Домик Каширина

Материал из «Знание.Вики»
Государственный музей детства А. М. Горького «Домик Каширина»
Почтовый-съезд-21-домик Каширина.jpg
Дата основания 1938 год
Дата открытия 1 января 1938 года
Основатели Ф.П.Хитровский, Д.П.Сильванов
Местонахождение Город Нижний Новгород
Адрес улица Почтовый съезд, 21
Герб

Культурное наследие народов
Российской Федерации

Федерального значения
рег. № 521410055640006

Госуда́рственный музе́й де́тства Алексе́я Макси́мовича Го́рького «До́мик Каши́рина» — памятник истории и культуры федерального значения, место, связанное с детскими годами писателя Алексея Максимовича Горького; место действия автобиографической повести Горького «Детство», одного из выдающихся произведений мировой литературы XX века, своеобразная энциклопедии русских характеров и национального образа жизни. Музей был открыт открыт 1 января 1938 года в Нижнем Новгороде[1].

История

В 1865 году известный в нижегородской ремесленной среде цеховой старшина Василий Васильевич Каширин, владелец кустарной красильной мастерской, построил на улице Ковалихинской в Нижнем Новгороде дом с флигелем в саду. Жил он до этого с многолюдной семьёй на Успенском (теперь Почтовом) съезде. При доме во дворе, была и красильная и мастерская. За несколько лет до того как появились каширинские дома на Ковалихе, пришёл с Камы, из Перми, в Нижний Новгород юноша Максим Савватиевич Пешков (отец Алексея Максимовича Горького). Устроился здесь на работу и со временем сам мастером-столяром-краснодеревцем и обойщиком. В Нижнем Новгороде Максим Савватиевич встретился со статной девушкой Варварой Кашириной — дочерью Василия Каширина и жены его Акулины Ивановны. Василий Васильевич Каширин не одобрял этот брак, поэтому молодые поселились вначале отдельно от Кашириных на Суетинском съезде. Когда обида прошла и Каширин примирился со случившимся, Пешковы перебрались на Ковалиху, во флигель каширинского дома. Здесь и родился у Пешковых сын Алексей. В самом начале Успенского (теперь Почтового) съезда стоит дом №21. Перед домом старинный четырёхгранный уличный фонарь на столбе. На воротах жестяная вывеска «Дом нижегородского мещанина Василия Васильевича Каширина, 3-й Рождественской части, 2-го квартала. Свободен от постоя». В этот приземистый домик, густо заселённый жильцами, в большую семью Кашириных и приехал с матерью трёхлетний Алёша из Астрахани, когда умер отец Максим Савватеевич Пешков.

У Кашириных была красильна, она приносила доходы. Это была типичная мастерская ремесленников. Красили они хорошо, заказы не переводились[2]. Больше всего их было их окрестных сёл и деревень, из Заволжья. Крестьяне приносили и привозили в окраску домотканые холсты, сукна, пряжу. Каширины освоили и лощение холстов, и набивку рисунков на подолах синих и красных женских юбок, на приполках мужских косовороток. Рядом с красильней и в ней были сушилки для зимы, а летом крашенину вешали во дворе на верёвках. Рядом с красильней находилось бревенчатое строение с сеновалом, разделённое на амбарок и каретник. В углу стоял конь Шарап. На нём ездили на базар за провизией и возили воду для дома и красильни с ключей с Успенском овраге. Однажды ночью случился пожар в каретнике. В этом доме, в семье деда, в обстановке злобных ссор, драк, дикой, жестокой жизни, и жил Алёша Пешков в 1871 - 1872 годах[3].

Приняли Варвару Васильевну с сыном её братья враждебно, которые тоже жили в доме Пешкова. Весь уклад, весь строй жизни в семье деда был удручающе тяжёл. Всё здесь вытравляло добрые чувства любви, дружбы, ласк, озлобляло человека, и нужно было иметь поистине горячее сердце, большую волю, жажду светлого, лучшего, чтобы противостоять влиянию этого быта и мировоззрения мещанства. Но здесь же, в детские годы, в маленькой бабушкиной комнате, внимая рассказам любимого человека, слушая чудесные сказки бабушки, Алёша учился доброму отношению к людям, к жизни, постигал красоту народного творчества[4].

