Северодвинск

Город
Северодвинск
Северодвинск с высоты птичьего полётаСеверодвинск с высоты птичьего полёта
Флаг Герб Северодвинска
Флаг Герб Северодвинска
64°34′ с. ш. 39°51′ в. д. / 64.567° с. ш. 39.850° в. д. / 64.567; 39.850 (G) (O) (Я)
Страна  Россия
Субъект Федерации Архангельская область
Городской округ Муниципальное образование «Северодвинск»
Глава Игорь Арсентьев
История и география
Основание 1936 год
Прежние названия до 1921Николо-Корельский монастырь
до 1938посёлок Судострой
до 1957город Мо́лотовск
Город с 1938
Площадь 120,51 км²
Часовой пояс UTC+3:00
Население
Население 155 647[1] человек (2024)
Плотность 1304,13 чел./км²
Агломерация Архангельская
Население агломерации 598 255 чел. (2020)
Национальности русские (в том числе поморы), украинцы, белорусы, татары, и другие национальности
Конфессии православие и другие конфессии
Катойконим северодви́нцы, северодви́нец, северодви́нка[2]
Цифровые идентификаторы
Телефонный код +7 8184
Почтовые индексы 164500—164502, 164504, 164505, 164507, 164509, 164510, 164512, 164514, 164515, 164520—164529
Код ОКАТО 11430
Код ОКТМО 11730000001

severodvinsk.info

Северодвинск (Россия)
Точка
Северодвинск
Red pog.svg
Москва
Северодвинск (Архангельская область)
Orange pog.svg
Архангельск
Точка
Северодвинск

Северодвинск — город областного значения в Архангельской области. С 16 апреля 2015 года является «моногородом», специализирующемся на строительстве атомных подводных кораблей. Северодвинск является относительно небольшим городом (по состоянию на 2021 год в нём проживало 157 тыс. человек). Официально он был основан в 1936 году, однако он возник не на пустом месте; территория современного Северодвинска ещё в XII веке стала частью владений Великого Новгорода. Первое упоминание Николо-Корельского монастыря, вокруг которого сформировался современный город, относится к 1419 году.

История

До XX века

Река Северная Двина с глубины веков является важнейшей водной артерией северной Руси. За всю многовековую историю английские и нормандские купеческие корабли заходили в устье Северной Двины для установления контактов с поморами, которые были расселены вокруг поднявшегося в дельте реки монастыря — северного форпоста России. В 1419 году эта монашеская обитель впервые стала известна в исторических летописях Руси под именем Николо-Корельского монастыря. В XVI веке на острове Ягры напротив монастыря оборудуется якорная стоянка со складами, в которой происходит разгрузка морских кораблей. Полученные на данных кораблях товары в дальнейшем доставлялись по Двине в Холмогоры (тогдашний центр этого края), а из Холмогор доставка осуществлялась вглубь России.

24 августа 1553 года английский мореплаватель Ричард Ченслер (англ. Richard Chancellor) на корабле «Эдуард Бонавентура» вошёл в Двинский залив и бросил якорь у Летнего берега, напротив селения Нёнокса. От местных жителей англичане узнали, что эта местность принадлежит Московскому царству. Отсюда англичане отправились к острову Ягры и пристали к берегу в Никольском устье в бухте св. Николая, недалеко от Николо-Корельского монастыря (где впоследствии был основан город Северодвинск)[3]. На месте этой исторической высадки на набережной острова Ягры сегодня установлен памятный камень. С этой же якорной стоянки, занесённой в английские морские лоции под названием Рейда Святого Николая, уходили в Северный океан многие британские экспедиции также пытавшиеся отыскать северный путь в Индию.

В 1584 году в дельте Северной Двины основывается новый город и крепость под названием Новохолмогоры, переименованный в 1613 году в Архангельск. С развитием Архангельска Рейд Святого Николая и сам монастырь постепенно утрачивают своё торговое значение и постепенно приходят в упадок. В период Смутного времени польские войска под предводительством Яна Ходкевича совершали опустошительные набеги на северные земли. Пострадал от этих набегов и Николо-Корельский монастырь. Позднее, в период Крымской войны англо-французская эскадра совершила попытку по блокировке Архангельска и подступов к Николо-Корельскому монастырю.

