Крижевская, Лия Яковлевна

Эта статья входит в число готовых статей
Эта статья прошла проверку экспертом
Материал из «Знание.Вики»
Лия Яковлевна Крижевская
Файл:Крижевская, Лия Яковлевна.png
Дата рождения 30 мая (12 июня) 1916(1916-06-12)
Место рождения Петроград
Дата смерти 27 апреля 1995(1995-04-27) (78 лет)
Место смерти Санкт-Петербург
Научная сфера археология
Альма-матер Исторический факультет Ленинградского университета
Учёная степень доктор исторических наук
Учёное звание профессор

Ли́я Я́ковлевна Криже́вская (30 мая (12 июня) 1916, Петроград — 27 апреля 1995, Санкт-Петербург) — археолог, доктор исторических наук (1980).

Биография

Лия Яковлевна родилась в Петрограде, в семье врачей. Отец, Яков Осипович, был организатором детского туберкулёзного санатория, красноармейских госпиталей, работал в больнице имени Куйбышева. В 1935 году за заслуги в области здравоохранения и создание показательной школы-санатория в Детском Селе был награждён грамотой «Герою труда». Мать, Софья Ильинична, после революции перешла на педагогическую работу. Детские годы Лии Яковлевны проходили в Царскосельских парках, где она вместе с бывшей гувернанткой на прогулках осваивала иностранные языки. Воспитание в интеллигентной семье определило весь её жизненный путь. В научном плане для работ Лии Яковлевны было характерно рассмотрение вопросов археологии в контексте общеевропейской проблематики, чему немало способствовало свободное знание европейских языков[1]. В июне 1938 года она закончила Исторический факультет Ленинградского университета. После окончания университета она начала работать техническим секретарём по сектору палеолита и неолита в Институте истории материальной культуры. Осенью 1939 года она была зачислена в основную аспирантуру Института истории материальной культуры. Научным руководителем Л. Я. Крижевской стал профессор П. П. Ефименко.

Научная и экспедиционная деятельность

В 19411945 годы Лия Яковлевна работала в органах прокуратуры города Куйбышева, в том числе, прокурором следственного отдела. Ей дали ответственную должность, несмотря на то, что она была молодой, беспартийной и имела родственников за рубежом. Но она знала три иностранных языка и имела высокий образовательный уровень. Вернувшись в Ленинград в декабре 1944 года, она восстановилась в аспирантуре и начала работать над своей диссертацией под руководством П. П. Ефименко[1].

В конце 1940-х годов Л. Я. Крижевская была заведующей лабораторией камеральной обработки, участвовала в работе ряда экспедиций Ленинградского отделения Института археологии Академии наук СССР. В 1948 году участвовала в Валдайской экспедиции Ленинградского отделения Института истории материальной культуры (ЛОИИМК). 20 июня 1950 года Л. Я. Крижевская защитила кандидатскую диссертацию на тему «Неолитические памятники Валдайского Приозерья». Её работы этого времени, в частности, заставили по-новому взглянуть на проблему макролитов, много лет дискутировавшуюся в научной литературе. Было доказано, в частности, что для неолита Валдая характерны стоянки — мастерские, а грубо оббитые топоры и тесла ранненеолитического, «кампинийского», по западноевропейской таксономии, облика широко распространены и в поздненеолитическое время. Эти данные, по-существу, меняли распространённые стадиальные оценки развития материальной культуры и акцентировали внимание на местных, региональных особенностях неолита лесной зоны.

Встреча с О. Н. Бадером в 1951 году на раскопках камской стоянки Боровое озеро I привела к решению сменить тематику изучения на поздний каменный век Южного Урала. В 1950-е годы Л. Я. Крижевская начала исследования в Уральском регионе. Её первая работа, посвящённая археологическим открытиям в Башкирии, была опубликована в 1951 году, последняя итоговая статья по проблемам неолита Урала вышла в свет уже после её кончины в 1995 году. С 1948 по 1955 годы работала в Башкирской экспедиции ЛОИИМК. В1956—1968 годы участвовала в работе Южноуральского отряда, периодически посещая экспедиции на Ангаре, в Братске[2].

В 1964 году Лия Яковлевна участвовала в раскопках поселения Кокуй I в Тюменской области[3].

