Куприна, Ксения Александровна
Ксения Александровна Куприна | |
---|---|
Дата рождения | 21 апреля 1908 |
Место рождения | Санкт-Петербург |
Дата смерти | 18 ноября 1981 (73 года) |
Место смерти | Москва |
Гражданство | СССР |
Подданство | Российская империя |
Род деятельности | актриса, мемуаристка |
Отец | Александр Иванович Куприн |
Мать | Елизавета Морицевна Гейнрих |
Ксе́ния Алекса́ндровна Куприна́ (21 апреля 1908, Санкт-Петербург — 18 ноября 1981, Москва) — актриса, мемуаристка, переводчица, дочь писателя Александра Куприна от второго брака с Елизаветой Гейнрих[1].
Одна из любимых манекенщиц парижского кутюрье Поля Пуаре, актриса французского кинематографа, известная под псевдонимом Киса́ Куприна, дружившая с Эдит Пиаф, Жаном Маре, Антуаном де Сент-Экзюпери. Её жизнь началась счастливым детством в Гатчине и продолжилась в эмиграции, где Ксения с 11-летнего возраста прожила 40 лет. Красивая, уверенная, талантливая женщина нашла в себе силы вернуться на родину, создать музей отца и написать мемуары «Куприн — мой отец»[2].
Биография
Детство в России
Ксения Куприна родилась в 1908 году, до официального развода Александра Куприна с его первой женой Марией Карловной, поэтому, чтобы Ксения не считалась незаконнорожденной, её крестили уже в годовалом возрасте после венчания родителей, в тот же день 16 августа 1909 года, в селе Гуменик Житомирской губернии. Крестными родителями были друг семьи Фёдор Батюшков и сестра писателя Зинаида Нат. Если об отце — писателе Куприне — известно достаточно много, то о матери Ксении слагали легенды как о дочери венгерского графа. Елизавета Морицевна Гейнрих — дочь пермского фотографа, венгра по происхождению. Сестра милосердия, участница Русско-японской войны 1904—1905 годов, Елизавета была награждена медалями за самоотверженность[1].
И мать, и отец уделяли Ксении много внимания и любви. Детство Ксении с 3-летнего возраста прошло в Гатчине, где Куприны приобрели дом, завели сад, огород, живность, и Ксения на фотографиях всегда рядом с собакой, козой, курами. Аксинья, как любил называть её знаменитый отец, ни в чём не знала отказа, ей покупали лучшие игрушки (на одной из фотографий запечатлена на фоне дорогого кукольного дома). Если Куприн видел, что она скучала, он оставлял свою работу и нарочно начинал канючить: «Мне ску-у-у-у-чно…» — и они начинали играть[2].
Обожание и любовь, с какими Куприн относился к своей Аксинье, подтверждают и новые документы: открытки, отправленные Куприным дочери в 1914 году из Италии, где он лечился на курорте Сальцо-Маджиоре. Ксюше было на ту пору шесть лет. Каждый день папа специально подбирал какую-нибудь интересную красочную детскую открытку с забавным рисунком, чтобы маленькой дочке было интересно рассматривать, фантазировать. Почти каждую открыточку отец сопровождает смешным стихотворным посланием на сюжет картинки[3].
Характер у девочки был сложный. Её детство прошло в окружении известных людей. К Куприну в Гатчину часто приезжали гости-писатели, и некоторые оставили заметки о его дочери. Саша Чёрный подарил книгу «Мрачной девочке Ксении». Фёдор Фидлер, педантичный немец, в своем дневнике записал: «неприятное четырёхлетнее существо»[4].