В 1917 году Николо-Корельский монастырь находился уже в полном запустении. По прошествии четырёх лет большевики окончательно разрушили монастырь, так как здесь разместилась колония малолетних преступников. Кроме того, до 1921 года в Николо-Корельском монастыре обитала сельскохозяйственная коммуна.

Судострой

В мае 1936 года Совет труда и обороны СССР принял постановление о строительстве судостроительного завода в районе Никольского устья Северной Двины. Стройка, а также сложившийся вокруг неё рабочий посёлок, стали называться Судострой. У Советского Союза существовала потребность в наличии крупного кораблестроительного завода для будущего Северного флота.

18 июня 1936 года к пустынному берегу Никольского рукава дельты Северной Двины пришвартовался старый колёсный пароход «Иван Каляев», который доставил первых строителей будущего завода и города. Люди молодого возраста, которые были призваны по линии комсомола, сошли на берег, а пароход стал координационным штабом, так как через него осуществлялась связь, консультирование, а также он выполнял функции лазарета.

Вскоре на помощь комсомольцам были организованы узники лагеря, располагавшегося на острове Ягры. В Ягринлаге в разное время содержались от 5 до 50 тысяч человек. Его узники строили завод и жилые дома, валили лес и добывали песок. В период с 1940 года по 1945 год в лагере ушло из жизни более 9 тысяч человек. Ягринлаг просуществовал до 1953 года. В настоящее время на месте лагеря возвышается памятный камень с доской «Невинным жертвам Ягринлага».

Строительство велось с огромными трудностями. Во время закладки завода рядом с монастырём, исходили из того, что уж монахи-то знают, где воздвигать храмы. На деле оказалось, что земля, которая должна выдерживать груз серьёзных сооружений, представляет собой лишь небольшой пятачок земли, на котором уже стоит монастырь, а вокруг — болота. Однако грандиозное строительство продолжалось. Производилась прокладывание прямых улиц будущего города, на пустыре возводились заводские корпуса. Был построен большой деревянный мост, который соединил остров Ягры с материковой частью стройки.

В первое время рабочий посёлок тоже состоял из обычных деревянных бараков. Затем они были заменены на двухэтажные деревянные коттеджи с окнами, выходящими во двор. Их отличие состояло в том, что у них была своеобразная архитектура с элементами деревянного декора.

Стройка завода и города проходила в тяжелейших условиях, однако примитивный быт не помешал молодым строителям стремиться к культурной жизни. За очень короткий срок, в 25 дней, было возведено деревянное здание драматического театра, который открыл свой первый сезон раньше, чем посёлок стал городом.

В 1940 году был построен первый кирпичный дом. Жители нового города почтительно назвали его «Каменный». Между Архангельском и Судостроем тянулась железная дорога, объединённая 7 ноября 1936 года.

Молотовск

В 1938 году Судострою был присвоен статус города, который получил своё первое имя — Молотовск. Строительство города ведется вместе со строительством и развёртыванием производственной деятельности главного своего завода — завод № 402. В декабре 1939 года на заводском стапеле производится закладка первого корабля — линкор «Советская Белоруссия». Количество жителей Молотовска к тому времени уже превышало 30 тысяч и продолжало расти. Но наступил 1941 год, а вместе с ним большая война, которая внесла большие коррективы во всём. Деятельность завода была переориентирована на нужды фронта и поэтому ни один линкор не сошёл с северных стапелей, а все усилия были направлены на строительство подводных лодок и надводных кораблей малого и среднего тоннажа — морских охотников и эсминцев.

С началом войны Молотовск, также как и Архангельск, и Мурманск, становится одним из главных портов ленд-лиза. В город прибыл представитель Государственного комитета обороны Иван Папанин, который был возведён в ранг контр-адмирала. В Молотовске разместились отделения союзнической миссии.

