Титаник
«Титаник» — трансатлантический лайнер, построенный в 1912 году. Был одним из самых больших кораблей своего времени. В ночь с 14 на 15 апреля 1912 года произошла самая громкая в истории морская катастрофа: столкнувшись с айсбергом, корабль-гигант затонул.
Строительство лайнера
«Титаник» был одним из самых больших кораблей своего времени, построенным в 1912 году. Он был создан компанией White Star Line, которая специализировалась на трансатлантических пассажирских перевозках. «Титаник» был первым кораблём серии «Олимпик», которая состояла из трёх кораблей: Олимпика, Титаника и Британника.
Официальной датой начала строительства считается 31 марта 1909 года. Спустя два года, 31 мая 1911 года, «Титаник» был спущен на воду. Все строительные работы были завершены 31 марта 1912 года, и уже 2 апреля выполнены ходовые испытания в заливе Белфаст-Лох и Ирландском море. В процессе испытаний никаких нарушений в стандартах работы выявлено не было.
Изначально он был задуман как самый большой, быстрый и надёжный корабль в мире. Его длина составляла 268,98 м, ширина — 28,2 м, расстояние от ватерлинии до шлюпочной палубы — 18,4 м. Масса судна достигала 46 328 тонн. У лайнера было 10 палуб[1].
Судно предназначалось для пассажиров трёх классов. Для пассажиров первого класса на борту парохода оборудовали библиотеку, спортивный зал, живой сад, площадку для игры в сквош, бани, первый в мире бассейн с подогревом, был предусмотрен даже салон красоты (парикмахерская) — всё было сделано для комфорта состоятельных людей. В то же время пассажиры третьего класса теснились в маленьких каютах, на всех было предоставлено только две ванны[2]. Стоимость билета первого класса до Нью-Йорка составляла 2,5 тыс. $, сегодня это примерно 79,2 тыс. $. Самые дорогие номера стоили более 103 тыс. $ по курсу 2024 года.
Первый и последний рейс корабля
«Титаник» отправился в свой первый и последний рейс 10 апреля 1912 года. Он должен был пересечь Атлантический океан и доставить пассажиров из Саутгемптона, Англия, в Нью-Йорк, США.
Во время пути на палубе то и дело устраивали танцы, пускали фейерверки, показывали фокусы. Поэтому когда на палубу обрушились осколки льда, никто не сомневался, что это очередное развлечение для пассажиров. Выжили свидетели, которые говорят о том, что льдинками играли в футбол вместо того, чтобы спасаться.
На борту корабля находился Джон Джейкоб Астор IV — предприниматель, писатель, изобретатель, подполковник и участник испано-американской войны. Он был самым богатым пассажиром «Титаника». Его состояние на момент круиза — 85 млн $. По курсу 2024 года оно бы составило около 2,7 млрд $. Миллионер мечтал о создании искусственных дождей и выпустил фантастический роман «Путешествие в иные миры» (1894)[2].
На борту корабля находилась Элизабет Глэдис Миллвина Дин. На момент путешествия ей исполнилось всего 2,5 месяца. Она была самым юным пассажиром «Титаника». Родители малышки решили продать свой трактир в Англии и перебраться в США. Они купили билеты на другой пароход, но забастовка угольщиков привела к замене лайнера. Семья путешествовала в третьем классе. В момент катастрофы отец семейства посадил в спасательную шлюпку жену, дочь и сына и спас всех, кроме себя. Миллвина Дин умерла в возрасте 97 лет в 2009 году. Никаких воспоминаний о той трагедии в её памяти не осталось[2].
Крушение «Титаника»
Кораблестроители утверждали, что это непотопляемое судно, оборудованное всем необходимым. Но уже первый рейс закончился трагедией.
- Столкновение с айсбергом произошло 14 апреля 1912 года в 23:40, спустя 10 минут после его обнаружения.
- Последняя передача сигнала бедствия с корабля произведена 15 апреля 1912 года в 10:02.
- Корабль скрылся под водой 15 апреля 1912 года в 20:02.
Команда не была подготовлена к возможной катастрофе. Кроме того, часть людей охватила паника, на палубе произошло столпотворение, а некоторые пассажиры считали, что это просто очередное развлечение и не спешили спасаться.
Капитан Эдвард Смит считался самым опытным морским капитаном. «Титаник» должен был стать его последним рейсом. Но по мнению историка Пола Лоуден-Брауна капитан Смит был слишком стар для управления таким судном и уже совершил несколько промахов на других рейсах в Нью-Йорк. Например, однажды он отказался от буксира и сделал на корабле то, что называют «полицейским разворотом», сильно повредив судно[3].
