История моды
Мода — кратковременное господство или популярность каких-либо вкусов, прежде всего в одежде. Мода представляет собой периодическую смену образцов культуры, массового сознания и поведения. Мода присутствует в самых различных сферах человеческой деятельности — в оформлении внешности человека и непосредственно среды его обитания (интерьер, бытовые вещи), а также в искусстве, архитектуре, экономике, политике, науке, речевом поведении. Будучи сложным многоаспектным явлением, мода служит объектом изучения различных наук — истории культуры, социологии, психологии, экономической науки, социальной антропологии, эстетики, семиотики[1].
Ещё в XX веке специалисты выявили ритмичность в колебаниях высоты подола, а затем в появлении тех или иных силуэтов. С тех пор изучение цикличности модных тенденций не продвинулось дальше, поскольку поиск вели во внешних признаках, а не в сути самого явления, напрямую связанного с психологией общества. Именно востребованность того или иного образа-типа человека и связанного с ним стиля жизни (куда относятся архитектура, интерьер, одежда, предметы декоративного и прикладного искусства) провоцирует появление общего исторического стиля. Конечно, каждая страна, адаптируя общие стилевые/модные тенденции, придает им свой колорит в соответствии с национальным характером, так же как и каждый человек, одеваясь модно, вносит свое видение в модный образ. Зная последовательность повторения стилей/ моды и периодичность цикла, можно смело прогнозировать появление модных тенденций в мировой моде в целом и с учётом национальной специфики в каждой стране отдельно.
Таким образом, предложенная книга — это первое углубленное изучение истории моды во взаимосвязи со стилем каждого исторического периода. В ней рассмотрено и влияние национального характера стран, адаптирующих модные тенденции. Анализ взаимосвязи стилей и образов позволил вычислить периодичность, с которой повторяются модные тенденции, соответствующие доминирующему на этот момент психотипу.
История моды начинается с ранней истории человечества, когда люди начали создавать украшения, чтобы выделиться среди других и украсить свое тело. Одежда была изначально функциональным предметом, защищающим от холода и других природных условий. В процессе времени одежда стала не только функциональным, но и символическим элементом культуры. В ранние времена одежда была связана с религиозными и культурными обрядами.
В русский язык слово мода пришло в XVII веке, было заимствовано из немецкого или французского (La mode, Mode). В эпоху Петра I оно означает «образец», «манер». С 1779 в России стал выходить журнал мод «Модное ежемесячное издание».
Вплоть до XIX века слово «мода» используется как синоним слову «обычай». В дальнейшем слова «мода» и «обычай» начинают толковать как антонимы, понимая под обычаем нечто традиционное и постоянное, а под модой — нечто быстротечное и проходящее.[2]
Мода является объектом изучения многих гуманитарных наук одновременно — психологии, социологии, эстетики. Исследователи различают функции моды в обществе в соответствии с принадлежностью к той или иной сфере гуманитарного знания. К примеру, известный социолог, один из первых теоретиков моды, Г.Зиммель определяет моду как одну из многих форм жизни, посредством которых тенденция к социальному выравниванию соединяется с тенденцией к индивидуальному различию и изменению в единой деятельности. Социальное выравнивание возникает как результат психологической тяги к подражанию. По мнению Зиммеля, подражание позволяет снять с индивида ответственность за выбор и обеспечивает социальную опору. Вместе с тем, в индивиде живёт и потребность к дифференциации, к выделению себя из массы. Мода позволяет удовлетворить и эту потребность, причем в условиях, когда возможности для самореализации индивида в других сферах ограничены, мода может приобретать самые экстравагантные формы. Как пример Зиммель приводит женскую моду XIV-XV веков, сравнивая Германию и Италию. Если в Германии той эпохи женщинам возбранялись свобода передвижения и развития, они компенсировали это самыми гипертрофированными нарядами. В это же время в Италии женщины пользовались доселе невиданной свободой индивидуального развития, и у нас нет никаких сведений об экстравагантных нарядах в то время в том регионе. Вместе с тем функция разделения, как считает Зиммель, объясняет то, что новые моды чаще всего возникает в наименее консервативных, иногда маргинальных кругах общества — пария, подхватывая новую моду, выражает свое отношение к консервативному слою общества, которое его не принимает.
Отчасти, это мнение имеет под собой основу — кутюрье нередко становились люди с тяжелой судьбой или нетрадиционной ориентации, которые именно в мире моды могли сохранить свою инаковость, и в то же время выйти в совершенно иной слой общества благодаря своей творческой энергии и дару создания новых образцов для подражания. Таким образом, мода парадоксально объединяет в себе противоположные функции — связывания и разъединения.