Классики (игра)
Классики | |
---|---|
Классики | |
Страна происхождения | Россия |
Инвентарь | мел, «бита» |
Количество игроков | не органичено |
Возраст | не ограничено |
Длительность партии | не ограничено |
Развивает навыки | координация движения, навыки счёта, умение прыгать, глазомер, меткость |
Кла́ссики ― детская дворовая игра, которая была популярна в советское время. Как правило, в неё играют на асфальтовом покрытии, исчерченном квадратами или другими фигурами («классами»). Игрок прыгает на одной ноге, не ограничивая количество прыжков, а также выталкивает «бит(к)у» (например, жестяную банку или шайбу) из соседнего квадрата, стараясь при этом не задеть биту на линии и не наступить на линию ногой. Маленькие дети могут прыгать на двух ногах.
Существуют также варианты игры, в которых бита не используется. Для игры нумеруются квадраты в любом порядке, при этом игроки используют традиционную систему подсчёта: один, два, три…, и затем прыгают в квадраты соответствующим образом. В этом случае в игре применяются боковые прыжки, прыжки назад, прыжки через один или два квадрата и так далее. Важно соблюдать правило: запрещено наступать на квадрат, чтобы совершить следующий прыжок.
Классики — подвижная и динамичная игра, которая направлена на общее физическое развитие: способствует тренировке глазомера, развитию ловкости и меткости, а также обеспечивает возможность весело провести время на свежем воздухе[1].
История возникновения игры
История возникновения игры «Классики» давняя. Впервые игра появилась в Древнем Риме и упоминалась знаменитым римским писателем Плинием Старшим. Играли в неё мальчики, чтобы отточить ловкость, равновесие и выносливость — качества, необходимые будущим воинам. Древнеримские «Классики» были гораздо длиннее современных. Так, длина линий достигала 30 метров[2].
Из Древнего Рима классики попали в средневековую Европу. В Европе эта забава превратилась из серьёзной игры на ловкость и сноровку в детскую подвижную игру. О ней упоминает голландский переводчик и поэт XVI века Корнелиус Килиан, который отмечал большую популярность данного развлечения у голландских детей[3]. Упоминание о «Классиках» читатель встречает и в сатирическом романе французского писателя Франсуа Рабле «Гаргантюа и Пантагрюэль». В романе игра называлась «фр. franc du quarreau», что дословно звучит как «Франк дю куаро». Особенностью этой игры было то, что в период возникновения «Классики» считались исключительно мальчишеской забавой, но постепенно игра стала интересна и девочкам.
В Российскую империю игра попала примерно в XIX веке и распространилась на Кавказе и в Белоруссии под названием «Классика» или «Царь». Схема игры менялась под влиянием регионов и эпох[2].
К 1910 году в «Классики» стали играть и девушки. Постепенно игра перестала вызывать интерес у мальчиков, и уже с 1950-х годов в игру стали играть в основном девочки. Упоминание об игре встречается в «Денискиных рассказах». В стихотворении героя рассказа Андрюшки Шестакова «Папа у Васи силён в математике» автор упоминает об игре в классики, используя омонимы и умело создавая каламбур:
«Мелом расчерчен асфальт на квадратики,
Танечка с Манечкой прыгают тут.
Где это видано, где это слыхано?
В классы играют, а в класс не идут!»
В советские времена дети играли в разные виды «Классиков». Для игры с битой в спортивных магазинах продавались специальные, на которых были изображены персонажи из мультфильма «Ну, погоди!». Хотя на битах можно было встретить и других нарисованных мультяшных героев, например, Буратино. Эти биты были предметом гордости их владельцев. Биты делали из обычных пуговиц, цветного стекла, камешков и даже маленьких баночек из-под крема, наполненных песком, чтобы они были тяжелее.
Несмотря на то, что игра «Классики» хорошо известна поколениям, живущим в период Советского Союза, уже в начале 2000-х годов дети ещё играли в эту игру, но интерес заметно стал ослабевать. Современные дети чаще увлекаются гаджетами: так популярность этой игры практически утрачена с начала XXI века. Несколько десятилетий назад дети рисовали цифры на асфальте мелом, прыгали через клеточки, показывая свою сноровку, а сейчас многие не знают даже названия игры[3].
