Двигателестроение России
Двигателестроение России — одна из наиболее высокотехнологичных отраслей промышленности Российской Федерации, являющаяся частью машиностроения.
История
Первое упоминание отечественного двигателя внутреннего сгорания (ДВС) связано с именем Огнеслава Степановича Костовича — серба, капитана Русского императорского флота[1]. Он первым подал заявку на изобретение бензинового ДВС с электрическим зажиганием (14 мая 1888 года) и первым получил на него патент, в том числе в США и Великобритании. Автором первого отечественного двигателя внутреннего сгорания стал лейтенант императорского флота Евгений Александрович Яковлев. В 1932 году группой под руководством инженера И. А. Меньшикова из Научного автотракторного института (НАТИ) был построен первый экспериментальный дизельный двигатель НАТИ-1-60. Первые пять дизелей НАТИ-1-60 выпустил завод «Коммунист» в поволжском Марксштадте (ныне город Энгельс в Волгоградской области)[2].
Первый российский завод по выпуску авиационных двигателей находился в Москве за Семёновской заставой. В настоящее время здесь находится один из цехов производственного комплекса «Салют» Объединенной двигателестроительной корпорации (ОАК), где продолжают выпускать моторы для самолетов и вертолётов[3]. НАМИ стал интеллектуальным центром будущего двигателестроения. Например, именно здесь в 1923 году учеником Брилинга начинал конструкторскую карьеру Александр Микулин, племянник знаменитого профессора Николая Жуковского, «отца русской авиации». Первый советский авиационный двигатель жидкостного охлаждения был создан в Научном автомоторном институте конструктором Александром Александровичем Микулиным; именно этим двигателем в годы Великой Отечественной войны оснащался штурмовик Ил-2 — самый массовый боевой самолет в мировой истории авиации[4].
Одним из пионеров в сегменте газотурбинных двигателей (ГТД) был советский учёный-теплотехник Владимир Васильевич Уваров. В 1934 году испытания прошла первая отечественная газотурбинная установка ГТУ-1, ставшая прообразом будущих турбовинтовых двигателей (ТВД). Её развитием стала установка ГТУ-3 — это был фактически первый экспериментальный авиационный газотурбинный двигатель в СССР[5].
Первый судовой двигатель в России был установлен на речном танкере-теплоходе «Вандал» в Санкт-Петербурге в 1903 году[6]. Двигательная установка «Вандала» состояла из трёх трёхцилиндровых четырёхтактных компрессорных дизельных двигателей мощностью по 120 л. с. каждый. Как показала последующая практика, дизельные двигатели получили в российском судостроении наибольшее применение.
Направления
В 2008 году в Российской Федерации было создано акционерное общество «Объединённая двигателестроительная корпорация» (АО «ОДК») — интегрированная структура, производящая двигатели разных типов для военных и гражданских задач, газотурбинные установки различной мощности для производства электрической и тепловой энергии, газоперекачивающие и корабельные газотурбинные агрегаты (ОДК входит в государственную корпорацию «Ростех»). Объединённая двигателестроительная корпорация объединяет ряд научно-технических центров, конструкторских бюро и моторостроительных предприятий.