Так в ремесленной семье своего деда-красильщика Василия Васильевича Каширина жил до одиннадцати лет Алексей Максимович Горький. Об этом он потом написал свою знаменитую автобиографическую повесть «Детство», где с горечью в сердце поведал людям о тех невыносимых тяжестях жизни, которые перенёс сам и которые испытывал на себе многомиллионный российский народ.

В память о своём великом земляке, как иллюстрацию к его повести «Детство», горьковчане создали музей «Домик Каширина». Он был открыт 1 января 1938 года. Его созданием руководили друг Алексея Максимовича старый нижегородский журналист Ф. П. Хитровский и молодой архитектор Дмитрий Павлович Сильванов. Они стремились восстановить всё так как было при Алёше Пешкове в 1870-х годах. Более 40 лет назад, когда начались реставрационные работы, домику было уже около 150 лет. Никто не помнил его первого хозяина купца-хлебника И. А. Брызгалова, владевшего домиком до своей смерти в 1817 году. Никто не знал и других его хозяев-родственников В. В. Каширина Можаровых, бывших крепостных Брызгалова, у которых Каширины откупили дом[5].

Пустой полуразрушенный, с разбитыми окнами, с загнутой ветром железной крышей, он стоял, ожидая сноса, и только любовь горьковчан к Алексею Максимовичу окончательно определила его будущее. Строить музей помогали жители города, хорошо помнившие этот дом и вывеску на нём: «Красильное заведение цехового В. В. Каширина. Основано в 1843 году»[1].

Структура музея

Сени

Музей «Домик Каширина». Сени

Вход в дом ведёт через сени-узкое, холодное помещение с окнами. Сени с их тёмными чуланами в мещанском быту всегда были местом хранения домашней утвари. В сенях висит деревянный фонарь со свечкой для ночного хождения в красильню, в каретник к лошади. С фонарём в тёмные осенние дни запирали ворота в красильню и другие строения. Вдоль стены на полках лежат стиральные и другие корыта, глиняные корчаги для варки сладкого сусла, домашнего пива и кваса и жбаны для их хранения, медные тазы для варки варенья, водоносные ушаты, тряпки, голики. Под полками висят на гвоздях обноски, банные веники, заплечная бурлацкая сумка, детская зыбка. Здесь же пучки лекарственных трав. По углам сеней, на косяках двери и окон, валяются бабки и разноцветные стёклышки, в которые играли мальчишки и девчонки, а также лежат ломаные топоры и пилы. Над входом на кухню прибита к полу старая подкова. Двор, красильня, каретник, сени дают уже некоторое представление о бытовом укладе кашинской семьи[5].

Кухня

Музей «Домик Каширина». Кухня

Кухня воспроизводит быт, почти полностью ушедший в прошлое. В кухне Каширины готовили, обедали, спали и работали. Сама кухня напоминает старинную двухоконную избу с голыми бревенчатыми стенами, с полатями и русской печью. Кухня разделена на углы. Впереди — красный и хозяйский, у порога — стряпной и гостиный. В красном углу хранятся семейные святыни-иконы с лампадкой. Там же стоит обеденный стол. На нём деревянная посуда. По вечерам помещение кухни превращалась в мастерскую. В углу кухни у печки мокли в лохани розги, которыми порол дед Василий Пешков ребят за проделки. Слева от входной двери — стряпной угол. Здесь всегда полутемно, кутное окно с волоковой рамой выходит в сени. Здесь кухонный стол, медный самовар и чайные чашки. Над столом шкафчик-посудник. На полу кадка для воды. Из подпечника торчат ухваты, подсадная лопата и лучина на растопку. Над лоханью висит медный рукомойник. Возле рукомойника приступок-лесенка на печку, где сушились пелёнки и одежда ребят и где нередко грелись, спали домочадцы. В хозяйском углу, впереди слева—старинная горка с посудой. В гостином углу лавка, на которую садился по старинному обычаю, гость, пока хозяин не пригласит его пройти вперёд. Если в доме случалось веселье, оно тоже происходило на кухне. Как напоминание об этих вечерах, висит на бревенчатой стене старая гитара[1].

