Евразийский экономический союз
Евразийский экономический союз представляет собой международную организацию региональной экономической интеграции, обладающую международной правосубъектностью, учрежденную Договором о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года.
Целью создания ЕАЭС было обеспечение свободы движения товаров, услуг, капитала и рабочей силы, а также проведение скоординированной, согласованной или единой политики в отраслях экономики.
Евразийский экономический союз (далее — ЕАЭС) — международная организация региональной экономической интеграции, обладающая международной правосубъектностью и учрежденная Договором о Евразийском экономическом союзе. В ЕАЭС обеспечивается свобода движения товаров, услуг, капитала и рабочей силы, а также проведение скоординированной, согласованной и единой политики в отраслях экономики.
История формирования Евразийского экономического союза
Официальной датой начала формирования Таможенного союза можно считать 1995 год, когда между Российской Федерацией, Республикой Казахстан и Республикой Беларусь было заключено Соглашение о создании Союза. Целью данного Соглашения было налаживание экономического взаимодействия между сторонами, обеспечение свободного товарообмена и добросовестной конкуренции.
26 февраля 1999 года был подписан Договор о Таможенном союзе и Едином экономическом пространстве. Участниками Договора стали Россия, Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Таджикистан, а с 2006 года — Узбекистан. До начала 2000-х годов в странах-участниках активно шел процесс налаживания сотрудничества в различных областях деятельности (в том числе социокультурной, научной).
В 2000 году было принято решение об учреждении Евразийского экономического сообщества (ЕврАзЭС). Участниками сообщества стали Республика Беларусь, Республика Казахстан, Кыргызская Республика, Российская Федерация и Республика Таджикистан.
В 2003 году было подписано Соглашение о формировании Единого экономического пространства (ЕЭП). Началась работа по подготовке правовой базы ЕЭП, которая в дальнейшем стала основной для функционирования Союза. Наиболее важными событиями в процессе формирования Таможенного союза стали два неформальных саммита глав государств ЕврАзЭС.
На неформальном саммите 16 августа 2006 года главы государств ЕврАзЭС приняли решение о формировании Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС, в соответствии с которым Казахстану, Беларуси и России было поручено подготовить договорно-правовую базу. Через год, 6 октября 2007 года, на саммите ЕврАзЭС был одобрен и подписан пакет документов, положивших начало созданию правовой базы Таможенного союза (договоры о создании Единой таможенной территории и формировании Таможенного союза, о Комиссии таможенного союза, протоколы о внесении изменений в Договор об учреждении ЕврАзЭС, о порядке вступления в силу международных договоров, направленных на формирование договорно-правовой базы таможенного союза, выхода из них и присоединения к ним). Кроме того, утвержден План действий по формированию таможенного союза в рамках ЕврАзЭС.
Официально с 1 января 2010 года начал функционировать Таможенный союз Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации. Объединившиеся государства стали применять во внешней торговле с третьими странами единый таможенный тариф и единые меры нетарифного регулирования, а также упорядочили тарифные льготы и преференции для товаров из третьих стран, начал действовать Таможенный кодекс Таможенного союза. Постепенно на внутренних границах стан-участниц Таможенного союза стали отменяться таможенное оформление и таможенный контроль, ликвидировались пункты принятия уведомлений.
В 2012 год вступили в силу международные договоры, формирующие правовую основу Единого экономического пространства Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации, создающие основу для свободного движения не только товаров, но и услуг, капитала и рабочей силы.
С подписанием Договора о Евразийском экономическом союзе 29 мая 2014 года страны-участницы Таможенного союза и Единого экономического пространства положили начало новому более тесному взаимодействию. 10 октября 2014 года к Договору о ЕАЭС присоединилась Республика Армения. 23 декабря 2014 года был подписан Договор о присоединении Кыргызской Республики к ЕАЭС.
Целями создания ЕАЭС является:
Согласно документу, целями ЕАЭС являются экономическое развитие стран-участниц, модернизация и повышение конкурентоспособности этих государств на мировом рынке. При подписании договора стороны обязались координировать экономическую политику и гарантировать свободное перемещение товаров, услуг, капиталов и рабочей силы, осуществлять согласованную политику в ключевых отраслях экономики (энергетика, промышленность, сельское хозяйство, транспорт). В рамках ЕАЭС:
- функционирует внутренний рынок товаров
- применяется Единый таможенный тариф ЕАЭС и иные единые меры регулирования внешней торговли товарами с третьими сторонами
- действует единый режим торговли товарами в отношении третьих стран
- осуществляется единое таможенное регулирование
- осуществляется свободное перемещение товаров между территориями государств-членов без применения таможенного декларирования и государственного контроля (транспортного, санитарного, ветеринарно-санитарного, карантинного фитосанитарного)В отношении третьих стран ЕАЭС применяются единые меры нетарифного регулирования:
- запрет ввоза и (или) вывоза товаров
- количественные ограничения ввоза и (или) вывоза товаров
- исключительное право на экспорт и (или) импорт товаров
- автоматическое лицензирование (наблюдение) экспорта и (или) импорта товаров
- разрешительный порядок ввоза и (или) вывоза товаров
Международная деятельность
Союз решает внешнеэкономические задачи, стоящие перед его членами. В рамках компетенции налаживается сотрудничество с госструктурами, объединениями, прочими субъектами по отраслевым направлениям.
