Домонгольские храмы Смоленска
Домонго́льские хра́мы Смо́ленска — произведения каменного зодчества, созданные в Смоленске, центре Смоленского княжества, в XII — начале XIII века. Первым каменным храмом, строившимся с 1101 года, был Мономахов собор — главный городской храм на Соборной горе. Строительство организовал князь Владимир Всеволодович Мономах, вероятно, направивший зодчих из своей столицы Переяславля. Гипотеза о происхождении строителей из Чернигова или Киева менее вероятна в силу сложных отношений с князьями этих городов. Мономахов собор не сохранился — был взорван при взятии польским войском Смоленска в Смутное время[1].
Наследие
Сохранились и являются действующими три домонгольских храма: Церковь Михаила Архангела (Свирская), Церковь Петра и Павла и церковь Иоанна Богослова. Среди столиц русских княжеств в конце XII века Смоленск занимал по масштабу строительных работ первое место[1].
Раскопками открыто около двух десятков домонгольских храмов, от которых сохранились либо нижние части стен, либо одни фундаменты. Смоленского княжество сосредоточило усилия на строительстве храмов в стольном городе, ставшем центром Смоленской епархии, а в других центрах княжества каменное строительство не велось[1].
История
Неизвестную страницу древнерусского зодчества — формирование в Полоцке и Смоленске своеобразного аналога западноевропейской готики — позволили восстановить исследования Николая Николаевича Воронина, проведённые в послевоенное время. Они позволяют заключить, что полоцко-смоленская модель столпообразного храма получила большую популярность и в других землях[1].
Смоленские зодчие строили в Новгороде, Пскове и, вероятно, в Рязани. Теперь уже Чернигов учился у Смоленска, а не наоборот. Возведением столпообразных храмов в землях Ольговичей занимался талантливый зодчий Пётр Милонег. В самом же Смоленске каменное строительство прервалось страшным мором 1230-х годов, за которым последовало татаро-монгольское нашествие. Тем не менее влияние смоленско-полоцкой модели храма ощутимо и в первых каменных постройках Московского княжества, таких, как Успенский собор Ивана Калиты[1]
Постройки древнего смоленского зодчества
| Название и местонахождение | Время постройки | Степень сохранности | Архитектурная характеристика | Фото |
|---|---|---|---|---|
| Постройки периода Переяславской епархии (до 1136 года) | ||||
| Успенский собор (Мономахов) | Заложен Владимиром Мономахом в 1101. | Здание было разобрано в 1674—1675 годах, на его месте возведён существующий Успенский собор. | План не установлен, так как фундаменты скрыты под ныне существующим шестистолпным собором. Предположительно, строился киевскими мастерами по одним лекалам с другими памятниками Мономахова правления (соборы в Суздале и Переяславе, церковь Спаса на Берестове)[2]. | |
| Постройки периода Смоленской епархии (учреждена в 1136 году) | ||||
| Борисоглебский собор Смядынского монастыря | Заложен в 1145 году Ростиславом Мстиславичем | Не сохранился. | Одноглавый шестистолпный храм черниговско-киевского типа, с лестницей на хоры в толще стены и полуколоннами на наружных пилястрах. Предположительно, работа черниговско-киевской бригады, перебравшейся в Смоленск. С трёх сторон храм окружали гульбища, пристроенные в конце века. Относительно декора известно о существовании стенописи и пола из поливной керамики[3]. | |
| Церковь Петра и Павла на Городянке | 1150-е годы | В XVII веке храм переоборудован в костёл, а в XVIII веке вновь перестроен с пристройкой тёплой церкви. Разрушен во время боёв за Смоленск в 1943 году. В 1962-63 реставрирован в предполагаемых первоначальных формах по проекту П. Д. Барановского. | Четырёхстолпный одноглавый храм черниговского пошиба. Отсутствие штукатурки раскрывает взору подлинную фактуру равнослойной кирпичной кладки стен. Нарядный декор: аркатурный пояс, бегунец на угловых лопатках, выложенные из кирпичей рельефные кресты. На барабане — полосы арочек и керамических вставок в виде нишек с килевидным завершением. Галереи-усыпальницы пристроены ближе к концу века; не сохранились[4]. | Файл:Храм свв апп Петра и Павла.jpg |