Автомобильное двигателестроение
Старейшим и самым большим по объёму в Российской Федерации является сектор двигателей для транспорта. На автомобильную промышленность, сельскохозяйственное машиностроение и ВПК (танкостроение) работают следующие отечественные двигателестроительные и автомобильные заводы:
| Название | Расположение | Год запуска | Продукция |
|---|---|---|---|
| Алтайский моторный завод (АМЗ) | Барнаул | 1955 | Дизельные двигатели для тракторов, комбайнов, экскаваторов |
| Волжские индустриальные двигатели | Тутаев | 2019 | Дизельные двигатели для экскаваторов |
| Заволжский моторный завод (ЗМЗ) | Заволжье | 1959 | Бензиновые и дизельные двигатели для автопрома |
| Нижегородские моторы | Нижний Новгород | 1932 | Бензиновые и дизельные двигатели для автопрома |
| Ульяновский моторный завод (УМЗ) | Ульяновск | 1944 | Бензиновые и газобензиновые двигатели для автопрома |
| Уральский дизель-моторный завод (УДМЗ) | Екатеринбург | 1941 | Дизельные двигатели для автопрома |
| Тутаевский моторный завод (ТМЗ) | Тутаев | 1973 | Дизельные двигатели для автопрома, тракторов, специальной техники |
| Челябинский тракторный завод (ЧТЗ) | Челябинск | 1933 | Дизельные двигатели для танковой техники |
| Ярославский моторный завод (ЯМЗ) | Ярославль | 1916 | Дизельные двигатели для автопрома, комбайнов, тракторов, военной техники |
| АВТОВАЗ | Тольятти | 1970 | Бензиновые двигатели для автопрома |
| КамАЗ | Набережные Челны | 1974 | Дизельные двигатели для автопрома, тракторов, военной техники |
Авиационное двигателестроение
Важным для гражданского и военного сегментов авиастроения (самолёты, вертолёты, беспилотные летательные аппараты) является производство авиационных двигателей, которые выпускаются на таких заводах России:
| Название | Расположение | Год запуска | Продукция |
|---|---|---|---|
| АМНТК «Союз» | Москва | 1943 | Газотурбинные и турбовинтовые двигатели для военных самолётов, вертолётов, крылатых ракет и БПЛА |
| ОДК-Климов | Санкт-Петербург | 1914 | Газотурбинные и реактивные двигатели для военного и гражданского сектора |
| ОДК-Кузнецов | Самара | 1912 | Авиационные и космические двигатели |
| ОДК-Сатурн | Рыбинск | 1916 | Газотурбинные двигатели для военной и гражданской авиации |
| Казанское моторостроительное производственное объединение (КМПО) | Казань | 1931 | Авиационные двигатели |
| ММП имени В. В. Чернышёва | Москва | 1932 | Двигатели для военной авиации и БПЛА |
| НПЦ «Салют» | Москва | 1912 | Реактивные авиационные двигатели |
| Пермский моторный завод (ПМЗ) | Пермь | 1934 | Газотурбинные двигатели для военной и гражданской авиации |
| Уфимское моторостроительное производственное объединение (УМПО) | Уфа | 1925 | Турбореактивные двигатели для самолётов и вертолётов |
Ракетное (космическое) двигателестроение
Двигатели для ракетной техники разделяются на[7]:
- Химические ракетные двигатели — жидкостные, твердотопливные, гибридные.
- Нехимические ракетные двигатели — газовые, солнечные тепловые, ядерные, электрические.
Разработкой и созданием двигателей для космических ракет и ВПК частично занимаются многие предприятия авиационного двигателестроения. Работы по созданию только космических двигателей выполняют:
| Название | Расположение | Год запуска | Продукция |
|---|---|---|---|
| ГКНПЦ имени М. В. Хруничева | Москва | 1916 | Разгонные блоки к ракетам-носителям |
| Конструкторское бюро химавтоматики (КБХА) | Воронеж | 1941 | Жидкостные ракетные двигатели |
| НПО «Искра» | Пермь | 1955 | Твердотопливные ракетные двигатели |
| НПО «Энергомаш» имени академика В. П. Глушко | Химки | 1929 | Жидкостные и ядерные ракетные двигатели |
| Национальная космическая компания | Красноярск | 2019 | Двигатели для ракет-носителей и космических аппаратов (частная космическая компания) |
| Пермский моторостроительный комплекс | Пермь | 1992 | Двигатели к ракетам-носителям |
В 2015 году путём преобразования Федерального космического агентства «Роскосмос» была создана государственная корпорация, управляющая космической отраслью страны — Госкорпорация «Роскосмос». В этом же году Объединённая ракетно-космическая корпорация (направлением деятельности ОРКК является учет имущественного комплекса организаций Госкорпорации «Роскосмос») предложила сформировать в России холдинг предприятий ракетного двигателестроения. 27 июля 2018 года был согласован и подписан план-график создания на базе НПО «Энергомаш» единой корпорации ракетного двигателестроения[8]. В феврале 2021 года часть российских предприятий, занятых в создании ракетных двигателей, были интегрированы в единую структуру[9] — холдинг, включающий[10]:
- НПО Энергомаш (Химки; головное предприятие холдинга);
- КБХМ им. А. М. Исаева (Королёв);
- КБХА (Воронеж);
- ПАО «Протон-ПМ» (Пермь);
- НИИМаш (Нижняя Салда);
- ОКБ «Факел» (Калининград).