Правила игры
Количество детей, участвующих в игре, не ограничено. Необходимо нарисовать игровое поле, состоящее из квадратов. Для игры нужна бита. Это может быть камешек среднего размера, баночка из-под крема для обуви или банка из-под конфет (в качестве грузиков можно добавить песок или землю). Игроки играют по очереди.
В классическом варианте после последнего квадрата есть полукруглый «домик». Игроки могут стоять на двух ногах и отдыхать, прежде чем вернутся в первый класс. В дом можно попасть, перепрыгнув через «огонь». Если игрок случайно попадет ногой или шайбой в «огонь», ему придется пройти дополнительный тест. Каким будет это испытание, игрок решает сам.
Если игрок ударил битой по линии или встал на биту, он считается не прошедшим класс и передаёт биту следующему игроку, сам встаёт в конец для продолжения игры (в следующий раз этот игрок начинает игру снова в том классе, из которого выбыл). Когда все десять клеток пройдены, игрок переходит во второй класс. Это значит, что биту нужно бросить в квадрат с цифрой два, не заходя в нарисованный квадрат, и оттуда провести биту через все квадраты. Процесс повторяется, поэтому трудно продолжать игру с девятого или десятого класса. Приходится не только нести биту по квадратам, чтобы не задеть линию, но и прыгать в квадраты. Побеждает тот, кто первым пройдет все десять классов[4].
Кроме классических версий, существует множество вариаций этой игры. Благодаря различным схемам можно обновить уже знакомый игровой процесс и добавить новые правила.
Вариант 1. «Простые» классики
Прыжок один - на одной ноге, затем второй, сразу же прыжок три-четыре на обеих ногах, пять - на одной ноге, шесть-семь - на обеих, восемь - на одной ноге, девять-десять надвух. Делается поворот на 180 градусов, прыжок девять-десять на двух ногах и возвращение тем же путём к началу. Затем бросок в два квадрата (это «второй класс») и снова прыжок в начало. Таким образом, бита бросается всё дальше и дальше, но прыжок всегда начинается с первого квадрата. На «обратном пути» игроку нужно нагнуться и подхватить биту (если в этот момент игрок стоит на одной ноге, ему всё равно нужно нагнуться — главное, не потерять равновесие). Если бита не попадает в нужный квадрат, происходит переход хода и прыжок совершает следующий игрок. Победителем становится игрок, который первым «преодолел» десятку. Если бита внезапно попадает в «огонь», то сгорает один «класс» («огонь»,если бита брошена на один квадрат меньше, чем нужно)[5].
Вариант 2
Главное отличие этого варианта в том, что биту нужно «пройти» через все классы от одного до десяти. Класс пройден после того, как игрок дошёл с битой до десятого квадрата.
Первый игрок бросает биту в первый квадрат. Затем игрок бросает биту во второй квадрат, прыгая при этом на одной ноге. Другими словами, он проводит биту через все квадраты и выбивает её за пределы нарисованного поля. Разумеется, если квадрат нарисован, выбивать биту в него нельзя.
Вариант 3
Необходимо бросить биту в соответствующий квадрат «класса» и выполнить задания («классы») по очереди:
• первый — обычный. Прыгать или ходить, как удобно, и бросать биту в следующий квадрат после каждого шага (прыжка);
• второй — закрыть глаза и бросить биту в сторону цифры «два». Главная цель — добраться до десятого квадрата, прыгая или шагая дальше по своему усмотрению;
• третий — «кочерга». Прыгайте на правой ноге и постоянно «пинать» биту влево, чтобы достичь следующего квадрата. «Смена» (встать на две ноги и отдохнуть) — квадрат пять метров;
• четвёртый — прыгать на левой ноге. Биту всегда «бьют» вправо. «Перемена» (возможность встать на две ноги и отдохнуть) — квадрат шесть метров;
• пятый — прыжок (вместо ходьбы) и удар по бите обеими ногами одновременно;
• шестой — прыгать и перебрасывать биту через один квадрат(один-три-пять-семь-девять);
• седьмой — не смеяться. Во время игры все пытаются рассмешить игрока;
• Восьмой — можно кидать биту из пятого класса (квадрата);
• девятый — бросать биту на «девять» и прыгать с закрытыми глазами;
• десятый — ручеёк (то есть десять раз на одной ноге из первого — в десятый), можно оставить биту там, где она есть[6].
