Восьмерик на четверике

Эта статья прошла проверку экспертом
Материал из «Знание.Вики»
Пример «восьмерика на четверике» с декором «нарышкинского барокко»

«Восьмерик на четверике» — тип архитектурной композиции церковного здания: верхний объём октагональной конфигурации («восьмерик») поставлен на четверик (как правило, более низкий).

Изначально это архитектурное решение получило распространение в русском деревянном храмовом зодчестве. В конце XVII века прочно вошло в арсенал приёмов московского барокко. Сочетание контрастных форм придаёт храму устремлённость ввысь (динамизм — характерная черта стиля барокко).

Церкви этого типа продолжали возводиться в российской провинции вплоть до конца XVIII века.

Эволюция московского барокко

Применительно к московскому барокко различаются несколько типов каменных церквей «восьмерик на четверике». Основной — отдельно стоящие многоярусные церкви, строившиеся в основном дворянами в своих подмосковных усадьбах. Для церквей этого типа характерно свободное расположение, широкие круговые обходы-гульбища. Неотъемлемым атрибутом зданий этого типа является совмещение церкви и колокольни в единой центрической композиции «иже под колоколы»: непосредственно над восьмериком устраивался открытый ярус звона. Церкви этой группы являются исходными для всех остальных вариантов композиции. Ниже представлены классические образцы, которые служили, вероятно, эталоном.

Наиболее ранний пример

Название Местонахождение Датировка Донатор Фотография Комментарий
Михайло-Архангельский собор в Нижнем Новгороде Нижний Новгород 16291631 Царь Михаил Фёдорович Романов
NN Kremlin 08-2016 img3.jpg
Перестроен из несохранившегося храма XIV века
Церковь Иоасафа царевича индийского в царской усадьбе Измайлово Москва 16841687 царевна Софья при участии князя В. В. Голицына
Joasaph.jpg
Перестроена из церкви 1678—1679 гг. Принципиальным нововведением является появление хорошо видимого четверика, в ранних памятниках скрытого объёмами притворов по периметру здания. Не сохранилась.

Церкви Прозоровских

Название Местонахождение Датировка Донатор Фотография Комментарий
Церковь Успения в Петровском-Дурневе Московская область 16841688 П. И. Прозоровский
Durnevo Church.jpg
Ранний пример типа восьмерик на четверике. Скупые внешние украшения, по-видимому, отражали строгость вкусов заказчика.
Церковь Спаса Нерукотворного в Гирееве Москва 17141718 И. А. Голицын — зять П. И. Прозоровского
Церковь Спаса Нерукотворного в Гирееве.jpg
Сохранилась почти без изменений, воспроизводит несохранившуюся церковь в Петровском-Дальнем.
Церковь Бориса и Глеба в Зюзине Москва 16881704 Б. И. Прозоровский
Церковь Бориса и Глеба на перекопской №2.JPG
Наряду с традиционной лаконичностью — отсутствием оконных наличников, присутствуют элементы архитектуры, присущие памятникам нарышкинского круга.

Церкви нарышкинского круга

Название Местонахождение Датировка Донатор Фотография Комментарий
Церковь Петра и Павла в Петровско-Разумовском Москва освящена в 1691 А. Л. Нарышкина, Л. К. Нарышкин
N.A.Naidenov (1891). Views of Moscow. 42. Petrovsko-Razumovskoe.png
Не сохранилась.
Церковь Знамения на Шереметьевом дворе Москва 16891691 Л. К. Нарышкин
Moscow ChurchInSheremetevCourt M03.jpg
Построена, вероятно, как и все церкви этой группы, в знак восшествия на престол Петра I.
Церковь Покрова в Филях Москва 16901693 Л. К. Нарышкин
Moscow Fili Intercession Church asv2019-06.jpg
Классический, наиболее зрелый образец церкви типа «восьмерик на четверике».
Храм Троицы в Троице-Лыкове Москва 16901695 М. К. Нарышкин
HolyTrinityChurch TroitseLykovo1.JPG
Существует два варианта датировки: 1690—1695 и 1698—1703. Обильные украшения, особенности профилировки деталей позволяют говорить о более поздней датировке здания.

Башнеобразные бухвостовские церкви

Название Местонахождение Датировка Донатор Фотография Комментарий
Спасская церковь в селе Уборы Московская область 16931697, освящена в 1700 П. В. Шереметьев
Ubory7.jpg
Строилась по образцу Успенской церкви в Петровском-Дальнем, но в процессе строительства (в 1694 г.) была торжественно освящена церковь в Филях, поэтому заказчик потребовал изменения композиции — возведения четверика в духе филёвской церкви.
Надвратная церковь Ново-Иерусалимского монастыря Московская область 16941697 цари Иван и Пётр Алексеевичи
NewJurasalemMon GateChurch K17.jpg
С 1693 г. Я. Г. Бухвостов был занят на строительстве собора в Рязани (до 1699), поэтому передал подряд своим помощникам. Для церкви характерен высокий четверик с большими окнами, придающий церкви башнеобразный облик.

Вариация: эллипс вместо четверика

Название Местонахождение Датировка Донатор Фотография Комментарий
Собор Высоко-Петровского монастыря Москва нач. XVI века, кон. 1680-х годов Алевиз Новый
VysokopetrovskyMonastery StPeter.JPG
В 1680-х гг. перестроена — пробиты большие окна в восьмерике и экседрах, фасад украшен росписью, в настоящее время возвращён первоначальный облик. В перестроенном виде послужила прообразом церкви в Перове.
Церковь Знамения в Перове Москва 1699-1708 П. А. Голицын
Perovo church.jpg
Резьба на фасадах здания близка церкви в Дубровицах.
Церковь Знамения в Дубровицах Московская область 16901705 Б. А. Голицын
DubrovitsyKhram.jpg
В строительстве и оформлении церкви принимали участие итальянские мастера.

См. также

Литература

  • Вагнер Г. К. Искусство мыслить в камне. — Москва, 1990.
  • Иоаннесян О. М. Храмы-ротонды в Древней Руси // Иерусалим в русской духовной культуре. — Москва, 1994. — С. 100—148.

Ссылки