется якорная стоянка со складами, в которой происходит разгрузка морских кораблей. Полученные на данных кораблях товары в дальнейшем доставлялись по Двине в Холмогоры (тогдашний центр этого края), а из Холмогор доставка осуществлялась вглубь России.
24 августа 1553 года английский мореплаватель Ричард Ченслер (англ. Richard Chancellor) на корабле «Эдуард Бонавентура» вошёл в Двинский залив и бросил якорь у Летнего берега, напротив селения Нёнокса. От местных жителей англичане узнали, что эта местность принадлежит Московскому царству. Отсюда англичане отправились к острову Ягры и пристали к берегу в Никольском устье в бухте св. Николая, недалеко от Николо-Корельского монастыря (где впоследствии был основан город Северодвинск)[3]. На месте этой исторической высадки на набережной острова Ягры сегодня установлен памятный камень. С этой же якорной стоянки, занесённой в английские морские лоции под названием Рейда Святого Николая, уходили в Северный океан многие британские экспедиции также пытавшиеся отыскать северный путь в Индию.
В 1584 году в дельте Северной Двины основывается новый город и крепость под названием Новохолмогоры, переименованный в 1613 году в Архангельск. С развитием Архангельска Рейд Святого Николая и сам монастырь постепенно утрачивают своё торговое значение и постепенно приходят в упадок. В период Смутного времени польские войска под предводительством Яна Ходкевича совершали опустошительные набеги на северные земли. Пострадал от этих набегов и Николо-Корельский монастырь. Позднее, в период Крымской войны англо-французская эскадра совершила попытку по блокировке Архангельска и подступов к Николо-Корельскому монастырю.
В 1917 году Николо-Корельский монастырь находился уже в полном запустении. По прошествии четырёх лет большевики окончательно разрушили монастырь, так как здесь разместилась колония малолетних преступников. Кроме того, до 1921 года в Николо-Корельском монастыре обитала сельскохозяйственная коммуна.
Судострой
В мае 1936 года Совет труда и обороны СССР принял постановление о строительстве судостроительного завода в районе Никольского устья Северной Двины. Стройка, а также сложившийся вокруг неё рабочий посёлок, стали называться Судострой. У Советского Союза существовала потребность в наличии крупного кораблестроительного завода для будущего Северного флота.
18 июня 1936 года к пустынному берегу Никольского рукава дельты Северной Двины пришвартовался старый колёсный пароход «Иван Каляев», который доставил первых строителей будущего завода и города. Люди молодого возраста, которые были призваны по линии комсомола, сошли на берег, а пароход стал координационным штабом, так как через него осуществлялась связь, консультирование, а также он выполнял функции лазарета.
Вскоре на помощь комсомольцам были организованы узники лагеря, располагавшегося на острове Ягры. В Ягринлаге в разное время содержались от 5 до 50 тысяч человек. Его узники строили завод и жилые дома, валили лес и добывали песок. В период с 1940 года по 1945 год в лагере ушло из жизни более 9 тысяч человек. Ягринлаг просуществовал до 1953 года. В настоящее время на месте лагеря возвышается памятный камень с доской «Невинным жертвам Ягринлага».
Строительство велось с огромными трудностями. Во время закладки завода рядом с монастырём, исходили из того, что уж монахи-то знают, где воздвигать храмы. На деле оказалось, что земля, которая должна выдерживать груз серьёзных сооружений, представляет собой лишь небольшой пятачок земли, на котором уже стоит монастырь, а вокруг — болота. Однако грандиозное строительство продолжалось. Производилась прокладывание прямых улиц будущего города, на пустыре возводились заводские корпуса. Был построен большой деревянный мост, который соединил остров Ягры с материковой частью стройки.
В первое время рабочий посёлок тоже состоял из обычных деревянных бараков. Затем они были заменены на двухэтажные деревянные коттеджи с окнами, выходящими во двор. Их отличие состояло в том, что у них была своеобразная архитектура с элементами деревянного декора.
Стройка завода и города проходила в тяжелейших условиях, однако примитивный быт не помешал молодым строителям стремиться к культурной жизни. За очень короткий срок, в 25 дней, было возведено деревянное здание драматического театра, который открыл свой первый сезон раньше, чем посёлок стал городом.
В 1940 году был построен первый кирпичный дом. Жители нового города почтительно назвали его «Каменный». Между Архангельском и Судостроем тянулась железная дорога, объединённая 7 ноября 1936 года.