Уже в эмиграции Иван Бунин в письме Куприну отметит её характер и поведение: «Привет жене и дерзкой дочке». Она постоянно находилась в центре внимания. В годы Первой мировой войны, когда отец отдал дом под госпиталь, и мать ухаживала за ранеными, для 6-летней Ксении сшили форму сестры милосердия, она читала раненым солдатам книжки. В это время журналы «Огонёк» и «Аргус» печатают на своих страницах фотографии Ксении с отцом, с солдатами. Куприн в письме к сестре Софье Ивановне Можаровой от 1 декабря 1916 года даёт подробную характеристику Ксении, описывает её занятия, поражается легкости, с какой она всё схватывает[5]:
«Она способна расшивать шелками чайные салфеточки <…> Она со вкусом шьёт на кукол пальто и шляпы, готовит на своей полуигрушечной плите совсем добропорядочные щи, котлеты, пирожки, кисели <…> Аккуратно стирает тонкое бельё, ловко и быстрее подметает комнату, чем Дуня. Чисто штопает свои чулки <…> Но бывают и чёрные дни, когда в ней просыпаются сразу и упрямый Саша, и эгоистка Соня и вспыльчивая Зина и несправедливая бабушка»— Александр Куприн
Эти навыки Ксения сохранит на всю жизнь, она сама шила себе наряды, выглядела всегда элегантной, благородной, красивой даже в старости. Счастливое детство переменилось в 1917 году. Наступило голодное время, девочка в меру сил помогала отцу, выращивавшему овощи для пропитания семьи. Последнее, что помнила Ксения из жизни в России — голод, быстрые сборы в дорогу на встречу с отцом, оставление дома и всего, что в нём было: мебели, одежды, игрушек, книг, архива отца. Жизнь её окончательно перевернулась и прежней уже не станет. В 1919 году маленькая Ксения с мамой будет скитаться в Ямбурге в поисках отца, который как редактор фронтовой газеты «Приневский край» отступил вместе с Северо-Западной армией Юденича. Генерал Пётр Краснов позже в письме Куприну восхищался подвигом двух хрупких женских душ, которые в обозе откатывавшейся Северо-Западной Армии, в грозе и буре «кротко и безропотно» переносили все тяготы и следовали за мужем и отцом[6].
Жизнь в эмиграции
На долю 11-летней девочки выпала судьба эмигрантки: теперь почти 40 лет она проведёт вдали от родины. В 1920 году Ксению устроили в закрытый католический пансион при монастыре под Парижем. Девочка впервые оказалась оторванной от родителей, в чужой и строгой среде. Она очень тосковала и по родителям, и по оставленной Гатчине: «По ночам я молюсь за Россию, золотую нашу». Мать и отец писали ласковые письма, которые начинались с ласковых прозвищ: «мопсик», «воробушек»[7]:
«Мой идол, с разбега и с размаха целую в милую мордашку, наугад… Один добрый, старый папа»— Александр Куприн
Постепенно Ксения привыкает к новой обстановке, обживается среди французских детей, свободно говорит на французском языке, мечтает о подвигах. Однажды, когда воспитанниц повезли в Домреми, на родину Жанны д' Арк, Ксения напишет в книге отзывов: «Милая Жанна, как бы я хотела быть такой как ты. Киса Куприна»[2].
При этом Ксения не забывала родной язык, говорила чистым литературным языком, проявляла литературные способности. Её письма радовали отца слогом и умением выражать мысли, но сокрушали неграмотностью: «Я получил от неё очень милое, остренькое письмо. Но грамота! Грамота!»[3]
Писатель обожал свою дочь, заботился о её воспитании, очень гордился её успехами. Когда она тяжело заболела и потребовались крупные деньги на её лечение, писатель расстался с самыми дорогими для себя вещами: подаренным портретом Льва Толстого и рисунком Ильи Репина с их автографами. После её продолжительной болезни и лечения в санатории отец так описывал Ксению в письме своему другу Ивану Заикину[8]:
«Выросла, похудела, забронзовела. Все говорят, что хороша собой. Но ангел небесный! Какой же в этом толк, если нет в виду американца (не знаешь ли ты, где их достают?) Научилась дурочка краситься, и ничем её не убедишь, что к её, хотя и тонкой, но очень русской лупетке, это вовсе не идёт»— Александр Куприн
Заметив у дочери хорошие способности к рисованию, Куприн определил её в художественную школу. Но своенравная Ксения настаивала на школе танцев. Она хотела блистать на сцене[8].
