Дюнин, Аркадий Константинович
Аркадий Константинович Дюнин | ||||||
---|---|---|---|---|---|---|
Дата рождения | 20 июля (2 августа) 1913 | |||||
Место рождения |
Астрахань, Российская империя |
|||||
Дата смерти | 14 июня 1998 (84 года) | |||||
Место смерти | Новосибирск, Россия | |||||
Страна |
Российская империя СССР Россия |
|||||
Место работы |
Амурская железная дорога, Транспортно-энергетический институт Западно-Сибирского филиала АН СССР, НИИЖТ |
|||||
Альма-матер | Новосибирский институт инженеров железнодорожного транспорта | |||||
Учёная степень | доктор технических наук | |||||
Учёное звание | профессор | |||||
Награды и премии |
|
Аркадий Константинович Дюнин (2 августа (20 июля) 1913 — 14 июня 1998) — советский и российский железнодорожник, учёный, доктор технических наук (1964), профессор.
Автор многих трудов, включая монографии.
Биография
Родился 20 июля (2 августа по новому стилю)[1] 1913 года в Астрахани[2] в семье служащих.
В 1929 году, будучи школьником, Аркадий начал свою трудовую деятельность, работая на каникулах в качестве лаборанта научной рыбохозяйственной станции. ПВ 1930 году окончил девять классов школы и освоил чертежно-конструкторское дело на двухгодичных курсах общества «Технику — в массы», стал работать техником в городском управлении коммунального хозяйства в Астрахани в составе топографической группы по съемке города.[3]
В августе 1932 год Дюнин приехал в Новосибирск, где к тому времени уже работал его отец, и поступил в Новосибирский институт инженеров железнодорожного транспорта (НИИЖТ, ныне Сибирский государственный университет путей сообщения). Окончив вуз с отличием в 1938 году, был распределён на Амурскую железную дорогу: здесь за девять лет службы прошел путь от рядового инженера до начальника технического отдела Управления пути Округа железных дорог Дальнего Востока. В эти годы Аркадий Дюнин начал одновременно заниматься научно-исследовательской работой, продолжая исследования в области теории железнодорожных кривых, начатые им еще в студенческие годы, а также в области устойчивости земляного полотна на мерзлых основаниях, на затопляемых и размываемых участках.[3]
В 1946 году А. К. Дюнин поступил в аспирантуру Транспортно-энергетического института Западно-Сибирского филиала Академии наук СССР, где продолжил исследования теории проектирования железных дорог, которые завершились в 1950 году защитой кандидатской диссертации на тему «Вопросы рационального проектирования железнодорожных кривых на отечественных магистралях»[1]. Остался в Транспортно-энергетическом институте, где прошёл ступени роста от лаборанта до заместителя директора института. В 1954—1956 годах Аркадий Константинович находился на партийной работе в Новосибирском обкоме КПСС, возглавлял там отдел науки и культуры.[3]
Вернувшись в институт, работал в лаборатории снеготехники. В 1964 году защитил докторскую диссертацию на тему «Основы теории проектирования снегозащитных устройств»[4]. В 1965 году в Новосибирском институте инженеров железнодорожного транспорта, куда перешел работать Дюнин, возглавив кафедру «Изыскания, проектирование и постройка железных дорог». При этой кафедре была создана отраслевая научно-исследовательская лаборатория по борьбе с заносами, лавинами и размывами на железных дорогах, которая через короткое время заняла ведущие позиции в области инженерной защиты транспортных коммуникаций и народно-хозяйственных объектов от лавин, снежных и песчаных заносов.[3]
Кроме этого Аркадий Константинович долгое время возглавлял подсекцию инженерной гляциологии в Межведомственном геофизическом комитете АН СССР, был избран членом гидротехнического общества Франции и Международного гляциологического общества; являлся участником и докладчиком на международных конференциях в Англии, Швейцарии и Японии. Под его научным руководством было подготовлено и защищено три докторских и 23 кандидатских диссертаций.[3]
Умер 14 июня 1998 года в Новосибирске и был похоронен на Заельцовском кладбище города[2].
Интересно, что в период с 1929 по 1931 год Дюнин переписывался с Константином Эдуардовичем Циолковским и получил от него в дар несколько брошюр. Циолковский проявил большой интерес к молодому респонденту, включив его в список своих друзей.[5]
Награды
А. К. Дюнин был награждён орденами Трудового Красного Знамени (1945), «Знак Почета» (1953) и несколькими медалями.
В 1973 году приказом министра путей сообщения был награжден знаком «Почётному железнодорожнику», его труд был также отмечен знаком «За отличные успехи в работе».
В 1980 году за заслуги в области науки и техники и подготовке высококвалифицированных кадров ему Дюнину было присвоено почетное звание «Заслуженный деятель науки и техники РСФСР».
В 1997 году учёному была вручена серебряная юбилейная медаль за особые заслуги в развитии НИВИТ-НИИЖТ-СГУПС.
Примечания
- ↑ 1,0 1,1 В СГУПСе прошла научно-практическая конференция, посвященная 100-летию со дня рождения А. К. Дюнина
- ↑ 2,0 2,1 Дюнин Аркадий Константинович
- ↑ 3,0 3,1 3,2 3,3 3,4 Профессора Сибирского государственного университета путей сообщения
- ↑ Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора технических наук
- ↑ С благословления Циолковского
Ссылки
- Персоналии по алфавиту
- Родившиеся 2 августа
- Родившиеся в 1913 году
- Умершие 14 июня
- Умершие в 1998 году
- Умершие в Новосибирске
- Доктора технических наук
- Кавалеры ордена Трудового Красного Знамени
- Кавалеры ордена «Знак Почёта»
- Почётные железнодорожники
- Заслуженные деятели науки и техники РСФСР
- Учёные по алфавиту
- Родившиеся в Астрахани
- Похороненные в Новосибирске
- Члены КПСС
- Похороненные на Заельцовском кладбище