Инцидент с подводным аппаратом «Титан»
| Инцидент с подводным аппаратом «Титан» | |
|---|---|
| | |
| Тип | Кораблекрушение |
| Причина | Имплозия |
| Страна | Нейтральные воды |
| Место | Северная Атлантика, близ обломков «Титаника» |
| Дата | 18 июня 2023 |
| Погибших | пять человек |
Крушение глубоководного обитаемого аппарата «Тита́н» — трагический инцидент случившейся 18 июня 2023 года после очередного погружения к обломкам лайнера «Титаник», затонувшего в 1912 году. В ходе имплозии и мгновенного разрушение прочного корпуса «Титана» огромным внешним давлением все находившиеся на борту пять человек мгновенно погибли, а сам аппарат был уничтожен[1][2].
Хронология событий
Подводный аппарат «Titan» американской компании OceanGate 16 июня 2023 года вышел из Сент-Джонса (Ньюфаундленд) и 18 июня в 08:00 по североамериканскому восточному времени (15:00 мск) предпринял попытку погружения к месту гибели знаменитого лайнера Титаник в Северной Атлантике затонувшего в 1912 году. Однако примерно через час сорок пять минут — два часа потерял связь с кораблем-носителем Polar Prince. При этом команда сообщила о нештатной ситуации не сразу, а лишь через восемь часов после начала миссии, поскольку проблемы со связью наблюдались и во время некоторых предыдущих экспедиций. На его борту находились пять человек: пилот, британский миллиардер Хамиш Хардинг, основатель компании-оператора OceanGate Стоктон Раш, французский профессиональный акванавт Поль-Анри Наржоле, британский бизнесмен с пакистанскими корнями Шахзада Давуд и его сын Сулейман. Производителем батискафа предусмотрено, что тот сможет работать в режиме чрезвычайной ситуации максимум девяносто шесть часов[3][4][5].
Первой о пропаже подводного аппарата в Атлантическом океане сообщила 19 июня вещательная корпорация Би-би-си со ссылкой на береговую охрану Бостона. По информации Sky News, батискаф должен был посылать каждые пятнадцать минут сигнал, означающий, что все системы работают штатно и утрата связи с аппаратом указывает на возможную проблему с электричеством, поэтому внутри батискафа сейчас «очень холодно и очень темно». Телекомпания NBC со ссылкой на представителя Береговой охраны США сообщила, что запас кислорода на батискафе иссяк 22 июня к 14:08. Вечером 22 июня по московскому времени были найдены обломки батискафа, позже береговая охрана США подтвердила гибель экипажа. Глава Министерства иностранных дел Великобритании Джеймс Клеверли объявил о гибели трёх британских граждан на батискафе и выразил соболезнования их семьям[3][4][5].
Поисково-спасательная операция
Поисковую операцию возглавила Береговая охрана США, так как эта часть Атлантического океана находится в юрисдикции Соединенных Штатов. По её данным, операция охватила территорию в десять тысяч квадратных миль, что эквивалентно двадцати пяти тысячам квадратных километров. Канада отправила в район операции военный самолет CP-140, предназначенный для поиска и уничтожения подводных лодок и надводных кораблей противника, а также спасательный самолет и корабль «Kopit Hopson 1752». На место поисков направилось французское океанографическое судно «Atalante» с глубоководным автономным аппаратом, который может опускаться на глубину в несколько тысяч метров. Так же координатор по стратегическим коммуникациям в Совете национальной безопасности США Джон Кёрби заявил о готовности Военно-морских сил США в случае необходимости принять участие в поисках. Великобритания направила на поиски глубоководный аппарат «Juliet» компании «Magellan Limited»[5].
К вечеру 22 июня на месте поисков батискафа в Атлантике обнаружили фрагменты его обломков. Береговая охрана США заявила, что с помощью подводного дистанционно управляемого аппарата были обнаружены обломки «Титана», из анализа которых следует, что произошло катастрофическое разрушение корпуса аппарата из за взрыва. Предположительно, именно он стал причиной гибели находившихся на борту людей. 28 июня обломки «Титана» были подняты со дна океана и доставлены на коммерческом судне «Horizon Arctic» в порт канадского города Сент-Джонс[6]. 29 июня Береговая охрана США сообщила, что помимо обломков были обнаружены и подняты со дна океана предполагаемые человеческие останки[7]. Расследование показало, что «Титан» погиб в результате «катастрофической имплозии» — направленного внутрь разрушительного воздействия, зафиксированного американской секретной гидроакустической системой. Корпус аппарата не выдержал огромного давления и схлопнулся буквально за доли секунды. Все произошло настолько быстро, что его пассажиры скончались мгновенно, не успев осознать ужаса происходящего[3].
Описание аппарата
Глубоководный обитаемый аппарат «Титан», произведённый американской компанией OceanGate и его разработка велась совместно c Вашингтонским университетом. С 2021 года аппарат использовался для глубоководных погружений, в том числе к остову лайнера «Титаник», затонувшего в 1912 году. «Титан» использовался для научных исследований и сбора данных, производства медиапродукции, глубоководных испытаний, а также в туристических целях[8][9].
