Коршун (игра)

Эта статья прошла проверку экспертом
Материал из «Знание.Вики»
Коршун
(дворовая игра)
Коршун
Страна происхождения Россия, Украина, Белоруссия
Количество игроков от 8 человек
Возраст от 10 лет
Развивает навыки демонстрация способности «матери» (наседки) защитить своих детей от беды (коршуна)
Похожие игры Ящер

Ко́ршун — подвижная игра для детей как на открытом воздухе, так и в большом зале[1].

У разных народов существуют другие названия этой игры. Например, марийская народная игра «Коршун и галка» (вараш ден чанга-влак)[2]. В Нижегородской области эта игра имеет название «Каршун-маршун» или «Коршун и воробышки», во Владимирской области — «Около коршунка», а в Белгородской области её называют «Ястреб»[3]. Игра развивает у ребят ловкость, быстроту, внимание, объём памяти, умение двигаться в колонне, действовать согласованно, улучшает скорость реакции[4]. Существует несколько вариантов игры: игра в колонне или в кругу. Суть этой игры состоит в том, чтобы коршун смог поймать всех цыплят.

Правила игры

В игру могут играть дети, начиная с четырёх лет. Существует несколько вариантов игры. В первом варианте — игре в колонне, дети по жребию или по считалочке выбирают двух игроков, «коршуна» и «наседку», остальные игроки — «цыплята». Обязательным правилом считается тот факт, что курица не может отталкивать коршуна руками[5]. Для игры в колонне детям нужен шнурок или ленточка, чтобы завязать её вокруг пояса. За такой пояс удобно держаться во время игры. Наседке легче защищать цыплят, если в игре принимает участие не более 10 — 12 детей. Если позволяет игровая площадка, то играть могут одновременно две группы, в каждой своя наседка и коршун[1]. Во втором варианте — выбирают только «коршуна»[2].

Ход игры

Коршун роет ямку, наседка с цыплятами ходит рядом с ним и спрашивает:

— Коршун, коршун, что ты делаешь?
— Ямку рою.
— На что тебе ямка?
— Копеечку ищу.
— На что тебе копеечка?
— Иголочку куплю.
— На что тебе иголочка?
— Мешочек сшить.
— На что тебе мешочек?
— Камешки класть.
— На что тебе камешки?
— В твоих деток кидать.
— За что?
— Они потоптали капусту у меня в огороде.
— А высока ли была у тебя изгородь?

Поднимая руки вверх, коршун встаёт и показывает высоту изгороди.

— Вот какая!
— Нет, мои цыплята через такую не перелетят.
— А я их все-таки поймаю.
— Не дам тебе своих деток ловить.

Коршун должен постараться поймать всех цыплят. Наседка их защищает и гонит коршуна:

— Ши, ши, ши, злодей!

Выходит из игры тот цыплёнок, которого поймали, а коршун продолжает ловить следующего. Заканчивается игра тогда, когда поймана большая часть цыплят[6].

Варианты игры

В игре «Коршун» крепко держась за пояс впереди стоящего, цыплята встают друг за другом, в колонну. Если цыплёнок не удержался в цепи, он должен очень быстро встать на своё место. Колонну возглавляет наседка. Цель наседки — защитить цыплят от врага[6]. В некоторых вариантах этой игры коршун садится в центр, а дети встают в круг. После слов «Не дам тебе своих деток ловить» дети разбегаются, а коршун пытается их догнать. Тот цыплёнок, которого поймали последним, становится коршуном. В данной игре может два или три коршуна[4].

В марийской народной игре «Коршун и галки» выбирается «коршун», остальные игроки — «галки». Игроки выбирают коршуна по считалке:

Коршун – вверх,
Коршун – вниз,
Вверх и вниз,
Вверх и вниз.
Коршун, кыш!

На кого укажет слово «кыш», тот будет «коршуном». Он говорит:

Раз, два,
Побыстрей!
Три, четыре,
Половчей!
Пять, шесть,
Посмелей!
Семь, восемь,
Поскорей!
Девять, десять,
Веселей!
Разбегайтесь,
Я лечу,
Кто не убежал –
Схвачу!

После этих слов «галки» разбегаются в разные стороны, а «коршун» их догоняет. Кого догнали первым, тот может также стать «коршуном» и помогать ловить оставшихся «галок», либо первый «коршун» должен догнать всех «галок» самостоятельно[2].

В игре «Коршун и воробышки», как и в других подобных играх, коршун выбирается по считалочке. Воробышки чертят на земле себе кружок, своё гнёздышко. Воробышки начинают переговариваться и дразнить коршуна.

Коршун, коршун, щёки сморщил ! Курипуукрал, по дороге потерял!

Воробушки бросаются врассыпную, а коршун пытается их догнать. Кого коршун поймал, тот становится коршуном. Но есть одно важное условие. Если воробушек занял своё гнездо, то коршун не может его поймать[3].

Примечания

  1. 1,0 1,1 Коршун. Всё для детей. Дата обращения: 5 июля 2024.
  2. 2,0 2,1 2,2 Миниахметова Л. И. Марийские народные игры. Коршун и галки (Вараш ден чанга-влак). Национальная библиотека имени С. Г. Чавайна Республики Марий Эл (15 мая 2024). Дата обращения: 5 июля 2024.
  3. 3,0 3,1 Науменко Г. М. Каршун-маршун. Коршун и воробушки. Около Коршунка. Ястреб. Книги на сайте «Русские традиции». Русские традиции — Альманах русской традиционной культуры (21 марта 2008). Дата обращения: 5 июля 2024.
  4. 4,0 4,1 Столярова Т. Ю. Игра "Коршун". Университет детства. Дата обращения: 5 июля 2024.
  5. Радченко Е. В. Картотека народных игр. Образовательный портал Prodlenka (17 декабря 2018). Дата обращения: 5 июля 2024.
  6. 6,0 6,1 Литвинова М. Русские народные подвижные игры. Православный портал «Азбука веры». Православный сайт. Дата обращения: 5 июля 2024.
WLW Checked Off icon.svg Данная статья имеет статус «готовой». Это не говорит о качестве статьи, однако в ней уже в достаточной степени раскрыта основная тема. Если вы хотите улучшить статью — правьте смело!