Загайнов, Герман Иванович
Герман Иванович Загайнов | ||||||
---|---|---|---|---|---|---|
Дата рождения | 31 июля 1935 | |||||
Место рождения | город Киров, РСФСР, СССР | |||||
Дата смерти | 3 ноября 2007 (72 года) | |||||
Место смерти | город Москва, Россия | |||||
Страна | СССР → Россия | |||||
Место работы |
Центральный аэрогидродинамический институт, Московский физико-технический институт, Московский авиационный институт |
|||||
Альма-матер | Московский физико-технический институт (1959) | |||||
Учёная степень | доктор технических наук (1982) | |||||
Учёное звание | профессор (1984) | |||||
Известен как | директор Центрального аэрогидродинамического института | |||||
Награды и премии |
|
Герман Иванович Загайнов (31 июля 1935—3 ноября 2007) — советский учёный в области Аэродинамика аэродинамики, динамики полёта и систем управления авиационно-космической техники, доктор технических наук (1982), профессор (1984), действительный член (академик) Российской академии космонавтики имени К. Э. Циолковского и Шведской королевской академии инженерных наук. Участник создания истребителей третьего и четвёртого поколения — «МИГ-29» и «Су-27»; участник создания и испытания орбитального корабля-ракетоплана многоразовой транспортной космической системы «Буран». Директор Центрального аэрогидродинамического института (1989—1995); вице-президент Международной инженерной академии (1995—2007). Дважды лауреат Государственной премии СССР в области науки и техники (1975, 1989).
Биография
Родился 31 июля 1935 года в Кирове в семье рабочего; в период Великой Отечественной войны после гибели отца на войне, жил в деревне Перескоки (Малмыжского района) и учился в Верхосуньской сельской школе.
В 1954 году после окончания Кировской средней школы с золотой медалью поступил на факультет аэромеханики и летательной техники Московского физико-технического института, который окончил в 1959 году с отличием.
Участие в создании авиационно-космической техники
В 1959 году направлен на работу в Центральный аэрогидродинамический институт входящего в систему Министерства авиационной промышленности СССР во главе с А. И. Макаревским, где был назначен инженером; в 1960—1989 работал в качестве старшего инженера Лаборатории теплопрочностных испытаний и испытаний на выносливость, начальника научно-исследовательского сектора, заместителя начальника и начальника научно-исследовательского отдела; занимался созданием арсенала новых аэродинамических труб и специальных стендов; участвовал в исследованиях в области аэродинамики и динамики полёта самолетов с крылом изменяемой геометрии; занимался проблемами устойчивости и управляемости, прочности и аэроупругости для тактических фронтовых бомбардировщиков с крылом изменяемой стреловидности «Су-24» и «Су-7Б» разработанные в ОКБ Сухого; участвовал в разработке аэродинамики и динамики полёта для тяжёлого двухмоторного многоцелевого реактивного самолёта «Ту-16», дальнего тяжёлого сверхзвукового самолёта «Ту-22» и их модификаций, дальнего противолодочного самолёта «Ту-142» и межконтинентальный сверхзвуковой стратегический бомбардировщик-ракетоносец с крылом изменяемой стреловидности «Ту-160» разработанные в КБ Туполева (ОКБ-156). Зайгалов занимался вопросами нестационарной аэродинамики, новых компоновок с несущим фюзеляжем и управления вихревой структурой крыла для истребителей третьего и четвёртого поколения, в том числе многоцелевого реактивного истребителя «МИГ-29» и всепогодного сверхзвукового тяжёлого реактивного истребителя «Су-27», за участие в которых в 1975 и в 1989 году был удостоен Государственной премии СССР в области науки и техники[1][2][3][4][5].
В 1989—1995 годах являлся директором Центрального аэрогидродинамического института; под его руководством в ЦАГИ проводились теоретические, экспериментальные и прикладные исследования в области аэродинамики и динамики полёта, систем управления, прочности и аэроупругости, аэротермодинамики и газовой динамики, перспективных летательных аппаратов, проектирование аэродинамических труб и стендов; был руководителем работ по проблемам динамики и автоматизации управления маневренных самолетов, управляемости самолета на больших углах атаки, исследования новых свойств динамики самолета при использовании непосредственного управления подъемной и боковой силами. Загайнов участвовал в работах по программе создания и испытания орбитального корабля-ракетоплана многоразовой транспортной космической системы «Буран», созданный в рамках программы «Энергия — Буран», в том числе участвовал в создании натурной тепло-прочностной вакуумной камеры ТПВК для исследования теплозащиты этого орбитального корабля, а так же решения проблемы акустической прочности, построения алгоритмов автоматической системы управления корабля[1][2][6][4][5][7]. При его руководстве в 1994 году Указом Президента Российской Федерации за № 1 институт получил статус Государственного научного центра[8]. Одновременно с основной, в 1965 году начал заниматься педагогической деятельностью в Московском физико-техническом институте в качестве преподавателя, доцента, профессора и заведующего кафедрой технологии проектирования летательных аппаратов; в последующем был назначен заместителем декана факультета аэромеханики и летательной техники. В 1982 году ему была присвоена учёная степень доктор технических наук, в 1984 году приказом по Высшей аттестационной комиссии ему было присвоено учёное звание профессор. В 2000—2007 годах являлся учёным секретарём авиационной компании «Гражданские самолёты Сухого». В 2001 году был назначен профессором Московского авиационного института. Загайнов являлся действительным членом (академиком) Российской академии космонавтики имени К. Э. Циолковского; являлся так же членом иностранных научных обществ, в том числе Международного совета по аэронавигационным наукам и Шведской королевской академии инженерных наук[1][2][3]. Загайнов являлся автором более восьмидесяти научных работ, более тридцати патентов на изобретения и учебников для высших технических образовательных учреждений (втузов) и авиационных специальных вузов, в том числе «Особенности поперечного управления современных самолетов» (М.: ЦАГИ, 1969), «Управление полетом самолетов: 1-е издание» (М.: Машиностроение, 1980. — 215 с.), «Управление полетом самолетов: 2-е издание» (М.: Машиностроение, 1991. — 268 с. — ISBN 5-217-01357-5), «Метод функции Ляпунова в задачах синтеза управления пространственным движением самолета» (М.: ИПУ, 1992)[9]
Скончался 3 ноября 2007 года в Москве, он похоронен на Троекуровском кладбище, урна с прахом захоронена в колумбарии на одиннадцатой секции[7].