В час трагедии капитан получил по радио предупреждение, что точно в том районе, куда направлялся «Титаник», находились айсберги. Он мог сбросить скорость с 20 узлов до 10, и тогда лайнер прошел бы мимо ледяной глыбы. Это доказали учёные и команда высококлассных морских офицеров, которые провели соответствующий эксперимент на самом большом тренажёре в канадском городе Сент-Джонсе. Согласно выводам экспертов, в возникшей неразберихе капитан потерял контроль над ситуацией и не следовал строгим инструкциям. Он отдал приказ выпустить сигнальные ракеты, но и это сделали неправильно. Их надо было запускать с интервалом ровно в 60 секунд, а по факту это произошло хаотично. Поэтому никто из экипажей других кораблей не расценил искры в небе как мольбу о помощи[3].
На корабле не хватало спасательных шлюпок. Было запланировано оснастить туристический лайнер почти 70-ю шлюпками, но на деле на палубы подняли только 20 лодок. По мнению руководства, шлюпки портили внешний вид судна и разрушали созданный миф о непотопляемости лайнера. Общая их вместимость составляла 1178 человек. Большая часть пассажиров могли бы выжить, если бы все пространство, спроектированное для 60 спасательных шлюпок, было ими заполнено. При столкновении с айсбергом первую лодку спустили на воду лишь спустя один час после инцидента. В этот момент температура воды в океане составляла −2 °C. Большинство из тех, кто не попал в шлюпки, а барахтался в воде в спасательных жилетах, умерли от переохлаждения. У остальных случился сердечный приступ[2].
На момент крушения на «Титанике» находилось 3320 человек: Не смогли выжить 1503 человека, из них 815 пассажиров и 688 членов экипажа.
Гибель лайнера признана катастрофой века.
История «Титаника» в литературе и кино
Первыми отреагировали поэты: в прессе появилось множество элегий, посвящённых трагедии. Эдвин Дрю выпустил сборник стихов, в которых были описаны страшные события . Томас Харди, известный поэт того времени, опубликовал стихи, в которых осуждалось лицемерие, стремление к роскоши, безрассудство. Стали появляться документальные хроники, авторами которых были спасшиеся пассажиры «Титаника», среди них Артур Рострон и Арчибальд Гресли — эти люди и до этого занимались писательством и по воле случая оказались на борту корабля. Спустя время стали появляться настоящие бестселлеры, посвящённые крушению «Титаника»:
- Клайв Касслер, «Поднять Титаник», 1994;
- Уильям Сейл, "Шерлок Холмс и трагедия «Титаника»,1996;
- Лия Флеминг, «Спасенная с Титаника», 2014.
Трагедия «Титаника» получила отражение в кино[4]:
- Гибель «Титаника», режиссёры Вернер Клинглер, Херберт Зельпин. 1943.
- «Титаник», режиссёр Жан Негулеско. 1953.
- Гибель «Титаника», режиссёр Рой Уорд Бэйкер. 1958.
- Непотопляемая Молли Браун, режиссёр Чарлз Уолтерс. 1964.
- National Geographic: Секреты «Титаника», режиссёры Боб Баллард, Грэм Херли, Николас Ноксон. 1986
- «Титаник», режиссёр Лутц Бусчер. 1984.
- «Титаник», режиссёр Джеймс Кэмерон. 1997.
- «Титаник»: Абсолютно новая история, режиссёр Даг МакКолли. 1998.
- Призраки бездны: «Титаник», режиссёр Джеймс Кэмерон. 2003.
- «Титаник»: Рождение легенды, режиссёр Уильям Лайонс. 2005.
- Спасение «Титаника», режиссёр Морис Суини. 2012.
- «Титаник»: Кровь и сталь. Сериал, 2012.
Примечания
- ↑ 57 увлекательных фактов о Титанике . usatoday.com (12 апреля 2019). Дата обращения: 17 октября 2023.
- ↑ 2,0 2,1 2,2 2,3 «Титаник»: история крушения и интересные факты о корабле, который до сих пор вызывает интерес . nur.kz (6 сентября 2023). Дата обращения: 17 октября 2023.
- ↑ 3,0 3,1 Невинная Иветта. Реальность страшнее фильма: правда и мифы о легендарном «Титанике» . NEWS.RU (20.02.2023). Дата обращения: 17 октября 2023.
- ↑ Фильмы и сериалы о Титанике . FILM.RU. Дата обращения: 17 сентября 2023.
Ссылки
Данная статья имеет статус «готовой». Это не говорит о качестве статьи, однако в ней уже в достаточной степени раскрыта основная тема. Если вы хотите улучшить статью — правьте смело! |