Комната деда

Музей «Домик Каширина». Комната деда

Совсем другой мир встречает нас в комнате деда. В ней тоже много каширинских вещей, но в отличие от кухни здесь почти нет признаков избы. Все они тщательно скрыты. Потолок оклеен белой бумагой, обои наклеены прямо на брёвна, на полу домотканые половички. Впереди красный угол с богатыми иконками, с лампадой и церковными книгами. Слева угол самого хозяина В. В. Каширина: полумягкий диван с жёсткой спинкой под карельскую берёзой, кряжистое кресло с кожаным сиденьем, овальный стол, покрытый бархатной скатертью со старинными рисунками. На столе лежит толстая книга «Христианский памятник» 1840 года. Это свод правил мещанской жизни. Тут же чернильница с гусиным пером для записей заказов в памятную книжку красильни. Комната деда угловая. В ней много света. Одной парой окон она выходит на бывший Успенский съезд, другой — во двор. Отсюда просматривалась Волга, уставленная баржами, прибывшими с товарами на Нижегородскую ярмарку. На всех окнах комнаты деда висят кружевные занавески домашней работы, стоят цветы в горшках. Полы выкрашены, стенки русской печи отделаны старинным изразцом с ультрамариновыми рисунками. Вся комната оклеена «каширинскими» обоями, восстановленными по клочкам, найденными во время реставрации под позднейшей штукатуркой. В углу, над диваном—фотография гласных городской думы, в которую был избран на два года В. В. Каширин. В свою парадную комнату дед никого не впускал. Ворота, красильню, каретник, чуланы запирал дед замками, а ключи вешал на гвоздь здесь, в комнате. Деньги, ценные бумаги хранил под иконами в укладке, крышка которой сделана с наклонном, чтобы на ночь её можно было класть под голову под подушку. Возле печки стоит окованный жестью огромный сундук. В сундуке приданое дочери, запертое замками со звоном. Над сундуком висит кафтан, шитый позументом — фирменная одежда старшины Нижегородского красильного цеха. Около стены стоит горка с пёстрой посудой. Особое место занимают серебряные ложки, которые лежат на самой верхней полке. Рядом с горкой висит енотовая шуба[2].

Комната бабушки

Музей «Домик Каширина». Комната бабушки

Комната бабушки — самая маленькая комната в доме и самая интересная по убранству и по содержанию. Главное место в комнате бабушки занимает широкая деревянная кровать с пуховой каширинской периной с тяжёлым лоскутным одеялом и двумя башнями подушек, украшенных балахнинский кружевами. Налево от входа в комнату изразчатый подтопок с лежанкой. Изразец уникальный. На каждой плитке рисунок на тему русского быта. Напротив подтопка стоит сундук, покрытый цветной дерюжкой. На сундуке находятся швейки и прялки. На стене огромные часы с деревянным циферблатом, с длинным маятником, а по сторонам от часов висят на гвоздиках штофные праздничные платья, шали, платки, саки. Тут же чёрная тельма со стеклярусом. Весь правый угол занимает киот с иконами с псалтырём и вышитой плащаницей. Рядом с киотом—оконце во двор и на Волгу. Напротив киота бабушкин комод, а на нём разные предметы женского туалета:игольницы, шкатулка, зеркальце на подставке, салфетка. Возле комода бабушкины коклюшки для плетения кружев[1].

Подклеть

Музей «Домик Каширина». Подклеть

Внизу дома в подклети, по возвращении с сыном из Астрахани поселилась Варвара Васильевна Каширина-Пешкова. Раньше подклеть у Кашириных была чёрной избой для работников, с отдельным выходом во двор. В подклети проступает контраст примитивной простоты рабочего жилья с одеждой и другими предметами молодой и городской женщины. Общий облик напоминает каширинскую кухню, только брёвна стен не лежат, а стоят частоколом. В подклети находятся иконы, стол, самовар, швейная машинка. Впереди справа — хозяйский угол, нары с двухспальной периной, с цветными подушками, модные платья на гвоздях над постелью, плетёные чемоданы и укладки. Пространство у порога справа занял стряпной угол: большая русская печь с ухватами, прилавок и посудник. За печкой — ступа, кадки с водой, умывальник. Стряпное место от передних углов отделено холщовой занавеской[2].