Международная работа, заключение договоров опираются на решения Высшего Евразийского экономического совета. На этой базе также ведутся переговоры, подписываются соглашения, с учётом выполнения внутригосударственных процедур.
Общие процессы сотрудничества отражаются в международных актах. К компетенциям относят:
- экономико-финансовую сферу;
- торговлю и таможенное взаимодействие;
- электронный документооборот и техническое регулирование;
- развитие промышленности и АПК;
- энергетическое сотрудничество.
Структура и органы управления
Высшим органом ЕАЭС является Высший Евразийский экономический совет, в состав которого входят президенты государств-членов союза. Его заседания проводятся не реже раза в год. Первое с момента начала работы ЕАЭС состоялось 8 мая 2015 г. в Кремле.
Главы правительств государств-участников входят в Евразийский межправительственный экономический совет. Он обеспечивает реализацию и контроль за исполнением решений Высшего совета на уровне президентов, дает поручения Евразийской экономической комиссии, а также осуществляет иные полномочия. Заседания проводятся не реже двух раз в год. Первое состоялось 6 февраля 2015 г. в Горках, в подмосковной резиденции главы российского правительства.
Постоянно действующим регулирующим органом союза является Евразийская экономическая комиссия. Среди её задач: обеспечение условий функционирования и развития союза, а также разработка предложений по экономическим вопросам сотрудничества. Органами управления ЕАЭС являются:
- Высший Евразийский экономический совет (высший орган управления)
- Евразийский межправительственный совет
- Евразийская экономическая комиссия (рабочий постоянно действующий орган)
- Суд Евразийского экономического союза
Направления деятельности Евразийской экономической комиссии:
- зачисление и распределение ввозных таможенных пошлин
- установление торговых режимов в отношении третьих стран
- статистика внешней и взаимной торговли
- промышленные и сельскохозяйственные субсидии
- энергетическая политика
- естественные монополии
- взаимная торговля услугами и инвестиции
- транспорт и перевозки
- валютная политика
- охрана и защита результатов интеллектуальной деятельности и средств индивидуализации товаров, работ и услуг
- таможенно-тарифное и нетарифное регулирование
- таможенное администрирование
Деловой совет
22 мая 2015 г. в ходе VIII Астанинского экономического форума было подписано соглашение о создании Делового совета ЕАЭС, учредителями которого выступили Национальная палата предпринимателей Казахстана «Атамекен», Российский союз промышленников и предпринимателей, Конфедерация промышленников и предпринимателей (нанимателей) Белоруссии, Союз промышленников и предпринимателей (работодателей) Армении, Киргизский Союз промышленников и предпринимателей. Работа Совета позволит наладить диалог между деловыми кругами стран — членов ЕАЭС, а также обеспечить их согласованное взаимодействие с Евразийской экономической комиссией (ЕЭК) и руководством государств.
Создание зон свободной торговли
29 мая 2015 г. в Казахстане после заседания Евразийского межправительственного экономического совета было подписано соглашение о зоне свободной торговли (ЗСТ) между ЕАЭС и Вьетнамом, которое стало первым международным документом о ЗСТ между ЕАЭС и третьей стороной. Соглашением предусмотрены, в частности, условия тарифной либерализации торговли товарами между государствами Союза и Вьетнамом путем снижения или обнуления ставок ввозных таможенных пошлин на значительную группу товаров. Документ вступит в силу через 60 дней после того, как во всех странах ЕАЭС и во Вьетнаме он будет ратифицирован в соответствии с национальным законодательством.
16 октября 2015 г. в казахстанском пос. Бурабай на заседание Высшего Евразийского экономического совета было принято решение о начале переговоров по созданию зоны свободной торговли с Израилем. Кроме того, в настоящее время ведутся переговоры на уровне рабочих групп о возможности заключения аналогичных соглашений с Ираном, Индией и Египтом. С инициативой начать переговоры о создании ЗСТ с ЕАЭС выступили Иордания и Таиланд.
Консультативный комитет по налоговой политике и администрированию при Коллегии Евразийской экономической комиссии
Евразийская экономическая комиссия — постоянно действующий наднациональный регулирующий орган Союза, который формируют Совет Комиссии и Коллегия Комиссии.
В Совет Комиссии входят заместители Премьер-министров государств-членов Союза.
Состав Коллегии ЕЭК формируют Председатель и Министры Комиссии.
Основными задачами Комиссии являются обеспечение условий функционирования и развития ЕАЭС, а также разработка предложений в сфере экономической интеграции в рамках ЕАЭС. В соответствии со статьей 19 Договора о Евразийской экономической комиссии от 18 ноября 2011 года Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии № 13 от 15.03.2012 создан Консультативный комитет по налоговой политике и администрированию (далее — Консультативный комитет).
Распоряжением Коллегии ЕЭК от 28.09.2015 № 97 утвержден состав Консультативного комитета.
