Двенадцать месяцев

Эта статья входит в число готовых статей
Эта статья прошла проверку экспертом
Материал из «Знание.Вики»
Двенадцать месяцев
Двенадцать месяцев
Жанр пьеса-сказка
Автор Самуил Маршак
Язык оригинала русский
Дата написания 1942 - 1943
Дата первой публикации 1943

«Двена́дцать ме́сяцев» — пьеса-сказка Самуила Маршака, написанная в военных 1942—1943 годах для МХАТа[1]. В её основе сюжет о мачехе, падчерице и волшебстве в новогоднем лесу.

История создания

В основе с пьесы С. Маршака — классический сюжет об испытании падчерицы двенадцатью месяцами в лесу. Этот же традиционный сюжет можно увидеть в прозаической сказке «О двенадцати месяцах» (чеш. «О dvanácti mĕsičkách») чешской писательницы Божены Немцовой. Эта сказка, литературная обработка славянской легенды[2], была напечатана в 1863 году в литературном сборнике «Северная пчела»[3]. Сам Маршак утверждал, что не знал о сказке и писал пьесу, опираясь на мотивы славянской народной поэзии, используя народные славянские сказания «о братьях-месяцах, встречающих у костра новогоднюю ночь»[4].

Когда я писал сказку "12 месяцев" в прозе, я ещё не знал сказки Немцовой, а только задолго до того слышал чешскую или богемскую легенду о двенадцати месяцах в чьей-то устной передаче. Только впоследствии мне стало известно о существовании сказки Немцовой. Ещё дальше отошёл я от богемской (или чешской) легенды в пьесе "Двенадцать месяцев".Самуил Маршак

Сцена из спектакля

В 1943 году Маршак издаёт прозаическую сказку под названием «Славянская сказка в обработке С. Маршака»[2] и в тот же период перерабатывает её, превращая в театральную пьесу[5]. В пьесе, в отличие от сказки, падчерицу отправляют в лес не чтобы погубить её, а потому что старуха и её дочь хотят разбогатеть. В пьесе появляется юная королева, чья внутренняя борьба углубляет сюжет. Также Маршак коренным образом изменил развязку: мачеха и дочка превращены в собак, но им оставлена надежда на спасение[2].

В пьесе, в отличие от прозаического варианта, исчезает географическое уточнение места действия. Перерабатывая материал славянских преданий о встрече девочки с месяцами в канун Нового года, Маршак дополняет его рядом фольклорных сказочных мотивов (например, фантастические силы природы), меняет некоторые детали (например, традиционные для чешской легенды фиалки на подснежники)[5].

Twelve Months, 2010.jpg

Пьеса «Двенадцать месяцев» «в 3‑х действиях и 6‑ти картинах с прологом и эпилогом» была издана в 1943[5], а поставлена в Московском театре юного зрителя в 1947 году, в 1948 году — в МХАТ[4]. Сам автор признавался, что создавал сказку, думая только о МХАТе[1].

«Двенадцать месяцев» — одна из наиболее часто переводимых и издаваемых детских пьес среди зарубежных литературных произведений в Китае[6][7].

Содержание

Маршак переработал фольклорную сказку в пьесу с сюжетом, который в тот момент казался ему особенно важным. Он написал новую сказку, адресованную «новому», советскому читателю-ребёнку[5].

Накануне Нового года юная королева отдала приказ: того, кто принесёт корзину подснежников, она наградит золотом. Королева не просто желает подснежников, она хочет нарушить ход времени по своей личной прихоти[8]. Снежной зимней ночью жадная мачеха с её родной дочерью прогнали падчерицу из дома в лес, чтобы она нашла подснежники, которые цветут только в апреле. Падчерица была в отчаянии, но ей посчастливилось встретить двенадцать братьев, каждый из которых отвечал за свой месяц. Они согласились помочь девочке и по очереди читали заклинания, чтобы наступил январь, потом февраль, март и, наконец, апрель. Падчерица вернулась домой и корзиной подснежников и колечком, подаренным ей Апрелем.

Памятная монета «Дванаццаць месяцаў» («Двенадцать месяцев»)

Пока падчерица спала, её сводная сестра украла колечко и отнесла подснежники во дворец вместе с матерью. Однако жадная и эгоистичная юная королева[7] захотела сама посмотреть место, где зимой растут подснежники, поэтому падчерицу заставляют снова идти в лес. Падчерица пожаловалась королеве, что у неё забрали колечко. Но королева, взяв его у мачехи, бросила в прорубь. Падчерица успела произнести волшебные слова. Из-за этого начали меняться сезоны. Почти все придворные бросили королеву и убежали. Появился Январь и предложил всем загадать по желанию. Королева пожелала вернуться домой, профессор — чтобы времена года были на своих местах, мачеха с дочкой — шубы. Получив шубы, они начали ругаться друг друга, «лаяться», и превратились в собак.

Падчерице месяцы дали сани, запряжённые лошадьми, на которых все смогли уехать из леса. Месяцы помогли добрым людям, которым нужно помочь, и наказали тех, кто этого заслуживал.

Экранизации

Примечания

  1. 1,0 1,1 1,2 Давыдова М. «Двенадцать месяцев» — невесёлое прошлое детской новогодней сказки (5 янв 2022). Дата обращения: 9 августа 2023.
  2. 2,0 2,1 2,2 Сафуанова А. И. Реализация славянского сказочного сюжета о двенадцати. месяцах в сказке Божены Немцовой «О двенадцати месяцах» и пьесе С. Я. Маршака «Двенадцать месяцев» // Русско-славянский диалог: язык, литература, культура : Сборник материалов Международной научной конференции под редакцией Е.Н. Ковтун. — 2018. — С. 96—99.
  3. Русские писатели. Биобиблиографический словарь. Том 1 / Под редакцией П. А. Николаева. — М.: Просвещение, 1990. — С. 418. — ISBN 5-09-003931-3.
  4. 4,0 4,1 Ноткина А. И. Примечания // Маршак С. Я. Собрание сочинений в 8 томах. - Т. 2. - М.: Художественная литература. — 1968. — С. 560—590.
  5. 5,0 5,1 5,2 5,3 Катя Сенне. Старая новая сказка: мифопоэтический подтекст пьесы-сказки С. Маршака «Двенадцать месяцев» // Детские чтения. — 2017. — Т. 12, № 2. — С. 227—245. — ISSN 2304-5817.
  6. Чжао Цзыхан (кит. 赵子晗). Исследование распространения советской драматургии в Китае (кит.: 十七年时期苏联戏剧在中国的传播研究). — Юньнаньская академия искусств, 2020.
  7. 7,0 7,1 Лю Шицзя. Анализ диалогов в драме «Двенадцать месяцев» а основе принципа кооперации // Современный учёный. — 2021. — № 6. — С. 37—40. — ISSN 2541-8459.
  8. Кудряшова А. А., Саленко О. Ю. Образ и мотив времени в детской литературе 1940-х годов («Сказка о потерянном времени» Е. Шварца, «Горячий камень» А. Гайдара, «Двенадцать месяцев» С. Маршака) // Вестник ТГПУ. — 2019. — № 6 (203). — С. 56—62.

Ссылки