Начало карьеры киноактрисы
Её карьера началась в 1925 году, в неполные 18 лет, со службы манекенщицей в модном доме «Поль Пуаро». Вскоре красивую девушку заметил будущий известный режиссёр Марсель Л' Эрбье и в 1926 году пригласил сниматься в кино. У этого режиссёра она сыграет в фильмах: «Дьявол в сердце», «Тайна жёлтой комнаты», «Духи́ дамы в чёрном», «Императорская дорога» и «Авантюрист». Ксения была знакома и снималась на одной площадке с молодыми, тогда ещё никому не известными Жаном Маре, Жаном Габеном, Николь Курсель, которая в 1956 году сыграет одну из главных ролей в фильме «Колдунья» по мотивам «Олеси» Куприна. В Париже Ксения познакомилась с Антуаном де Сент-Экзюпери, дружила с молодой и ещё незнаменитой Эдит Пиаф (о ней Ксения написала книгу). В 1926 году приняла участие в конкурсе красоты «Мисс Россия», который в эмиграции проводил журнал «Иллюстрированная Россия». Редактор М. Миронов уговорил Куприных, чтобы Ксения тоже участвовала. Но выбор заранее был предрешён, и Ксения, по собственному признанию, была расстроена до обморока. Когда в 1926 году Куприн послал Репину фотографии, свою и Ксении, то восторгов художника не было предела. Он повесил карточки в столовой и признавался, что подолгу их рассматривает и любуется. Вот что писал Илья Ефимович Репин в ответ 8 февраля 1926 года[2]:
«Дивные фотографии… Весь итальянский Ренессанс… Невообразимой красоты образ!»— Илья Репин
Свои впечатления о начинающей актрисе оставил молодой Владимир Набоков, побывавший в гостях у «прелестного» Куприна[9]:
«Дочь Киса – довольно противная, фильмовая актрисочка, с глазами, ее уральские камни»— Владимир Набоков
Фильмография
Куприн в письме своему другу Ивану Заикину делился своими переживаниями и мыслями о карьере Ксении в кино, её неудачах[10]:
«Чёрт бы побрал этот кинематограф. Никогда я его не любил, не люблю и любить не буду. Он для нас всех источник терзаний. Вот покрутилась Ксения в одной пьесе «Дьявол в сердце». Ролишка была маленькая, эпизод. Но сумела так показаться, что обратила на себя внимание специалистов. Пошли предложения. Не то чтобы на главнейшие роли, но всё-таки на настоящие. И вот, неудачи за неудачей. То жена владельца и директора посылает какую-то свою приятельницу на эту роль, даму кривобокую и некрасивую. То министр внутренних дел посылает к режиссёру свою амишку, ну, штучку, прямо с улицы, и т. д. То вдруг Ксению оттесняет сестра знаменитой звезды и т. д. Ксения нервничает, худеет, теряет аппетит, изводит нас. Я не виню её.Театр и кино — это самые жесточайшие отравы, хуже табака, алкоголя, кокаина, морфия… Там, чтобы пробиться, нужно верблюжье здоровье, слоновые нервы, а гордости не больше, чем у голодного бродячего пса. Я с самого начала это предсказывал и против этого восставал. Но… женщины!»
— Александр Куприн
Блистательная внешность, прирождённый артистизм вскоре принесли ей успех в кинематографе. Ксения стала довольно известна под артистическим псевдонимом Киса Куприна. Куприн любил рассказывать о её популярности[10]:
«Куприн всем рассказывал, как однажды шофер такси, услышав имя Куприна, спросил:— Вы не отец ли знаменитой Кисы Куприной? Вернувшись домой, Александр Иванович возмущался: — До чего я дожил! Стал всего лишь отцом «знаменитой» дочери…»
— Ксения Куприна
Ксения становилась взрослой, и увеличивались расходы, но мать Елизавета Морицевна умела шить, и это помогало справляться с трудностями. Она и дочь приучила шить и вышивать. Куприн в 1927 году в одном из писем к другу Ивану Заикину открыл семейный секрет[2]:
Мои дамы высмотрят в шикарном магазине мод дорогое, так тысячи на две платье, купят материю и сами сошьют, и обойдётся франков в 150.
Александр Куприн
Куприн не переставал восхищаться своей красавицей и, хотя денег не было, он мог только подарить розу и на визитке написать восхитительный экспромт[11]:
«Ах! Нет другого мнения, всех краше в мире Ксения — твердят кинематографы и разные фотографы…»[11]
До 1936 года Ксения Куприна снялась в нескольких фильмах:
Фильмы | Годы | Роль |
Дьявол в сердце | 1928 | Таня |
Жемчужина | 1929 | Похитительница |
Тайна жёлтой комнаты | 1930 | Мари |
Духи́ дамы в чёрном | 1931 | Мари |
Лоретта, или Красная печать | 1931 | Имя персонажа не указано |
Туманы Парижа | 1932 | Имя персонажа не указано |
Последняя ночь | 1933 | Имя персонажа не указано |
Малыш, или Baby | 1933 | Сюзанна Бьенфе |
Авантюрист | 1934 | Мадам Немо |
Убийца среди нас | 1934 | Имя персонажа не указано |
Императорская дорога | 1935 | Алия |
Женский клуб | 1936 | Люсиль |
По собственному признанию, Ксения Александровна мало интересовалась жизнью родителей, вращалась в шумных компаниях артистов и богатых покровителей, не понимала значение и талант своего отца, его тоску по родине. Когда Куприны решили в 1937 году возвратиться в Россию, 29-летняя Ксения не поехала с ними, по официальной версии из-за того, что у неё были контракты и обязательства по работе в кино, и была надежда на предложение руки и сердца от своего богатого поклонника. По неофициальным сведениям, советский посол Владимир Потёмкин не рекомендовал ей пока возвращаться[12].