Молотовск
В 1938 году Судострою был присвоен статус города, который получил своё первое имя — Молотовск. Строительство города ведется вместе со строительством и развёртыванием производственной деятельности главного своего завода — завод № 402. В декабре 1939 года на заводском стапеле производится закладка первого корабля — линкор «Советская Белоруссия». Количество жителей Молотовска к тому времени уже превышало 30 тысяч и продолжало расти. Но наступил 1941 год, а вместе с ним большая война, которая внесла большие коррективы во всём. Деятельность завода была переориентирована на нужды фронта и поэтому ни один линкор не сошёл с северных стапелей, а все усилия были направлены на строительство подводных лодок и надводных кораблей малого и среднего тоннажа — морских охотников и эсминцев.
С началом войны Молотовск, также как и Архангельск, и Мурманск, становится одним из главных портов ленд-лиза. В город прибыл представитель Государственного комитета обороны Иван Папанин, который был возведён в ранг контр-адмирала. В Молотовске разместились отделения союзнической миссии.
23 декабря 1941 года ледокол провёл в Молотовск первые транспорты конвоя PQ-6, а 1 июня 1942 года сюда прибыли транспорты уже из PQ-16, загруженные танками, самолётами, горючим и продовольствием. Кроме того, Молотовск принял и уцелевшие суда разгромленного гитлеровцами PQ-17.
В зимний период 1942—1943 годов положение на северных направлениях фронта резко ухудшилось. Противник стремился перерезать Кировскую железную дорогу, которая, по сути была сухопутной связью с Мурманском и в этом случае эта связь полностью бы прервалась. Теперь основными «грузополучателями» ленд-лиза становились Архангельск и Молотовск. Причём Молотовску была отведена роль в период зимних навигаций.
К этому времени завершилась реконструкция порта и нефтебазы Молотовска: появился мощный кран для выгрузки танков или паровозов, расширилась линия причалов. Порт Молотовска принимал союзные суда в течение всех четырёх военных навигаций. На ягренском побережье несла боевую вахту береговая батарея, под защиту которой становились суда, оставшиеся на рейде в ожидании разгрузки. В самом Молотовске помещения многих школ отдавались под госпиталя, которые принимали раненых с недалёкого Карельского фронта. Раненых выхаживали и возвращали в строй городские жители — врачи, медсёстры, нянечки. Не всех удавалось спасти.
На сегодняшний день на живописном, поросшем соснами берегу Белого моря возвышается мемориал на месте захоронения умерших в госпиталях воинов. В годы войны Молотовск принимал также сотни ленинградцев, которые были вывезены из блокадного города. Многие из них навсегда остались в поморском крае. В Ягринском мемориале им установлен памятный камень.
Ленинградцы оставили ощутимый след в Северодвинске. Это выпускники ленинградских вузов — Корабелки, Военмеха, Политеха, военно-морских училищ и т. д. Кроме постоянных жителей в Северодвинске неизменно присутствует масса командировочного люда, львиную долю которого составляют ленинградцы-петербуржцы.
После окончания войны Молотовск и его промышленность продолжали развиваться. Вокруг гигантского «Севмаша» выросли ещё три завода отрасли. На Яграх, через пролив, поднялась немногим уступающая «Севмашу» по своим масштабам «Звёздочка». Производственное объединение «Арктика» и завод «Полярная звезда» обеспечивали нужды кораблестроителей в части электромонтажа и приборостроения.
Северодвинск: центр строительства атомного флота
В июне 1957 года проходил пленум ЦК, который развенчал Молотова как члена «антипартийной» группы. 12 сентября 1957 года город Молотовск был переименован в Северодвинск.
В середине 1950 годов на «Севмаш» было возложено освоение производства подводных кораблей с ядерной энергетикой. Первая атомная подводная лодка была заложена 24 сентября 1955 года. В январе 1959 года К-3 была передана флоту. Вслед за этим развернулось серийное производство атомных подводных лодок различных проектов первого, второго и третьего поколений. Всего за советский период было построено 128 атомных подводных лодок.
В настоящее время строится и осуществляется передача военно-морскому флоту атомных подводных лодок уже четвёртого поколения по проектам «Борей» и «Ясень», которые были разработаны специалистами петербургского конструкторского бюро, а в мировом океане несет службу заметно поредевший за годы перестройки подводный флот из атомных подводных лодок второго и третьего поколений.
Среди построенных на «Севмаше» кораблей имеются мировые рекордсмены, отмеченные Книгой рекордов Гиннесса. Атомная подводная лодка проекта 661 установила непревзойденный поныне рекорд подводной скорости — 44,7 узла, а атомная подводная лодка проекта 685, печально известный «Комсомолец», — рекорд глубины погружения для боевых кораблей — 1027 м. Самыми большими в мире стали атомные подводные лодки проекта 941 «Акулы», чьё полное водоизмещение составляет без малого 50 000 тонн. На флоте «Акулы» за свои титанические размеры и конструктивные особенности получили прозвище «водовозы».
