Кинезиология
Кинезиология (др.-греч. κίνησις «движение» + λόγος «знание») — наука о движении человека, научная и практическая дисциплина, изучающая мышечное движение во всех его проявлениях. Рассматривает движения с внешней (движения, позы) и внутренней (система внутренних процессов организма, обусловливающих движения) сторон. Кинезиология — это перспективное научное направление, синтезирующее в себе знания и методы из многих отраслей наук, таких как медицина, педагогика, психология, коррекционная и специальная педагогика, логопедия и многие другие[1].
Сведения о кинезиологии[править]
Истоки кинезиологии следует искать почти во всех известных философских системах древности и прогрессивных течениях современности. Так древнекитайская философская система Конфуция (около 2700 года до н. э.) демонстрировала роль определённых движений для укрепления здоровья и развития ума. Сходные элементы содержала древнеиндийская йога, основной целью которой было обретение высших психофизических способностей.
Термин «кинезиология» употреблял П. Лесгафт (1837—1909) в своих публикациях по курсу физического образования. В СССР развивалась преимущественно под названием «биомеханика». Большой вклад в развитие кинезиологии внёс советский психофизиолог и физиолог Н. А. Бернштейн (1896—1966), его концепция физиологии движений составляет теоретическую основу кинезиологии как науки. Согласно разработанной Бернштейном концепции («О построении движений», 1947), движение управляется несколькими уровнями, каждый из которых характеризуется особыми задачами, психологическими и физиологическими механизмами, морфологическим субстратом (например, уровень пространственного поля управляет перемещениями в пространстве, уровень предметных действий — манипуляциями с предметами и т. п.); в зависимости от типа движения и двигательной задачи один из уровней становится ведущим (обычно осознаётся только он), а другие — фоновыми (управляют техническими компонентами движения)[2].
Кинезиология, как кинезотерапия, используется в лечебной физкультуре. Лечебная физическая культура (ЛФК) — метод естественного восстановления функций организма путём воздействия на связки, суставы, мышцы, который позволяет активизировать внутренние резервы, предупредить болезни, спровоцированные вынужденной гиподинамией[3]. При проведении кинезиологического осмотра оценивают двигательную активность с учётом подвижности суставов и состояние мышц. Применяется также в психологии спорта, спортивной педагогике и спортивной медицине[4].
Разделы науки[править]
В общую кинезиологию входит[5]:
- Образовательная кинезиология
- Гимнастика для ума – разработана учеными психологами Гейлом и Полом Деннисон
- Нейрокинезиология
- Спортивная кинезиология
- Медицинское направление
Цели, задачи кинезиологии[править]
Основная цель кинезиологии: Развитие межполушарного воздействия, способствующее активизации мыслительной деятельности[6].
Задачи кинезиологии:
-оптимизировать деятельность головного мозга;
-развивать интеллектуальные и творческие способности;
-развивать способность к обучению и усвоению информации;
-восстанавливать работоспособность и продуктивность деятельности;
-снимать стресс, нервное напряжение, усталость[6].
Примечания[править]
- ↑ «Комплекс кинезиологических игр и упражнений для детей дошкольного возраста» . krasmbdou55.ru. Дата обращения: 4 мая 2024.
- ↑ Бернштейн Николай Александрович . БРЭ. Дата обращения: 4 мая 2024.
- ↑ Кинезотерапия – методы и средства . Дата обращения: 4 мая 2024.
- ↑ Кинезиология . БРЭ. Дата обращения: 4 мая 2024.
- ↑ Кинезиология как основа оздоровительной и адаптивной физической культуры . rep.vsu.by. Дата обращения: 4 мая 2024.
- ↑ 6,0 6,1 Кинезиология, как оздоровительная форма, применяемая в умственном и физическом оздоровлении ребенка. . 2ivushka.ru. Дата обращения: 21 сентября 2024.
Данная статья имеет статус «проверенной». Это говорит о том, что статья была проверена экспертом |