Зона 51

Зона 51
англ. Area 51
Спутниковый снимок Зоны 51. На северо-востоке от неё — сухое озеро Грум-ЛейкСпутниковый снимок Зоны 51. На северо-востоке от неё — сухое озеро Грум-Лейк
ИАТА: нетИКАО: KXTA
Информация
Вид аэропорта военно-засекреченный
Расположение Невада, США
Владелец Федеральное правительство США
Оператор Военно-воздушные силы США
Высота НУМ 1360 м
Взлётно-посадочные полосы
Номер Размеры (м) Покрытие
14L/32R 3658 асфальт
12/30 1652 асфальт
09L/27R 3489 соль
09R/27L 3489 соль
03L/21R 3057 соль
03R/21L 3057 соль
Карта
Зона 51 на карте
Зона 51
Зона 51
Карта Зоны 51 (жёлтая область)
Одно из предупреждений Зоны 51

Зо́на 51 (англ. Area 51) — общепринятое название секретной авиабазы Военно-воздушных сил США[1]. Расположен в штате Невада, в 134 км к северо-западу от города Лас-Вегас, на южном берегу сухого солёного озера Грум-Лейк. Является подразделением базы ВВС Эдвардс. Официальное называние: аэропорт Хоми или Грум-Лейк. Деятельность базы не разглашается, однако командование ВВС заявляют, что это открытый тренировочный полигон[2], и обычно считается, что он участвует в разработке и испытании экспериментальных самолётов и новых систем вооружения. В 1955 году ВВС США и ЦРУ приобрели здесь земельный участок для проведения лётных испытаний самолёта Lockheed U-2[3].

Из-за высокой секретности авиабазу стала частым предметом теорий заговора и центральным компонентом фольклора неопознанных летающих объектов (НЛО)[3][4]. Официально никогда не объявлялась секретной базой, но все исследования и происшествия в Зоне 51 являются совершенно секретной / секретной информацией. ЦРУ впервые публично признало существование базы 25 июня 2013 года[5] и предала огласке документы, которые подробно описывали историю и задачи базы[6].

Окрестности являются популярным туристическим направлением, в том числе небольшой город Рэйчел на так называемом «Внеземное шоссе».

География

Авиабаза занимает площадь 9,7 на 16,1 км и входит в так называемую Groom box — прямоугольную область размером 23 на 37 на 40 км с ограниченным для полётов воздушным пространством. База расположена в округе Линкольн и прилегает к горным хребтам Грум и Папуз, высота над уровнем моря составляет 1500 метров.

Зона 51 соединена с внутренней сетью автомобильных дорог Невадского испытательного полигона (NTS) по асфальтированным дорогам, ведущим на юг к городу Мёркьюри и юго-западу к Юкка-Флэт. Широкая и ухоженная дорога Грум-Лейк-роуд, пролегающая через перевал в Смешанных Холмах, ведёт к северо-востоку от озера.

Зона 51 имеет границу с районом Юкка-Флэт, расположенным на испытательном полигоне в Неваде. Здесь состоялось 739 из 928 ядерных испытаний, когда-либо проведённых Министерством энергетики США на Невадском полигоне. На расстоянии 71 км северо-западнее озера Грум-Лейк находится «Юкка-Маунтин», хранилище отработанного ядерного топлива[7].

Название

Происхождение названия «Зона 51» неизвестно. Согласно наиболее популярной версии, военная база получила такое наименование от нумерации районов штата Невада Комиссией по атомной энергетике (AEC). В 1950-е годы в этом штате проводились ядерные испытания, поэтому территорию для удобства разделили на отдельные квадраты-зоны с собственным номером.

История

Первым военным объектом на территории современной Зоны 51 стал испытательный аэродром, построенный в 1942 году[7]. Здесь размещалось запасное поле американского авиационного подразделения Indian Springs Air Force. Аэродром состоял из двух необорудованных взлётно-посадочных полос длиной 5000 футов и использовался как артиллерийский полигон[3].

В апреле 1955 года этот регион попал в поле зрения ЦРУ и секретного подразделения по перспективным разработкам компании «Lockheed», более известного как Skunk Works. Эта местность идеально подходила для испытания возможностей современного для 1950-х годов самолёта-разведчика U-2[3].

В мае 1955 года в этот отдалённый уголок Невады прибыли военные строители, построившие несколько бункеров, производственные цеха, административные здания и трейлерный парк. В течение трёх месяцев были проложены взлётно-посадочные полосы, созданы три ангара, резервуар для хранения топлива, контрольные башни и помещения для персонала ЦРУ. Для удобства рабочих на базе также разместили кинотеатр и волейбольную площадку[1].

