Исмагилов, Загир Гарипович

Эта статья входит в число готовых статей
Эта статья прошла проверку экспертом
Материал из «Знание.Вики»
Загир Гарипович Исмагилов
Портрет
Дата рождения 8 января 1917(1917-01-08)
Место рождения деревня Серменево Белорецкого района Оренбургская губерния, Российская империя
Дата смерти 30 мая 2003(2003-05-30) (86 лет)
Место смерти Уфа, Башкортостан, Российская Федерация
Страна  СССР
 Россия
Профессии композитор, музыкальный педагог
Инструменты фортепиано, курай
Жанры опера
Награды

Заги́р Гари́пович Исмаги́лов (8 января 1917, деревня Верхне-Серменево, Верхнеуральский уезд, Оренбургская губерния, Российская империя — 30 мая 2003, Уфа, Российская Федерация[1]) — композитор, педагог, музыкально-общественный деятель, профессор. Народный артист СССР (1982), Народный артист РСФСР (1968), Народный артист БАССР (1963). Заслуженный деятель искусства РСФСР (1955). Член союза композиторов СССР (1942). Лауреат Государственной премии Российской Федерации имени Глинки, является крупнейшим представителем оперного искусства Республики Башкортостан[2].

Биография

Загир Гарипович родился в крестьянской семье, отец его был лесорубом. Поэтому с малых лет будущий композитор привык к тяжёлому труду жителя села, находил радость лишь в курае (башкирский национальный музыкальный инструмент), на котором с детских лет играл мастерски и с удовольствием. Именно в юные годы сложилась та основа, на которой выросло творчество будущего композитора: упорный труд, любовь к народному музыкальному инструменту и народным мелодиям. Отец хотел дать сыну карьеру лесовода, поэтому первое образование Загир Гарипович получил в Инзерском лесохимическом техникуме. Работал в Белорецком леспромхозе техником-таксатором[3].

Будущий композитор даже не мечтал о знаменитой карьере музыканта. Как не странно, но Загир Исмагилов мог и не стать великим композитором, чьё имя гремело во всех уголках Советского Союза, если бы не случай. В 1935 году на гастроли в Белорецк приехал Башкирский академический театр оперы и балета, так получилось, что им был нужен кураист, вызвался сыграть Исмагилов. После ошеломительно успешного выступления Загира Гариповича знакомый артист, земляк будущего композитора Арслан Мубаряков посоветовал ехать в Уфу учиться в театральной студии при театре. Так, Загир Исмагилов стал работать в театре, снискал славу хорошего кураиста и даже пробовал силы в качестве драматического артиста[4].

По окончании учёбы он поступил в башкирскую национальную студию при Московской консерватории имени П. И. Чайковского на композиторское отделение. Здесь были написаны его первые песни. После завершения обучения в студии Загир Гарипович окончил композиторский факультет по классу композиции Владимира Фере. Дипломной работой при окончании Московской консерватории стала опера «Салават Юлаев», первая национальная героическая опера[3].

В период Великой Отечественной войны Загир Исмагилов жил и работал в Уфе, принимал участие во фронтовых концертах и писал песни на патриотическую тематику[3].

Творчество

Памятник Загиру Исмагилову

В 1954 году Исмагилов окончил Московскую государственную консерваторию имени Петра Ильича Чайковского. В 1941—1944 годы — ответственный секретарь, в 1954—1978 годы — председатель Башкирского отделения Союза композиторов СССР. Также являлся организатором и первым ректором Уфимского государственного института искусств (ныне Уфимская государственная академия искусств имени Загира Исмагилова). Загир Исмагилов — один из основоположников башкирской оперной музыки. Автор более 300 песен и романсов, хоровых кантат и симфонических поэм. Популярны его ранние песни 40-х годов: «Шаймуратов-генерал», «Котелок, мой котелок», «Чай грузинский — мёд башкирский», «Лети, мой гнедой». Широко известны лирические песни последующих лет: «Я люблю тебя», «Вечерняя Агидель», «Где ты, милый мой?», «Первая любовь», «Янгузялем». Жемчужиной песенно-романсового творчества композитора является песня «Былбылым» («Соловей»), в которой нашли воплощение жанровые особенности песен узункюй[5].

