Жижилашвили, Шалва Николаевич
| Шалва Николаевич Жижилашвили | ||||||||||||
|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
| | ||||||||||||
| Дата рождения | 20 февраля (5 марта) 1913 | |||||||||||
| Место рождения | Тифлис, Российская империя | |||||||||||
| Дата смерти | 28 декабря 1992 (79 лет) | |||||||||||
| Место смерти | Москва, Россия | |||||||||||
| Награды и премии |
|
|||||||||||
Шалва́ Никола́евич Жижилашви́ли (20 февраля (5 марта) 1913, Тифлис, Российская империя — 28 декабря 1992, Москва, Россия) — командир 82-го отдельного восстановительного железнодорожного батальона 17-й железнодорожной бригады, генерал-лейтенант. Участник Великой Отечественной войны. Герой Социалистического Труда (1943). Награждён орденом Ленина и золотой медалью «Серп и Молот»[1][2].
Биография
Шалва Николаевич Жижилашвили родился 20 февраля (5 марта) 1913 года 1913 года в Тифлисе (ныне — Тбилиси). Его отец работал на железной дороге в должности путевого работника. Шалва окончил Тбилисский техникум железнодорожного профиля. В 1934 году его призвали в Рабоче-крестьянскую Красную армию. Шалва проходил службу в должности командира взвода и начальника технической станции батальона в железнодорожных войсках[1].
В 1939 году Шалва Жижилашвили прошёл ускоренный курс повышения квалификации для командного состава. В Великой Отечественной войне Шалва Николаевич воевал с февраля 1942 года старшим инженером-мостовиком в штабе железнодорожных войск Брянского фронта. В сентябре 1942 года майор Шалва Николаевич возглавил 82-й отдельный строительно-путевой железнодорожный батальон. Под его руководством железнодорожные подразделения проводили восстановительные работы повреждённых железнодорожных путей в зоне Брянского фронта[1][2].
С февраля 1943 года батальон обеспечивал переброску войск из-под Сталинграда (ныне — Волгоград) в районы Елец — Верховье и Елец — Касторная. Летом этого года батальон Шалва Жижилашвили восстановил 18-километровый участок пути, семь железнодорожных мостов, необходимых для работы Орловского железнодорожного узла и станции Брянск II. Действовал он в полосе наступления Воронежского, а затем Центрального фронтов. Осенью 1943 года подразделение участвовало в возведении низководного железнодорожного моста через Днепр, демонстрируя впечатляющую скорость строительства — 81,5 метра в сутки[3].
За выдающийся вклад в обеспечение перевозок для фронта и народного хозяйства, а также за значительные успехи в восстановлении железнодорожной инфраструктуры Указом Президиума Верховного Совета СССР от 5 ноября 1943 года Шалва Николаевич Жижилашвили удостоен звания Героя Социалистического Труда. В качестве награды он получил орден Ленина и золотую медаль «Серп и Молот»[1].
После окончания войны полковник Шалва Жижилашвили командовал железнодорожной бригадой. В мирное время продолжил службу в железнодорожных войсках. Шалва возглавлял 35-ю железнодорожную бригаду во время восстановления Донбасса в первые послевоенные годы[1][2].
В 1950 году Шалва Николаевич окончил обучение в Военно-транспортной академии. Он занимал должности заместителя командира 7-го и 4-го железнодорожных корпусов, командовал 1-м железнодорожным корпусом. С мая 1964 года по сентябрь 1973 года Шалва Жижилашвили — начальник штаба железнодорожных войск. В 1973 году в звании генерал-лейтенанта технической службы ушёл в запас. В последние годы жизни Шалва Николаевич проживал в Москве. Он скончался 29 декабря 1992 года и похоронен на Преображенском кладбище в столице[1].
Награды и звания
- Герой Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот» (5 ноября 1943 года)[1]
- Орден Красного Знамени (30 апреля 1954 года)[1]
- Орден Отечественной войны I степени (11 марта 1985 года)[1]
- Орден Отечественной войны II степени (26 сентября 1944 года)[4]
- Орден Трудового Красного Знамени (2 июня 1962 года)[1]
- Орден Красной Звезды (20 июня 1949 года, 30 октября 1967 года)[4]
- Медаль «За боевые заслуги» (3 ноября 1944 года)[4]
- Медаль «За оборону Москвы» (1 мая 1944 года)[4]
- Медаль «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.» (18 июня 1945 года, 9 мая 1945 года)[4]
Примечания
- ↑ 1,0 1,1 1,2 1,3 1,4 1,5 1,6 1,7 1,8 1,9 Каргапольцев С. Жижилашвили Шалва Николаевич. Международный патриотический интернет-проект «Герои страны». Дата обращения: 20 апреля 2025.
- ↑ 2,0 2,1 2,2 Жижилашвили Шалва Николаевич. poisk.ngonb.ru. Дата обращения: 22 апреля 2025.
- ↑ Жижилашвили Шалва Николаевич // Профсоюзы : журнал. — 2020. — Май. — ISSN 0869-7558.
- ↑ 4,0 4,1 4,2 4,3 4,4 Жижилашвили Шалва Николаевич. Министерство обороны Российской Федерации. Дата обращения: 20 апреля 2025.
Ссылки
Данная статья имеет статус «готовой». Это не говорит о качестве статьи, однако в ней уже в достаточной степени раскрыта основная тема. Если вы хотите улучшить статью — правьте смело! |
Данная статья имеет статус «проверенной». Это говорит о том, что статья была проверена экспертом |
- Знание.Вики:Страницы с шаблоном ФИО без ссылок
- Персоналии по алфавиту
- Родившиеся 5 марта
- Родившиеся в 1913 году
- Родившиеся в Тифлисе
- Умершие 28 декабря
- Умершие в 1992 году
- Умершие в Москве
- Герои Социалистического Труда
- Кавалеры ордена Ленина
- Кавалеры ордена Красного Знамени
- Кавалеры ордена Отечественной войны I степени
- Кавалеры ордена Отечественной войны II степени
- Кавалеры ордена Трудового Красного Знамени
- Кавалеры ордена Красной Звезды
- Награждённые медалью «За боевые заслуги»
- Награждённые медалью «За оборону Москвы»
- Награждённые медалью «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.»
- Знание.Вики:Готовые статьи о людях
- Знание.Вики:Готовые статьи по алфавиту
- Проверенная статья
- Участники Великой Отечественной войны по алфавиту
- Железнодорожники
- Железнодорожники СССР