Дюнин, Аркадий Константинович

Материал из «Знание.Вики»
Аркадий Константинович Дюнин
Дюнин Аркадий Константинович.jpg
Дата рождения 20 июля (2 августа) 1913(1913-08-02)
Место рождения Астрахань,
Российская империя
Дата смерти 14 июня 1998(1998-06-14) (84 года)
Место смерти Новосибирск, Россия
Страна  Российская империя
 СССР Флаг России Россия
Место работы Амурская железная дорога,
Транспортно-энергетический институт Западно-Сибирского филиала АН СССР,
НИИЖТ
Альма-матер Новосибирский институт инженеров железнодорожного транспорта
Учёная степень доктор технических наук
Учёное звание профессор
Награды и премии
Орден Трудового Красного Знамени Орден «Знак Почёта» Юбилейная медаль «За доблестный труд (За воинскую доблесть). В ознаменование 100-летия со дня рождения Владимира Ильича Ленина»
Знак СССР «Почётному железнодорожнику» ZDNT RSFSR.jpg

Аркадий Константинович Дюнин (2 августа (20 июля) 1913 — 14 июня 1998) — советский и российский железнодорожник, учёный, доктор технических наук (1964), профессор.

Автор многих трудов, включая монографии.

Биография

Родился 20 июля (2 августа по новому стилю)[1] 1913 года в Астрахани[2] в семье служащих.

В 1929 году, будучи школьником, Аркадий начал свою трудовую деятельность, работая на каникулах в качестве лаборанта научной рыбохозяйственной станции. ПВ 1930 году окончил девять классов школы и освоил чертежно-конструкторское дело на двухгодичных курсах общества «Технику — в массы», стал работать техником в городском управлении коммунального хозяйства в Астрахани в составе топографической группы по съемке города.[3]

В августе 1932 год Дюнин приехал в Новосибирск, где к тому времени уже работал его отец, и поступил в Новосибирский институт инженеров железнодорожного транспорта (НИИЖТ, ныне Сибирский государственный университет путей сообщения). Окончив вуз с отличием в 1938 году, был распределён на Амурскую железную дорогу: здесь за девять лет службы прошел путь от рядового инженера до начальника технического отдела Управления пути Округа железных дорог Дальнего Востока. В эти годы Аркадий Дюнин начал одновременно заниматься научно-исследовательской работой, продолжая исследования в области теории железнодорожных кривых, начатые им еще в студенческие годы, а также в области устойчивости земляного полотна на мерзлых основаниях, на затопляемых и размываемых участках.[3]

В 1946 году А. К. Дюнин поступил в аспирантуру Транспортно-энергетического института Западно-Сибирского филиала Академии наук СССР, где продолжил исследования теории проектирования железных дорог, которые завершились в 1950 году защитой кандидатской диссертации на тему «Вопросы рационального проектирования железнодорожных кривых на отечественных магистралях»[1]. Остался в Транспортно-энергетическом институте, где прошёл ступени роста от лаборанта до заместителя директора института. В 1954—1956 годах Аркадий Константинович находился на партийной работе в Новосибирском обкоме КПСС, возглавлял там отдел науки и культуры.[3]

Вернувшись в институт, работал в лаборатории снеготехники. В 1964 году защитил докторскую диссертацию на тему «Основы теории проектирования снегозащитных устройств»[4]. В 1965 году в Новосибирском институте инженеров железнодорожного транспорта, куда перешел работать Дюнин, возглавив кафедру «Изыскания, проектирование и постройка железных дорог». При этой кафедре была создана отраслевая научно-исследовательская лаборатория по борьбе с заносами, лавинами и размывами на железных дорогах, которая через короткое время заняла ведущие позиции в области инженерной защиты транспортных коммуникаций и народно-хозяйственных объектов от лавин, снежных и песчаных заносов.[3]

Кроме этого Аркадий Константинович долгое время возглавлял подсекцию инженерной гляциологии в Межведомственном геофизическом комитете АН СССР, был избран членом гидротехнического общества Франции и Международного гляциологического общества; являлся участником и докладчиком на международных конференциях в Англии, Швейцарии и Японии. Под его научным руководством было подготовлено и защищено три докторских и 23 кандидатских диссертаций.[3]

Умер 14 июня 1998 года в Новосибирске и был похоронен на Заельцовском кладбище города[2].

Интересно, что в период с 1929 по 1931 год Дюнин переписывался с Константином Эдуардовичем Циолковским и получил от него в дар несколько брошюр. Циолковский проявил большой интерес к молодому респонденту, включив его в список своих друзей.[5]

Награды

А. К. Дюнин был награждён орденами Трудового Красного Знамени (1945), «Знак Почета» (1953) и несколькими медалями.

В 1973 году приказом министра путей сообщения был награжден знаком «Почётному железнодорожнику», его труд был также отмечен знаком «За отличные успехи в работе».

В 1980 году за заслуги в области науки и техники и подготовке высококвалифицированных кадров ему Дюнину было присвоено почетное звание «Заслуженный деятель науки и техники РСФСР».

В 1997 году учёному была вручена серебряная юбилейная медаль за особые заслуги в развитии НИВИТ-НИИЖТ-СГУПС.

Примечания

Ссылки