29 мая 1937 года Ксения провожала своих родителей, стараясь сдерживать слёзы. Она ещё не знает, что больше никогда не увидят друг друга. Через год в Ленинграде умрёт от рака пищевода прославленный русский писатель, автор «Поединка» и «Гранатового браслета», а для неё просто «мой бедный старенький папа», «папашка», «папиндир», как весело она называла его в письмах. В 1943 году в блокадном Ленинграде от тоски и отчаяния покончит жизнь самоубийством мать, получив ошибочное известие о гибели Ксении[13].
Из довоенной переписки с матерью известно, что Ксения Александровна пытается устроить личную жизнь, ездит с друзьями отдыхать на модный курорт, ходит на кинопробы, надеется получить роль в фильме «Катя» о любви русского императора Александра II и Екатерины Долгорукой[14].
К концу 1930-х годов с приходом звукового кино Ксению перестали снимать, она работала в театре, одно время вместе с подругой, певицей Людмилой Лопатой выступала в русском ресторане. Связи с русской эмиграцией в Париже, большая часть которой считала возвращение писателя в советскую Россию предательством, она оборвала. Личная жизнь Ксении не сложилась, замуж она не вышла, детей у неё не было. Своего жилья в Париже не приобрела, по традиции она снимала квартиру или жила в гостиницах. В годы II мировой войны, когда Париж оккупировали немцы, Ксения спасалась в Провансе. В это время оборвалась её переписка с матерью Елизаветой Морицевной, проживавшей в Ленинграде. После войны Ксения Александровна жила в Париже, работала переводчицей. Иногда советское посольство просило показать город советским делегациям, например, прибывшим в Париж советским писателям во главе с Константином Симоновым. После этой встречи Ксения стала обдумывать возвращение в Россию. Надвигались бедность и одиночество. Она так и не обрела полного слияния с Францией, о чём с горечью поведала в воспоминаниях[15]:
«Так, прожив 38 лет в Париже, я считалась иностранкой. У меня не было паспорта, а только удостоверение личности, оно же и вид на жительство, в котором, как клеймо, стояло слово «Apatride» (без родины)»— Ксения Куприна
Возвращение домой
Свою родину, покинутую по воле судьбы в детском возрасте, Ксения Куприна вновь обрела почти через 40 лет, вернувшись в Советский Союз в 1958 году. К этому времени ей было 50 лет. Ксения имела смутные представления о жизни в СССР. Она рассчитывала получать проценты с переизданий произведений отца, но в России такого права, существовавшего в Европе, не было. Первое время она жила в московской гостинице «Метрополь». Участие в её судьбе принимал Корней Иванович Чуковский, в молодости друживший с Куприным. С трудом удалось через Союз писателей получить маленькую квартиру в центре столицы и устроиться на службу в Драматический театр имени А. С. Пушкина[16].
Работа в театре
Но на сцене она появлялась только в массовке, ролей для неё в советском репертуаре театра не было, в её речи, грамотной и красивой, слышался акцент. Она с грустью говорила: «Я актриса без ролей». Ксения Куприна, хорошо владевшая французским языком, сделала перевод пьесы Жана Сармана «Мамуре», поставленной в Малом театре и имевшей огромный успех. Пьеса ставилась в бенефис Народной артистки СССР Елены Гоголевой, которая отметила: «Перевод Куприной лучше самой пьесы». Но на финальных поклонах Ксению как автора перевода на сцену не пригласили, что её очень обидело. Её жизнь была одинокой. И только семь кошек, о которых она заботилась, составляли её семейство. Уже после смерти Ксении литературовед-писатель Олег Михайлов опубликовал о стареющей актрисе и её замкнутой жизни рассказ «Дочь писателя», который был воспринят как пасквиль и осуждён литературной общественностью[17].