Композитор выступает продолжателем музыкально-стилистических традиций романтизма. Основой сочинений Загира Исмагилова стал башкирский фольклор, определивший песенно-вокальную природу его творчества[5].

Оперы

Особенно ярко талант композитора раскрылся в оперном жанре. Оперы «Салават Юлаев», «Шаура», «Волны Агидели», «Послы Урала», «Акмулла», «Кахым-туря», музыкальная комедия «Кодаса» — вершины его творчества. Содержание опер Исмагилова отражает глубокий интерес композитора к истории своей Родины, своего народа, судьбам его лучших представителей. Успешная премьера первой оперы композитора «Салават Юлаев» (дипломная работа к окончанию консерватории), состоявшаяся в дни Декады башкирской литературы и искусства в Москве в 1955 году, определила её дальнейшую сценическую судьбу (4 редакции, свыше 80 постановок)[6]. Опера прославляет дружбу башкирского и русского народов. В опере «Послы Урала», написанной в 1982 году к 425-летию добровольного вхождения Башкортостана в Россию, автор продолжил традицию героико-эпической оперы на историческую тему, начатую в «Салавате Юлаеве». Опера «Акмулла», поставленная в 1996 году, отражает основные этапы жизненного пути башкирского философа, поэта-просветителя и гуманиста 19 века Мифтахетдина Акмуллы. Подвигу башкирских воинов в Отечественной войне 1812 года посвящена опера «Кахым-туря»[7].

Опера «Салават Юлаев»

Темой дипломной работы (оперы) по окончании консерватории молодой студент Исмагилов З. Г. избрал повесть о Салавате Юлаеве и борьбе башкирского народа за освобождение. Он тщательно изучил исторические справки и материалы об эпохе Крестьянской войны, деятельность Пугачева и Салавата, для придания большей достоверности своей работы выезжал на малую родину Салавата Юлаева, посещал места, где проходили сражения его предков за независимость. Сразу в поездках знакомился с народными песнями, сложенными о тех временах[3].

Литературным источником оперы стала драма «Салават» Баязита Бикбая, на которую горячо отозвался Загир Гарипович. Впоследствии выпустил либретто к этому произведению.

«Я рукоплескал этой книге, так как нашёл в ней то, что волновало меня. Там были и мои мысли, и мои чувства», — вспоминал Загир Исмагилов[8].

Работа над оперой была в центре внимания литературных и музыкальных деятелей. Загиру Исмагилову предстояло воссоздать образ человека, любимого народом, легендарного героя, вдохновенного поэта, певца-импровизатора, человека, о котором народ хранит в памяти множество песен и легенд. В 1954 году завершена работа над оперой и 21 августа этого же года состоялось прослушивание. Первое же знакомство с произведением молодого композитора было впечатляющим[8].

Анатолий Бакалейников, главный режиссёр оперного театра: «Качество музыки высокое. Она захватывает своей эмоциональностью, страстностью и вообще своим темпераментом. В музыке оперы нет мозаичности, её части и звенья органически связаны друг с другом»[8].

Людмила Атанова, музыковед: «Бывают в жизни случаи, когда запоминаются навсегда… С этого произведения начинается настоящая башкирская опера. Новое произведение производит большое впечатление»[8].

Новое произведение молодого композитора получило сценическое воплощение в театре оперы и балета в 1955 году, и в том же году, во время декады башкирской литературы и искусства в Москве, с ним познакомились жители столицы. Спектакли проходили в помещении филиала Большого театра Союза ССР. Опера «Салават Юлаев» была показана в Москве 4 раза. Первыми представлениями дирижировал Василий Васильевич Целиковский, советский дирижёр, педагог, народный артист РСФСР. Спектакль имел беспримерный успех. Слава новой оперы, встреченной как выдающееся событие в культурной жизни республики, вышла за её пределы. Роль Салавата в первой редакции исполнил Заслуженный артист РСФСР, первый башкирский оперный певец Хабир Галимов, на следующем спектакле ведущую партию исполнил Народный артист РСФСР Магафур Хисматуллин[8].