Комната Михаила

До недавнего времени в комнате Михаила (брата матери Алёши Пешкова) располагалась вспомогательная экспозиция, в которой были представлены скульптурный портрет Алексея Пешкова, документы о рождении, о смерти его отца,фотографии родственников и хозяев, у которых Алёша работал, разные материалы связанные с его детством. Недавно работники музея пытались восстановить комнату Михаила в историческом плане на основе небольшого количества подлинных вещей Михаила: комода, дивана, зеркала и других вещей, найденных у потомков в Канавино. По заказу музея для комнаты были написаны мрачноватые обои, похожие на обои деда, пытаясь показать посетителю сходство характеров и вкусов деда и Михаила. Для полноты экспозиции этой комнаты в ней был сложен подтопок, поставлен стол с самоваром и чайной посудой, а также винный штоф с большими рюмками, бельевой комод с незатейливым на нём женским туалетом, с зеркальцем и разными над ним фотографиями родственников. Комната Михаила служит дополнительным материалом в раскрытии быта семьи Кашириных[1].

Деятельность музея

В настоящее время музей предоставляет посетителям не только экскурсии по комнатам, но и проводит Всероссийский культурный фестиваль «Детство», проводит выставки, конкурсы, мастер-классы, создаёт локации для атмосферных фото. Проводит выставку-впечатление «У порога великих тайн», по материалам фондового собрания Государственного музея А. М. Горького. К 110-летию повести М. Горького «В людях». Эта выставка — история детства Алексея Пешкова, ставшего всемирно известным писателем Максимом Горьким. Нижний Новгород, город, где он родился и вырос, оживает в автобиографических повестях «Детство» и «В людях», написанных в 1913-1914 годах[6].

«Я чувствовал себя у порога каких-то великих тайн…»,

— признавался Горький, раскрывая перед читателем свои воспоминания.

Взрослые и самые маленькие гости музея вместе с главным героем произведений пройдут по старому Нижнем Новгороду. Они совершат путешествие по его улицам, узнают известные и забытые адреса домов, оставшихся в памяти Горького и познакомятся с людьми, которые стали учителями на жизненном пути будущего писателя. Почувствовать атмосферу прошлого помогут  виды Нижнего Новгорода конца XIX столетия и  старинные предметы, описанные на страницах книг Максима Горького. Интерактивная карта подскажет нужный адрес, а мультимедийная игра поведает о важных событиях в жизни Алёши Пешкова, с которым мы вместе перешагнём порог, где скрыты великие тайны его родного города[6].

Примечания

  1. Перейти обратно: 1,0 1,1 1,2 1,3 1,4 Забурдаев Н. Домик Каширина. — Горький: Волго-Вятское книжное издательство, 1978. — С. 9-16. — 109 с.
  2. Перейти обратно: 2,0 2,1 2,2 Забурдаев Н. А. В семье Кашириных. — Горький: Волго-Вятское книжное оздательство, 1976. — С. 28. — 148 с.
  3. Елисеев А. По Горьковским местам. — Горький: Волго-вятское книжное издательство, 1967. — С. 8. — 78 с.
  4. Елисеев А. А. М. Горький в Н. Новгороде. — Горький: Волго-Вятское книжное издательство, 1974. — С. 15-17. — 109 с.
  5. Перейти обратно: 5,0 5,1 А.В.Сигорский. По Горьковским местам. — Горький: Горьковское областное издательство ОГИЗ, 1948. — С. 3-5. — 160 с.
  6. Перейти обратно: 6,0 6,1 У порога великих тайн. Государственный музей детства А.М.Горького «Домик Каширина». Дата обращения: 16 февраля 2025.