Деятельность

В июле 1955 года первый U-2 прибыл на базу из калифорнийского города Бербанк на грузовом самолёте C-124 Globemaster II в сопровождении технических специалистов Lockheed на Douglas DC-3. Первое испытание самолёта-разведчика в Зоне 51 состоялось 4 августа того же года[6].

В течение этого периода на Невадском полигоне в рамках операции Plumbbob проводились атмосферные ядерные испытания. В апреле-октябре 1957 года операции с U-2 пришлось временно прекратить из-за опасности радиоактивных осадков[1].

Ещё до того, как разработка U-2 близилась к завершению, в августе 1959 года компания Lockheed начала работу над своим преемником — высокоскоростным разведывательным самолётом A-12, способным избегать истребителей-перехватчиков и ракет ПВО[7].

В сентябре 1960 года началась работа над усовершенствованием Зоны 51. Длину взлётно-посадочной полосы увеличили до 2600 метров, в северной части базы были построены три новых ангара (4, 5 и 6), отремонтированы старые здания. Численность персонала Зоны 51 возросла до 1000 человек. После неудачного полёта американского лётчика Фрэнсиса Пауэрса, U-2 которого сбили 1 мая 1960 года возле города Свердловск, ЦРУ стало искать новые способы разведки над территорией Советского Союза[7].

В декабре 1964 года компания Lockheed представила плод своего упорного труда — D-21 Tagboard, который сначала получил название Q-12. Через четыре месяца проверок и статических испытаний самолёт доставили в Грум-Лейк, где его снова собрали.

Первый полёт D-21 Tagboard состоялся 5 марта 1966 года. Испытания самолёта в апреле ознаменовались достижением рекорда высоты в 1200 миль и преодолением скорости Mach 3[7].

Изучение советских самолётов

На данной базе проводилось изучение советских военных самолётов, которые разными способами оказались в руках американцев (военные трофеи и угоны). В частности, здесь провели исследование и испытания советских истребителей МиГ-21 (угнан иракским пилотом в Израиль) и МиГ-17 (угнан из Сирии)[7].

Современность

В Зоне 51 проходил испытания самолёт Lockheed F-117 Nighthawk, совершивший свой первый полёт 18 июня 1981 года.

По сообщениям СМИ предполагается, что в Зоне 51 проходил испытания сверхсекретный гиперзвуковой стратегический самолёт-разведчик SR-91 Aurora («Аврора»), созданный по технологии «стелс». С его полётами связывают некоторые из многочисленных с 1980-х годов наблюдений как в Зоне, так и в других местах одного из видов НЛО — так называемых Чёрных треугольников.

Окрестности авиабазы стали популярными туристическими маршрутами[8].

См. также

Литература

Примечания

  1. 1,0 1,1 1,2 Андрей Сидорчик. «Зона 51». Как родилась главная легенда об инопланетянах. АиФ (16.07.2019). Дата обращения: 15 сентября 2024.
  2. Michael Brice-Saddler. Half a million people signed up to storm Area 51. What happens if they actually show? (англ.). Вашингтон пост (12.07. 2019). Дата обращения: 15 сентября 2024.
  3. 3,0 3,1 3,2 3,3 Андрей Жуков. ИИ Планета Марс Загадки космоса NASA Илон Маск Робототехника SpaceX Зона 51: легенда об НЛО, в которую верят по сей день. Hi News.ru (17.02.2023). Дата обращения: 15 сентября 2024.
  4. Вся правда о «Зоне 51»: серьезная история самой загадочной военной базы Об этом сообщает "Рамблер".. Рамблер (20 сентября 2019). Дата обращения: 15 сентября 2024.
  5. Андрей Жуков. ИИ Планета Марс Загадки космоса NASA Илон Маск Робототехника SpaceX Зона 51: легенда об НЛО, в которую верят по сей день. Hi News.ru (17.02.2023). Дата обращения: 15 сентября 2024.
  6. 6,0 6,1 The Secret History of the U-2. National Security Archive. (16 Aug 2013). Дата обращения: 15 сентября 2024.
  7. 7,0 7,1 7,2 7,3 7,4 7,5 Антон Первушин. Зона 51: реальная история секретной базы — и легенды о пришельцах. Мир фантастики (20 сентября 2019). Дата обращения: 15 сентября 2024.
  8. О. Степанян. Зачем миллион американцев планируют штурмовать зону 51. Стиль (16.07.2019). Дата обращения: 15 сентября 2024.