23 декабря 1941 года ледокол провёл в Молотовск первые транспорты конвоя PQ-6, а 1 июня 1942 года сюда прибыли транспорты уже из PQ-16, загруженные танками, самолётами, горючим и продовольствием. Кроме того, Молотовск принял и уцелевшие суда разгромленного гитлеровцами PQ-17.

В зимний период 1942—1943 годов положение на северных направлениях фронта резко ухудшилось. Противник стремился перерезать Кировскую железную дорогу, которая, по сути была сухопутной связью с Мурманском и в этом случае эта связь полностью бы прервалась. Теперь основными «грузополучателями» ленд-лиза становились Архангельск и Молотовск. Причём Молотовску была отведена роль в период зимних навигаций.

К этому времени завершилась реконструкция порта и нефтебазы Молотовска: появился мощный кран для выгрузки танков или паровозов, расширилась линия причалов. Порт Молотовска принимал союзные суда в течение всех четырёх военных навигаций. На ягренском побережье несла боевую вахту береговая батарея, под защиту которой становились суда, оставшиеся на рейде в ожидании разгрузки. В самом Молотовске помещения многих школ отдавались под госпиталя, которые принимали раненых с недалёкого Карельского фронта. Раненых выхаживали и возвращали в строй городские жители — врачи, медсёстры, нянечки. Не всех удавалось спасти.

На сегодняшний день на живописном, поросшем соснами берегу Белого моря возвышается мемориал на месте захоронения умерших в госпиталях воинов. В годы войны Молотовск принимал также сотни ленинградцев, которые были вывезены из блокадного города. Многие из них навсегда остались в поморском крае. В Ягринском мемориале им установлен памятный камень.

Ленинградцы оставили ощутимый след в Северодвинске. Это выпускники ленинградских вузов — Корабелки, Военмеха, Политеха, военно-морских училищ и т. д. Кроме постоянных жителей в Северодвинске неизменно присутствует масса командировочного люда, львиную долю которого составляют ленинградцы-петербуржцы.

После окончания войны Молотовск и его промышленность продолжали развиваться. Вокруг гигантского «Севмаша» выросли ещё три завода отрасли. На Яграх, через пролив, поднялась немногим уступающая «Севмашу» по своим масштабам «Звёздочка». Производственное объединение «Арктика» и завод «Полярная звезда» обеспечивали нужды кораблестроителей в части электромонтажа и приборостроения.

Северодвинск: центр строительства атомного флота

В июне 1957 года проходил пленум ЦК, который развенчал Молотова как члена «антипартийной» группы. 12 сентября 1957 года город Молотовск был переименован в Северодвинск.

В середине 1950 годов на «Севмаш» было возложено освоение производства подводных кораблей с ядерной энергетикой. Первая атомная подводная лодка была заложена 24 сентября 1955 года. В январе 1959 года К-3 была передана флоту. Вслед за этим развернулось серийное производство атомных подводных лодок различных проектов первого, второго и третьего поколений. Всего за советский период было построено 128 атомных подводных лодок.

В настоящее время строится и осуществляется передача военно-морскому флоту атомных подводных лодок уже четвёртого поколения по проектам «Борей» и «Ясень», которые были разработаны специалистами петербургского конструкторского бюро, а в мировом океане несет службу заметно поредевший за годы перестройки подводный флот из атомных подводных лодок второго и третьего поколений.

Среди построенных на «Севмаше» кораблей имеются мировые рекордсмены, отмеченные Книгой рекордов Гиннесса. Атомная подводная лодка проекта 661 установила непревзойденный поныне рекорд подводной скорости — 44,7 узла, а атомная подводная лодка проекта 685, печально известный «Комсомолец», — рекорд глубины погружения для боевых кораблей — 1027 м. Самыми большими в мире стали атомные подводные лодки проекта 941 «Акулы», чьё полное водоизмещение составляет без малого 50 000 тонн. На флоте «Акулы» за свои титанические размеры и конструктивные особенности получили прозвище «водовозы».