С переходом на строительство атомного флота Северодвинск был накрыт завесой секретности — он получил статус закрытого административно-территориального образования (ЗАТО). О том, чем заняты заводы города, не допускалось упоминать письменно и говорить вслух. [неэнциклопедическая конструкция]
Только после того, как в 1984 году министр обороны Устинов, вручая городу орден Ленина, похвалил «могучие корабли, спущенные со стапелей ваших предприятий», городская газета отозвалась заголовком «Орден на знамени города корабелов». С той поры это словосочетание навсегда закрепились за Северодвинском.
Тем не менее, Северодвинск оставался ЗАТО до 1992 года. Въезд в него был возможен только по пропускам, что создавало массу неудобств для жителей 250-тысячного города.
В середине 1960-х годов случалось, что на пару лет открывались так называемые «окна», а затем закрывались снова. После 1990-х годов город вновь открыт для всех. Бессмысленность статуса ЗАТО стала очевидной с появлением космической разведки, тем более что возведённый на «Севмаше» самый большой в Европе (а может, и в мире) стапель (цех 55) и выходящие из него «Акулы» имеют такие габариты, что их можно наблюдать из космоса даже невооружённым глазом.
Годы кризиса
Период серийного строительства атомных подводных лодок второго и третьего поколений с 1965 года по 1985 год стал для «Севмаша» и его смежников «звёздным часом». Однако в следующие полтора десятка лет Северодвинску и его заводам довелось пережить очень непростые времена перестройки. Работы по инерции ещё продолжались, на стапелях стояли недостроенные корабли, а зарплату не выплачивали месяцами. К тому же после развала СССР возникли серьёзные проблемы с поставками комплектующих изделий, производимых ранее во многих союзных республиках.
Полки городских продуктовых магазинов опустели. Была введена карточная система на основные продукты питания. Многие жители оказались близки к голоду. Ветераны производства вспоминали случаи голодных обмороков прямо в цехах. На «Севмаше» в заводских столовых было организовано питание сотрудников по «чёрным спискам» то есть в долг. Город отчаянно пытался выстоять. «Севмаш», годами строивший атомные субмарины, принимал (в том числе из-за рубежа) любые заказы. Выпускали малые танкеры, буксиры, баржи, понтоны для Нидерландов, Швеции, Норвегии и даже 40-метровые яхты представительского класса (для отечественных заказчиков). Чуть легче пережили чёрные времена трудящиеся «Звёздочки». Им повезло — они получали деньги от иностранных заказчиков: на завод для ремонта и модернизации пришло из Индии несколько построенных когда-то здесь дизельных подводных лодок.
На «Звёздочку» была возложена прискорбная работа — утилизация стратегических атомных подводных лодок, которые были вооружены баллистическими ракетами. Делалось это по советско-американскому соглашению о сокращении ядерного оружия. Работы выполнялись за деньги США под наблюдением прибывших в Северодвинск многочисленных американских контролёров.
Начало XXI века: изменения ситуации в сторону улучшения
С началом XXI века все ситуация стала меняться в лучшую сторону. «Севмаш» полностью обеспечен заказами, но всё ещё ощущает нехватку квалифицированной рабочей силы. Тем не менее, атомные подводные лодки четвёртого поколения активно строятся.
В 2016 году Северодвинск обрёл статус Города трудовой доблести и славы, присвоенный ему Межгосударственным союзом городов-героев.
В апреле 2015 года Северодвинск был включён в категорию «Монопрофильные муниципальные образования Российской Федерации (моногорода) со стабильной социально-экономической ситуацией», а «Севмаш», став российским государственным центром атомного подводного судостроения, оказался в роли монополиста в этой отрасли оборонной промышленности.
Примечания
- ↑ Численность постоянного населения Российской Федерации по муниципальным образованиям на 1 января 2024 года. Федеральная служба государственной статистики . Дата обращения: 4 мая 2024.
- ↑ Городецкая И. Л., Левашов Е. А. Северодвинск // Русские названия жителей: Словарь-справочник. — М.: АСТ, 2003. — С. 259. — 363 с. — 5000 экз. — ISBN 5-17-016914-0.
- ↑ Толстой, Юрий Васильевич. Первые сорок лет сношения России с Англией. 1553-1593. Грамоты, собр., перепис. и изд. Юрием Толстым. — Санкт-Петербург, 1875. — 563 с.
Ссылки
- Страницы, использующие волшебные ссылки ISBN
- Знание.Вики:Статьи без сносок
- Знание.Вики:Статьи без сносок без указанной даты
- Населённые пункты по алфавиту
- Населённые пункты, основанные в 1936 году
- Знание.Вики:Готовые статьи по географии
- Знание.Вики:Социально-экономическая география
- Все статьи
- Северодвинск
- Порты России
- Порты Белого моря
- Военные порты
- Города России