Председателем Консультативного комитета по налоговой политике и администрированию при Коллегии ЕЭК является Член Коллегии (Министр) по экономике и финансовой политике ЕЭК Т. М. Сулейменов.
В соответствии с Положением о Консультативном комитете по налоговой политике и администрированию, утвержденным Решением Коллегии ЕЭК от 15.03.2012 № 13, основными задачами Консультативного комитета является подготовка предложений для Коллегии, включая разработку проектов нормативных правовых документов Союза в сфере осуществления налоговой политики и администрирования, по следующим вопросам:
- формирования единых подходов в проведении налоговой политики государств-членов ЕАЭС по согласованным направлениям
- гармонизации налоговых законодательств государств-членов ЕАЭС по согласованным направлениям
- совершенствования нормативно-правовой базы ЕАЭС в области: — косвенного налогообложения во взаимной торговле на единой таможенной территории ЕАЭС — оборота подакцизных товаров (в том числе алкогольной продукции) на единой таможенной территории ЕАЭС — прямого налогообложения
- совершенствования налогового администрирования, включая вопросы налогового контроля за трансфертным ценообразованием
- совершенствования информационного взаимодействия налоговых органов государств-членов ЕАЭС
- обсуждение практических вопросов применения нормативно-правовой базы ЕАЭС, регулирующих аспекты налогообложения и подготовка рекомендаций по разрешению проблемных ситуаций
Структура единого таможенного законодательства Евразийского экономического союза
В связи с формированием нормативной правовой базы Евразийского экономического союза изменяется таможенное законодательство государств-участников. Прежде всего в дополнение к действующему национальному законодательству появились ещё два уровня регулирования: международные соглашения государств-участников Таможенного союза и Решения Комиссии таможенного союза (в настоящее время — Евразийская экономическая комиссия). На данный момент таможенное законодательство ЕАЭС представляет собой четырёхуровневую систему:
- таможенный Кодекс Евразийского экономического союза
- международные соглашения государств–участников ЕАЭС, регулирующие таможенные правоотношения
- решения Евразийской экономической комиссии
- национальное таможенное законодательство стран-участниц
Таможенный кодекс Евразийского экономического союза
Переход на более высокий уровень интеграции потребовал серьёзных изменений в нормативно-правовой базе Союза. Работа над созданием нового Таможенного кодекса велась несколько лет, процесс требовал многочисленных согласований поправок со сторон государств-членов Союза. 26 декабря 2016 года был принят Таможенный кодекс Евразийского экономического союза, который заменил Таможенный кодекс Таможенного союза, принятый в 2009 году. Новый ТК ЕАЭС вступил в силу 1 января 2018 года. Документ объединяет в себе множество международных договоров и соглашений Таможенного союза (например, Соглашение об определении таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза), которые утратят силу полностью или частично.
Таможенный кодекс ЕАЭС содержит ряд новых положений, касающихся не только структуры самого Кодекса (новый ТК ЕАЭС содержит 4 приложения, которых в ТК ТС не было), но и правил таможенного регулирования в Союзе. Так, в проекте ТК ЕАЭС обновлен понятийный аппарат, введен принцип «единого окна», заявлен приоритет электронного декларирования, внесены некоторые изменения в таможенные процедуры, реформирован институт уполномоченного экономического оператора и др.
Литература
- Васильева Н. А., Лагутина М. Л. Формирование Евразийского союза в контексте глобальной регионализации // Евразийская экономическая интеграция. — 2012. — № 3 (16).
- Васильева Н. А., Лагутина М. Л. Глобальный евразийский регион: опыт теоретического осмысления социально-политической интеграции // Издательство Политехнического университета. — 2012. — № 3 (16).
- Lagutina M. Eurasian Economic Union Foundation: Issues of Global Regionalization // Eurasian Border Review. — Spring 2014.
- Ковалёв М. М., Иришев Б. К. Будущее ЕАЭС. Сложный поиск равновесия и роста // Вестник ассоциации белорусских банков. — 2014. — № 31—32.
- Ефременко Д. В., Подберезкина О. А., Шаронова В. Г. Плоды сопряжения. Шансы и риски гармонизации «Шёлкового пути» и евразийской интеграции // Международные процессы. — 2018. — Т. 16. — № 1. — С. 160—176.
- Винокуров Е. Ю., Коршунов Д. А., Перебоев В. С., Цукарев Т. В. Евразийский экономический союз (под ред. Е. Ю. Винокурова). — С.-Пб.: ЦИИ ЕАБР, 2017. — 296 с. — ISBN 978-5-906157-37-9.
Ссылки
Это статья-заготовка. Вы можете помочь проекту, дополнив эту статью, как и любую другую в Знание.Вики. Нажмите и узнайте подробности. |
- Незавершённые статьи
- Незавершённые статьи, требующие уточнения шаблона
- Евразийский экономический союз
- Торговые блоки
- Международная торговля
- Внешняя торговля России
- Внешнеэкономическая политика России
- Внешняя политика Белоруссии
- Внешняя политика Казахстана
- Экономика Белоруссии
- Экономика Казахстана
- Экономика России
- Страницы, использующие волшебные ссылки ISBN