Гуцинь

Эта статья прошла проверку экспертом
Материал из «Знание.Вики»
Гуцинь
Струнный инструмент
Gugin -front&back.jpg
Диапазон
(и строй)
Qin note range.PNG
Классификация цитра
Родственные инструменты Ичигенкин, геомунго

Гуци́нь (цинь, ку-цинь, цисянь-цинь) — китайский семиструнный инструмент, который играли со времен древности. Его часто использовали ученые и литераторы как символ тонкости и утонченности. Он ассоциируется с Конфуцием и называется «отцом китайской музыки». Гуцинь не следует путать с гуженгом, другим китайским инструментом[1].

История

Этот музыкальный инструмент изначально назывался «цинь» (琴), но к XX веку это название стало использоваться и для других музыкальных инструментов: цимбалы «янцинь», семейство смычковых струнных инструментов «хуцинь», а также фортепиано («гангцинь») и скрипка («сяотицинь») являются примерами такого использования. «гу-» (古; «древний») было добавлено позже для уточнения, поэтому инструмент теперь называется «гуцинь» или «цисянь-цинь» (七絃琴; «семиструнный цинь»). Иногда его ошибочно называют лютней из-за книги Роберта Ханса ван Гулика. На музыкальных компакт-дисках могут встречаться другие ошибочные классификации, например, «арфа» или «настольная арфа».

Гуцинь — инструмент с ограниченным диапазоном около четырёх октав. Открытые струны инструмента настроены в басовом регистре, самая низкая нота находится на две октавы ниже среднего C. Инструмент издаёт звуки путём перебирания открытых струн, остановленных струн и использования гармоник. Глиссандо — скользящие звуки — придают его звучанию особую окраску. На гучинь 13 «хуэй», представляющих различные позиции на одной струне. Нажатие на разные «хуэй» создает различные звуки. Инструмент способен воспроизводить до 91 гармоники, 13 из которых используются наиболее часто. По традиции у гучинь изначально было пять струн, представляющих гун, шан, цзюэ, чжи, ю в древнекитайской музыкальной системе, но древние инструменты обнаружены только с одной или несколькими струнами. Современный гучинь имеет стабилизированный состав из семи струн. Более 3360 произведений музыки гуцинь древности и империи известны. 7 ноября 2003 года ЮНЕСКО объявила, что китайский гучинь включен в список нематериального мирового культурного наследия. В 2006 году гуцинь был признан национальным нематериальным культурным наследием в Китае. В 2010 году один гучинь был продан за 22 миллиона долларов, став самым дорогим музыкальным инструментом, когда-либо проданным.

По легенде, цинь, самый уважаемый из всех китайских музыкальных инструментов, имеет историю примерно 5000 лет. Считается, что легендарные фигуры древней истории Китая — Фуси, Шеннон и Хуан-Ди, известный как «Желтый Император», имели отношение к его созданию. Эти утверждения повторялись в различных книгах и табулатурах до 20 века, но в настоящее время они рассматриваются как миф. Ссылки на цинь встречаются в китайских письменах, датированных более чем 3000 лет назад, а экземпляры инструмента были найдены в гробницах возрастом около 2500 лет. Точное происхождение цинь остается предметом споров в течение последних десятилетий.

В 1977 году композиция «Flowing Water» была включена в «Золотую пластинку Вояджера» — пластинку, содержащую музыку различных культур, отправленную в космос на космических зондах Вояджер-1 и Вояджер-2. Данное произведение было выбрано благодаря своей тональной структуре, основанной на физических законах вибрации и обертонов, отражающих высокие интеллектуальные способности человечества. В 2003 году музыка гучинь была признана ЮНЕСКО шедевром устного и нематериального наследия[2].

Школы, общества

В музыкальном мире существует множество школ и сообществ, каждое из которых призвано передавать свои уникальные ценности и традиции. Например, в классической музыке существуют различные школы исполнения, такие как русская, немецкая, итальянская и другие, каждая из которых имеет свои особенности и подход к музыкальному искусству.

В джазовой музыке также существуют различные стили и школы, такие как бибоп, фри-джаз, модальный джаз и другие, каждый из которых отличается своими уникальными характеристиками и методами исполнения. Эти различные школы и сообщества играют важную роль в сохранении и передаче музыкальных традиций и ценностей от поколения к поколению.

