Двигателестроение России

Двигателестроение России — одна из наиболее высокотехнологичных отраслей промышленности Российской Федерации, являющаяся частью машиностроения.

История

Первое упоминание отечественного двигателя внутреннего сгорания (ДВС) связано с именем Огнеслава Степановича Костовича — серба, капитана Русского императорского флота[1]. Он первым подал заявку на изобретение бензинового ДВС с электрическим зажиганием (14 мая 1888 года) и первым получил на него патент, в том числе в США и Великобритании. Автором первого отечественного двигателя внутреннего сгорания стал лейтенант императорского флота Евгений Александрович Яковлев. В 1932 году группой под руководством инженера И. А. Меньшикова из Научного автотракторного института (НАТИ) был построен первый экспериментальный дизельный двигатель НАТИ-1-60. Первые пять дизелей НАТИ-1-60 выпустил завод «Коммунист» в поволжском Марксштадте (ныне город Энгельс в Волгоградской области)[2].

Первый российский завод по выпуску авиационных двигателей находился в Москве за Семёновской заставой. В настоящее время здесь находится один из цехов производственного комплекса «Салют» Объединенной двигателестроительной корпорации (ОАК), где продолжают выпускать моторы для самолетов и вертолётов[3]. НАМИ стал интеллектуальным центром будущего двигателестроения. Например, именно здесь в 1923 году учеником Брилинга начинал конструкторскую карьеру Александр Микулин, племянник знаменитого профессора Николая Жуковского, «отца русской авиации». Первый советский авиационный двигатель жидкостного охлаждения был создан в Научном автомоторном институте конструктором Александром Александровичем Микулиным; именно этим двигателем в годы Великой Отечественной войны оснащался штурмовик Ил-2 — самый массовый боевой самолет в мировой истории авиации[4].

Одним из пионеров в сегменте газотурбинных двигателей (ГТД) был советский учёный-теплотехник Владимир Васильевич Уваров. В 1934 году испытания прошла первая отечественная газотурбинная установка ГТУ-1, ставшая прообразом будущих турбовинтовых двигателей (ТВД). Её развитием стала установка ГТУ-3 — это был фактически первый экспериментальный авиационный газотурбинный двигатель в СССР[5].

Первый судовой двигатель в России был установлен на речном танкере-теплоходе «Вандал» в Санкт-Петербурге в 1903 году[6]. Двигательная установка «Вандала» состояла из трёх трёхцилиндровых четырёхтактных компрессорных дизельных двигателей мощностью по 120 л. с. каждый. Как показала последующая практика, дизельные двигатели получили в российском судостроении наибольшее применение.

Направления

В 2008 году в Российской Федерации было создано акционерное общество «Объединённая двигателестроительная корпорация» (АО «ОДК») — интегрированная структура, производящая двигатели разных типов для военных и гражданских задач, газотурбинные установки различной мощности для производства электрической и тепловой энергии, газоперекачивающие и корабельные газотурбинные агрегаты (ОДК входит в государственную корпорацию «Ростех»). Объединённая двигателестроительная корпорация объединяет ряд научно-технических центров, конструкторских бюро и моторостроительных предприятий.

Автомобильное двигателестроение

Старейшим и самым большим по объёму в Российской Федерации является сектор двигателей для транспорта. На автомобильную промышленность, сельскохозяйственное машиностроение и ВПК (танкостроение) работают следующие отечественные двигателестроительные и автомобильные заводы:

Название Расположение Год запуска Продукция
Алтайский моторный завод (АМЗ) Барнаул 1955 Дизельные двигатели для тракторов, комбайнов, экскаваторов
Волжские индустриальные двигатели Тутаев 2019 Дизельные двигатели для экскаваторов
Заволжский моторный завод (ЗМЗ) Заволжье 1959 Бензиновые и дизельные двигатели для автопрома
Нижегородские моторы Нижний Новгород 1932 Бензиновые и дизельные двигатели для автопрома
Ульяновский моторный завод (УМЗ) Ульяновск 1944 Бензиновые и газобензиновые двигатели для автопрома
Уральский дизель-моторный завод (УДМЗ) Екатеринбург 1941 Дизельные двигатели для автопрома
Тутаевский моторный завод (ТМЗ) Тутаев 1973 Дизельные двигатели для автопрома, тракторов, специальной техники
Челябинский тракторный завод (ЧТЗ) Челябинск 1933 Дизельные двигатели для танковой техники
Ярославский моторный завод (ЯМЗ) Ярославль 1916 Дизельные двигатели для автопрома, комбайнов, тракторов, военной техники
АВТОВАЗ Тольятти 1970 Бензиновые двигатели для автопрома
КамАЗ Набережные Челны 1974 Дизельные двигатели для автопрома, тракторов, военной техники