Судовое двигателестроение
Некоторые виды судовых двигателей, использующихся в России: дизельные, газовые турбины, атомные энергетические установки. Наибольшее применение получили дизельные двигатели в паре с электрическим генератором (дизель-генераторы). Газовые турбины широко применяют в военно-морском флоте на небольших скоростных судах (десантных катерах, минных тральщиках, судах на подводных крыльях). Атомные энергетические установки применяются на крупных и мощных специализированных судах: ледоколах и подводных лодках.
Главные заводы по производству судовых двигателей:
| Название | Расположение | Год запуска | Продукция |
|---|---|---|---|
| Барнаултрансмаш | Барнаул | 1941 | Судовые дизельные двигатели |
| Брянский машиностроительный завод | Брянск | 1873 | Судовые дизели |
| Волжские индустриальные двигатели | Тутаев | 2019 | Дизельные судовые установки |
| Волжский дизель имени Маминых | Балаково | 1899 | Дизель-генераторы и силовые судовые установки |
| Дагдизель | Каспийск | 1932 | Судовые дизельные двигатели |
| Звезда | Санкт-Петербург | 1932 | Дизельные двигатели многоцелевого назначения |
| Кингисеппский машиностроительный завод | Санкт-Петербург | 2013 | Судовые дизели и дизель-генераторы |
| Коломенский завод | Коломна | 1863 | Дизельные двигатели для судов и подводных лодок |
| ОКБМ Африкантов | Нижний Новгород | 1945 | Судовые реакторные (атомные) установки |
| Пензадизельмаш | Пенза | 1948 | Судовые дизели и дизель-генераторы |
| Русские моторы | Нижний Новгород | 1874 | Судовые дизельные двигатели |
| Тутаевский моторный завод | Тутаев | 1973 | Дизельные двигатели для буксиров |
| Уральский дизель-моторный завод | Екатеринбург | 1941 | Дизель-генераторы для судов с неограниченным районом плавания |
Несколько предприятий судового двигателестроения входят в состав «Трансмашхолдинга».
Двигатели для локомотивов
Двигатели для тепловозов и электровозов проектируют и выпускают предприятия, сосредоточенные в машиностроительной группе «Трансмашхолдинг». В это число входят:
| Название | Расположение | Год запуска | Продукция |
|---|---|---|---|
| Брянский машиностроительный завод | Брянск | 1873 | Дизель-генераторы для тепловозов |
| Коломенский завод | Коломна | 1863 | Дизельные и электродвигатели для электровозов и тепловозов |
| НЭВЗ | Новочеркасск | 1932 | Тяговые электродвигатели для электровозов и тепловозов |
| Пензадизельмаш | Пенза | 1948 | Дизельные двигатели для тепловозов |
| Уральский дизель-моторный завод | Екатеринбург | 1941 | Дизель-генераторы для тепловозов |
Турбостроение
Турбина является вращающейся машиной (двигателем) для преобразования энергии физической движущейся среды (газ, пар, вода, воздух) в механическую энергию вращения; применяются они во многих отраслях промышленности. Основные типы турбин:
- Паровые (используют энергию пара высокого давления)[11].
- Газовые (работают на энергии горячих газов)[12].
- Гидравлические (гидротурбины; преобразуют энергию потока воды)[13].
- Воздушные (ветряные; используют энергию ветра)[14].