Награды и звания
Премии
- Государственная премия СССР в области науки и техники (дважды: 1975 — «За участие в разработке истребителя третьего поколения „МИГ-29“», 1989 — «За участие в разработке истребителя четвёртого поколения „Су-27“»)[1][6][4][5][7]
- Медаль братьев Райт[7]
Примечания
- ↑ 1,0 1,1 1,2 1,3 Энциклопедия земли Вятской / сост. С. П. Кокурин, т. 6:Знатные люди. — 1996. — С.154 — ISBN 5-86645-014-3
- ↑ 2,0 2,1 2,2 «Испытано в небе» . ИП «Культурная среда». Дата обращения: 3 мая 2023. Архивировано 3 мая 2023 года.
- ↑ 3,0 3,1 Памятные даты по Кировской области . Кировская областная библиотека имени А. И. Герцена. Дата обращения: 3 мая 2023. Архивировано 3 мая 2023 года.
- ↑ 4,0 4,1 4,2 Люди, годы, достижения. К 80-летию отделения аэродинамики самолетов и ракет ЦАГИ / М. А. Брутян, А. В. Волков, В. В. Вышинский, С. В. Ляпунов; М.: Инновационное машиностроение, 2022. — 192 с. — ISBN 978-5-907523-08-1
- ↑ 5,0 5,1 5,2 ЦАГИ. Цаговцы. Время. / В. В. Лазарев; М.: Капитал-Пресс, 2021. — 192 с. — ISBN 978-5-6045819-9-5
- ↑ 6,0 6,1 Авиационная энциклопедия в лицах: отечественная военная и гражданская авиация / [гл. ред.: Виктор Потиевский]. — Изд. 2-е, испр. и доп. — Москва : БАРС, 2008. — 1006 с. — ISBN 978-5-85914-085-5
- ↑ 7,0 7,1 7,2 7,3 7,4 7,5 7,6 Загайнов, Герман Иванович . Космический мемориал. Дата обращения: 3 мая 2023. Архивировано 3 мая 2023 года.
- ↑ История ЦАГИ . Центральный аэрогидродинамический институт. Дата обращения: 4 мая 2023.
- ↑ Список трудов Г. И. Загайнова . Российская национальная библиотека. Дата обращения: 3 мая 2023.
Литература
- Авиационная энциклопедия в лицах: отечественная военная и гражданская авиация / [гл. ред.: Виктор Потиевский]. — Изд. 2-е, испр. и доп. — Москва : БАРС, 2008. — 1006 с. — ISBN 978-5-85914-085-5
- В. В. Лазарев. ЦАГИ. Цаговцы. Время. — Москва: Капитал-Пресс, 2021. — 192 с. — 1000 экз. — ISBN 978-5-6045819-9-5.
- Знатные люди // Энциклопедия земли Вятской / сост. С. П. Кокурин. — 1996. — Т. 6. — С. 154. — ISBN 5-86645-014-3.
Данная статья имеет статус «готовой». Это не говорит о качестве статьи, однако в ней уже в достаточной степени раскрыта основная тема. Если вы хотите улучшить статью — правьте смело! |
Данная статья имеет статус «проверенной». Это говорит о том, что статья была проверена экспертом |
- Страницы, использующие волшебные ссылки ISBN
- Знание.Вики:Страницы с шаблоном ФИО без ссылок
- Персоналии по алфавиту
- Родившиеся 31 июля
- Родившиеся в 1935 году
- Родившиеся в Кирове
- Умершие 3 ноября
- Умершие в 2007 году
- Умершие в Москве
- Доктора технических наук
- Кавалеры ордена Октябрьской Революции
- Кавалеры ордена Трудового Красного Знамени
- Кавалеры ордена «Знак Почёта»
- Лауреаты Государственной премии СССР
- Учёные по алфавиту
- Знание.Вики:Готовые статьи о людях
- Знание.Вики:Готовые статьи по алфавиту
- Выпускники Московского физико-технического института
- Сотрудники ЦАГИ
- Похороненные на Троекуровском кладбище
- Преподаватели Московского авиационного института