Авиационное двигателестроение

Важным для гражданского и военного сегментов авиастроения (самолёты, вертолёты, беспилотные летательные аппараты) является производство авиационных двигателей, которые выпускаются на таких заводах России:

Название Расположение Год запуска Продукция
АМНТК «Союз» Москва 1943 Газотурбинные и турбовинтовые двигатели для военных самолётов, вертолётов, крылатых ракет и БПЛА
ОДК-Климов Санкт-Петербург 1914 Газотурбинные и реактивные двигатели для военного и гражданского сектора
ОДК-Кузнецов Самара 1912 Авиационные и космические двигатели
ОДК-Сатурн Рыбинск 1916 Газотурбинные двигатели для военной и гражданской авиации
Казанское моторостроительное производственное объединение (КМПО) Казань 1931 Авиационные двигатели
ММП имени В. В. Чернышёва Москва 1932 Двигатели для военной авиации и БПЛА
НПЦ «Салют» Москва 1912 Реактивные авиационные двигатели
Пермский моторный завод (ПМЗ) Пермь 1934 Газотурбинные двигатели для военной и гражданской авиации
Уфимское моторостроительное производственное объединение (УМПО) Уфа 1925 Турбореактивные двигатели для самолётов и вертолётов

Ракетное (космическое) двигателестроение

Двигатели для ракетной техники разделяются на[7]:

Разработкой и созданием двигателей для космических ракет и ВПК частично занимаются многие предприятия авиационного двигателестроения. Работы по созданию только космических двигателей выполняют:

Название Расположение Год запуска Продукция
ГКНПЦ имени М. В. Хруничева Москва 1916 Разгонные блоки к ракетам-носителям
Конструкторское бюро химавтоматики (КБХА) Воронеж 1941 Жидкостные ракетные двигатели
НПО «Искра» Пермь 1955 Твердотопливные ракетные двигатели
НПО «Энергомаш» имени академика В. П. Глушко Химки 1929 Жидкостные и ядерные ракетные двигатели
Национальная космическая компания Красноярск 2019 Двигатели для ракет-носителей и космических аппаратов (частная космическая компания)
Пермский моторостроительный комплекс Пермь 1992 Двигатели к ракетам-носителям

В 2015 году путём преобразования Федерального космического агентства «Роскосмос» была создана государственная корпорация, управляющая космической отраслью страны — Госкорпорация «Роскосмос». В этом же году Объединённая ракетно-космическая корпорация (направлением деятельности ОРКК является учет имущественного комплекса организаций Госкорпорации «Роскосмос») предложила сформировать в России холдинг предприятий ракетного двигателестроения. 27 июля 2018 года был согласован и подписан план-график создания на базе НПО «Энергомаш» единой корпорации ракетного двигателестроения[8]. В феврале 2021 года часть российских предприятий, занятых в создании ракетных двигателей, были интегрированы в единую структуру[9] — холдинг, включающий[10]:

Судовое двигателестроение

Некоторые виды судовых двигателей, использующихся в России: дизельные, газовые турбины, атомные энергетические установки. Наибольшее применение получили дизельные двигатели в паре с электрическим генератором (дизель-генераторы). Газовые турбины широко применяют в военно-морском флоте на небольших скоростных судах (десантных катерах, минных тральщиках, судах на подводных крыльях). Атомные энергетические установки применяются на крупных и мощных специализированных судах: ледоколах и подводных лодках.

Главные заводы по производству судовых двигателей:

Название Расположение Год запуска Продукция
Барнаултрансмаш Барнаул 1941 Судовые дизельные двигатели
Брянский машиностроительный завод Брянск 1873 Судовые дизели
Волжские индустриальные двигатели Тутаев 2019 Дизельные судовые установки
Волжский дизель имени Маминых Балаково 1899 Дизель-генераторы и силовые судовые установки
Дагдизель Каспийск 1932 Судовые дизельные двигатели
Звезда Санкт-Петербург 1932 Дизельные двигатели многоцелевого назначения
Кингисеппский машиностроительный завод Санкт-Петербург 2013 Судовые дизели и дизель-генераторы
Коломенский завод Коломна 1863 Дизельные двигатели для судов и подводных лодок
ОКБМ Африкантов Нижний Новгород 1945 Судовые реакторные (атомные) установки
Пензадизельмаш Пенза 1948 Судовые дизели и дизель-генераторы
Русские моторы Нижний Новгород 1874 Судовые дизельные двигатели
Тутаевский моторный завод Тутаев 1973 Дизельные двигатели для буксиров
Уральский дизель-моторный завод Екатеринбург 1941 Дизель-генераторы для судов с неограниченным районом плавания

Несколько предприятий судового двигателестроения входят в состав «Трансмашхолдинга».