Ильгам Валиев, Заслуженный артист Республики Башкортостан и Республики Татарстан: «Эта роль была моей первой крупной партией после окончания в Уфимском институте искусств. в 2004 году я работал над образом Салавата, слушая Магафура Хисматуллина. Мне повезло, что его сын Марат был режиссёром этой постановки и моим педагогом по оперной подготовке. Сейчас же я приобрёл какой-то опыт, голос окреп, сам окреп, и мозги по-другому работают. По-другому чисто физически себя чувствую, более уверенно»[8].

Народный поэт Республики Башкортостан Мустай Карим также проникновенно отозвался о впервые услышанном произведении:

«Помню, как 45 лет назад в Москве, в маленькой квартире, Загир сыграл для меня на пианино только что завершённую увертюру к „Салавату Юлаеву“. Я был потрясён. Когда прозвучал последний аккорд, я взглянул на лицо друга. Оно было встревоженным и вдохновенным. Я почему-то встал и закрыл форточку, будто испугался, что эти мелодии могут исчезнуть из дома и где-то заблудятся. Но, оказывается, мелодии не могут исчезнуть. Чем дальше уходят они, тем ближе слышны. Загир доказал это своим делом»[8].

«Оперы Загира Исмагилова — это то драгоценное наследие, которое должно знать подрастающее поколение. Не будем забывать, что сильная сторона национальных произведений в их эксклюзивности. Они говорят о ценности и самобытности каждого народа», — Ильмар Альмухаметов, генеральный директор Башкирского государственного театра оперы и балета[8].

«Композитор талантливо соединил каноны героико-эпической оперы с башкирской тематикой, народными мелодиями, национальным колоритом. История зазвучала, запела, вот почему эта опера воспринимается как нам музыкальный символ», — Артём Макаров, главный дирижёр Башкирского государственного театра оперы и балета[8].

Именно с оперой «Салават Юлаев» впервые пришло признание башкирской школе композиторов. За создание оперы «Салават Юлаев» композитор был удостоен почётного звания Заслуженного деятеля искусств Российской Федерации[8].

Песня «Шаймуратов-генерал»

В год 75-летия Великой Победы и после присвоения Звания Героя Российской Федерации легендарному командиру Башкирской дивизии генералу Шаймуратову песня получила новый виток популярности. Впервые песню исполнил на башкирском языке солист башкирского государственного театра оперы и балеты Габдурахман Хабибуллин в марте 1942 года. Для фронтовиков и джигитов, отправлявшихся на войну, она стала музыкальной эмблемой тех лет. Её оригинал на башкирском языке написан поэтом-фронтовиком Кадыром Даяном, перевод на русский язык сделан его другом, ленинградским поэтом-фронтовиком Михаилом Дудиным. Песня на музыку Загира Исмагилова стала поистине народной[7].

Память

Награды и звания

Примечания

  1. Биограф. Загир Исмагилов.
  2. 2,0 2,1 Почётные граждане. Исмагилов Загир Гарипович // Муниципальный район Белорецкий район Республики Башкортостан : сайт.
  3. 3,0 3,1 3,2 3,3 Мила Киян. Загир Исмагилов: человек, познакомивший мир с башкирской оперой // Комсомольская правда : сайт. — 2016. — 7 сентября.
  4. www.kino-teatr.ru. Загир Исмагилов.
  5. 5,0 5,1 5,2 https://www.kulturarb.ru. Загир Исмагилов.
  6. Пресс-служба Управления по делам архивов РБ. Гордость музыкального искусства // Уфимский государственный институт искусств имени Загира Исмагилова : сайт. — 2022. — 19 января.
  7. 7,0 7,1 Загир Исмагилов ‑ символ музыкального искусства Башкортостана (К 100-летию со дня рождения композитора) // bashinform.ru : сайт. — 2017. — 8 января.
  8. 8,0 8,1 8,2 8,3 8,4 8,5 8,6 8,7 8,8 8,9 Из истории оперы З.Исмагилова «Салават Юлаев» // Национальная библиотека имени Заки Валиди : сайт. — 2022. — 16 июня.

Ссылки