Работа над мемуарами
В 1960—1970-е годы Ксения Александровна стала заниматься мемуарами, публикацией документов из семейного архива. Опубликовала в журнале «Новый мир» переписку Куприна с художником Репиным, снабдив их научными комментариями, печатала статьи-воспоминания в журнале «Театральная жизнь» и в газете «Литературная Россия». Она выступила соавтором сценария художественного телевизионного фильма о Куприне «Мне нельзя без России», где сыграла саму себя[18].
Главным литературным трудом Ксении Куприной стала мемуарная книга «Куприн — мой отец», выдержавшая два издания — в 1970 и 1979 годах. Книга содержит сведения о семье, жизни в Гатчине, об эмигрантском периоде жизни писателя, о котором никто, кроме неё, достоверно не знал. В книге автором собран большой и многообразный документальный материал, подкрепляющий личные воспоминания и добавляющий новые, интересные штрихи к характеристике Куприна-человека и Куприна-писателя. Дочь сохранила и оставила свидетельства о Куприне как любящем отце — трогательные открытки и нежные письма Куприна к дочери. О своих отношениях с отцом Ксения рассказала незадолго до смерти в документальном фильме «Ксения Куприна рассказывает», снятом по заказу Объединения государственных литературно-мемориальных музеев Пензенской области[18].
Сохранение наследия
Безусловной заслугой Ксении Александровны является возвращение в Россию ценного семейного архива. Ныне переданные ею материалы хранятся в Российском государственном архиве литературы и искусства (РГАЛИ), а оставшиеся после её смерти документы поступили в Объединение литературно-мемориальных музеев Пензенской области (ОГЛММ)[19].
Открытие музея Куприна
Ксения Куприна поддержала идею пензенцев и наровчатцев создать музей Куприна на его родине в Наровчате. Передала туда мемориальные вещи отца и матери (венчальное кольцо, серебряную фляжку, кофеварку), книги, документы, письма отца и матери к ней — «милому воробушку», «милому зайчику», «милой девочке». Эти дары стали основой и самой ценной частью купринской коллекции музея. Она держалась уже из последних сил. Будучи тяжело больной, Ксения Александровна приехала в сентябре 1981 года на открытие музея Куприна в Наровчате. И словно выполнив свой долг перед отцом, Ксения Куприна спустя два месяца умерла в Москве. Тело её было кремировано, и прах похоронен рядом с отцом и матерью на Волковском кладбище в Петербурге.
Память о Ксении Куприной
Ах! Нет другого мнения,
Всех краше в мире Ксения,
Твердят кинематографы
И всякие фотографы,
А также господин
А. Куприн
Дочь писателя осталась в его книгах: о маленькой девочке, дочке хозяина, рассказано в произведениях Куприна «Сапсан» и «Ю-Ю», в документальной повести «Купол св. Исаакия Далматского», описывающей 1919 год в Гатчине. В очерке «Мыс Гурон» Куприн рисует образ повзрослевшей красивой самостоятельной девушки, начинающей путь актрисы.
О Ксении Куприной созданы телефильмы: «Ксения Куприна», «Ксения, дочь Куприна»[20].
В Москве близким другом Ксении Александровны был писатель, историк Владимир Оболенский, который всегда поддерживал её, сделал о ней телефильм, написал о ней в своей книге[21]. Во многом благодаря ему — имя Ксении Куприной не забыто. В прессе часто публикуются статьи о дочери Куприна[22][23].
В музее Александра Куприна ей посвящён раздел в экспозиции, наполненный редкими фотографиями из семейного архива[19].
Литература
- Кайманова Т. А. Мой идол! (Неизвестные письма. Куприна к дочери 1914 г и 1917 гг.) // Пензенское краеведение, 2018, № 3-4.
- Куприна К. А. Куприн — мой отец. — Москва: Художественная литература, 1979. — 287 с.
- «Милые мои родители…» (неизвестные письма Ксении Куприной 1937—1940 годов). // Кайманова Т. А. Куприн без шелухи. — Пенза, 2023. — С. 420—480.
- Слово о Куприне / Составитель О. М. Савин. — Пенза: Департамент культуры Пензенской области, 1995
- Фролов П. А. А. И. Куприн и Пензенский край. — Саратов: Приволжское книжное издательство. Пензенское отделение, 1984. — 151 с.
