Затеси

Материал из «Знание.Вики»

«Затеси» — это сборник лирических миниатюр Виктора Петровича Астафьева, который создавался писателем на протяжении всей жизни.

Это произведение связано с теми тенденциями, которые сложились в последней трети XX века и проявились в стремлении многих авторов к написанию произведений малых жанровых форм и объединению их в циклы[1]. Произведение является сборником лирических зарисовок, представляющих собой философские размышления писателя о жизненном смысле, человеческих отношений, о добре и зле, собранных в восьми хронологических тетрадях[2].

Этимология названия

Значение слова

Слово «затесь» является довольно редким и в повседневной речи не используется. Исторически лексическое значение этого слова связано с обозначением места, где кто-то или что-то находится скрытно, тайно или незаметно.

Исторические исследования показывают, что слово «затесь» возникло в древнерусском языке и имело значение «здесь, на этом месте». Оно происходит от слова «за», которое в данном случае означает «на», и слова «тесь», что соответствует слову «место». Таким образом, «затесь» можно перевести как «на месте».

С течением времени слово «затесь» начало использоваться все реже и стало заменяться более распространенными словами, такими как «здесь» или «тут». Однако, оно до сих пор сохраняется в русском языке и используется в основном в литературном стиле[3].

Слово «затесь» и производные от него имеет несколько значений в разных словарях:

  • Затесь — то же, что затёс; стёс, сделанный на дереве топором или другим острым предметом; метка, зарубка на деревьях[4].
  • Затесь, или затёс — небольшой срез, стёсанное место на стволе дерева или бревне[5].
  • Затёсывать — зарубать или делать на деревьях затеси, зарубы, метки, приметы[6].

Этимологию слова «затеси» сам Виктор Петрович Астафьев относил к сибирским корням:

Затесь — сама по себе вещь древняя и всем ведомая — это стёс, сделанный на дереве топором или другим каким острым предметом. Делали его первопроходцы и таежники для того, чтобы белеющая на стволе дерева мета была видна издалека, и ходили по тайге от меты к мете, часто здесь получалась тропа, затем и дорога, и где-то в конце ее возникало зимовье, заимка, затем село и город.Поход по метам

Название сборника

В названии книги писатель использует понятие зарубки, сделанной на деревянном покрытии с помощью острого предмета с целью запоминания правильной дороги. Используемое название подчеркивает основную тематику миниатюр, заключающую в себе авторские рассуждения о скоротечности человеческой жизни, о времени, о собственном душевном состоянии в форме затеси, места, о котором всегда напоминает память человека[2].

«В разных концах России название мет варьируется: „зарубы“, „затёсины“, „затёски“, „затёсы“, по-сибирски — „затеси“… Название таёжных мет врубилось в мою память так прочно и так надолго, что по сию пору, когда вспомню поход „по метам“, у меня сердце начинает работать с перебоями, биться судорожно…» — пишет В. П. Астафьев

История создания цикла «Затеси»

Виктор Астафьев — автор сборника «Затеси»

Сборник «Затеси» — книга, которую автор создавал более 40 лет. Первые «Затеси» Астафьев написал в начале 1960-х годов и продолжал работать над ними до конца жизни. В полное собрание его сочинений конца XX века (1997—1998 годы) вошло около 200 «затесей» (7 тетрадей). Всего с учетом написанных в последние годы, Виктор Петрович создал 293 произведения этого жанра.

Отдельной книгой «Затеси» были изданы в 1972 году. Вышла книга в московском издательстве «Советский писатель»[7].

В отдельности все миниатюры из сборника — совершенно самостоятельные и завершённые произведения, но будучи объединенными по несколько миниатюр в циклы («Падение листа», «Видение», «Вздох», «Игра», «Древнее, вечное», «Рукою согретый хлеб») и затем в книгу, они обретают новое звучание. Их идейно-тематическое и художественное разнообразие становится принципиальной чертой, создающей эффект мозаичной объёмности, всеохватности взгляда на мир. В «Затесях» есть все: размышления о жизни и смерти, о смысле бытия и его конечности, о прошлом, настоящем и далеком будущем огромной страны, но больше всего волнует автора человек, именно его прошлое и будущее, его душа, его нравственные устои. Причем человек рассматривается через взаимоотношения «человек и земля», «человек и природа».

Книга, писанная вроде бы «для себя», сделалась нужной людям, и я продолжаю писать «затеси», когда есть хоть день, хоть минута для собеседования с собой и людьмиВиктор Астафьев

Жанровые особенности сборника

Жанровое направление миниатюр является сложным для определения, поскольку произведения создаются вне определенного жанра, но близки к модели стихотворений прозаического повествования[8].

единого мнения о жанровой специфике затесей у исследователей-астафьеведов так и нет. О том, что же это такое — затеси — литературоведы спорят до сих пор.

Кто-то в жанре, созданном Астафьевым, видит «монтажную композицию, отсутствие сюжета, когда инструментом творческого познания является мысль и центром художественного мира становится рассказчик, а бытовые рамки приобретают значимость символа». Мы процитировали статью литературоведа В. И. Бурдина, отмечавшего также, что затеси «организованы по законам поэтического текста». Позволим себе не во всем согласиться с уважаемым исследователем: упомянутое им «отсутствие сюжета» свойственно лишь отдельным затесям. Если некоторые из них, действительно, представляют собой небольшие лирические зарисовки на несколько строк, то другие — это рассказы на несколько страниц, с четко определяемым сюжетом и композицией, традиционной для этого жанра.