| Церковь Иоанна Богослова на Варяжках | 1170-е | Сохранился до половины своей первоначальной высоты. | Четырёхстолпный одноглавый храм, в плане почти идентичен церкви на Городянке. Сразу же после постройки с трёх сторон сооружены галереи (ныне утраченные). | |
| Церковь в Перекопном переулке | Не сохранился. | Повторяет план Петропавловской и Богословской церквей[5]. | ||
| Васильевская церковь Смядынского монастыря | 1180-е | Не сохранился. | Четырёхстолпный одноглавый храм без лопаток на внутренних стенах[6]. | |
| Дворцовая княжеская церковь | 1160-е | Не сохранился. | Просторная бесстолпная церковь с тремя апсидами. На наружных фасадах — плоские лопатки, имитирующие обычное для четырёхстолпного храма членение. Обычное купольное завершение маловероятно из-за слишком широкого интерьера (хотя своды имелись). Конструкция перекрытия этого необычного сооружения остается неизвестной[7]. | |
| Смоленская ротонда | Не сохранился. | Немецкая божница скандинавского типа, диаметром около 18 метров, с четырьмя тесно поставленными столбами в середине. Чужеродная вставка в смоленское зодчество, не получившая продолжения[8]. | ||
| Каменный терем деревянного княжеского дворца | Не сохранился. | Сооружение в плане прямоугольное. Археологические находки указывают на богатство убранства[9]. | ||
| Постройки полоцко-смоленской школы (конец XII века) | ||||
| Дворцовая Свирская церковь на Смядыни | 1180-е | Сохранилась на высоту до сводов. На плане Гондиуса (1634) показана без завершения. Видимо, восстановлена при Алексее Михайловиче; переосвящена в 1713 г. Во время перестройки были переложены своды и верха стен (за вычетом боковых прясел фасада)[10]. | Столпообразный четырёхстолпный[11] храм о трех притворах, в целом повторяющий план церкви в Полоцком детинце, вероятно, произведение одного мастера. Высокий центральный объём храма (около 33 метров) со всех сторон подпирается более низкими объёмами, вследствие чего создается невиданная доселе динамическая ступенчатость композиции.
К подсобным объёмам относятся одна полукруглая апсида в окружении боковых — пониженных и прямоугольных. С северной и южной сторон ту же функцию выполняют притворы, снабженные маленькими апсидками. Все три притвора впервые открываются прямо внутрь храма, что работает на слитность интерьера, подчиненного композиции экстерьера. Высота и острота пропорций храма усиливается огромным количеством вертикальных членений по корпусу здания. Создают их сложнопрофилированные пилястры — не просто двухуступчатые, а усложнённые введением тонких полуколонок. Значительный вынос пилястр, сильно выступающая апсида и притворы придают зданию почти скульптурную выразительность. Фасады изначально завершались не тремя закомарами, как теперь, а кривой трехлопастного очертания. Очень высокий барабан имел в основании декоративные трехлопастные кокошники. Идея столпообразного храма с подчёркнутой вертикальностью композиции была выражена в этом исключительном памятнике предельно ярко. |
|
| Собор Троицкого монастыря на Кловке | Конец XII века | Не сохранился. | Столпообразный четырёхстолпный храм с тремя притворами. От Свирского отличается только меньшими размерами абсидной части и усложнением профилировки пилястр. Центральная апсида полукруглая, зажата между пониженными прямоугольными[12]. | |
| Собор Спасского монастыря в Чернушках | Конец XII века | Не сохранился. | Столпообразный четырёхстолпный храм с единственным (западным) притвором. С севера и юга к его восточным углам примыкают часовни с самостоятельными апсидками. Центральная полукруглая апсида сильно выступает в сравнении с окружающими её пониженными прямоугольными[13]. | |
| Пятницкая церковь | Конец XII века | Не сохранился. | Столпообразный четырёхстолпный храм наподобие Свирской церкви, от которой отличается отсутствием боковых приделов и наличием единственного притвора с запада. Центральная апсида полукруглая, сильно выступающая, боковые апсиды пониженные прямоугольные[14]. | |