Двигатели для локомотивов

Двигатели для тепловозов и электровозов проектируют и выпускают предприятия, сосредоточенные в машиностроительной группе «Трансмашхолдинг». В это число входят:

Название Расположение Год запуска Продукция
Брянский машиностроительный завод Брянск 1873 Дизель-генераторы для тепловозов
Коломенский завод Коломна 1863 Дизельные и электродвигатели для электровозов и тепловозов
НЭВЗ Новочеркасск 1932 Тяговые электродвигатели для электровозов и тепловозов
Пензадизельмаш Пенза 1948 Дизельные двигатели для тепловозов
Уральский дизель-моторный завод Екатеринбург 1941 Дизель-генераторы для тепловозов

Турбостроение

Турбина является вращающейся машиной (двигателем) для преобразования энергии физической движущейся среды (газ, пар, вода, воздух) в механическую энергию вращения; применяются они во многих отраслях промышленности. Основные типы турбин:

Чаще всего турбины используются как привод (первичный двигатель) для электрических генераторов, выдающих электроэнергию для её последующего использования. Турбина в паре с электрогенератором составляют турбоагрегат. Все электрические и тепловые станции применяют турбоагрегаты для производства электроэнергии. Газотурбинные двигатели широко используются в авиастроении и на газотурбинных электростанциях. Газоперекачивающие агрегаты, использующиеся на магистральных газопроводах, как правило, приводятся в действие газовыми турбинами, аналогичными по мощностям авиационным турбореактивным двигателям.

Предприятия отечественного турбостроения:

Название Расположение Год запуска Продукция
Калужский турбинный завод Калуга 1946 Паровые турбины и турбоагрегаты малой мощности
Киров-Энергомаш Санкт-Петербург 1995 Турбогенераторные установки и газоперекачивающие агрегаты
НПО «Искра» Пермь 1955 Газоперекачивающие агрегаты
ОДК — Газовые турбины Рыбинск 1936 Газотурбинные двигатели и газоперекачивающие агрегаты
Силовые машины Санкт-Петербург 2000 Паровые и гидравлические турбины, турбогенераторы и гидрогенераторы
Тюменские моторостроители Тюмень 1963 Газотурбинные двигатели и газоперекачивающие агрегаты
Уральский турбинный завод Екатеринбург 1938 Паровые и газовые турбины

Фотогалерея

См. также

Изобретателем первого в мире электродвигателя с вращающимся рабочим валом был русский учёный немецкого происхождения Борис Семёнович Якоби[15]. А завод «Электросила» (ныне в составе холдинга «Силовые машины») был первым заводом в России, который освоил производство крупных электрических машин для промышленности[16]. Производством электрических машин (электродвигателей, электрических генераторов, электрических преобразователей (инверторов) и других устройств) занимаются электромашиностроительные предприятия электротехнической промышленности.

Примечания

  1. Особенности национального двигателестроения. drom.ru. Дата обращения: 20 апреля 2025.
  2. Именем Сталина: на дизеле за первым советским дизелем. auto.mail.ru. Дата обращения: 20 апреля 2025.
  3. «Гном и Рон»: как появилось двигателестроение в России?. dzen.ru. Дата обращения: 20 апреля 2025.
  4. Долгая дорога в небо: как зарождалось в России производство авиационных двигателей. profile.ru. Дата обращения: 21 апреля 2025.
  5. Автор первого советского ТВД мечтал о сверхзвуке (к работам профессора В.В.Уварова). anav.ru. Дата обращения: 20 апреля 2025.
  6. Судовой двигатель. bigenc.ru. Дата обращения: 21 апреля 2025.
  7. Ракетный двигатель. bigenc.ru. Дата обращения: 21 апреля 2025.
  8. Рогозин сообщил о подписании плана создания корпорации ракетного двигателестроения. tass.ru. Дата обращения: 21 апреля 2025.
  9. Создание единого холдинга ракетного двигателестроения завершится в ближайшие месяцы. tass.ru. Дата обращения: 21 апреля 2025.
  10. В России завершилось формирование холдинга ракетного двигателестроения. tass.ru. Дата обращения: 21 апреля 2025.
  11. Паровая турбина. bigenc.ru. Дата обращения: 22 апреля 2025.
  12. Газовая турбина. bigenc.ru. Дата обращения: 22 апреля 2025.
  13. Гидравлическая турбина. bigenc.ru. Дата обращения: 22 апреля 2025.
  14. Какими бывают ветряные турбины. rbc.ru. Дата обращения: 22 апреля 2025.
  15. Как Россия стала родиной электродвигателя. rambler.ru. Дата обращения: 20 апреля 2025.
  16. Великие заводы России: Электросила. livejournal.com. Дата обращения: 20 апреля 2025.

Ссылки