«Затеси» — сложный жанровый сплав, в котором отражается лирическое восприятие мира, ощутимы лирические интонации, но по сути своей это философское обобщение на основе многочисленных бытовых ситуаций, поступков, пейзажных наблюдений, ситуативных ассоциаций, облеченное в форму лирического дневника", — пишет в своей работе Т. В. Главатских, проводящая, кроме того, параллель между затесями и жанром очерка.

Так что же такое затеси как жанр? Лучше, чем сам автор затесей, на этот вопрос не ответит никто

Если же говорить о затесях как жанре, то к первому изданию «Затесей» 1972 года Астафьев дал подзаголовок «Короткие рассказы» — по его собственному признанию, чтобы избежать длительных объяснений. Но все же, отмечает Виктор Петрович, такое определение не является точным: эти миниатюры — вне жанра, «не скованные устоявшимися формами литературы», подчеркивает писатель.

«В любом возрасте у человека, тем более у творческого, есть желание запомнить и рассказать доверительно, в узком кругу, увиденное, поразившее воображение, интересные факты из жизни, истории или явлений природы, дорожные впечатления, мимолетные разговоры, просто поделиться интересной мыслью, мелькнувшей или застрявшей в голове, быть может, и интересной-то лишь одному автору, надеясь при этом, что если тебя не поймут, то хотя бы внимательно выслушают., - отмечает Виктор Петрович в комментариях к этому же тому. — Человек во все времена остается человеком, и потребность его в задушевной беседе никогда и никуда не исчезала и, надеюсь, не исчезнет. И пусть писатель — сам себе „поп и прихожанин“, но жажда исповеди, в особенности у пожилых писателей, острее чувствующих одиночество, в наш суетный век томит их, заставляет искать новые пути к собеседнику, и не случайно в последнее время очень разные писатели начали общаться с читателем посредством коротких записей-миниатюр — таким образом можно скорее „настичь“ бегущего, занятого работой, затурканного бытом современного читателя»[7].


Большая часть миниатюр В. Астафьева («Хлебозары», «Лунный блик», «Хрустальный звон», «Дождик», «Марьины коренья», «Зеленые звезды» и тд.) довольно четко вписывается в традиционную структурно-жанровую модель стихотворений в прозе, созданную И. Тургеневым и развитую в первую очередь И. Буниным. Это проявляется в господстве лирического начала и соответствующего ему типа повествования от первого лица, в последовательном использовании соразмерных, небольших по объему строф. Эти миниатюры представляют собой бессюжетное, лирически свободное живописание настроений, ощущений, непосредственных впечатлений героя.


можно выделить три основных типа миниатюр, связанных с преобладанием той или иной структурно-жанровой традиции (такое разделение прослеживается и в миниатюрах В. Крупина, Ф. Абрамова, В. Солоухина…):

лирические миниатюры (своеобразные «стихотворения в прозе», фабула не выражена, возможны публицистические элементы);

фабульные миниатюры (выражена фабула, но сюжет не столько внешний, сколько внутренний, важно изменение психологического состояния героев, на которое в тексте лишь указывается);

эссеистические миниатюры (взаимодействие лиризма и публицистичности).

Но при этом все три вида миниатюр можно отнести к лирической прозе. Это связано с тем, что миниатюра не позволяет разворачивать значительный ряд событий, давать подробные характеристики действующим лицам, поэтому используется более обобщенный тип выражения — лирический, в котором большая смысловая нагрузка ложится на отдельное слово, ритм, тропику. Большое значение приобретает подтекст, а так же то особое настроение, которое рождается в процессе прочтения произведения[9].

Примечания

  1. А. А. Меньшенина, Н. П. Терентьева. Жанровые особенности сборника «Затеси» В. П. Астафьева // Язык. Культура. Медиакоммуникация : Сетевое издание. — 2021. — Т. 1, № 2.
  2. 2,0 2,1 Анализ произведения "Затеси" Астафьева. Литературный Портал "ЛитКульт". Дата обращения: 11 декабря 2023.
  3. Значение слова затесь: что это такое?. Значение слов. Дата обращения: 29 ноября 2023.
  4. Затесь. Толковый словарь русского языка онлайн. Дата обращения: 29 ноября 2023.
  5. Ефремова Т. Ф. Новый словарь русского языка. Толково-словообразовательный. — Москва: Русский язык, 2000. — ISBN 5-200-02800-0.
  6. Словарь Даля. Словари онлайн. Дата обращения: 29 ноября 2023.
  7. 7,0 7,1 "Затеси" отмечают юбилей. Библиотеке-музей В. П. Астафьева. Дата обращения: 11 декабря 2023.
  8. Анализ произведения "Затеси" Астафьева. Литературный Портал "ЛитКульт". Дата обращения: 18 января 2024.
  9. Художественные особенности «Затесей» В. Астафьева. Дата обращения: 18 января 2024.