Кротов, Иван Михайлович
| Иван Михайлович Кротов | |
|---|---|
| Дата рождения | 20 августа 1920 |
| Место рождения | Большая Мостовая, Верхотурский уезд, Екатеринбургская губерния |
| Дата смерти | ноябрь1998 |
| Место смерти | город Серов, Свердловская область, Россия |
| Награды и премии | |
Ива́н Миха́йлович Кро́тов (20 августа 1920, станция Алексеевка, Верхотурский уезд, Екатеринбургская губерния — ноябрь 1998, Серов, Свердловская область, Россия) — работник железнодорожного транспорта. Герой Социалистического Труда (1959). Почётный железнодорожник. Почётный гражданин города Серова[1].
Биография
Кротов Иван Михайлович родился 20 августа 1920 года в деревне Большая Мостовая Верхотурского уезда Екатеринбургской губернии (ныне — деревня городского округа Верхотурский Свердловской области) в семье крестьян. В 1937 году окончил семь классов Верхотурской неполной средней школы. Изначально Иван Михайлович работал списчиком вагонов на железнодорожной станции Верхотурье Свердловской железной дороги. С первых дней включился в стахановское движение. За 9 месяцев он освоил ещё две профессии — технического конторщика и оператора. Перспективного работника вскоре направили в Нижний Тагил Свердловской области на курсы дежурных по станции, после их окончания в 1938 году Иван Кротов был назначен дежурным по станции Верхотурье[2].
Иван Кротов был секретарём комсомольской организации станции, Иван Михайлович предложил создать единую комсомольско-молодёжную смену. Кротова Ивана Михайловича поддержало руководство, и уже вскоре смена молодых работников станции стала одной из передовых на дороге. Смена многократно награждалась грамотами и ценными подарками. В 1942 году в разгар Великой Отечественной войны Кротова призвали в ряды Красной Армии и направили в Свердловское военное пехотное училище в городе Свердловск (Екатеринбург). Военным Иван Михайлович всё же не стал[1].
В советской оборонной промышленности ощущалась острая потребность в кадрах из числа работников железных дорог. В годы войны и в период восстановления народного хозяйства от бесперебойной работы железнодорожного транспорта напрямую зависело снабжение фронта и восстановление экономики. Уральские предприятия являлись ключевыми поставщиками военной техники для действующих армий. После полугодового обучения в Свердловске Кротова направили в Серов, где он приступил к обязанностям поездного диспетчера. Проработав на этой позиции полгода, Иван Михайлович прошёл обучение на курсах техников при Хабаровском институте железнодорожного транспорта, успешно завершив их в конце 1943 года. В начале 1944 года Кротов вновь занял должность поездного диспетчера, проработав на ней на протяжении четырех лет. Опытный работник И. М. Кротов в середине 50-х предложил и реализовал на Серовском отделении железной дороги инновационную методику организации движения грузовых составов. Благодаря увеличению расстояния между локомотивами, сокращению времени стоянок и оптимизации маршрута, скорость движения поездов возросла, а пропускная способность отделения значительно улучшилась. Ежесуточно стало выгружаться на 100 вагонов больше, а суточный пробег электровозов увеличился с 458 км до 545 км. Благодаря предложению И. М. Кротова экономия составила свыше 1 миллиона рублей в год. Передовые идеи дежурного по Серовскому отделению были внедрены на всех участках Свердловской железной дороги и на многих других железных дорогах страны. За добросовестный труд Иван Михайлович неоднократно получал поощрения в виде грамот, ценных подарков и денежных наград. В 1948 году, как один из наиболее квалифицированных и знающих специалистов, Кротова назначили на должность дежурного по Надеждинскому (позже — Серовскому) отделению Свердловской железной дороги[3].
В 1955 году И. М. Кротов принял участие во Всесоюзном съезде молодых специалистов железнодорожного транспорта, проходившем в Москве. В 1959 году 1 августа ему присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением высшей награды СССР ордена Ленина, золотой медали «Серп и Молот» и грамоты Президиума Верховного Совета СССР. Награжден медалью «За трудовое отличие». В 1962 году Иван Михайлович представлял опыт своей работы в Кремле на Всесоюзном совещании работников железных дорог страны. Неоднократно избирался депутатом Серовского городского Совета депутатов трудящихся, членом Серовского горкома КПСС, заседателем народного суда, членом пленума райкома профсоюза работников железнодорожного транспорта. На пенсию Кротов вышел в 1980 году. Почётный гражданин города Серова (1980)[1].
Жил в городе Серов Свердловской области. Точная дата смерти Ивана Михайловича неизвестна. Умер в ноябре 1998 года (некролог опубликован 25-го числа)[1].
Награды и звания
- Звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот» (1 августа 1959 года)[1]
- Медаль «За трудовое отличие»[3]
- Звание «Почётный железнодорожник»[3]
- Почётный гражданин города Серова (1980 год)[3]
Память
В городе Серов установлена мраморная мемориальная доска в память о знаменитом работнике, Герое Социалистического Труда Кротове Иване Михайловиче[3].
Примечания
- ↑ 1,0 1,1 1,2 1,3 1,4 Тимур К. Кротов Иван Михайлович. Международный патриотический интернет-проект «Герои страны». Дата обращения: 22 мая 2025.
- ↑ КРОТОВ Иван Михайлович. Администрация Серовского муниципального города: Почётные граждане города Серов. Дата обращения: 26 мая 2025.
- ↑ 3,0 3,1 3,2 3,3 3,4 Кротов Иван Михайлович. Проект Свердловской железной дороги - Память сильнее времени. Дата обращения: 22 мая 2025.
Ссылки
Кротов, Иван Михайлович. Сайт «Герои страны».
Данная статья имеет статус «проверенной». Это говорит о том, что статья была проверена экспертом |
- Персоналии по алфавиту
- Родившиеся 20 августа
- Родившиеся в 1920 году
- Родившиеся в Екатеринбургской губернии
- Знание.Вики:Статьи с ручной викификацией дат в карточке
- Умершие в Свердловской области
- Герои Социалистического Труда
- Кавалеры ордена Ленина
- Награждённые медалью «За трудовое отличие»
- Почётные железнодорожники
- Знание.Вики:Статьи о персоналиях без портретов
- Участники Великой Отечественной войны по алфавиту
- Железнодорожники СССР
- Знание.Вики:Подтвердить версию
- Проверенная статья