| Церковь на Малой Рачевке | Конец XII века | Не сохранился. | Столпообразный четырёхстолпный храм без притворов, окружённый с трех сторон ступенчатыми галереями. О вертикальном устремлении свидетельствуют крайне сложная профилировка пилястр и приподнятый над уровнем земли пол. Предполагается, что эту церковь строили те же люди, что и Свирскую[15]. | |
| Собор на Воскресенской горе | Конец XII века | Не сохранился. | Большой шестистолпный храм с галереями и столпообразной композицией объёма, напоминающей Свирскую церковь. Сильно выступающая полукруглая апсида зажата между пониженными прямоугольными[16]. | |
| Кирилловская церковь на Чуриловке | Конец XII века | Не сохранился. | Столпообразный четырёхстолпный храм, повторял план Свирской церкви без приделов и галерей. На оси пилястр вместо тонкой полуколонки помещена узкая прямоугольная тяга (присутствующая также в Пятницкой церкви и храме на Воскресенской горе)[17]. | |
| Смоленские храмы с тремя прямоугольными апсидами (начало XIII века) | ||||
| Большой собор на Протоке | Около 1200 года | Не сохранился. Обнаружена и зафиксирована живопись (имитация декоративных тканей, струйчатый орнамент) на высоту до трех метров. | Четырёхстолпный храм с тремя прямоугольными апсидами, оформленными изнутри в виде очень пологой криволинейной кривой. Галереи очень широкие. С запада к ним примыкает обособленный притвор, а с севера и с юга (на западных углах) стоят четырёхстолпные часовни с прямоугольной и полукруглой апсидами, соответственно. Профилировка пилястр не столь сложная и начинается не с самого низа, образуя в основании массивный цоколь[18]. | |
| Церковь на Окопном кладбище | Начало XIII века | Не сохранился. | Четырёхстолпный храм, сходный с предыдущим прямоугольными апсидами и системой профилировки, а также по характеру кладки и формовки кирпича. Предположительно, работа тех же мастеров, что и собор на Протоке[19]. | |
| Церковь на Большой Краснофлотской | Начало XIII века | Не сохранился. | Крохотный храмик с тремя прямоугольными апсидами, оформленными изнутри в виде очень пологой криволинейной кривой. Предположительно, работа тех же мастеров, что и собор на Протоке[20]. | |
| Постройки смолян за пределами Смоленска | ||||
| Церковь Параскевы-Пятницы на Торгу, Великий Новгород | 1207 | Сохранилась примерно на две трети высоты. Завершение выполнено местными новгородскими строителями, но не сохранилось в первоначальном виде. | Столпообразный шестистолпный храм о трех притворах, копирующий строго центрированный крестообразный план Свирской церкви. Абсид не три, а одна, но сильно вынесенная на восток. Подкупольные столбы не крестчатые, а круглые. Завершение фасадов трехлопастное. Судя по профилировке и прочим деталям, строительство курировал зодчий собора на Кловке. | |
| Троицкий собор (Псков) | Не сохранился. | Собор в Псковском кроме перестроен смолянами в вертикальное ступенчатое сооружение, простоявшее до XVII века. | ||
| Церковь на Вознесенском спуске в Киеве | Не сохранился. | В плане — полное повторение смоленских храмов; однако исполнение киевское. | ||
| Спасская церковь, Старая Рязань | Не сохранился. | Вторит плану Свирской церкви. Техника исполнения также смоленская, что позволяет предположить возведение храма смоленской артелью. | ||
| Церковь в Новом Ольговом городке, Старая Рязань | Не сохранился. | Большой шестистолпный храм с галереями и столпообразной композицией объёма, напоминающей Свирскую церковь. Сильно выступающая полукруглая апсида зажата между пониженными прямоугольными. | ||
Литература
- Раппопорт П. А. Зодчество Древней Руси. Издательство «Наука», Ленинградское отделение, 1986.
- Н. Н. Воронин, П. А. Раппопорт. Зодчество Смоленска XII—XIII вв. Ленинград, «Наука», 1979.
Примечания
- ↑ 1,0 1,1 1,2 1,3 1,4 Заграевский С. В. О возможности введения в научный оборот и возможных контекстах употребления термина «русская готика» в отношении архитектуры Древней Руси конца XIII-…. Электронная научная библиотека по истории древнерусской архитектуры. Дата обращения: 2 июля 2010. Архивировано 31 октября 2019 года.
