Кумалан

Материал из «Знание.Вики»
Осмотр обработанных шкур оленя
Эвенки
Современное самоназвание илэ/илкан
Численность 39534 тыс.
Расселение  Россия
Язык эвенкийский, тунгусо-маньчжурская группа
Религия шаманизм, христианство
Входит в алтайская языковая семья
Родственные народы эвены, тунгусы
Этнические группы орочены, менегры, солоны
Происхождение Восточная Сибирь


Кумала́н — коврик из меха оленя или лося, используемый как прокладка между спиной оленя и седлом у коренных народов Восточной Сибири, в частности у эвенков[1]. Кумалан (вин. кумаланмэ) в переводе с эвенкийского языка означает: 1. Коврик; 2. Покрышка на вьюке (из шкуры с головы оленя, лося)[2]. Кумалан был изображен на флаге Эвенкийского автономного округа (упразднен 1 января 2007 года).

Кумалан состоит из небольших кусочков меха, взятого из головной части шкуры. Кумалан имеет оригинальный узор, индивидуальный для каждого племени. Со временем приобрел статусное значение: демонстрировал состоятельность хозяев чума и был частью приданого[3]. Функциональное назначение и материал определяют относительно небольшой размер ковра около одного метра. Две шкурки составляют среднюю часть одной половины ковра, еще две — среднюю часть другой. Части ковра разделены прямой полосой, как правило, белого камуса, камусом оторачивается весь ковер[4]

В качестве материала для пошива кумалана используется чаще всего камус — мех с ног взрослого оленя, который имеет твердый ворс, плотно прилегающий к коже. Камус используется и для изготовления декоративных элементов одежды и обуви.

Существует несколько видов кумаланов в зависимости от функционального назначения: бытовые, праздничные, ритуальные и культовые. Наиболее распространенными являются бытовые, используемые как подкладка под вьюки и седло, покрышка на вьюках, а также как постилка при походном ночлеге. Праздничные кумаланы использовались в племенных и семейных обрядах, являлись подарками на свадьбе. Ритуальные кумаланы использовались для захоронения. Особый кумалалан — шаманский — изготовлялся для исполнения обрядов шаманом. В присутствии сородичей шаман, сидя на кумалане, проводил камлание, а затем этот кумалан мог вешаться на шаманский столб, что по поверьям имело магическое действие. Кумалан продолговатой формы связан с традицией использования мехового коврика в качестве прокладки под седло, круглый ковер-кумалан связан с мифологическими представлениями, прежде всего солярной мифологией.

«Кумалан — это модель мира. Он отражает представления эвенков об устройстве Вселенной».Специалист по эвенкийской культуре Татьяна Болина-Укочёр (Таймырский дом народного творчества)


Эвенкийский кумалан

Эвенкийские кумаланы изготавливались в соответствии с традициями рода. У каждого рода был свой вариант узора, представляющий собой чередование темных и светлых кусочков, особенности симметрии, соответствие узора форме мехового ковра. Такая традиция предполагает, что кумалан — своеобразный знак рода. Кумалан упоминается в большинстве исследований, посвященных культуре эвенков. Собрание кумаланов есть в Эвенкийских краеведческих музеях, расположенных в поселках Тура, Эконда, Суринда.[2] Одна и самых больших музейных коллекций эвенкийских кумаланов хранится в Дальневосточном художественном музее (коллекция народного искусства Крайнего Севера) — семь ковров-кумаланов, изготовленных эвенкийскими мастерицами из оленьего меха[5]. Поскольку кумалан является одним из важнейших атрибутов эвенкийской культуры, в регионах России периодически проходят специальные выставки кумаланов[6].

Описание типичного кумалана (кумалан 1984 года мастерицы Чепаловой Анастасии Дмитриевны)[1]: «Вышит в традиционном стиле двухчастной симметрии и в своих композиционных центрах располагает два мозаичных элемента в виде звезды из контрастных треугольников, создающих иллюзию объёма. Разделяет ковёр идущая по центру полоса из пяти рядов маленьких треугольников, образующих эффект сияния. Общий вид двух звездообразных элементов на тёмном мехе, разделённом полосой, напоминающей то ли Млечный Путь, толи северное сияние[1]».

Изготовление

Изготовление одежды и изделий из меха, в частности, почти у всех народов являлось женской работой. При отсутствии современных химических растворов для выделки и обработки шкур этот процесс занимал длительное время и был трудоёмким. Шкура, очищенная от жира и пленки высушивалась и растягивалась для сохранения максимальной площади шкуры и ровной поверхности. После скобления шкуру смазывали природными щелочными смесями (отваром рыбьих внутренностей, летним пометом оленей) или хозяйственным мылом для обезжиривания и смягчения. Для скобления использовали специальные скребки: в древности с кремниевой вставкой, позже металлической. Такие скребки передавались по наследству. Затем шкуру просушивали и мяли с помощью специального инструмента «кедере». Работа с одной шкурой занимала несколько недель. Выкройка и шитьё занимали также много времени, как и лоскутное шитье. До начала XX века потеря иголки воспринималась как серьёзная потеря.

Пошив круглого кумалана включает несколько этапов:

  1. вырезание выкройки центральной части (в настоящее время из бумаги) 1/8 часть круга;
  2. вырезается 4 черных и 4 белых части по выкройке (ворс по направлению от центра);
  3. сшивание деталей через край (раньше жилами, теперь вощеными капроновыми нитями);
  4. опушение мехом с мелким ворсом;
  5. раскройка деталей второго яруса из камуса одного цвета (белый или серый);
  6. опушение по периметру белым или черным мехом, обычно собаки, лисы, росомахи или волка[2].

Обучение созданию кумаланов было обязательной частью обучения шитью и выделке шкур. В кумалане ценилось как сохранение традиции, так и проявленная фантазия мастерицы. Современный свадебный обычай эвенков предполагает, что новобрачные становятся на один кумалан, напоминающий по форме восьмерку, и преклоняют колени перед родителями[7].

Примечания

  1. 1,0 1,1 1,2 Ковальчук А. М., Сергучева Л.И. © habinfo.ru «Эвенкийский кумалан» в коллекции Дальневосточного художественного музея. Habinfo.ru (03.06.2021). Дата обращения: 6 апреля 2024.
  2. 2,0 2,1 2,2 Ассмирассе Роза Васильевна, Кузьмина Ксения Юрьевна, Ботулу Марина Андреевна, Солоницын Александр Алексеевич. Кумалан. Государственный центр народного творчества Красноярского края (2021). Дата обращения: 4 января 2024.
  3. Захарова Мария. Голос предков. Малые народы живут в районах с экстремальным климатом // Аргументы и факты на Енисее : газета. — 2017. — 9 августа (№ 32).
  4. Бокова Е.Н. Эвенские узоры.. — Магадан: Магаданский областной центр народного творчества и досуга, 2007. — С. 37. — 39 с.
  5. Ковальчук А.М. «Эвенкийский кумалан» в коллекции Дальневосточного художественного музея. habinfo.ru (3.06.2021). Дата обращения: 18 апреля 2024.
  6. ЯСИА. В Алданском музее открылась выставка эвенкийских кумаланов. ЯСИА (24 ноября 2016). Дата обращения: 26 апреля 2024.
  7. Знак достатка и благополучия: что такое эвенкийский кумалан. https://dudinka.online-city.ru/+(23 декабря 2022). Дата обращения: 26 апреля 2024.

Ссылки