Чаще всего турбины используются как привод (первичный двигатель) для электрических генераторов, выдающих электроэнергию для её последующего использования. Турбина в паре с электрогенератором составляют турбоагрегат. Все электрические и тепловые станции применяют турбоагрегаты для производства электроэнергии. Газотурбинные двигатели широко используются в авиастроении и на газотурбинных электростанциях. Газоперекачивающие агрегаты, использующиеся на магистральных газопроводах, как правило, приводятся в действие газовыми турбинами, аналогичными по мощностям авиационным турбореактивным двигателям.
Предприятия отечественного турбостроения:
| Название | Расположение | Год запуска | Продукция |
|---|---|---|---|
| Калужский турбинный завод | Калуга | 1946 | Паровые турбины и турбоагрегаты малой мощности |
| Киров-Энергомаш | Санкт-Петербург | 1995 | Турбогенераторные установки и газоперекачивающие агрегаты |
| НПО «Искра» | Пермь | 1955 | Газоперекачивающие агрегаты |
| ОДК — Газовые турбины | Рыбинск | 1936 | Газотурбинные двигатели и газоперекачивающие агрегаты |
| Силовые машины | Санкт-Петербург | 2000 | Паровые и гидравлические турбины, турбогенераторы и гидрогенераторы |
| Тюменские моторостроители | Тюмень | 1963 | Газотурбинные двигатели и газоперекачивающие агрегаты |
| Уральский турбинный завод | Екатеринбург | 1938 | Паровые и газовые турбины |
Фотогалерея
- Некоторые виды двигателей
См. также
Изобретателем первого в мире электродвигателя с вращающимся рабочим валом был русский учёный немецкого происхождения Борис Семёнович Якоби[15]. А завод «Электросила» (ныне в составе холдинга «Силовые машины») был первым заводом в России, который освоил производство крупных электрических машин для промышленности[16]. Производством электрических машин (электродвигателей, электрических генераторов, электрических преобразователей (инверторов) и других устройств) занимаются электромашиностроительные предприятия электротехнической промышленности.
Примечания
- ↑ Особенности национального двигателестроения. drom.ru. Дата обращения: 20 апреля 2025.
- ↑ Именем Сталина: на дизеле за первым советским дизелем. auto.mail.ru. Дата обращения: 20 апреля 2025.
- ↑ «Гном и Рон»: как появилось двигателестроение в России?. dzen.ru. Дата обращения: 20 апреля 2025.
- ↑ Долгая дорога в небо: как зарождалось в России производство авиационных двигателей. profile.ru. Дата обращения: 21 апреля 2025.
- ↑ Автор первого советского ТВД мечтал о сверхзвуке (к работам профессора В.В.Уварова). anav.ru. Дата обращения: 20 апреля 2025.
- ↑ Судовой двигатель. bigenc.ru. Дата обращения: 21 апреля 2025.
- ↑ Ракетный двигатель. bigenc.ru. Дата обращения: 21 апреля 2025.
- ↑ Рогозин сообщил о подписании плана создания корпорации ракетного двигателестроения. tass.ru. Дата обращения: 21 апреля 2025.
- ↑ Создание единого холдинга ракетного двигателестроения завершится в ближайшие месяцы. tass.ru. Дата обращения: 21 апреля 2025.
- ↑ В России завершилось формирование холдинга ракетного двигателестроения. tass.ru. Дата обращения: 21 апреля 2025.
- ↑ Паровая турбина. bigenc.ru. Дата обращения: 22 апреля 2025.
- ↑ Газовая турбина. bigenc.ru. Дата обращения: 22 апреля 2025.
- ↑ Гидравлическая турбина. bigenc.ru. Дата обращения: 22 апреля 2025.
- ↑ Какими бывают ветряные турбины. rbc.ru. Дата обращения: 22 апреля 2025.
- ↑ Как Россия стала родиной электродвигателя. rambler.ru. Дата обращения: 20 апреля 2025.
- ↑ Великие заводы России: Электросила. livejournal.com. Дата обращения: 20 апреля 2025.