Примечания
- ↑ 1,0 1,1 Туркин В. Т. Семья Морица Гейнриха: Легенды и факты // А. И. Куприн без времени и границ: Материалы Международной научно-практической конференции : сборник. — 2020. — С. 27—37. — ISSN 978-5-907364-54-7.
- ↑ 2,0 2,1 2,2 2,3 2,4 Куприна К. А. Куприн — мой отец. — .М: Художественная литература, 1979.
- ↑ 3,0 3,1 Кайманова Т. А. Мой идол! Неизвестные письма Куприна к дочери Ксении (2018). Дата обращения: 4 февраля 2024.
- ↑ Фидлер Ф. Ф. Из мира литераторов. Характеры и суждения. — М.: Новое литературное обозрение, 2014. — 861 с. — ISBN 978-5-86793-544-3.
- ↑ Письмо Куприна к сестре Соне от 1 декабря 1916 года. — РГАЛИ. Ф. 240. оп.1. ед. хр.141.
- ↑ Краснов П. Н. Письма П. Н. Краснова к Куприну // Врут как зелёные лошади: Куприн в воспоминаниях, письмах, документах : сборник. — Пенза: Областной издательский центр, 2020. — С. 803. — ISSN 978-5-906589-20-0..
- ↑ Куприн А.И. Письма А. И. Куприна к дочери. — ОГЛММ. Ф.4. Купринская коллекция, 1920.
- ↑ 8,0 8,1 Заикин И. М. В воздухе и на арене / Под редакцией В. Кирюшкина. — Куйбышев: Куйбышевское книжное издательство, 1965. — 184 с.
- ↑ Набоков В. В. Письма к Вере. — СПб.: Азбука, 2012. — С. 232.
- ↑ 10,0 10,1 Куприна Ксения: Куприн - мой отец. Глава XXV. Моя юность . Дата обращения: 1 февраля 2024.
- ↑ 11,0 11,1 Куприн А. И. Визитка А. И. Куприна. — ОГЛММ Пензенской области. Купринская коллекция. Ф. 4..
- ↑ Фролов П. А. Куприн и пензенский край. — Саратов: Приволжское книжное издательство, 1984. — 151 с.
- ↑ Смирина-Леонтьева С. Письма из Академии художеств // Русский инвалид : журнал. — 2003. — № 1.
- ↑ Кайманова Т.А. «Милые мои родители…» (неизвестные письма Ксении Куприной 1937—1940 годов) // Куприн без шелухи : сборник. — Пенза, 2023. — С. 420—480.. — ISSN 978-5-907666-58-0.
- ↑ Куприна К. А. Куприн — мой отец. — М.: Художественная литература, 1979.
- ↑ Поляновский М. Ксения Куприна на родине // Огонёк : журнал. — 1959. — № 21. — С. 28.
- ↑ Михайлов О. Н. Дочь писателя // Наш современник : журнал. — 1983. — № 2.
- ↑ 18,0 18,1 В Литературном музее состоялся показ документального фильма «Ксения Куприна рассказывает..» . Пенза - Без Формата (2015). Дата обращения: 6 февраля 2024.
- ↑ 19,0 19,1 Музей А. И. Куприна . Дата обращения: 6 февраля 2024.
- ↑ Ксения, дочь Куприна. Документальный фильм . Дата обращения: 6 февраля 2024.
- ↑ Владимир Оболенский. Ксения Куприна в моей жизни. Глава из книги «Корнет Оболенский» . Дата обращения: 7 февраля 2024.
- ↑ Рощина Е. Прекрасная Киса // Вечерняя Москва : газета. — 2020. — 27 августа (№ 33). — С. 22.
- ↑ Попов Е. С. Дочь Куприна была знаменитой моделью и актрисой в Париже // Пензенская правда : газета. — 2016. — 6 сентября.
- Знание.Вики:Cite web (не указан язык)
- Страницы, использующие волшебные ссылки ISBN
- Персоналии по алфавиту
- Родившиеся 21 апреля
- Родившиеся в 1908 году
- Родившиеся в Санкт-Петербурге
- Умершие 18 ноября
- Умершие в 1981 году
- Умершие в Москве
- Знание.Вики:Готовые статьи о людях
- Знание.Вики:Готовые статьи об искусстве
- Все статьи
- Русские эмигранты первой волны во Франции
- Вернувшиеся русские эмигранты первой волны
- Мемуаристы СССР
- Русские писатели по алфавиту
- Русские писатели XX века