- ↑ Воронин Н. Н., Раппопорт П. А. Успенский собор // Зодчество Смоленска XII - XIII вв.. — Ленинград: Наука. Ленингр. отд-ние. — 414 с.
- ↑ Воронин Н. Н., Раппопорт П. А. Борисоглебский собор Смядынского монастыря // Зодчество Смоленска XII—XIII вв.. — Ленинград: Наука. Ленингр. отд-ние, 1979. — 414 с.
- ↑ Воронин Н. Н., Раппопорт П. А. Церковь Петра и Павла // Зодчество Смоленска XII-XIII вв.. — Ленинград: Наука. Ленингр. отд-ние, 1979. — 414 с.
- ↑ Воронин Н. Н., Раппопорт П. А. Церковь в Перекопном переулке // Зодчество Смоленска XII - XIII вв.. — Ленинград: Наука. Ленингр. отд-ние, 1979. — 414 с.
- ↑ Воронин Н. Н., Раппопорт П. А. Храм Василия на Смядыни // Зодчество Смоленска XII - XIII вв.. — Ленинград: Наука. Ленингр. отд-ние, 1979. — 414 с.
- ↑ Воронин Н. Н., Раппопорт П. А. Бесстолпный храм в Детинце // Зодчество Смоленска XII - XIII вв.. — Ленинград: Наука. Ленингр. отд-ние, 1979. — 414 с.
- ↑ Воронин Н. Н., Раппопорт П. А. Немецкая божница // Зодчество Смоленска XII - XIII вв.. — Ленинград: Наука. Ленингр. отд-ние, 1979. — 414 с.
- ↑ Воронин Н. Н., Раппопорт П. А. Княжеский терем // Зодчество Смоленска XII - XIII вв.. — Ленинград: Наука. Ленингр. отд-ние, 1979. — 414 с.
- ↑ Церковь Михаила Архангела (Свирская) на Пристани. Русский город. Дата обращения: 2 июля 2010. Архивировано 15 ноября 2010 года.
- ↑ Формально шестистолпный, но восточная пара столбов совпадает с восточной стеной
- ↑ Воронин Н. Н., Раппопорт П. А. Собор Троицкого монастыря на Кловке // Зодчество Смоленска XII - XIII вв.. — Ленинград: Наука. Ленингр. отд-ние, 1979. — 414 с.
- ↑ Воронин Н. Н., Раппопорт П. А. Спасский монастырь у д. Чернушки // Зодчество Смоленска XII - XIII вв.. — Ленинград: Наука. Ленингр. отд-ние, 1979. — 414 с.
- ↑ Воронин Н. Н., Раппопорт П. А. Пятницкая церковь // Зодчество Смоленска XII - XIII вв.. — Ленинград: Наука. Ленингр. отд-ние, 1979. — 414 с.
- ↑ Воронин Н. Н., Раппопорт П. А. Церковь на Малой Рачевке // Зодчество Смоленска XII - XIII вв.. — Ленинград: Наука. Ленингр. отд-ние, 1979. — 414 с.
- ↑ Воронин Н. Н., Раппопорт П. А. Церковь на Воскресенской горе // Зодчество Смоленска XII - XIII вв.. — Ленинград: Наука. Ленингр. отд-ние, 1979. — 414 с.
- ↑ Воронин Н. Н., Раппопорт П. А. Церковь у устья Чуриловки // Зодчество Смоленска XII - XIII вв.. — Ленинград: Наука. Ленингр. отд-ние, 1979. — 414 с.
- ↑ Воронин Н. Н., Раппопорт П. А. Собор на Протоке // Зодчество Смоленска XII - XIII вв.. — Ленинград: Наука. Ленингр. отд-ние, 1979. — 414 с.
- ↑ Воронин Н. Н., Раппопорт П. А. Церковь на Окопном кладбище // Зодчество Смоленска XII - XIII вв.. — Ленинград: Наука. Ленингр. отд-ние, 1979. — 414 с.
- ↑ Воронин Н. Н., Раппопорт П. А. Церковь на Большой Краснофлотской улице // Зодчество Смоленска XII - XIII вв.. — Ленинград: Наука. Ленингр. отд-ние, 1979. — 414 с.