Центральная часть корпуса аппарата состояла из цилиндрической углепластиковой трубы с толщиной стенки пяти дюймов. К торцам трубы, имеющим титановые фланцы, присоединялись две титановые полусферы. В передней полусфере имелся иллюминатор, к задней полусфере крепился конический обтекатель[10]. Аппарат не был мореходен и нуждался в судне-носителе, которым был Polar Prince. По словам производителя, аппарат развивал скорость три узла, или 5,6 километров в час[11]. Длина подводного аппарата составляла 6,7 метра, ширина — 2,8 метра, высота — 2,5 метра, внутренний диаметр корпуса — 1,42 метра, вес — 9525 килограммов[12]. Вместимость батискафа составляла пять человек, возможность погружения была заявлена в четыре тысячи метров
Проблемы с безопасностью
Многочисленные вопросы, касающиеся адаптации «Титана» к погружениям на экстремальные глубины, возникли ещё во время спасательной операции. Обсуждалась система управления батискафом, которое осуществлялось при помощи слегка модернизированного игрового джойстика «Logitech» стоимостью двадцать долларов. Кроме того, выяснилось, что на аппарате не было даже элементарной навигации, а ориентирование в толще воды осуществлялось при помощи сообщений со вспомогательного судна[3]. Поскольку «Титан» работал в международных водах, на него не распространялись никакие правила безопасности. Судно не было сертифицировано как мореходное каким-либо регулирующим органом или сторонней организацией[13].
Авторы документального фильма «Титан»: Катастрофа OceanGate», вышедшего на Netflix 11 июня 2025 года, предполагают, что аппарат не одобрила бы ни одна независимая экспертиза. Бывшие инженеры компании, опрошенные журналистами, описывают Стоктона Раша как безрассудного, постоянно торопящегося руководителя, который недостаточно заботился о безопасности пассажиров, а также воспринимал конструктивную критику проекта как личное оскорбление. В фильме также рассказывается об изначально некачественных материалах «Титана», не предназначенных для глубоководных экспедиций. Нити корпуса из углеродного волокна постепенно разрушались под давлением, издавая характерный щелкающий звук во время погружений, что, «вероятно, было явным предупреждением, что что-то может пойти не так»[3]. В целом многие эксперты сошлись во мнении, что батискаф не был приспособлен к погружениям на огромные глубины, которые по сложности и опасности можно сравнить с выходом в открытый космос. Джеймс Кэмерон, снявший знаменитую драму «Титаник», был поражен сходством катастрофы лайнера 1912 года с гибелью батискафа спустя сто одиннадцать лет лет. По его словам, в том и другом случае к трагедии привели чрезмерная самонадеянность и постоянное игнорирование предупреждений о высочайшем риске[3].
Люди на борту
- Стоктон Раш — командир подводного аппарата, генеральный директор и основатель компании OceanGate, разработавший «Титан».
- Хамиш Хардинг — британский бизнесмен, авиатор и космический турист, основатель корпорации Action Group и председатель Action Aviation
- Шахзада Давуд — британо-пакистанский бизнесмен, глава корпорации Dawood Hercules, член консультативного совета Prince's Trust и попечитель Института SETI
- Сулеман Давуд — сын Шахзады Давуда, студент Стратклайдского университета
- Поль-Анри Наржоле — член Французского института исследований и эксплуатации моря
Примечания
- ↑ Patil, Anushka The debris found today was "consistent with catastrophic loss of the pressure chamber" in the submersible, Mauger said.. The New York Times (22 июня 2023). Дата обращения: 9 августа 2025.
- ↑ Amos, Jonathan Titanic sub live updates: Crew of Titan sub believed to be dead, says vessel operator. BBC News. Дата обращения: 9 августа 2025.
- ↑ 3,0 3,1 3,2 3,3 3,4 3,5 Крушение батискафа «Титан». Что известно о катастрофе спустя два года. Странные совпадения, судебные разбирательства и результаты расследований. РБК. Дата обращения: 10 августа 2025.
- ↑ 4,0 4,1 Продолжаются поиски пропавшего батискафа Titan. Коммерсантъ. Дата обращения: 10 августа 2025.
- ↑ 5,0 5,1 5,2 Что известно о ситуации с крушением батискафа в Атлантике. ТАСС. Дата обращения: 10 августа 2025.
- ↑ Обломки батискафа "Титан" выгрузили на канадском побережье. «Интерфакс» (28 июня 2023). Дата обращения: 10 августа 2025.
- ↑ Береговая охрана США извлекла предполагаемые останки погибших в батискафе "Титан". «Интерфакс» (28 июня 2023). Дата обращения: 29 июня 2023. Архивировано 28 июня 2023 года.
- ↑ Submersible used to take tourists to see Titanic wreck goes missing in Atlantic Ocean (англ.). Sky News (19 июня 2023). Дата обращения: 10 августа 2025.
- ↑ What we know about the passengers on board missing Titanic submersible (англ.). Sky News (19 июня 2023). Дата обращения: 10 августа 2025.
- ↑ Titan Submersible. OceanGate. Дата обращения: 10 августа 2025.
- ↑ Hickey, Hannah. UW, local company building innovative deep-sea manned submarine. UW News (8 октября 2013). Дата обращения: 10 августа 2025.
- ↑ Enokido-Lineham, Olive UK billionaire Hamish Harding on board missing Titanic submersible, family confirms. Sky News (19 июня 2023). Дата обращения: 10 августа 2025.
- ↑ Porter, Tom The missing Titanic sub fell outside safety rules by operating in international waters beyond the law, experts say. Insider (21 июня 2023). Дата обращения: 10 августа 2025.
Ссылки
- Крушение батискафа «Титан». Что известно о катастрофе спустя два года. Странные совпадения, судебные разбирательства и результаты расследований. РБК. Дата обращения: 10 августа 2025.
- Продолжаются поиски пропавшего батискафа Titan. Коммерсантъ. Дата обращения: 10 августа 2025.
- Что известно о ситуации с крушением батискафа в Атлантике. ТАСС. Дата обращения: 10 августа 2025.