Мы на втором курсе прослушали спецкурс «Каменный и бронзовый век», который нам читал Владислав Евгеньевич Стоянов. Ничего не поняли, в руках не держали ни одного орудия. Об ударной площадке и ударном бугорке знали понаслышке. Теперь мы могли получить информацию от высококлассного профессионала. От Лии Яковлевны я переняла замечательную привычку — мыть каменные орудия самой. Это наиболее удобное время не спеша рассмотреть их. Камень я люблю до сих пор, но немножко другой, чем тот, понять который нам помогала Лия Яковлевна.Из воспоминаний С. Я. Зданович

В 1968 году был вновь был исследован куст памятников каменного века у села Явленка. Были обнаружены ещё две стоянки неолитического времени — Явленка III и Явленка IV[4]. В 1969 году Лия Яковлевна принимала участие в работе Приазовского неолитического отряда, исследовала поселение Матвеев Курган II. В 1970—1980 годы участвовала в работе Степной неолитической экспедиции Ленинградского отделения Института археологии (ЛОИА). В1980—1981 году принимала участие в Лесостепной неолитической экспедиции ЛОИА. В 19841985 годы участвовала в работе Сумпаньинского отряда Заполярной экспедиции ЛОИА.

В 1979 году Лия Яковлевна защитила докторскую диссертацию «Неолит и эпоха ранней бронзы на Южном Урале»[3].

Боборыкинская проблема стала одной из основных в творческой биографии Л. Я. Крижевской. Под её руководством исследована стоянка Кошкино V на реке Тобол, керамика которой В. Т. Ковалевой и Н. В. Варанкиным была выделена в особый тип — кошкинский. Боборыкинский и кошкинский типы керамики существенно отличались, однако при атрибуции керамики акцент делали не на особенные признаки, а на общие. Л. Я. Крижевская включила материал стоянки Кошкино V в боборыкинскую культуру, допуская её более ранний возраст. Позднее Л. Я. Крижевская провела дополнительные раскопки на поселении Боборыкино II, выделила единый хронологический горизонт, в который включила ряд памятников Ишимо-Иртышского междуречья и Зауралья, датировав его энеолитом и допуская сосуществование поздних боборыкинских комплексов с андроновскими. Л. Я. Крижевская пришла к выводу о формировании боборыкинской культуры на основе неолита Ишимо-Иртышского междуречья[5].

Л. Я. Крижевская проводила свои раскопки и много ездила в другие экспедиции. География полевых экспедиций обширна: Зауралье, Западная Сибирь, Кольский полуостров, Матвеев Курган, Удмуртия. Она любила «поле», без него не представляла свою жизнь, как и в целом без археологии. В канун 1993 года она писала: «Для меня наступающий год очень тревожный. Вся моя большая семья настоятельно требует, чтобы я ушла с работы. Но, сами понимаете, как это для меня тяжело и пока что кажется невозможно. Надо искать какой-то компромиссный выход»[6].

Публикации

Крижевская Л. Я. Неолитические мастерские Верхнего Поволжья // МИА. № 13. М.-Л., 1950. С. 55—69.

Крижевская Л. Я., Коробков И. А. Использование первобытным человеком аммонитов и белемнитов для орнаментации керамики // ВЛУ. № 18. Сер. геологии и географии. Вып. 3. 1958. С. 54-59. Крижевская Л. Я. О классификации кремне-обрабатывающих мастерских // СА. № 1. М., 1969. С. 265—268.

Крижевская Л. Я. К вопросу о происхождении каменных орудий у неолитических племен Приангарья (раскалывание камня с помощью огня) // Вопросы истории Сибири и Дальнего Востока. Новосибирск. 1961. С. 245—254: ил.

Крижевская Л. Я. К вопросу о раннем неолите Урала и его генезисе // АВ. № 6. СПБ. 1999. С. 491—409: ил[7].

Примечания

  1. 1,0 1,1 Лия Яковлевна Крижевская: тернистый и счастливый путь учителя // Традиции и инновации в изучении древнейшей керамики. — 2016. — С. 10—12.
  2. Кукина, Д. А. Научное наследие Л. Я. Крижевской в рукописном отделе Научного архива ИИМК ран // Традиции и инновации в изучении древнейшей керамики. — 2016. — С. 21—24.
  3. 3,0 3,1 Зданович, С. Я. О Римме Дмитриевне Голдиной, нашем выпуске и некоторых традициях археологической школы В. Ф. Генинга // Историко-культурное наследие народов Урало-Поволжья. — 2021. — № 2. — С. 111—122.
  4. Зданович, С. Я. 56 полевых сезонов археолога Г. Б. Здановича. Часть I (1962-1982 гг.) // Степная Евразия в эпоху бронзы: культуры, идеи, технологии : Сборник научных трудов к 80-летию Геннадия Борисовича Здановича. — 2018. — С. 9—32.
  5. Ковалева, В. Т. Боборыкинская проблема: история и современное состояние / В. Т. Ковалева, С. Ю. Зырянова // Традиции и инновации в изучении древнейшей керамики. — 2016. — С. 33—37.
  6. Алексашенко, Н. А. За строчками писем / // Традиции и инновации в изучении древнейшей керамики. — 2016. — С. 13—15.
  7. Всевиов, Л. М. Список научных трудов Л.Я. Крижевской // Традиции и инновации в изучении древнейшей керамики. — 2016. — С. 16—20.