Журавушка (игра)
Журавушка (игра) | |
---|---|
Георгий Алексеев. Дореволюционная открытка. | |
Страна происхождения | Россия |
История происхождения | чувашская народная игра |
Количество игроков | от трёх и более |
Развивает навыки | слух, концентрацию, реакцию, внимание, скорость, координацию движений |
Жура́вушка (тарналла) — относится к чувашским народным подвижным играм для детей. В игре сторож должен поочерёдно переловить птенцов журавля, прилетевших на гороховое поле. Игра закончится, когда сторож освободит птенцов, если он поймает птицу счастья — журавля. С помощью игры развиваются внимание, реакция, скорость, а также координация движений[1].
Название
Символом счастья является птица у чувашского народа[2]. Длинноногих девушек сравнивают с журавлями. Чувашам нельзя убивать журавлей, разорять их гнезда. Чувашский учёный Виталий Григорьевич Родионов исследуя верования народа утверждал, что убийство журавля равно убийству матери.
Поэтому основной смысл игры — освободить журавушек[3]. Игра отражает отношения человека и природы, поведение человека в быту[1].
История
Культура чувашского народа формировалась в условиях тесного сотрудничества финно-угорского и тюркского народа Поволжья и огромное влияние оказал русский народ. Поэтому разнообразен мир игр, обрядов, праздников народов Чувашии. Игра позволяет глубже понять историю многонациональной Родины — России, возникает чувство гордости за еë природное разнообразие.
Свои знания дети отражают через театральные постановки. Повышается интерес к фольклору, народным традициям, обычаям и обрядам. Формируется умение самостоятельно играть, используя припевки[4].
Правила игры
Первый игрок выбирается сторожем, второй — журавлём, оставшиеся — птенцы. Сторож стоит на страже горохового поля. Журавль с птенцами прилетает на поле поесть горох. Сторож должен их поймать. Заарканив птенца, он запирает его в своём домике на краю горохового поля и засыпает. К пойманному птенцу прилетают журавль с журавликами и поют песню:
«Ах, журавлик наш, журавушка,
Не забыл ли домик матушки?»
Журавлик поёт в ответ:
«Не забыл я, но сегодня
На гороховом на поле
Меня сторож подловил,
Да и в клетку посадил».
Журавль и птенцы улетают на гороховое поле. Сторож ловит их. Журавль с птенцами прилетают к каждому пойманному журавлику. Игра продолжается до тех пор, пока сторож не сможет поймать журавля, тогда все птенцы освобождаются[4].
Варианты игры
- «Гуси-лебеди», смысл игры в том, что волк ворует гусей.
- «Селезень и уточка», смысл игры в том, чтобы «селезень» попытался догнать уточку, если, конечно, «уточка» этого возжелает, да и ворота могут, опуская руки, пропустить или не пропустить внутрь круга «селезня». «Утица», как правило, попадает внутрь круга беспрепятственно. Сигналом к началу игры является песня. Если «селезень» не догнал «утицу», то выбирают нового «селезня», если догнал, то выбирают новую пару[1].
Примечания
- ↑ 1,0 1,1 1,2 Радышевцева К. С. Народные игры отражающие повседневные занятия наших предков: охоту, рыбалку, промыслы, поведение в быту . Gr10-umka.edusev (20 сентября 2023). Дата обращения: 3 июля 2024.
- ↑ Кондратьева Л. Особенности чувашской вышивки . Образовательная социальная сеть Nsportal (1 февраля 2017). Дата обращения: 3 июля 2024.
- ↑ Карсакова А. В. Исследовательская работа на тему "Птицы в культуре чувашского народа" . Инфоурок (31 января 2021). Дата обращения: 3 июля 2024.
- ↑ 4,0 4,1 Мещанова И. В. Чувашские народные игры как средство приобщения детей младшего школьного возраста к национальной культуре и традициям чувашского народа . Инфоурок (23 октября 2010). Дата обращения: 3 июля 2024.
Данная статья имеет статус «проверенной». Это говорит о том, что статья была проверена экспертом |