Кембриджская школа политэкономии

Материал из «Знание.Вики»

Кембриджская школа политэкономии (сокр. Кембриджская школа, англ. Cambridge school) — группа экономистов, к которой принято относить учеников и последователей Альфреда Маршалла, преподававшего в Кембриджском университете в 1868—1877 и в 1885—1908 годах[1].

Альфред Маршалл

Представители школы: А. Пигу, Дж. Н. Кейнс, Дж. М. Кейнс, Д. Робинсон, Н. Калдор, П. Сраффа и другие. В 1903 году усилиями Маршалла в Кембридже впервые в мире была введена специализация по экономической и политической наукам (ранее экономику преподавали в рамках специализации по «моральным наукам»). Большое значение для формирования школы имела книга Маршалла «Принципы экономической науки»[2] (1890), систематизировавшая основные достижения маржиналистской революции в экономической науке[3]. Основы его теории, изложенные в этой работе, стали не только систематизацией и обобщением положений пострекардианской английской политэкономии и других течений. Она положила начало новому направлению современной экономической науки — неоклассической политэкономии[4].

Деятельность

Кембриджскую школу отличала установка на полезность экономического анализа для потенциальных потребителей: правительств, фирм, профсоюзов. Проповедовался методологический плюрализм — метод исследования определялся исходя из особенностей предмета, индукция и дедукция были равно допустимы и необходимы. Для кембриджской школы характерна также умеренно левая, реформистская позиция в области экономической и социальной политики[3].

Основным объектом изучения кембриджской школы вначале являлась экономика фирм и отраслей промышленности: проблемы экономии на масштабах, несовершенной конкуренции, жизненного цикла фирм. Большое значение имела книга Джоан Робинсон «Теория несовершенной конкуренции» (1933). В дальнейшем определяющее влияние на кембриджских экономистов оказывал Джон Мейнард Кейнс и его книга «Общая теория занятости, процента и денег» (1936), а позднее — направление, получившее название посткейнсианство. В этот период в центре внимания наследников кембриджской школы оказались макроэкономические проблемы[3].

В отличие от Лозаннской школы (Леон Вальрас, Вильфредо Парето и другие), представители кембриджской школы пользовались методом не общего, а частичного равновесия. Для того чтобы применить экономический анализ, следовало первоначально выделить отдельные рынки, отрасли или районы. При анализе рынков в сферу рассмотрения всякий раз входил рынок одного блага и рынки, непосредственно с ним связанные: заменяющих (субститутов) и дополняющих (комплементарных) благ. Состояние всех других рынков принимали за прочие равные (ceteris paribus) и абстрагировались от него. По мнению Маршалла и его последователей, это делало экономический анализ более практичным, хотя и менее строгим[3].

См. также

Примечания

  1. The Cambridge Neoclassicals («Marshallians»)
  2. Принципы экономической науки. Пер. с англ.
  3. 3,0 3,1 3,2 3,3 Кембриджская школа. Большая российская энциклопедия. Дата обращения: 11 сентября 2024. Архивировано 5 октября 2024 года.
  4. Кембриджская школа и начало неоклассической политэкономии. Взгляды А. Маршалла. elar.urfu.ru. Дата обращения: 11 сентября 2024.

Ссылки