Кроме того, в различных музыкальных культурах существуют различия в том, как формируются сообщества музыкантов и любителей музыки. Например, в некоторых культурах существуют тесные связи между музыкантами и их слушателями, тогда как в других культурах музыканты могут быть более изолированы от своей аудитории. В целом, разнообразие школ и сообществ в музыкальном мире обогащает культурное наследие и способствует развитию музыкального искусства.

Исторические школы

Многие школы цинь, известные как цинь пай, развивались на протяжении веков. Такие школы обычно формировались вокруг районов, где активность цинь была наибольшей.

Некоторые учебные заведения восходили и затем исчезали, в то время как некоторые имели даже ответвления (например, школа Мэйянь, отделение школы Чжучэн). Часто школу основывал один человек, как, например, школу Ву, названную в честь покойного У Чжаоцзи. Стиль исполнения музыки может значительно отличаться в различных учебных заведениях; некоторые из них схожи, а другие совершенно разные. Часто различия заключаются в толковании музыкальных композиций. Северные школы обычно более акцентированы на технике исполнения, чем южные школы. Но в современном контексте граница между школами и стилями часто размыта, так как музыкант может обучаться у множества различных наставников из разных школ и впитывать в себя каждый из их стилей. Это особенно актуально для учеников консерваторий. Ученики одной школы, обученные у одного наставника, могут при этом развивать свои собственные, индивидуальные стили (например, Чжан Цзыцянь и Лю Шаочунь из школы Гуанлин).

Общества гуцинь

Основная цель ассоциаций цинь заключается в сохранении и передаче древней китайской музыкальной традиции. Встречи в рамках ассоциаций цинь способствуют сохранению и продвижению этого искусства среди молодого поколения. Участники таких собраний могут обмениваться знаниями, опытом и техниками игры на цине, что помогает сохранить и расширить кругозор в области музыкальной культуры. Ассоциации цинь также способствуют поддержке начинающих музыкантов, оказывая помощь и поддержку им в учебе и практике игры на цине. Это позволяет развивать таланты и навыки игроков, делая обучение более доступным и интересным. Участие в ассоциациях цинь также способствует созданию дружественной и поддерживающей атмосферы, где каждый может найти свое место и воплотить свои музыкальные идеи. Наконец, ассоциации цинь способствуют расширению общественного интереса к китайской музыкальной культуре и искусству игры на цине. Они проводят мероприятия, концерты и мастер-классы, чтобы познакомить публику с удивительным миром цинь и его историей. Таким образом, ассоциации цинь играют важную роль в сохранении и продвижении этого удивительного искусства, делая его доступным для всех желающих и вдохновляя новых музыкантов на творчество и самовыражение[3].

Конструкция

Цинь, как инструмент, имеет глубокие культурные и символические значения в китайской традиции. Он считается одним из наиболее благородных инструментов и инструментом аристократии. Игра на цинь считается искусством, требующим глубокого понимания музыки и философии. Умение играть на цинь считается одним из знаков высшего образования и культуры в Китае. Особенности конструкции цинь также имеют свое значение.

Крепление струн на инструменте делается без использования гвоздей или клея, чтобы сохранить естественное звучание и энергетику инструмента. Изготовление цинь — это долгий и трудоемкий процесс, который требует не только опыта, но и тонкой интуиции мастера. Цинь является не только музыкальным инструментом, но и объектом медитации и саморазвития. Мастерство игры на цинь помогает развивать внутреннюю гармонию, сосредоточение и внутренний покой. Звуки цинь считаются имитацией звуков природы и могут помочь человеку достичь состояния гармонии с окружающим миром. Умение играть на цинь считается одним из дорогих даров и уважается в китайском обществе как мудрость и культурное наследие[4].

Примечания

  1. Цинь. Музыкальный словарь. Дата обращения: 29 мая 2024.
  2. Цинь. Большая российская энциклопедия (2017). Дата обращения: 29 мая 2024.
  3. Цисяньцин. Советская энциклопедия : Музыкальная энциклопедия (1982). Дата обращения: 29 мая 2024.
  4. Юнг, Белл. Гуцинь // Последний из китайских литераторов: музыка, поэзия и жизнь царя Те-Юнь. — Гонконг: Издательство Гонконгского университета, 2008. — 214 с. — ISBN 978-962-209-916-6.
WLW Checked Off icon.svg Данная статья имеет статус «готовой». Это не говорит о качестве статьи, однако в ней уже в достаточной степени раскрыта основная тема. Если вы хотите улучшить статью — правьте смело!