Вариант 4
Забросить биту в квадрат первого класса. Если бита попадает в квадрат с маркировкой «один» и не задевает ни одной линии, можно продолжать. Игрок прыгает в квадрат первого класса и старается не задеть пронумерованную линию. Если бита попала на линию, игрок должен передать ход другому игроку. Если игрок не задел ни одной линии, он может продолжать. Далее игрок должен выпрыгнуть из этого класса, выбив пальцем ноги биту из первого класса. Главное — не задеть линию ни битой, ни ногой. Это позволит пройти первый класс. Если допущена ошибка, нужно либо повторить попытку (если игрок один), либо передать ход другому игроку. Далее сдаётся второй разряд. Бросается бита во второй класс так, чтобы она не задела ни одну из линий.
Не касаясь линии фигуры, прыгнуть сначала на одной ноге к студенту первого курса, а затем к студенту второго курса. Тот отбивает биту носком ноги и выпрыгивает сам. После задание меняется: пройти четвёртый класс, пятый класс,шестой класс и седьмой класс. Игрок берёт биту и прыгает в класс четыре. Ребёнок встает так, чтобы одна нога была в классе четыре, а другая — в классе семь. Затем ребёнок перепрыгивает так, чтобы одна нога была в классе шесть, а другая — в классе пять.
В различных вариациях этой игры игроку необходимо трижды повторить предыдущее действие, удерживая биту в руке. На боку классика может быть нарисован полукруг. Игрок может прыгнуть в него один раз за игру и отдохнуть некоторое время. Осуществляется возвращение назад.
У игроков есть «экзамены», как в школе. Экзамены можно проводить по-разному. Например, они могут поместить биту на носок ноги и пройти все классы, не уронив её и не наступив на линии. Как только это будет достигнуто, классическая игра закончится. Игрок может либо выйти из игры (в этот момент другие игроки обходят другой класс), либо начать игру заново[1].
В следующий раз игрок начинает игру с того класса, в котором была допущена ошибка.
К ошибкам относятся:
1) помещение биты в неправильный класс,
2) наступление на любую из линий классической фигуры;
3) попадание биты в одну из линий классической фигуры. Игрок не выводит биту за пределы классической фигуры, а ведёт её последовательно из класса в класс (как это делается в классической «улитке»)[7].
Примечания
- ↑ 1,0 1,1 Майорова О. Игра моего детства «Классики» . Международный образовательный портал MAAM.ru (28 июня 2015). Дата обращения: 19 июня 2024.
- ↑ 2,0 2,1 Галкина О. Классные «классики» // Игры и игрушки : Журнал. — 2014. — № 5.
- ↑ 3,0 3,1 Плотникова С.В. История игры в классики . Мультиурок (18 июля 2017). Дата обращения: 2 августа 2024.
- ↑ Стеблева Н. Г. Правила игры в классики . Образовательная социальная сеть Nsportal.ru (16 марта 2018). Дата обращения: 2 августа 2024.
- ↑ Классики . Босичком. Игры и развлечения для детей (2014). Дата обращения: 10 июля 2024.
- ↑ Мельник И. Игра классики на асфальте правила, детские классики на асфальте: суть игры, игра с камнем, схемы. Детские игры нарисованные на асфальте, 10 игр на асфальте: правила игр на асфальте . Luckclub (3 сентября 2019). Дата обращения: 19 августа 2024.
- ↑ Зайцева О. П. Игра «Классики» . Педагогическое сообщество УРОК.РФ. Дата обращения: 21 августа 2024.
Данная статья имеет статус «проверенной». Это говорит о том, что статья была проверена экспертом |