С переходом на строительство атомного флота Северодвинск был накрыт завесой секретности — он получил статус закрытого административно-территориального образования (ЗАТО). О том, чем заняты заводы города, не допускалось упоминать письменно и говорить вслух. [неэнциклопедическая конструкция]

Только после того, как в 1984 году министр обороны Устинов, вручая городу орден Ленина, похвалил «могучие корабли, спущенные со стапелей ваших предприятий», городская газета отозвалась заголовком «Орден на знамени города корабелов». С той поры это словосочетание навсегда закрепились за Северодвинском.

Тем не менее, Северодвинск оставался ЗАТО до 1992 года. Въезд в него был возможен только по пропускам, что создавало массу неудобств для жителей 250-тысячного города.

В середине 1960-х годов случалось, что на пару лет открывались так называемые «окна», а затем закрывались снова. После 1990-х годов город вновь открыт для всех. Бессмысленность статуса ЗАТО стала очевидной с появлением космической разведки, тем более что возведённый на «Севмаше» самый большой в Европе (а может, и в мире) стапель (цех 55) и выходящие из него «Акулы» имеют такие габариты, что их можно наблюдать из космоса даже невооружённым глазом.

Годы кризиса

Период серийного строительства атомных подводных лодок второго и третьего поколений с 1965 года по 1985 год стал для «Севмаша» и его смежников «звёздным часом». Однако в следующие полтора десятка лет Северодвинску и его заводам довелось пережить очень непростые времена перестройки. Работы по инерции ещё продолжались, на стапелях стояли недостроенные корабли, а зарплату не выплачивали месяцами. К тому же после развала СССР возникли серьёзные проблемы с поставками комплектующих изделий, производимых ранее во многих союзных республиках.

Полки городских продуктовых магазинов опустели. Была введена карточная система на основные продукты питания. Многие жители оказались близки к голоду. Ветераны производства вспоминали случаи голодных обмороков прямо в цехах. На «Севмаше» в заводских столовых было организовано питание сотрудников по «чёрным спискам» то есть в долг. Город отчаянно пытался выстоять. «Севмаш», годами строивший атомные субмарины, принимал (в том числе из-за рубежа) любые заказы. Выпускали малые танкеры, буксиры, баржи, понтоны для Нидерландов, Швеции, Норвегии и даже 40-метровые яхты представительского класса (для отечественных заказчиков). Чуть легче пережили чёрные времена трудящиеся «Звёздочки». Им повезло — они получали деньги от иностранных заказчиков: на завод для ремонта и модернизации пришло из Индии несколько построенных когда-то здесь дизельных подводных лодок.

На «Звёздочку» была возложена прискорбная работа — утилизация стратегических атомных подводных лодок, которые были вооружены баллистическими ракетами. Делалось это по советско-американскому соглашению о сокращении ядерного оружия. Работы выполнялись за деньги США под наблюдением прибывших в Северодвинск многочисленных американских контролёров.

Начало XXI века: изменения ситуации в сторону улучшения

С началом XXI века все ситуация стала меняться в лучшую сторону. «Севмаш» полностью обеспечен заказами, но всё ещё ощущает нехватку квалифицированной рабочей силы. Тем не менее, атомные подводные лодки четвёртого поколения активно строятся.

В 2016 году Северодвинск обрёл статус Города трудовой доблести и славы, присвоенный ему Межгосударственным союзом городов-героев.

В апреле 2015 года Северодвинск был включён в категорию «Монопрофильные муниципальные образования Российской Федерации (моногорода) со стабильной социально-экономической ситуацией», а «Севмаш», став российским государственным центром атомного подводного судостроения, оказался в роли монополиста в этой отрасли оборонной промышленности.

Примечания

  1. Численность постоянного населения Российской Федерации по муниципальным образованиям на 1 января 2024 года. Федеральная служба государственной статистики. Дата обращения: 4 мая 2024.
  2. Городецкая И. Л., Левашов Е. А.  Северодвинск // Русские названия жителей: Словарь-справочник. — М.: АСТ, 2003. — С. 259. — 363 с. — 5000 экз. — ISBN 5-17-016914-0.
  3. Толстой, Юрий Васильевич. Первые сорок лет сношения России с Англией. 1553-1593. Грамоты, собр., перепис. и изд. Юрием Толстым. — Санкт-Петербург, 1875. — 563 с.

Ссылки